Скорби в христианстве
Откуда же разговор о скорбях? Скорби в Новом Завете - это гонения (архим. Йаннуарий Ивлиев, Беседы на 1 Фесс.). Это не наши психологические состояния (такие состояния были бы расценены как то, что человек просто не живет в Духе Святом, в нем этот Дух угас или оскорблен грехами).
И вот ключевое место - послание Евреям, 12 глава.
"Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны".
Но как это понимать? Просто как душевные скорби? Опять нет.
Как наказание за конкретный грех. Скажем, грешил и заболел - терпи, не ропщи (1 Кор. 11:29-32). Но если покаешься, вернешься к жизни в радости.
"
Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления...
Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем" (Пс. 31:7, 10,11)
Это вера Библейская, Новозаветная.
А вот потом начинается проникновение стоицизма. В стоицизме, действительно, есть свое богословие страданий. И своя аскеза. Но! Мы утратили ключ к пониманию этих текстов. То, что пишет, к примеру, Марк Аврелий о смерти, кажется нам черной меланхолией. А на самом деле это особое упражнение по отстранению от себя, - равно как и созерцание космоса - это не физика, а сдвиг перспективы с себя любимого на мир, сотворенный Богом.
Отцы-то это знали, потому что сами выросли в атмосфере античности. А мы не знаем. И когда мы как попки повторяем эти античные, в общем-то, слова о страданиях, это не выводит нас из замкнутости на себе, а напротив, в нее только погружает.
Мы становимся созерцателями своих страданий, - вместо того, чтобы оторвать взгляд от себя и повернуть лицо к Богу.
А гомосексуал, который,
согласно Аардвегу, привык к жалости к себе, радостно цепляется за эти слова о скорбях, и начинает их культивировать, и тем самым все больше погружается в созерцание себя - а не Бога. Хотя помощь в РДКБ или кормление бездомных показали бы ему, что такое настоящие страдания.
Что делать?
Я на основании собственного опыта и советов с действительно знающими людьми предложил бы православным христианам 3 вещи.
1. Читать Евангелие и Псалмы, на них стоить свою духовную жизнь. Все остальное комментарии, которые мы подчас не можем правильно понять, потому что уже живем в другой культурной ситуации, и нам требуются совсем другие комментарии подчас.
2. Учиться благодарить. Благодарность должна стать неотъемлемой частью молитвы, и с нее нужно начинать. Молитвы Утрени и Вечерни (не путать с молитвословом, именно храмовые молитвы) все состоят из надежды и благодарности.
3. А на самом деле, быть может, первое, - найти хороших учителей, которые не просто повторяют то, что сказали другие, без внутреннего понимания, а имеющих опыт жизни с Богом.