Христианский гностик Климент Александрийский пишет: «Величайший урок - это познать самое себя, ведь тот, кто знает себя, знает и Бога». Для гностиков поиск самопознания тождествен поиску познания Бога, ведь раскрывая глубину собственного «я», мы понимаем, что являемся Богом.(
14)
Что это может означать? Звучит странно, ведь мы привыкли к буквалистскому представлению о Боге - всемогущем патриархе и хозяине Вселенной. Для гностиков, однако, Бог - это вездесущее Сознание, внутри которого все является понятием. Это вселенское сознание выражает себя посредством всех сознательных существ. Так что, хотя все мы на первый взгляд кажемся отдельными личностями, как учит Плотин, «в самых сокровенных глубинах»(15) каждого из нас «Сознание неизменно и едино».(16) Это и есть наша общая истинная сущность. Этот и есть скрытый корень того дерева, ветвями которого все мы являемся.(17)
Пользуясь аналогией круга, гностики представляют каждого из нас как радиус, исходящий из общего центра. Сознание Бога изображено как «совместный центр для всех радиусов», - поясняет Дионисий.(18) Бог - «невидимая точка», которая является «источником всего», «основой круга бытия», - учит Симон Маг.(19) «Вы найдете Его в себе, как эту малую точку», - провозглашает христианский мастер Моноим.(20)
Радиусы, символизирующие отдельные души, завершаются на окружности, в отдельных телах. Но центр - общая сущность. Когда мы извне смотрим на психе-тело, каждый из нас кажется отделенным, но наш центр - также и центр всего. Как говорит Плотин, если мы сумеем «через собственный центр понять центр всех центров», то откроем, что наше сознание едино с Сознанием Бога.(21)
Моноим представляет неделимую сущность как обладателя множества лиц и множества глаз.(22) Плотин предлагает нечто подобное: «Вообразите себе живую прозрачную сферу, играющую разноцветными лучами, или массу соединенных в одно целое живых, прозрачных всяческих лиц».(23) Каждая линия, исходящая из центра круга, начинается в едином Сознании Бога и реализуется в отдельной человеческой форме - лице или образе Бога.