Из книги А.Медингера. Возмужание: снова в путь!
7. Что же такое мужественность?
Мужское и женское
Ранее я сказал, что мужчина отличается от женщины и физически, и в том, как он строит отношения. Мы только что разобрали физические отличия, теперь приступим к разбору отличий с точки зрения отношений. Для этого нам потребуется поразмышлять над тем, что такое мужское и женское, маскулинность и феминность.
Можете ли вы дать определение понятиям «
мужское начало», «
маскулинность»? Полагаю, почти у каждого читателя этой книги есть ощущение мужского начала. И, если вы из числа преодолевающих гомосексуальность, я допускаю, что вы обладаете повышенной чувствительностью ко всему мужскому. Но если вы не читали каких-либо книг на эту тему или не размышляли об этом достаточно глубоко, я сомневаюсь, что вам под силу
дать определение, что же такое маскулинность. Безусловно, вы можете привести некоторые мужские качества, такие как сила, мускулы, низкий голос, властные жесты, жесткость, уверенность в себе, но можете ли вы дать определение мужскому началу? Откуда оно берется? Есть ли какой-то характерный признак, некий источник мужественности, мужских качеств, к которому одни имеют больше отношения, чем другие?
Почти все мужчины с гомосексуальной ориентацией действительно обладают повышенным ощущением мужского начала, и это ощущение может проявляться в амбивалентном поведении. Легко представить себе женоподобного гея, подтрунивающего над простоватым здоровяком, но в то же время готового душу продать только за то, чтобы приклонить свою голову к мужской груди и почувствовать себя в крепких мужских объятиях. В гей-сообществах эта тяга к мужскому выражается зачастую в гиперболизированном виде: обтягивающие джинсы, футболки, из-под которых выпирают накачанные мускулы, грубое, хозяйское поведение. «Кожаные фантазии» - фактически пародия на действительную мужественность, и хотя большая часть гомосексуалистов не вовлечены ни в них, ни в садомазохизм, эта часть гей-субкультуры весьма заметна, поскольку предлагает символы жесткой, сильной, грубой мужественности, привлекательной для многих гомосексуалистов.
По моим наблюдениям и собственному прошлому опыту, жажда мужского у многих мужчин - это основная движущая сила, подпитывающая их гомосексуальность. Чтобы обуздать эту силу, нам необходимо понять, к чему же на самом деле нас так влечет. Что подлинно мужское, предназначенное нам Богом, скрывается за этими сексуальными символами мужественности? Если мы это узнаем, если обнаружим, что это может принадлежать нам, то мы обретем ключ к двери, которая ведет из гомосексуальности к возмужанию.
Рассуждая о мужественности, я буду опираться на мысли Лиэнн Пэйн, изложенные в уже упоминавшейся книге «Кризис маскулинности». Лиэнн предложила теорию, которую у меня получилось обратить в жизненный опыт. Этим опытом я и делюсь здесь. Вместе с тем, вам было бы полезно самостоятельно прочесть книгу и окунуться в ее глубину.
Маскулинность труднообъяснима, ведь она нематериальна – это не плоть и не кровь. Это не мускулы, но и не сила, не энергия, которую можно было бы выразить количественно. Строго говоря, я не уверен, что это можно описать даже на языке духовности. В попытках дать определение мужественности мы ходим по замкнутому кругу: «Маскулинность – это нечто свойственное мужчинам. А мужчины — это существа, обладающие мужскими качествами». Тем не менее, мы можем справиться с этим затруднением. Я предложу здесь три утверждения, с которыми, я думаю, смогут согласиться большинство читателей. Это послужит нам фундаментом для последующего разговора о маскулинности.
Во-первых, маскулинность, мужское начало можно понять лишь в сравнении с женственностью, феминностью. Ведь и тьму мы можем понять в сравнении со светом, холод — в сравнении с теплом. С одной стороны, они противоположны друг другу, с другой – взаимно дополняют друг друга. Они как бы находятся на разных полюсах одной координатной плоскости, и одно дает значение другому. Впрочем, позднее мы увидим, что эти аналогии несовершенны: например, где больше света, там нет тьмы, а где больше тепла, тем меньше холода, однако, где больше мужественности, там необязательно меньше женственности.
Во-вторых, различия между мужским и женским не исчерпываются сексуальными различиями. Во многих словарях не проводится различия между гендером (психологическим полом) и сексуальным полом; однако, чтобы понять, что значит быть мужчиной, это различие необходимо увидеть. В книге К.С.Льюиса «Переландра» главный герой Рэнсом говорит:
Разделение на мужское и женское - первичная реальность, тогда как сексуальные различия вторичны. Сексуальные различия – это лишь одна из форм проявления в живой природе фундаментального различия между мужским и женским, лишь слабый отблеск этого. Различия между мужскими и женскими особями в размере, форме, роли в размножении лишь отчасти отражает эту фундаментальную полярность, а иногда и отражают неверно, лишь запутывая нас
http://overcoming-x.ru/forum/file:/...т Прео/Медингер/Медингер Возмужание.doc#_edn1.
Льюис говорит, что понятие гендера гораздо шире понятия сексуального пола. Универсальность пола, его укорененность в чем-то высшем проявляется в нашей склонности присваивать мужской или женский род даже неодушевленным предметам, что находит отражение в языке: ложка – «она», а нож – «он». И это отражает некую глубинную интуицию.
В-третьих, Бог заключает в Себе и мужское начало, и женское, одновременно являясь источником и того, и другого. Такое понимание я почерпнул из книг Эрла Фокса, особенно из его книги «Сексуальность в Библии и борьба за науку»[ii]. Универсальность мужского и женского и объясняется тем, что Бог заключает их в Себе. Все творение так или иначе отражает своего Творца, поэтому наблюдаемое в творении разделение на мужское и женское проистекает из Него. Писание ясно говорит, что Бог — не человек, поэтому Он не может быть ни мужского рода, ни женского. Но Ему свойственны те качества, которые отражаются в нас, мужчинах и женщинах, сотворенных по Его образу. В дальнейшем, когда мы дадим определение маскулинности и феминности, мы поймем, почему Бог в Писании говорит о Себе в мужском роде. А пока определим мужское и женское через противопоставления, а затем рассмотрим, как это понимание может открыть нам путь к мужественности.
Мужчины ориентированы вовне, женщины ориентированы на внутреннее
Мужчины обращены к миру, они ориентированы на вещи, они исследуют, покоряют. Мужская энергия направлена на физическое преобразование мира: измерять, двигаться, строить, завоевывать. Женщины обращены внутрь - к чувствам, ощущениям, пониманию в самом глубоком смысле. Их энергия направлена на отношения, на то, чтобы быть вместе, опекать и помогать. Вместо движения навстречу миру женственность притягивает окружающий мир к себе. И мужчины, и женщины ориентированы на отношения, но мужское начало связано с физическим общением - работой или игрой, тогда как женственность связана с тем, чтобы просто быть вместе. Другими словами, мужское - делать, женское — быть. Тело мужчины предназначено для мужских занятий: его размеры, сила, аналитичность и раздельность мышления более пригодны для действий вовне, направленных на внешние объекты. Женское же тело с его способностью к деторождению и кормлению, лучшая интуиция и способности к общению делают женщину лучше приспособленной к женским видам деятельности. Даже наши половые органы устроены так, что мужские направлены вовне, женские - внутрь. Он входит в женщину, она принимает его.
Для мужчин характерно постоянно что-то затевать; сущность женщины — откликаться
Это второе понимание мы также находим у К.С. Льюиса. Именно мужское начало побуждает начать новое дело, переехать в другое место, предложить вступить в брак. Женское в нас откликается на то, чтобы помочь, ободрить, поддержать чей-то план или идею. Мужское любит начинания, женское радуется возможности помочь и послужить. Мужское предлагает, женское отвечает. Из этого видим, почему Бог Отец говорит о Себе в мужском роде. Он - главный зачинатель вещей, первый инициатор. Все исходит из Него. Он есть Альфа. В наших взаимоотношениях с Иисусом Он - жених, а мы — невеста, и иначе быть не может. Мы можем только отвечать Иисусу, мы не можем быть для Него инициаторами. С другой стороны, Иисус проявляет свойственное женскому началу послушание Отцу. Снова, цитируя К.С. Льюиса, Бог «настолько мужествен, что мы все женственны в отношениях с Ним»[iii].
Мужская власть, женская сила
Это третий контраст, который поможет нам понять тайну мужского и женского начала, хотя здесь есть некоторая трудность. Мужчина обладает властью, женщина — силой. Но не противоречит ли это физическим законам, по которым мужская природа обладает силой, превосходящей женскую? Противоречит лишь в том случае, если мы имеем в виду физическую силу. Но это не единственная сила в нашем мире. Есть сила, поднимающая сто килограммов веса или открывающая банки с огурцами. Но есть также и сила, пребывающая всегда, неколебимая, подобная клею или сварке, которая все держит. Это сила женственности, которая почти во всех культурах держит семью. Она устраивает домашний очаг, она старательно устанавливает взаимоотношения между мужем, женой и детьми, она присутствует более в женщине, нежели в мужчине.
Чтобы лучше понять власть и мужское начало, снова посмотрим на Бога: Он — главная власть, первый авторитет. Это Он определяет, как нам следует жить. Однако Он и источник жизни, и ее питание (женское начало). Он держит нас в Своих руках и насыщает нас день за днем. Фокс обращает внимание на многозначительную связь между Богом Отцом и Его властью.
Еврейское слово «отец» - это «ав», как, например, в имени Авраам - «отец множества», или «авва» - «отче». Основной смысл «ав» - это «тот, кто решает». В этом смысле Бог — это Тот, Кто решает все, абсолютный Отец[iv].
Основная структура, в которой существуют взаимоотношения, - это семья. В семье мужчине (мужу и отцу) дана роль «ав» - того, кто решает. Бог снабдил мужчину физической силой и способностью принимать решения, чтобы он мог распоряжаться этой властью в защите семьи от враждебных сил, обеспечивая ее благополучного существования.
Мужское — истина, женское — милость
Есть и четвертое отличие между мужским и женским началом. Мужскому свойственно стремление к истине, женскому — к милости. Позвольте пояснить эту мысль примером. Однажды я с моей женой Виллой, молодой супружеской парой и их дочкой поехали в аквариум рядом с Фортом Фишер в Северной Каролине. Вилла спросила меня: «Можем ли мы сказать, что Сара — наша внучка?» Она хотела, чтобы молодые супруги сэкономили на билете. Дело в том, что мы с Виллой состоим в штате Балтиморского зоопарка, что дает нам и нашим внукам право свободного посещения всех аквариумов и зоопарков Северной Каролины. «Нет!» - воскликнул я с деланым возмущением. - «Я не собираюсь лгать и рисковать душой из-за двух долларов!» Этим ответом я задел Виллу, но и выразил свои убеждения, намерение жить по принципам. В предложении же Виллы было желание помочь молодым (хотя позже я подумал, что, зная, какова будет моя реакция, она просто хотела немного поддразнить меня). И Вилла, и я играли свои роли: моя была в том, чтобы держаться истины или принципов; ее — в том, чтобы проявить любовь или милость.
Подобный контраст между мужским и женским стал темой не одной пьесы. Отец узнает, что сын совершил ужасное преступление, и понуждает его сдаться властям. Мать умоляет его не делать этого. Мужское начало действует по принципам, женское движимо состраданием. Мужскому свойственно действовать в долгосрочной перспективе, женскому – отзываться на потребности текущего момента. Маскулинность отражает стремление к истине, феминность — к любви. Отсутствие гармонии между тем и другим в одном человеке может привести к большому несчастью, сформировав из него либо бездушного законника, либо беспринципного либерала.
Фредерика Мэдьюс-Грин, журналистка из «Христианство сегодня», утверждает, что «классический образ мужского правосудия — это грубый, слепой легализм. Принято считать, что женщины смягчают его состраданием, признавая изменчивость, различия и призывая к милосердию». Она обращает внимание на потенциальную опасность для обеих сторон: «Тогда как холодный легализм ослепляет мужчин, женщин подводит стремление все объяснить и извинить»[v]. Я не вижу иной области, где сопряженность мужского и женского была бы более необходима и где равновесие достижимо труднее всего.
Человек, строго держащийся принципов, считает других людей слабыми. Человек, склонный к милосердию, видит других бессердечными. Оба качества совершенным образом сосуществуют только в Боге и ни в ком ином. В Псалме 84:11 сказано, что в Боге «милость и истина встретятся».
Итак, у нас есть набор качеств, которые мы определили как мужские: направленность на внешнее, способность инициировать, властвовать и принимать решения, а также стремление к истине, — и все они едины в одном: они предполагают активность, действие. Есть также набор качеств, которые мы определили как женские: способность откликаться, направленность на внутреннее, сила, дающая и питающая жизнь, и большая склонность к милосердию, - объединенные также одной сутью: быть. Хотя точное определение того, что свойственно мужскому и женскому, дать весьма трудно, я не сомневаюсь, что большинство из нас могут при встрече отличить мужское начало от женского. Мы интуитивно понимаем, что оба начала благи, потому что оба исходят от Бога.
Мужское и женское в мужчине и женщине
Сейчас я предлагаю соотнести понимание мужского и женского с конкретной жизнью, с тем, как это проявляется в мужчинах и женщинах. О чем думал Бог, создавая человечество разделенными на мужчин и женщин? Из-за чего некоторые из нас отклонились от первоначального замысла? Разобраться в этом нам помогут три довольно простых принципа. Каждому человеку, и мужчине и женщине, присущи и мужские, и женские качества, однако в замысле Божием в мужчине должно превалировать мужское, а женское — в женщине. Мужская гомосексуальность свидетельствует о том, что мужчине не удалось развить в себе мужские качества.
Мужское и женское присутствует во всех
Итак, первый принцип: всем людям присущи оба начала. Во-первых, благодаря тому, что мы сотворены по образу Божьему, а в Боге есть и мужское начало, и женское. Во-вторых, Бог говорит о браке как о союзе одной плоти, а не о двух соединившихся половинках. До женитьбы я не был получеловеком, моя жена - тоже. Но в результате нашего брака произошло нечто таинственное, чудесное, чего прежде никогда не существовало. Вместе мы отображаем Бога гораздо полнее, чем порознь, однако каждый из нас был образом Божьим с момента своего зачатия. В практическом смысле каждый из нас призван и способен в определенное время проявлять как мужские, так и женские дары. Временами — с моими детьми или внуками - мне приходится быть кормильцем, временами — откликаться, находясь под чьей-то властью. Представим, что бы получилось, если бы женщина была полностью лишена мужских качеств. Полностью обращенная внутрь, податливая, морально неустойчивая - она не смогла бы справляться с жизнью ни вне брака, ни в роли жены и матери, будучи полностью зависимой от мужа. А мужчина, не обладающий женским началом? Неотзывчивый, далекий от способности чувствовать и понимать глубину жизни, он скатился бы до состояния животного, принося окружающим только страдания.
Мужское преобладает в мужчинах, женское — в женщинах
Убедительным доказательством здесь служит наше тело. Большая, чем у женщин, физическая сила дает мужчине возможность лучше справляться с враждебным миром. Этот мир можно представить в трех образах: либо в виде поля, которое нужно вспахать, либо в виде тигра, которого нужно убить, или врага, от которого нужно защитить свой дом. Мозг мужчины лучше устроен для того, чтобы сконструировать мост или дом, разработать стратегию для достижения поставленной цели. Его способность разграничивать мышление, отделять анализ от чувств, позволяет ему лучшим образом сосредоточиться на объективной истине. Даже более крупные размеры способствуют его призванию инициировать и повелевать.
Женское тело, более мягкое, делает ее превосходной кормилицей. Ее интегрированное и интуитивное мышление позволяет ей лучше откликаться на нужды и проблемы окружающих.
В главе шестой я упоминал четыре главных принципа, касающихся мужчин и женщин, которые можно увидеть в Писании. Краткий обзор предписанных Богом ролей, упоминаемых в Библии, подтверждает истину о преобладании мужского начала в мужчине и женского — в женщине. Марии была предназначена роль выносить, родить и вскормить Сына Божьего. Роли священников и царей, роль властителей, всегда отдавалась мужчинам. С другой стороны, роли пророков и судей могли исполнять как мужчины, так и женщины, поскольку через них проявлялись мужская истина и женское понимание. Апостолами, посланными проповедовать Евангелие миру, были мужчины, но именно женщины помогали им, и ранняя церковь часто собиралась в домах женщин.
http://overcoming-x.ru/forum/file:/...рео/Медингер/Медингер Возмужание.doc#_ednref1 C.S. Lewis, Perelandra (New York: Macmillan, 1944), 200.
[ii] F. Earle Fox, Biblical Sexuality and the Battle far Science (Alexandria, Va.:
Emmaus Ministries, 1988). Доктор Фокс, священник епископальной церкви, в течение многих лет прозорливо выступал по вопросам сексуальности в церкви и обществе. В настоящее время он является директором Transformation Christian Ministries, отделения «Исхода» в Вашингтоне.
[iii] C. S. Lewis, That Hideous Strength (New York: Macmillan, 1946), 316.
[iv] Fox, Biblical Sexuality, 92.
[v] Frederica Mathewes-Green, "Men Behaving Justly," Christianity Today (17
November 1997): 45.