Острые вопросы веры

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
Индиго, спасибо!
Владимир, но позвольте: в РПЦ меня учили, что надо считать себя "хуже всех" и думать так: "все спасутся, а я один в ад пойду", во всех видеть только достоинства, а в себе - только недостатки. Я вот рьяно этому следовал в свое время. В результате самооценка упала "ниже плинтуса", зато депрессия прекрасно расцвела.

Марко, боюсь, у нашего брата депрессия развивается независимо от того, в какую церковь он попадает, если в его состоянии ничего не меняется.

а чтобы не развивалась, надо молиться, поститься и слушать радио Радонеж (ремикс о. Петра Мещеринова) :D))
 
Последнее редактирование:

Миротворец

Участник
Марко, боюсь, у нашего брата депрессия развивается независимо от того, в какую церковь он попадает, если в его состоянии ничего не меняется.

Вот именно! Если человек предрасположен к депрессии, она у него будет независимо от того, к какой Церкви он принадлежит, и принадлежит ли вообще.

Некоторые почему-то думают, что христианство - это непрерывное веселье, эйфория, здоровье, достаток, успех. И идут в Церковь не к Богу, а в надежде получить всё это от Бога. На самом деле настоящее христианство - это наоборот, всегда труд, боль, скорби, страдания - и только изредка "радости скупые телеграммы" (цитата из песни "Надежда" Добронравова-Пахмутовой). Это не когда тебя любят, а когда ты любишь. Это Крестный путь на Голгофу, вслед за Христом. А отсутствие скорбей - это как раз явный признак богооставленности.
 
Последнее редактирование:

Speranza

Активный участник
Некоторые почему-то думают, что христианство - это непрерывное веселье, эйфория, здоровье, достаток, успех. И идут в Церковь не к Богу, а в надежде получить всё это от Бога. На самом деле настоящее христианство - это наоборот, всегда труд, боль, скорби, страдания - и только изредка "радости скупые телеграммы" (цитата из песни "Надежда" Добронравова-Пахмутовой). Это не когда тебя любят, а когда ты любишь. Это Крестный путь на Голгофу, вслед за Христом. А отсутствие скорбей - это как раз явный признак богооставленности.
Вот я прямо чувствую, что это нуждается в комментарии.

Да, глупо думать, что церковь или Бог - это такая волшебная таблетка от всяких несчастий, пришел - и хоп, все хорошо стало, помолился - и хоп, все желания исполнились. Этого никогда не будет. Но подход, что "христианство - всегда боль, труд, скорби" и "отсутствие скорбей - признак богооставленности" рождает, имхо, некую привычку к духовному мазохизму, я бы так это назвала. Когда у человека депрессия, жизнь не клеится, отношения с людьми не очень, любви нет - но он, вместо того, чтоб думать, где и что нужно поменять, продолжает вариться в том же самом, считая свою состояние нормой. Или считает, что это ему по грехам, и надо больше усердствовать в вере, поститься, молиться (и слушать радио Радонеж), но ведь, фишка-то в том, что, может, и по грехам - но делать надо что-то новое, и по-другому. Старые способы и методы к новому не приведут.
А на что ориентироваться в жизни, если не на субъективное ощущение счастья? Христианнее, конечно, ориентироваться на счастье людей рядом, но с этим ошибиться еще легче, имхо, это раз, а два - обычно люди не бывают счастливы рядом с депрессивным и замученным скорбями человеком. И ему не из чего давать любовь, когда он сам пуст. Какие-то физические действия, милостыня, волонтерство - это, конечно, хорошо, но большинство людей вокруг нас страдают от нехватки любви, а не от каких-то физических лишений.
"Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи". Я бы перефразировала - стань счастливым сам, и тогда ты сможешь сделать счастливым кого-нибудь еще. А остальное все имеет мало смысла. Духовная опустошенность и несогласие человека внутри себя не признак богоприсутствия.

Это я больше про душевные скорби говорю. Какие-то объективно независящие от нас беды - вопрос чуток отдельный.
 

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
Миротворец, соглашусь с необходимостью труда, и с тем, что приходить к Богу имеет смысл ради Него Самого, а не ради Его даров.

Но не могу согласиться с тем, против чего и писал Марко, что соотношение должно быть таким: "всегда труд, боль, скорби, страдания - а радости только скупые телеграммы".

О скорбях и радости в православном христианстве

По опыту и моему личному, и церковному (насколько я знаю богословие нашей Церкви), в разные периоды жизни соотношение скорбей и радости бывает разным.
Скажем, Евангелие переводится как Добрая весть. И начинается все с того, что "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное" (Лк.4:18-19) Евангелие - это весть надежды, исцеления, освобождения. Не терпения скорбей!
Когда человек обращается к Богу, звучит фраза: "Ныне пришла радость дому сему!"
И лишь только на 3 (!) год Христос начинает открывать ученикам, что Ему надлежит много пострадать...
Но и тут: "Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет...Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин.16:20-22)
Так что по воскресении - апостолы снова в радости (Лк. 24:52). И читая Деяния, мы видим, что первые несколько лет до гонений проходят в радости и страхе Божием. Потом (с 4 главы)- период прохождения через скорби. Но все равно - доминирует радость. И к этому неоднократно призывает апостол Павел. Даже сидя в тюрьме, в неизвестности, он радуется.
Посмотрите на фотографии о. Виктора Мамонтова. Да, труд там был еще какой. Но лицо - всегда почти радостное, глаза светятся.

Христианство в целом - жизнь в радости.
 

Вложения

  • 14963152_630869570425995_3039154712055826722_n.jpg
    14963152_630869570425995_3039154712055826722_n.jpg
    71,3 KB · Просмотры: 3
  • 14947579_1324144124286990_3369472135715789575_n-600x401.jpg
    14947579_1324144124286990_3369472135715789575_n-600x401.jpg
    41,1 KB · Просмотры: 3

Миротворец

Участник
Speranza, в моем последнем посте первый и второй абзац никак не связаны между собой :)
Я написал две независимые друг от друга мысли :)

Владимир.
Скорбь и уныние - это не одно и то же. Можно терпеть скорби и при этом радоваться.

И вообще, я попытался передать своими словами то, что наш батюшка сказал на последней проповеди. Может быть, не совсем корректно у меня это получилось. Я уважаю Ваш опыт, но мой опыт говорит о другом. До того, как я начал регулярно причащаться в апреле 2012 года, я был абсолютно здоровым человеком. У меня нигде ничего не болело. После этого я стал фактически инвалидом - сейчас работаю на полставки, да и то с трудом. Эта болезнь очевидно дана мне для чего-то Господом, для чего - я пока до конца не понял, но уже есть первые положительные плоды этой болезни.
 

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
Скорби в христианстве

Откуда же разговор о скорбях? Скорби в Новом Завете - это гонения (архим. Йаннуарий Ивлиев, Беседы на 1 Фесс.). Это не наши психологические состояния (такие состояния были бы расценены как то, что человек просто не живет в Духе Святом, в нем этот Дух угас или оскорблен грехами).

И вот ключевое место - послание Евреям, 12 глава.
"Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны".

Но как это понимать? Просто как душевные скорби? Опять нет.
Как наказание за конкретный грех. Скажем, грешил и заболел - терпи, не ропщи (1 Кор. 11:29-32). Но если покаешься, вернешься к жизни в радости.

"Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления...
Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем"
(Пс. 31:7, 10,11)

Это вера Библейская, Новозаветная.
А вот потом начинается проникновение стоицизма. В стоицизме, действительно, есть свое богословие страданий. И своя аскеза. Но! Мы утратили ключ к пониманию этих текстов. То, что пишет, к примеру, Марк Аврелий о смерти, кажется нам черной меланхолией. А на самом деле это особое упражнение по отстранению от себя, - равно как и созерцание космоса - это не физика, а сдвиг перспективы с себя любимого на мир, сотворенный Богом.
Отцы-то это знали, потому что сами выросли в атмосфере античности. А мы не знаем. И когда мы как попки повторяем эти античные, в общем-то, слова о страданиях, это не выводит нас из замкнутости на себе, а напротив, в нее только погружает. Мы становимся созерцателями своих страданий, - вместо того, чтобы оторвать взгляд от себя и повернуть лицо к Богу.

А гомосексуал, который, согласно Аардвегу, привык к жалости к себе, радостно цепляется за эти слова о скорбях, и начинает их культивировать, и тем самым все больше погружается в созерцание себя - а не Бога. Хотя помощь в РДКБ или кормление бездомных показали бы ему, что такое настоящие страдания.

Что делать?
Я на основании собственного опыта и советов с действительно знающими людьми предложил бы православным христианам 3 вещи.
1. Читать Евангелие и Псалмы, на них стоить свою духовную жизнь. Все остальное комментарии, которые мы подчас не можем правильно понять, потому что уже живем в другой культурной ситуации, и нам требуются совсем другие комментарии подчас.
2. Учиться благодарить. Благодарность должна стать неотъемлемой частью молитвы, и с нее нужно начинать. Молитвы Утрени и Вечерни (не путать с молитвословом, именно храмовые молитвы) все состоят из надежды и благодарности.
3. А на самом деле, быть может, первое, - найти хороших учителей, которые не просто повторяют то, что сказали другие, без внутреннего понимания, а имеющих опыт жизни с Богом.
 

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
Я уважаю Ваш опыт, но мой опыт говорит о другом. До того, как я начал регулярно причащаться в апреле 2012 года, я был абсолютно здоровым человеком. У меня нигде ничего не болело. После этого я стал фактически инвалидом - сейчас работаю на полставки, да и то с трудом. Эта болезнь очевидно дана мне для чего-то Господом, для чего - я пока до конца не понял, но уже есть первые положительные плоды этой болезни.

Вот, это уже другой разговор, когда вы ссылаетесь на свой опыт.
Здесь хочется только помолиться за вас и пожелать и дальше так принимать это.

Отлично, что вы провели различие между скорбями и унынием. Я думаю, это уточнение весьма плодотворно для последующей дискуссии.
 
Последнее редактирование:

Миротворец

Участник
Скорби в христианстве

Откуда же разговор о скорбях? Скорби в Новом Завете - это гонения (архим. Йаннуарий Ивлиев, Беседы на 1 Фесс.). Это не наши психологические состояния (такие состояния были бы расценены как то, что человек просто не живет в Духе Святом, в нем этот Дух угас или оскорблен грехами).

И вот ключевое место - послание Евреям, 12 глава.
"Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны".

Но как это понимать? Просто как душевные скорби? Опять нет.
Как наказание за конкретный грех. Скажем, грешил и заболел - терпи, не ропщи (1 Кор. 11:29-32). Но если покаешься, вернешься к жизни в радости.

"Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления...
Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем"
(Пс. 31:7, 10,11)

Это вера Библейская, Новозаветная.
А вот потом начинается проникновение стоицизма. В стоицизме, действительно, есть свое богословие страданий. И своя аскеза. Но! Мы утратили ключ к пониманию этих текстов. То, что пишет, к примеру, Марк Аврелий о смерти, кажется нам черной меланхолией. А на самом деле это особое упражнение по отстранению от себя, - равно как и созерцание космоса - это не физика, а сдвиг перспективы с себя любимого на мир, сотворенный Богом.
Отцы-то это знали, потому что сами выросли в атмосфере античности. А мы не знаем. И когда мы как попки повторяем эти античные, в общем-то, слова о страданиях, это не выводит нас из замкнутости на себе, а напротив, в нее только погружает. Мы становимся созерцателями своих страданий, - вместо того, чтобы оторвать взгляд от себя и повернуть лицо к Богу.

А гомосексуал, который, согласно Аардвегу, привык к жалости к себе, радостно цепляется за эти слова о скорбях, и начинает их культивировать, и тем самым все больше погружается в созерцание себя - а не Бога. Хотя помощь в РДКБ или кормление бездомных показали бы ему, что такое настоящие страдания.

Что делать?
Я на основании собственного опыта и советов с действительно знающими людьми предложил бы православным христианам 3 вещи.
1. Читать Евангелие и Псалмы, на них стоить свою духовную жизнь. Все остальное комментарии, которые мы подчас не можем правильно понять, потому что уже живем в другой культурной ситуации, и нам требуются совсем другие комментарии подчас.
2. Учиться благодарить. Благодарность должна стать неотъемлемой частью молитвы, и с нее нужно начинать. Молитвы Утрени и Вечерни (не путать с молитвословом, именно храмовые молитвы) все состоят из надежды и благодарности.
3. А на самом деле, быть может, первое, - найти хороших учителей, которые не просто повторяют то, что сказали другие, без внутреннего понимания, а имеющих опыт жизни с Богом.

Это цитата откуда-то?

В моём любимом 33 псалме есть такие слова: "Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь". Здесь как раз и говорится, что если человек ведет правильную (или праведную) жизнь, то терпит много скорбей. И тут же даётся обетование, которое вселяет надежду на избавление от этих скорбей: "И от всех их избавит я Господь". Праведные Захария и Елисавета всю жизнь молили Господа, они очень скорбели о том, что у них нет детей, и только в глубокой старости Бог исполнил Своё обетование. Но кто из нас может назвать себя праведным? Может, священники, монахи, владыки, патриарх? Никто не праведен перед лицем Господа. "Всяк человек ложь" - это уже из другого Псалма. И мои сообщения выше тоже не стоит воспринимать как абсолютную и непреложную истину. Абсолютная Истина написана в Евангелии, там и только там. Более того, я беру свои слова про "радости скупые телеграммы" обратно. Тут я ненароком сказал ложь. Простите меня.
 

Indigo

Участник
Команда форума
А вот вопрос - верующие-же обращены к Господу, живут Им. У вас не теряется интерес к миру? К жизни в нем?
По-идее теряется у некоторых - отсюда монастыри. Понятно что вы не гностики с нашим восприятием мира как сущего,
которое остается терпеть, но все-же. Как вы живете тут, или просто терпите?

давай убежим, давай улетим
увидим весь мир своими глазами
с тобой навсегда, туда где тебя
никто никогда не тронет руками



 

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
А вот вопрос - верующие-же обращены к Господу, живут Им. У вас не теряется интерес к миру? К жизни в нем?
По-идее теряется у некоторых - отсюда монастыри. Понятно что вы не гностики с нашим восприятием мира как сущего,
которое остается терпеть, но все-же. Как вы живете тут, или просто терпите?

В христианстве был один Человек, обращенный к Богу всецело - это Иисус.
И Иисус не потерял вкуса к жизни. Все Его примеры - про воробьев, про лилии, про жатву, про торговлю, про строительство, - показывают, что Он вовлечен в жизнь этого мира.
Ну а дальше было по-разному.
Были египетские пустынники, которые пытались на собственном опыте понять, где границы наших человеческих возможностей - в сне, еде, молитве. Но при этом откладывающие молитву, если к ним приходят гости - братья важнее.
Были такие титаны риторики, как Златоуст, до которых нынешним Трампам и Клинтон как до звезды. Но именно Златоуст становится самым деятельным реформатором Церкви на основах справедливости и милосердия - и сам за это пострадавший.
А вот про русскую святость писатель Борис Зайцев пишет, что от образа преп. Сергия доносится аромат сосновой стружки. Он всегда трудится, дружит с медведем и волком, общается с князьями и простолюдинами, а из его учеников вырастает преп. Андрей Рублев...
Были святые, уходившие от мира. Некоторые - в пещеры, где их никто не знает, и там несут подвиг молитвы за мир. Но вот, например, Феофан Затворник. Начнем с того, что он до затвора успел побывать в начальником русской миссии в Палестине, ректором Санкт-Петербургской академии и епископом, - так что после такой напряженной административной жизни уединение почти естественно. А каков у него был затвор? Я был у него в келье под Рязанью. Там есть и телескоп, и фисгармония - он выписывает из Европы новейшие труды по психологии, читает Дарвина, занят переводами и перепиской. Это жизнь гораздо более полная, чем у многих офисных служащих сегодня...
Ну про о. Александра Меня стоит говорить? Думаю, обширность его интересов - литература, музыка, поэзия, вкупе с основной специальностью биолога говорят сами за себя.

И при этом я сейчас говорил о тех, кто выделяется именно как святой или праведник, среди православных.
А сколько было тех, кто были просто верующими, и при этом жили жизнью с избытком?
Вспоминается сразу И.С.Бах и С.Рахманинов, А.Иванов и Н.Ге, Иван Мечников, Павел Корин, Антонио Гауди...

Так что если у кого-то теряется интерес к жизни в мире, это связано не с христианством, а с личным устроением человека.
Наверное, тут еще вопрос, что понимать под миром. А если мир как творение Божие, то зачем от него отказываться? Если же это светское общество, с его пустыми интересами, то лучше всего об этом выразился Г.С. Сковорода: "Мир меня ловил, но не поймал".

=================

Мы на прошлой неделе ходили на Айвазовского, выезжали с друзьями на уикенд за город, праздновали день рождения сына, гуляли и радовались совершенно удивительной заледенелой природе, сейчас слушал Сен-Санса, Карнавал животных. Это только радует.
 

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
Это цитата откуда-то?

В моём любимом 33 псалме есть такие слова: "Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь". Здесь как раз и говорится, что если человек ведет правильную (или праведную) жизнь, то терпит много скорбей. И тут же даётся обетование, которое вселяет надежду на избавление от этих скорбей: "И от всех их избавит я Господь". Праведные Захария и Елисавета всю жизнь молили Господа, они очень скорбели о том, что у них нет детей, и только в глубокой старости Бог исполнил Своё обетование. Но кто из нас может назвать себя праведным? Может, священники, монахи, владыки, патриарх? Никто не праведен перед лицем Господа. "Всяк человек ложь" - это уже из другого Псалма. И мои сообщения выше тоже не стоит воспринимать как абсолютную и непреложную истину. Абсолютная Истина написана в Евангелии, там и только там. Более того, я беру свои слова про "радости скупые телеграммы" обратно. Тут я ненароком сказал ложь. Простите меня.

Написанное выше про скорби - написано мной, не цитата.

Про скорби праведным в ВЗ - я согласен, что в псалмах часто говорится о скорбях. Но акцент не на них, а именно на спасении от Бога.

Относительно же самого самонаименования себя праведником или грешником. Тут, имхо, важно, что человек в это вкладывает.
Те, кто стараются жить по Закону Божию, - праведники (см. 1 псалом). Им противостоят грешники (нарушающие закон), нечестивые (вообще не признающие Бога), и насмешники (издевающиеся над верой и отвращающие от нее других).
Все очевидно: либо ты идешь путем праведности (хотя и падаешь), либо путем греха.

Но тут есть ловушка: решить, что я хороший, а все вокруг - плохие. Именно для того, чтобы никто не осуждал других, и рассказывается притча о мытаре и фарисее.
Действительно, лучше чувствовать, что сам "нищ духом", и искать спасения у Бога. Но при этом - "вы - свет миру, вы - соль земли".
Про братьев же в посланиях говорится как о "святых", "народе избранном". В этом - гениальность педагогики Иисуса, Павла, Петра. Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Они ставят перед учениками большие цели, призывают к великому, - разумеется, достичь этого можно только с помощью Божией.

Именно на эту основу уже можно накладывать все последующее, в т.ч. покаянные молитвы великих святых. И опять, важны пропорции. Если ты участвуешь в Вечерне, Утрени и Литургии, которые всецело направлены на прославление Бога, наполнены просьбами о том,чтобы Он помог исполнить Его волю (т.е. жить праведной жизнью), если ты читаешь часы и стихословишь несколько кафизм псалтири, твое настроение будет - славословие и благодарение.
Встретятся и покаянные молитвы - но они не будут доминировать.

Я прошу прощения, не хотел участвовать в этой теме. Мне она кажется все же менее практико-ориентированной, чем то, что обсуждается в представлениях.
Богословие, на мой взгляд, не должно обсуждаться в формате форума, - что-то важное теряется.
За сим кланяюсь и возвращаюсь туда.
 
  • Like
Реакции: Step

Миротворец

Участник
А вот вопрос - верующие-же обращены к Господу, живут Им.

Не только верующие, а все люди на планете Земля. Именно Господь заставляет биться сердце каждого человека. И не только человека, но и животного.
ибо Мы Им живем и движемся и существуем [Деян.17:1-34]
 

AnxiousDesire

Активный участник
Гордитесь званием женщины, гордитесь тем, что родились не мужчинами, а женщинами, ибо Господь дал вам сердце гораздо лучшее, чем сердце мужское, сердце восприимчивое ко всему святому, сердце мягкое, как воск, чувствующее правду Христову.

Не умом холодным живете вы, как мужчины, живете вы чувством сердца, ибо сердце человеческое, наряду с умом, есть орган познания. И познание сердцем выше, чем познание умом.

Святитель Лука Крымский
Меня несколько вопросов беспокоят... Какие дарования у мужчин и женщин? Какие у них души и сердца? Чем они отличаются, если вообще отличаются? И что делать мужчинам, если они хотят такое сердце?
 
Последнее редактирование:

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
Из книги А.Медингера. Возмужание: снова в путь!
7. Что же такое мужественность?
Мужское и женское

Ранее я сказал, что мужчина отличается от женщины и физически, и в том, как он строит отношения. Мы только что разобрали физические отличия, теперь приступим к разбору отличий с точки зрения отношений. Для этого нам потребуется поразмышлять над тем, что такое мужское и женское, маскулинность и феминность.

Можете ли вы дать определение понятиям «мужское начало», «маскулинность»? Полагаю, почти у каждого читателя этой книги есть ощущение мужского начала. И, если вы из числа преодолевающих гомосексуальность, я допускаю, что вы обладаете повышенной чувствительностью ко всему мужскому. Но если вы не читали каких-либо книг на эту тему или не размышляли об этом достаточно глубоко, я сомневаюсь, что вам под силу дать определение, что же такое маскулинность. Безусловно, вы можете привести некоторые мужские качества, такие как сила, мускулы, низкий голос, властные жесты, жесткость, уверенность в себе, но можете ли вы дать определение мужскому началу? Откуда оно берется? Есть ли какой-то характерный признак, некий источник мужественности, мужских качеств, к которому одни имеют больше отношения, чем другие?

Почти все мужчины с гомосексуальной ориентацией действительно обладают повышенным ощущением мужского начала, и это ощущение может проявляться в амбивалентном поведении. Легко представить себе женоподобного гея, подтрунивающего над простоватым здоровяком, но в то же время готового душу продать только за то, чтобы приклонить свою голову к мужской груди и почувствовать себя в крепких мужских объятиях. В гей-сообществах эта тяга к мужскому выражается зачастую в гиперболизированном виде: обтягивающие джинсы, футболки, из-под которых выпирают накачанные мускулы, грубое, хозяйское поведение. «Кожаные фантазии» - фактически пародия на действительную мужественность, и хотя большая часть гомосексуалистов не вовлечены ни в них, ни в садомазохизм, эта часть гей-субкультуры весьма заметна, поскольку предлагает символы жесткой, сильной, грубой мужественности, привлекательной для многих гомосексуалистов.

По моим наблюдениям и собственному прошлому опыту, жажда мужского у многих мужчин - это основная движущая сила, подпитывающая их гомосексуальность. Чтобы обуздать эту силу, нам необходимо понять, к чему же на самом деле нас так влечет. Что подлинно мужское, предназначенное нам Богом, скрывается за этими сексуальными символами мужественности? Если мы это узнаем, если обнаружим, что это может принадлежать нам, то мы обретем ключ к двери, которая ведет из гомосексуальности к возмужанию.

Рассуждая о мужественности, я буду опираться на мысли Лиэнн Пэйн, изложенные в уже упоминавшейся книге «Кризис маскулинности». Лиэнн предложила теорию, которую у меня получилось обратить в жизненный опыт. Этим опытом я и делюсь здесь. Вместе с тем, вам было бы полезно самостоятельно прочесть книгу и окунуться в ее глубину.

Маскулинность труднообъяснима, ведь она нематериальна – это не плоть и не кровь. Это не мускулы, но и не сила, не энергия, которую можно было бы выразить количественно. Строго говоря, я не уверен, что это можно описать даже на языке духовности. В попытках дать определение мужественности мы ходим по замкнутому кругу: «Маскулинность – это нечто свойственное мужчинам. А мужчины — это существа, обладающие мужскими качествами». Тем не менее, мы можем справиться с этим затруднением. Я предложу здесь три утверждения, с которыми, я думаю, смогут согласиться большинство читателей. Это послужит нам фундаментом для последующего разговора о маскулинности.

Во-первых, маскулинность, мужское начало можно понять лишь в сравнении с женственностью, феминностью. Ведь и тьму мы можем понять в сравнении со светом, холод — в сравнении с теплом. С одной стороны, они противоположны друг другу, с другой – взаимно дополняют друг друга. Они как бы находятся на разных полюсах одной координатной плоскости, и одно дает значение другому. Впрочем, позднее мы увидим, что эти аналогии несовершенны: например, где больше света, там нет тьмы, а где больше тепла, тем меньше холода, однако, где больше мужественности, там необязательно меньше женственности.

Во-вторых, различия между мужским и женским не исчерпываются сексуальными различиями. Во многих словарях не проводится различия между гендером (психологическим полом) и сексуальным полом; однако, чтобы понять, что значит быть мужчиной, это различие необходимо увидеть. В книге К.С.Льюиса «Переландра» главный герой Рэнсом говорит:


Разделение на мужское и женское - первичная реальность, тогда как сексуальные различия вторичны. Сексуальные различия – это лишь одна из форм проявления в живой природе фундаментального различия между мужским и женским, лишь слабый отблеск этого. Различия между мужскими и женскими особями в размере, форме, роли в размножении лишь отчасти отражает эту фундаментальную полярность, а иногда и отражают неверно, лишь запутывая насhttp://overcoming-x.ru/forum/file:/...т Прео/Медингер/Медингер Возмужание.doc#_edn1.


Льюис говорит, что понятие гендера гораздо шире понятия сексуального пола. Универсальность пола, его укорененность в чем-то высшем проявляется в нашей склонности присваивать мужской или женский род даже неодушевленным предметам, что находит отражение в языке: ложка – «она», а нож – «он». И это отражает некую глубинную интуицию.

В-третьих, Бог заключает в Себе и мужское начало, и женское, одновременно являясь источником и того, и другого. Такое понимание я почерпнул из книг Эрла Фокса, особенно из его книги «Сексуальность в Библии и борьба за науку»[ii]. Универсальность мужского и женского и объясняется тем, что Бог заключает их в Себе. Все творение так или иначе отражает своего Творца, поэтому наблюдаемое в творении разделение на мужское и женское проистекает из Него. Писание ясно говорит, что Бог — не человек, поэтому Он не может быть ни мужского рода, ни женского. Но Ему свойственны те качества, которые отражаются в нас, мужчинах и женщинах, сотворенных по Его образу. В дальнейшем, когда мы дадим определение маскулинности и феминности, мы поймем, почему Бог в Писании говорит о Себе в мужском роде. А пока определим мужское и женское через противопоставления, а затем рассмотрим, как это понимание может открыть нам путь к мужественности.

Мужчины ориентированы вовне, женщины ориентированы на внутреннее
Мужчины обращены к миру, они ориентированы на вещи, они исследуют, покоряют. Мужская энергия направлена на физическое преобразование мира: измерять, двигаться, строить, завоевывать. Женщины обращены внутрь - к чувствам, ощущениям, пониманию в самом глубоком смысле. Их энергия направлена на отношения, на то, чтобы быть вместе, опекать и помогать. Вместо движения навстречу миру женственность притягивает окружающий мир к себе. И мужчины, и женщины ориентированы на отношения, но мужское начало связано с физическим общением - работой или игрой, тогда как женственность связана с тем, чтобы просто быть вместе. Другими словами, мужское - делать, женское — быть. Тело мужчины предназначено для мужских занятий: его размеры, сила, аналитичность и раздельность мышления более пригодны для действий вовне, направленных на внешние объекты. Женское же тело с его способностью к деторождению и кормлению, лучшая интуиция и способности к общению делают женщину лучше приспособленной к женским видам деятельности. Даже наши половые органы устроены так, что мужские направлены вовне, женские - внутрь. Он входит в женщину, она принимает его.

Для мужчин характерно постоянно что-то затевать; сущность женщины — откликаться
Это второе понимание мы также находим у К.С. Льюиса. Именно мужское начало побуждает начать новое дело, переехать в другое место, предложить вступить в брак. Женское в нас откликается на то, чтобы помочь, ободрить, поддержать чей-то план или идею. Мужское любит начинания, женское радуется возможности помочь и послужить. Мужское предлагает, женское отвечает. Из этого видим, почему Бог Отец говорит о Себе в мужском роде. Он - главный зачинатель вещей, первый инициатор. Все исходит из Него. Он есть Альфа. В наших взаимоотношениях с Иисусом Он - жених, а мы — невеста, и иначе быть не может. Мы можем только отвечать Иисусу, мы не можем быть для Него инициаторами. С другой стороны, Иисус проявляет свойственное женскому началу послушание Отцу. Снова, цитируя К.С. Льюиса, Бог «настолько мужествен, что мы все женственны в отношениях с Ним»[iii].

Мужская власть, женская сила
Это третий контраст, который поможет нам понять тайну мужского и женского начала, хотя здесь есть некоторая трудность. Мужчина обладает властью, женщина — силой. Но не противоречит ли это физическим законам, по которым мужская природа обладает силой, превосходящей женскую? Противоречит лишь в том случае, если мы имеем в виду физическую силу. Но это не единственная сила в нашем мире. Есть сила, поднимающая сто килограммов веса или открывающая банки с огурцами. Но есть также и сила, пребывающая всегда, неколебимая, подобная клею или сварке, которая все держит. Это сила женственности, которая почти во всех культурах держит семью. Она устраивает домашний очаг, она старательно устанавливает взаимоотношения между мужем, женой и детьми, она присутствует более в женщине, нежели в мужчине.

Чтобы лучше понять власть и мужское начало, снова посмотрим на Бога: Он — главная власть, первый авторитет. Это Он определяет, как нам следует жить. Однако Он и источник жизни, и ее питание (женское начало). Он держит нас в Своих руках и насыщает нас день за днем. Фокс обращает внимание на многозначительную связь между Богом Отцом и Его властью.


Еврейское слово «отец» - это «ав», как, например, в имени Авраам - «отец множества», или «авва» - «отче». Основной смысл «ав» - это «тот, кто решает». В этом смысле Бог — это Тот, Кто решает все, абсолютный Отец[iv].


Основная структура, в которой существуют взаимоотношения, - это семья. В семье мужчине (мужу и отцу) дана роль «ав» - того, кто решает. Бог снабдил мужчину физической силой и способностью принимать решения, чтобы он мог распоряжаться этой властью в защите семьи от враждебных сил, обеспечивая ее благополучного существования.

Мужское — истина, женское — милость
Есть и четвертое отличие между мужским и женским началом. Мужскому свойственно стремление к истине, женскому — к милости. Позвольте пояснить эту мысль примером. Однажды я с моей женой Виллой, молодой супружеской парой и их дочкой поехали в аквариум рядом с Фортом Фишер в Северной Каролине. Вилла спросила меня: «Можем ли мы сказать, что Сара — наша внучка?» Она хотела, чтобы молодые супруги сэкономили на билете. Дело в том, что мы с Виллой состоим в штате Балтиморского зоопарка, что дает нам и нашим внукам право свободного посещения всех аквариумов и зоопарков Северной Каролины. «Нет!» - воскликнул я с деланым возмущением. - «Я не собираюсь лгать и рисковать душой из-за двух долларов!» Этим ответом я задел Виллу, но и выразил свои убеждения, намерение жить по принципам. В предложении же Виллы было желание помочь молодым (хотя позже я подумал, что, зная, какова будет моя реакция, она просто хотела немного поддразнить меня). И Вилла, и я играли свои роли: моя была в том, чтобы держаться истины или принципов; ее — в том, чтобы проявить любовь или милость.

Подобный контраст между мужским и женским стал темой не одной пьесы. Отец узнает, что сын совершил ужасное преступление, и понуждает его сдаться властям. Мать умоляет его не делать этого. Мужское начало действует по принципам, женское движимо состраданием. Мужскому свойственно действовать в долгосрочной перспективе, женскому – отзываться на потребности текущего момента. Маскулинность отражает стремление к истине, феминность — к любви. Отсутствие гармонии между тем и другим в одном человеке может привести к большому несчастью, сформировав из него либо бездушного законника, либо беспринципного либерала.

Фредерика Мэдьюс-Грин, журналистка из «Христианство сегодня», утверждает, что «классический образ мужского правосудия — это грубый, слепой легализм. Принято считать, что женщины смягчают его состраданием, признавая изменчивость, различия и призывая к милосердию». Она обращает внимание на потенциальную опасность для обеих сторон: «Тогда как холодный легализм ослепляет мужчин, женщин подводит стремление все объяснить и извинить»[v]. Я не вижу иной области, где сопряженность мужского и женского была бы более необходима и где равновесие достижимо труднее всего.

Человек, строго держащийся принципов, считает других людей слабыми. Человек, склонный к милосердию, видит других бессердечными. Оба качества совершенным образом сосуществуют только в Боге и ни в ком ином. В Псалме 84:11 сказано, что в Боге «милость и истина встретятся».

Итак, у нас есть набор качеств, которые мы определили как мужские: направленность на внешнее, способность инициировать, властвовать и принимать решения, а также стремление к истине, — и все они едины в одном: они предполагают активность, действие. Есть также набор качеств, которые мы определили как женские: способность откликаться, направленность на внутреннее, сила, дающая и питающая жизнь, и большая склонность к милосердию, - объединенные также одной сутью: быть. Хотя точное определение того, что свойственно мужскому и женскому, дать весьма трудно, я не сомневаюсь, что большинство из нас могут при встрече отличить мужское начало от женского. Мы интуитивно понимаем, что оба начала благи, потому что оба исходят от Бога.

Мужское и женское в мужчине и женщине
Сейчас я предлагаю соотнести понимание мужского и женского с конкретной жизнью, с тем, как это проявляется в мужчинах и женщинах. О чем думал Бог, создавая человечество разделенными на мужчин и женщин? Из-за чего некоторые из нас отклонились от первоначального замысла? Разобраться в этом нам помогут три довольно простых принципа. Каждому человеку, и мужчине и женщине, присущи и мужские, и женские качества, однако в замысле Божием в мужчине должно превалировать мужское, а женское — в женщине. Мужская гомосексуальность свидетельствует о том, что мужчине не удалось развить в себе мужские качества.

Мужское и женское присутствует во всех
Итак, первый принцип: всем людям присущи оба начала. Во-первых, благодаря тому, что мы сотворены по образу Божьему, а в Боге есть и мужское начало, и женское. Во-вторых, Бог говорит о браке как о союзе одной плоти, а не о двух соединившихся половинках. До женитьбы я не был получеловеком, моя жена - тоже. Но в результате нашего брака произошло нечто таинственное, чудесное, чего прежде никогда не существовало. Вместе мы отображаем Бога гораздо полнее, чем порознь, однако каждый из нас был образом Божьим с момента своего зачатия. В практическом смысле каждый из нас призван и способен в определенное время проявлять как мужские, так и женские дары. Временами — с моими детьми или внуками - мне приходится быть кормильцем, временами — откликаться, находясь под чьей-то властью. Представим, что бы получилось, если бы женщина была полностью лишена мужских качеств. Полностью обращенная внутрь, податливая, морально неустойчивая - она не смогла бы справляться с жизнью ни вне брака, ни в роли жены и матери, будучи полностью зависимой от мужа. А мужчина, не обладающий женским началом? Неотзывчивый, далекий от способности чувствовать и понимать глубину жизни, он скатился бы до состояния животного, принося окружающим только страдания.

Мужское преобладает в мужчинах, женское — в женщинах
Убедительным доказательством здесь служит наше тело. Большая, чем у женщин, физическая сила дает мужчине возможность лучше справляться с враждебным миром. Этот мир можно представить в трех образах: либо в виде поля, которое нужно вспахать, либо в виде тигра, которого нужно убить, или врага, от которого нужно защитить свой дом. Мозг мужчины лучше устроен для того, чтобы сконструировать мост или дом, разработать стратегию для достижения поставленной цели. Его способность разграничивать мышление, отделять анализ от чувств, позволяет ему лучшим образом сосредоточиться на объективной истине. Даже более крупные размеры способствуют его призванию инициировать и повелевать.

Женское тело, более мягкое, делает ее превосходной кормилицей. Ее интегрированное и интуитивное мышление позволяет ей лучше откликаться на нужды и проблемы окружающих.

В главе шестой я упоминал четыре главных принципа, касающихся мужчин и женщин, которые можно увидеть в Писании. Краткий обзор предписанных Богом ролей, упоминаемых в Библии, подтверждает истину о преобладании мужского начала в мужчине и женского — в женщине. Марии была предназначена роль выносить, родить и вскормить Сына Божьего. Роли священников и царей, роль властителей, всегда отдавалась мужчинам. С другой стороны, роли пророков и судей могли исполнять как мужчины, так и женщины, поскольку через них проявлялись мужская истина и женское понимание. Апостолами, посланными проповедовать Евангелие миру, были мужчины, но именно женщины помогали им, и ранняя церковь часто собиралась в домах женщин.


http://overcoming-x.ru/forum/file:/...рео/Медингер/Медингер Возмужание.doc#_ednref1 C.S. Lewis, Perelandra (New York: Macmillan, 1944), 200.


[ii] F. Earle Fox, Biblical Sexuality and the Battle far Science (Alexandria, Va.:
Emmaus Ministries, 1988). Доктор Фокс, священник епископальной церкви, в течение многих лет прозорливо выступал по вопросам сексуальности в церкви и обществе. В настоящее время он является директором Transformation Christian Ministries, отделения «Исхода» в Вашингтоне.


[iii] C. S. Lewis, That Hideous Strength (New York: Macmillan, 1946), 316.


[iv] Fox, Biblical Sexuality, 92.


[v] Frederica Mathewes-Green, "Men Behaving Justly," Christianity Today (17
November 1997): 45.
 

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
И что делать мужчинам, если они хотят такое сердце?

Не строить свою жизнь на зависти, возведении кого-то на пьедестал, не пытаться быть всем.

Попытаться быть собой.
Открыть в себе то, что заложено (изначально, по замыслу Творца).
И научиться это использовать так, чтобы это приносило благословение окружающим.

Могу с уверенностью сказать, что если ты постараешься быть мужчиной по сердцу Божьему, - рядом с тобой окажется женщина, которая будет обладать всеми качествами, которые ты так ценишь.
И, поскольку в браке вы одна плоть, поводов для зависти просто не останется, вы будете взаимно дополнять друг друга.
 

Indigo

Участник
Команда форума
В-третьих, Бог заключает в Себе и мужское начало, и женское, одновременно являясь источником и того, и другого.

Означает-ли это, что стремиться к андрогинности в себе - стремиться к богоподобию?

Но есть также и сила, пребывающая всегда, неколебимая, подобная клею или сварке, которая все держит. Это сила женственности, которая почти во всех культурах держит семью. Она устраивает домашний очаг, она старательно устанавливает взаимоотношения между мужем, женой и детьми, она присутствует более в женщине, нежели в мужчине.
Это правда. Женское - то что скрепляет мир, и внутренний человеческий тоже. В основе каждого ребенка и человека находится мама -

Мама - первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила
Мне и тебе.


Вечность архетипа матери иллюстрирована в Евангелионе "И даже когда звезды погаснут, я буду всегда - Ева".

И когда проблема в матери, в контакте с ней, в привязанности - жизнь не удалась, мир рушится.

Застывшее лицо матери

http://tobealive.ru/2015/12/07/still-face/

Один из самых жёстких экспериментов, который дал много материала для понимания депрессии — «Застывшее лицо матери» Эдварда Троника. По этическим соображениям, из сети убрали видео с полной версией эксперимента, оставив только лёгкую его форму.
В этом видео смысл в том, что мать просят вести себя со своим младенцем как обычно: играть, быть отзывчивой, откликаться эмоционально на любые его проявления, быть в контакте. Затем по просьбе экспериментатора мать внезапно делает застывшее лицо, становясь эмоционально недоступной для ребенка, при этом физически оставаясь рядом.
Сначала ребёнок озирается, пытаясь понять, что случилось. Затем он задействует все доступные ему возможности, чтобы достигнуть мать, вернуть ее назад в контакт с ним. Потом он начинает плакать и звать её. В лёгкой версии эксперимента мать в этот момент снова становится доступной, и связь с ребенком очень быстро восстанавливается:


В полной же версии экспериментатор давал матери задание не менять каменное, застывшее выражение лица очень долгое время, несмотря на любые реакции ребенка.
И тогда, после продолжительного плача и отчаянного крика, обращенного к недостижимой матери, малыш переживал коллапс, обрушение его вселенной, крушение себя.
И останавливался.
И после этого впадал в глубокую аутизацию: мог заснуть, или, уставившись в одну точку, ритмично раскачиваться из стороны в сторону, сопровождая движения мычанием. И когда мать наконец «оживала» и обращалась к нему — он больше не отвечал…
В попытках справиться с тем, с чем практически невозможно справиться, младенец находил единственный на тот момент способ выжить — остановить свою интенциональность полностью, уйти в мир глубокой анестезии.

Естественно, эксперимент в таком виде в итоге запретили.
А «недоступная мать» с тех пор считается одной из основных причин меланхолии (истиной депрессии).
 

Indigo

Участник
Команда форума
Этот мир можно представить в трех образах: либо в виде поля, которое нужно вспахать, либо в виде тигра, которого нужно убить, или врага, от которого нужно защитить свой дом. Мозг мужчины лучше устроен для того, чтобы сконструировать мост или дом, разработать стратегию для достижения поставленной цели. Его способность разграничивать мышление, отделять анализ от чувств, позволяет ему лучшим образом сосредоточиться на объективной истине.
Но ведь не все мужчины такие. Есть те у кого с анализом и рациональностью совсем нехорошо. Мало того, исследования показывают что женщины - более рациональные инвесторы:

http://mi3ch.livejournal.com/2258820.html

Несколько исследований, посвященных гендерным стереотипам:

Во всем мире девушки учатся математике ничуть не хуже, чем юноши.

Юноши гораздо сильнее эмоционально уязвимы, чем девушки.

С рождения и до первого класса мальчики выражают свои эмоции сильнее, чем девочки.

Женщины являются более рациональными инвесторами, чем мужчины.

Мужчины не хуже женщин читают эмоциональные сигналы.

Мужчины следят за своими партнерами чаще, чем женщины.

После развода мужчины совершают самоубийства вдвое чаще, чем женщины.

Когда люди сохраняют свою анонимность, женщины ведут себя агрессивнее, чем мужчины.
 

AnxiousDesire

Активный участник
Не строить свою жизнь на зависти, возведении кого-то на пьедестал, не пытаться быть всем.

Попытаться быть собой.
Открыть в себе то, что заложено (изначально, по замыслу Творца).
И научиться это использовать так, чтобы это приносило благословение окружающим.

Могу с уверенностью сказать, что если ты постараешься быть мужчиной по сердцу Божьему, - рядом с тобой окажется женщина, которая будет обладать всеми качествами, которые ты так ценишь.
И, поскольку в браке вы одна плоть, поводов для зависти просто не останется, вы будете взаимно дополнять друг друга.
И с чего мне начать это делать? Я не думаю, что могу что-то изменить.
 

AnxiousDesire

Активный участник
Задумался я о так называемых "гендерных ролях". Занятия, хобби, увлечения, обязанности, что должен и чего не должен делать и другие аспекты. Все это - в зависимости от пола (к сожалению). Ну "мужчина - добытчик", а "женщина - хранительница домашнего очага".
А у Бога есть что-то похожее? Просто хочу знать.
Что ждет Бог от мужчин, а что от женщин? Если есть, то различаются ли роли?
 
Последнее редактирование:
Сверху