ОДин мой коллега (подсевший на Боулби последнее время) говорит, что еще немцы отметили, что Россия страна со слабой дифференциацией и огромным аффектом. По русски говоря, практически полное отсутствие торжества индивидуальности и склонности к избыточному проявлению чувств. Too much of drama, как сказали мне давеча знакомые из Канады.
Я бы чуть иначе это сформулировала – «со слабой дифференциацией, и поэтому огромным аффектом»
Ведь именно процесс связывания чувств и мыслей со словами оказывает регулирующее воздействие на аффект, ну и, в итоге, на поведение человека. Если же у человека в цепочке "мысль- чувство- действие" есть разрыв в первом или во втором звене, тогда и возникает та самая ситуация, когда человек действует под воздействием аффекта, то есть в состоянии отсутствия контроля со стороны эго.
Чем больше человек понимает значение того, о чём он говорит(то есть дифференцирует, различает), тем более он способен влиять на своё функционирование, а, значит, достигать своих жизненных целей. Это понимание, как я уже сказала, приходит в процессе дифференциации и вербализации. К тому же слова - это мощные энергетические контейнеры, которые «забирают» на себя много энергии и «чисто механически» ослабляют аффект, а это приводит не к «взрыву», то есть к разрушительному освобождению от аффекта, а к более разумным действиям, направленным на выработку конструктивного решения.
В процессе научения дифференциации (что, собственно, и происходит в психотерапии, использующей личностно-ориентированный подход - это гештальт, психоанализ, Роджерианская психология) человек перестаёт быть невольником своих мыслей и чувств, он ощущает, что они стали элементами его личности,( он осознаёт чувство, которое повлекла за собой мысль, облекает это чувство в слова и затем действует, опираясь не на умозаключение, как в случае прерывания цепочки в звене "мысль- чувство", а на своё вербализированное чувство) и это даёт ему свободу вести себя так, как он хочет, и получать радость и удовлетворение от жизни.
То есть, человек обретает свободу или то, о чём так много говорят в разнообразной эзотерической литературе - «свободу быть собой».
«Стать собой» также означает то, что в эзотерике называется «стать целостным», а в психологии «стать индивидуальностью»( что в переводе с английского означает непрерывность).
«Свобода быть собой» также равнозначна спонтанности, то есть здоровью. И об этом тоже много говорится в литературе из цикла «Помоги себе сам».
На уровне спонтанности может функционировать только зрелая личность.
А так как Россия в целом - подросток, личность которого не достроена, то не удивительно, что мне тоже приходилось слышать от иностранцев – «мало дифференциации, много аффекта, мало самореализации, не смотря на большой потенциал" (богатые природные ресурсы, то есть мать-природа одарила щедро, но, увы, себе на благо русский народ вряд ли когда-нибудь сможет это использовать, также как и свой личный потенциал).
Вот вам и причина драмы, вернее сама драма.
Это цитата была с форума психологов. Есть много ценных мыслей. Кстати, из этого следует вывод что ребенок-то, которым Дантес хочет стать, как раз ригиден в своих реакциях и несвободен. У него нет выбора - ему пальчик - он в ответ смеется (или плачет, кто как)
Нет гибкости в выборе ответной реакции. А "Родитель" это тот-же Ребенок но побывавший в Мордоре (или где еще).