Оставляя мать
В своих сердцах мы нередко носим искаженные и извращенные представления о противоположном поле. Эти представления обычно включают в себя негативное, греховное отношение к женщине и являются следствием того, что мы живем в падшем мире, где нормальные семьи встречаются крайне редко, где образ женщины в обществе представлен голливудскими блондинками, где даже церковь не всегда способна разглядеть женщину в истинном свете.
Находясь в подобного рода «падшем» состоянии, мы нередко озлобляемся на грехи, совершенные против нас. Наша греховная реакция также содействует приобретению искаженных представлений о женщине. Так очень часто мы озлобляемся против собственной матери. До тех пор пока мы не займемся решением этих проблем, мы, как мужчины, не сможем оставить свою мать и, соответственно, прилепиться к другой женщине, став с нею одной плотью. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Вальтер Тробищ по этому поводу пишет вот что:
Библия – это очень здравая и практичная книга. Она говорит: «Оставит человек отца своего и мать». Разрыв с родителями является ценой его счастья. Необходимо решительное и окончательное отделение. Разрыв, подобный разрезанию пуповины, без которого невозможен дальнейший рост новорожденного.
Мужчина, который не оставил свою мать, не способен ни служить, ни давать, ни любить другую женщину.
Подобного рода незрелость толкает его смотреть на женщин, как на инструмент для восполнения собственных нужд. В результате этого в супружеской жизни он видит в своей жене лишь придаток к собственной персоне. Он не видит в ней независимую, отличительную от его собственной, личность. В постели такой мужчина будет скорее думать о том, как самому получить максимум удовольствия, вместо того чтобы угодить своей жене. Если речь идет о христианской семье, такой человек может впитать в себя учение о подчинении жены мужу, истолковывая его как обязанность жены постоянно угождать ему. Однако библейская модель семьи подразумевает под собой стремление мужа во всем уподобляться Христу, его готовность отдать своей жене все, вплоть до своей жизни.
Библия не велит женщине оставлять свою мать и отца. Одно из возможных объяснений этому заключается в том, что женщине легче отождествить себя со своим полом. В отличие от мужчины, которому приходится отделяться от матери как в половой, так и в личностной сферах, женщине требуется лишь почувствовать себя независимой от своей матери личностью. Каждый мужчина должен четко осознавать свою разницу от женщины в этом вопросе: для нее, в отличие от него, будет естественным отождествить себя со своей матерью в половом аспекте.
Часто проблемы гомосексуалиста связаны с его неспособностью перестать отождествлять себя с полом своей матери. В этом контексте, транссексуальность и трансвестизм связаны, прежде всего, с тем, что мужчина не полностью отделил себя от матери, ни как личность, ни как представитель противоположного пола. Иногда матери таких мужчин были чересчур требовательными в эмоциональном смысле или слишком контролировали их. Возможно, они даже позволяли себе сексуально оскорблять своих сыновей, в результате чего между ними возникло нездоровое «единение», некая болезненная связь. В таких случаях до тех пор, пока эта связь не будет распознана и разорвана, сыновья, будь они гомосексуалистами, транссексуалами или трансвеститами, не смогут эмоционально «оторваться» от своих матерей и отождествить себя со своим полом.
В книге «Сломленный образ» Лиэнн Пейн пишет, что для исцеления психических расстройств на сексуальной почве необходим разрыв всех нездоровых связей между страдающими этой болезнью людьми и их матерями.
Ниже я привожу отрывок, предназначенный изначально для женщин, нуждающихся в исцелении от лесбиянства. Тем не менее молитва Лиэнн вполне применима и к мужчинам, которым нужно отделиться от своих матерей.
В молитве за освобождение я обычно прошу женщин попытаться увидеть Иисуса глазами своего сердца. Я прошу представить крест, на котором Он взял на Себя всю боль и рабство, мучавшие нас, а также непрощение и другие грехи, таящиеся в наших сердцах. Я говорю им простереть свои руки ко Христу и увидеть, как боль и тьма выходят из них, и входят в Его пронзенные гвоздями руки. В то же самое время я продолжаю молиться за отделение их душ от душ их матерей. Часто, не прерывая молитву, я мягко спрашиваю у них: «Что вы видите глазами своего сердца?» Я всегда радуюсь, когда слышу в ответ, что тьма выходит из их сердец и входит в Иисуса. Кроме того, часто Господь Духом Святым дает и мне подобные картины.
Затем мы переходим к очень ответственному моменту нашей молитвы. Я прошу женщин представить себе свою маму. Поскольку Дух Святой продолжает вести нас в Своем могущественном исцелении, почти всегда эти картины будут представлять мать в объективном свете. Женщина сможет увидеть свою мать такой, какой она является на самом деле и, в конечном итоге, простить ее. Затем я спрашиваю, не осталось ли между ними каких-либо нездоровых связей. После того как они говорят, в чем конкретно заключаются эти связи, я прошу их взять в руки воображаемые ножницы и разрезать их. Часто их освобождение может сопровождаться эмоциональными или даже физическими взрывами, хотя иногда все проходит и вовсе без всяких чувств. Иногда мы видели эти связи, как толстую, необрезанную пуповину, иногда – как веревку, соединяющую две души. Затем, после того как мы обрезали все веревки и пуповины, мы становимся свидетелями истинного освобождения.
Оставить свою мать – это ключ к тому, чтобы войти в мир другого человека, первый шаг к тому, чтобы начать относиться к женщине с любовью.
Развитие амбивалентного отношения к матери
Функция матери не исчерпывается лишь тем, что делает ребенка зависимым от нее, – защитой, заботой и принятием. Уже самим актом рождения, мать в буквальном смысле слова выталкивает нас в мир. По сути, наш первый опыт в этом мире связан именно с этим переживанием. Когда в процессе родов пуповина разрезается, тогда при условии здорового отношения матери к ребенку процесс их разделения продолжается. Это происходит как на физическом, так и на эмоциональном уровнях. Мать начинает показывать ребенку, что он не является эксклюзивным объектом ее любви. Она учит его делиться любовью с другими. Она отворачивает его взгляд от себя. Позволяет ему столкнуться с реальностью. Только мать, имеющая нездоровое отношение к своему ребенку, заинтересована держать его «на привязи», в состоянии постоянной зависимости от себя. Мудрая же мать знает не только как связывать узлы, но и как разрывать веревки. Фактически, человек может любить только при условии, что душевные узы, соединяющие его с матерью, разорваны. Лишь тогда он способен открыть для себя мир других людей.
Когда ребенок впервые осознает, что не является единственным человеком, которого любит его мать, он начинает испытывать к ней амбивалентные чувства. Однажды, когда я посетил свою сестру Керен, я своими глазами увидел, как это происходит. Я пришел в их дом, когда мой племянник Александр спал после сытного обеда. Будучи любящим дядей, я дождался момента, когда он проснется, взял на руки трущего свои сонные глазки ребенка, и принес его на кухню. Он был похож на херувимчика с взъерошенными золотыми кудряшками. Как только он увидел Керен – его головка в гневе повернулась, Александр демонстративно показывал, что не желает видеть свою маму.
Керен засмеялась, подошла к нам и, протянув к сыну руки, сказала: «Алекс, иди сюда, иди к маме». Он замахнулся на Керен, будто желая ударить ее, и снова отвернулся от матери, положив свою головку на мое плечо.
- Керен, как здорово! Он так рад меня видеть!
- Не обольщайся, Марио, – мудро заметила она. - Он разозлился на меня за то, что сегодня утром вместо того, чтобы целый день таскать его на руках, я осмелилась заняться домашним хозяйством.
И действительно, этот мальчик, не прожив и полугода на свете, уже разозлился на маму за то, что она «отталкивала» его. Теперь он решил «отомстить» ей за это. Если бы мама не разбиралась в детской психологии, она могла бы дать «полный назад» и начать успокаивать малыша. Однако такая реакция только научила бы карапуза тому, что гнев – это удобная политика для получения полного внимания и безраздельной любви. Если бы Керен подыгрывала хитрому поведению маленького мошенника, со временем в его маленьком сердечке могло бы сложиться представление о женщине, как о западном типе гейши, которая стоит наготове, ожидая, пока ее «господин» кивком подзовет ее. В конечном итоге, в Александре могло бы развиться сильное чувство амбивалентности по отношению к противоположному полу.
Сколько мужчин позволяли себе недопустимые слова и действия лишь потому, что услышали от женщины «нет»? Сколько мужчин начали ревновать свою возлюбленную, когда узнавали, что они не являются единственным объектом ее любви?
Бояться и уничижать
С одной стороны, мужчина может идеализировать женщину, поклоняться ей и обожествлять ее. С другой же стороны, он может бояться и уничижать ее.
Вскоре после моего переезда в Милвоки, Лиэнн Пейн предложила мне свою дружбу и помощь в преодолении моих проблем. Несмотря на то, что многие не преминули бы воспользоваться даже малейшей возможностью поработать с Лиэнн и поучиться у нее, я поступил иначе. Я искренне любил ее, однако чувствовал, как всякий раз моя душа противится, когда я позволяю ей подойти к себе чуть ближе.
Я желал приблизиться к ней и отталкивал ее в одно и то же время. К сожалению, даже в отношении Лиэнн я испытывал амбивалентные чувства. Однако в отличие от тех женщин, которых я идеализировал, Лиэнн я и превозносил, и уничижал одновременно. Таким образом, где-то в глубине души я рассматривал Лиэнн как человека, которого следует бояться и уничижать.
Прежде всего, я решил рассмотреть свои чувства с точки зрения логики. Я попытался найти в Лиэнн негативные качества и перевалить всю ответственность за свою амбивалентность на нее. Пусть лучше она окажется виновной в том, что провоцирует во мне это чувство.
Я же думал, что испытываю к Лиэнн самые добрые чувства. И действительно, я любил ее и был благодарен ей за все то доброе, что она для меня сделала. Ее книги наполняли меня чувством благодарности к ней за ее заботливое и доброе сердце. Уже за одну лишь книгу «Сломленный образ» я должен был бы чувствовать себя обязанным Лиэнн до конца своих дней, ведь именно благодаря ей я вновь вернулся к Господу. Однако находясь рядом с Лиэнн, я никогда не мог искренне поблагодарить ее за все то, что она для меня сделала. Я всегда боялся посмотреть ей в глаза, не говоря уже о том, чтобы выдавить из себя слово благодарности. Иногда Лиэнн по разным поводам приглашала меня к себе домой: на обед или на вечеринку с другими верующими. На таких встречах мы делились друг с другом тем, что Господь сделал в нашей жизни. Она никогда не смотрела на меня сверху вниз, как это иногда делают «зрелые» христиане в отношении «проблемных» людей типа меня. Она всегда видела во мне личность и уважала мое достоинство, всегда относилась ко мне, как к брату во Христе. Когда я делился с ней своими трудностями, она всегда искренне предлагала помолиться за меня. Иногда я даже сам звонил ей и просил о молитвенной поддержке. Во время ее молитв я редко переживал что-либо от Господа. Моя амбивалентность давала о себе знать и, в результате, мой разум был слишком занят противоречивыми мыслями в отношении Лиэнн. Тем не менее часто, спустя несколько часов после ее молитвы, сила Божья сходила на меня и исцеляла меня.
Одна из причин, по которой я не мог принять благословений, которые Господь изливал на меня через Лиэнн, заключалась в том, что я не хотел чувствовать себя в чем-либо обязанным ей. Тем не менее, читая ее книги и общаясь с ней, я понимал, что она является одной из немногих в христианском мире, способной по-настоящему помочь мне. Итак, я изо всех сил старался принимать ее помощь, однако, мои попытки редко увенчивались успехом.
Позднее, читая книгу Вальтера Тробища «Все, чем может стать мужчина», я понял, почему Лиэнн так часто возмущала меня и невольно провоцировала во мне чувство гнева и обиды. Книга состоит из трех частей: мужские проблемы, как на них реагировать и искупление от них. Описывая мужские проблемы, связанные с неуверенностью в себе, автор пишет следующее:
Мужчина, оставаясь гордым победителем и монументальной фигурой в истории, должен признать, что зависит от женщины. Уже в самом начале своей жизни он был принимающей стороной, а женщина – дающей. Во всем мире работает один и тот же принцип: тот, кто принимает, стоит ниже по сравнению с тем, кто дает; он чувствует, будто его положили лицом на пол и подчинили «дающей стороне».
Согласно Тробищу, подобное распределение людей на две категории будет властвовать над человеком до тех пор, пока он не принесет свои чувства во свет Христов и не покается. Мужчина не только должен осознать свою зависимость от женщины и потребность принимать от нее, по-настоящему целостный мужчина всегда будет просить о помощи, когда он в ней нуждается. Продолжая эту мысль, Тробищ пишет: «Искупленный мужчина не боится спросить, куда ему идти, ведь именно таким образом ему удается вести других. Итак, только тот, кто позволяет другим вести себя, может и сам вести других».
Лиэнн неоднократно являлась мне в моих снах. Услышав об этом, она сказала, что, по-видимому, я не ее вижу во сне, а самого себя. Говоря еще точнее, в ее лице я вижу ту часть себя, которую она для меня символизирует. Вначале я не понял, что Лиэнн хочет этим сказать, потому просто отложил это слово, поместив его где-то на дальней полке своего сердца, и начал молиться о нем.
В конце своего первого года пребывания в Милвоки, я посетил конференцию, на которой Лиэнн была представителем. На протяжении нескольких дней она пару раз встречалась со мной наедине, пытаясь поговорить о моем амбивалентном к ней отношении. Однако поскольку это чувство было скорее подсознательным, я отвечал, что понятия не имею, о чем идет речь.
Здесь я хотел бы еще раз обратить ваше внимание на то, что амбивалентность действует в человеке на подсознательном уровне, то есть люди подчас не отдают себе отчета в том, что они делают. Поэтому затрагивать эту тему в разговоре следует в подходящее для этого время, и делать это должны люди, обладающие доверием и уважением тех, к кому эти слова будут обращены. В моем случае слова Лиэнн принесли добрые плоды, поскольку я знал, что она любит меня, и допустил вероятность того, что ее слова являются правдой, и потому я в молитве принес их перед Господом.
Итак, возвратившись на свое место после разговора с Лиэнн, я тихонько помолился Господу обо всем, что я от нее услышал. Вскоре и сама Лиэнн появилась на подиуме и начала очередное занятие. Проповедуя, она, как и раньше, обильно жестикулировала. Однако впервые я заметил, что ее ногти покрыты красным лаком. Разглядывая эти летающие в пространстве, будто зажженные факелы, руки с красными ногтями, я почувствовал себя крайне неловко. «Она похожа на ведьму со своими ногтями, да и взгляды, которые она бросает на нас, говорят о том же», – подумал я. Мои мысли стали уносить меня все дальше и дальше. «Господи, может быть она и вправду ведьма, которая просто «косит» под проповедницу; может, я влип в какой-нибудь культ?» Неожиданно чувство страха и неприязни к Лиэнн объяли меня.
Итак, с трудом преодолевая подобные мысли, я попытался вновь вернуться к тому, что происходило в аудитории. Как раз в этот момент Лиэнн говорила следующее: «Иногда, когда я провожу работу с мужчинами, в чьих сердцах обитает смущение в сфере различий между полами, я просто крашу свои ногти в ярко-красный цвет. Тогда они и сами видят, что испытывают амбивалентные чувства по отношению к представительницам противоположного пола».
Вот это да! Ведь именно это случилось со мной: Мелани возбудила во мне мысли и чувства, идеализирующие женщин, а Лиэнн – полярно противоположные. Ее крашеные ногти помогли мне понять, что все мои представления о женщинах в конечном итоге сводятся к тому, что их следует бояться и уничижать. Смущение в мире образов и символов моей души проявилось вначале в амбивалентных чувствах, которые я испытывал в отношении Лиэнн. Затем эти чувства были подогеты видом ее крашеных ногтей. В конце концов, я попросту начал презирать Лиэнн и проецировать на нее свои скрытые страхи, связанные с верой в то, что в каждой женщине живет ведьма.
Как выяснилось, многие мужчины ассоциируют красные ногти с представлениями о женщинах, как об обольстительницах и ведьмах, только и ждущих, как бы начать контролировать их и манипулировать ими. Большинство мужчин, когда видят женщин с накрашенными красным лаком ногтями, даже не отдают себе отчет в том, откуда к ним приходят эти образы. Если бы Лиэнн не сказала мне о моей амбивалентности за несколько минут до начала занятия, а затем если бы я не попросил Иисуса исследовать мое сердце, возможно, я покинул бы этот семинар с уверенностью в то, что мои лживые представления о Лиэнн являются правдой. Мое собственное сердце вполне могло бы обмануть меня.
Оглядываясь назад, я думаю о том, что я смотрел на Лиэнн так, как большинство людей смотрели на Жанну д’Арк в ее время. В один момент Лиэнн могла казаться мне святой, послушной Господу женой Божьей, но уже через минуту привидеться мне колдуньей, достойной смерти на костре (причем дровами этого костра вполне могли бы стать мои, порожденные амбивалентностью, мысли).
Пример Жанны д’Арк, которую, к слову, впоследствии канонизировали, является печальным и, к сожалению, типичным. История свидетельствует, что количество женщин, которых сочли ведьмами и сожгли за это на костре, в неисчислимое количество раз превышает количество мужчин, умерших по той же причине. Я не хочу сказать этим, что ведьм не существует или что женщины никогда не контролируют мужчин, но лишь то, что даже настоящих ведьм не нужно сжигать на костре – их следует приводить ко Кресту.
В современной церкви обвинение женщины в том, что она одержима духом колдовства, не редкость. Иногда такая женщина действительно может быть склонна к контролю и манипулированию другими, однако при этом иметь великие дары и призвание от Бога. Многие мужчины отказываются признавать то, что чаще всего такие женщины манипулируют мужчинами, которые сами крайне пассивны. Так для замужней женщины это может быть наработанная годами система защиты, позволяющая ей сохранить семью или заставить своего мужа заботиться о детях. Если бы наклеивание ярлыков было бы решением проблемы, тогда, с таким же успехом, можно было бы обвинить всех робких мужчин в том, что они одержимы «духом слабодушия».
Много раз я слышал, как пасторы обвиняли женщин в одержимости «духом колдовства» или «духом Иезавели». Однажды я даже слышал от одной женщины историю о том, как один «охотник за ведьмами» прижал ее к стене, пытаясь изгнать из нее этот «дух». Тем не менее я еще никогда не слышал обвинений в адрес склонных к контролю и манипуляциям мужчин в одержимости «духом Ахава» (мужа Иезавели, ничуть не менее злобного, чем она сама) или «духом Симона волхва». Я верю, что многие мужчины, обвиняющие женщин в одержимости «духом Иезавели» на самом деле сами страдают от амбивалентности к представительницам противоположного пола. Таким образом, они не столько склонны действовать в духовных дарах, таких как дар различения духов, сколько по-плотски подозрительны и амбивалентны.
Амбивалентность, независимо от того, проявляется она к представителям своего пола или противоположного, тесно связана с явлением, которое психологи называют проецированием. Проецирование – это частичное отождествление человека, с которым мы сталкиваемся в настоящий момент, с человеком, которого мы знали в прошлом. Проецирование может быть позитивным, таким как идеализирование женщин мужчинами, страдающими амбивалентным отношением к представительницам противоположного пола, или негативным, выражающемся в унижающих достоинство женщин представлениях, заставляющих этого мужчину держаться от них подальше. Для того чтобы принять от Господа исцеление от амбивалентности, нам необходимо признать, что мы действительно проецируем образы людей из своего прошлого на своих сегодняшних друзей и знакомых. Кроме этого, нам следует узнать, кто эти «люди из прошлого» и почему мы продолжаем проецировать их образ на других людей. Тем ни менее, часто мы не хотим «копаться» в этом. Интересно то, что наше запирательство может быть тем сильнее, чем более явно мы начинаем проецировать образы из прошлого на других людей. Подобное произошло и с евангелистом, о котором мы упоминали ранее. Даже после того, как его проблемы вылились в грандиозный скандал, и он публично покаялся в совершенном грехе, он по-прежнему продолжал отказываться от предложенной его деноминацией помощи.
Гордость подогревает наше нежелание признать свои грехи и проступки и открывает двери для обмана и обольщения. Дик Кийс пишет по этому поводу следующее:
Это происходит намного чаще, чем мы думаем. Когда мы чувствуем опасность того, что нас вот-вот обвинят в каком бы то ни было проступке, обман или самообман может быть такой же естественной нашей реакцией, как защита глаза путем моргания ресницы или лица путем прикрытия его рукой.
Защищая себя, мы запираемся и верим в то, что проблема не в нас, что она – в других. Когда в один прекрасный день мы находим козла отпущения, мы начинаем валить все свои беды на него. Такое поведение в большей мере свойственно мужчине, испытывающему амбивалентное отношение к представительницам противоположного пола. Он отказывается решать свои проблемы. Он верит в образы, которые рисует ему о женщинах его расстроенная психика: женщин следует бояться и уничижать. Проецируя эти искаженные представления на реально существующую женщину, этот человек пытается заставить себя и других поверить в то, что она действительно является ведьмой или одержима «духом Иезавели».