Андрей, в своих рассуждениях о психологии и христианстве Вы смешиваете духовное и душевное. Чтобы яснее это продемонстрировать, начну издалека.
Много сказано о том, что у каждого свой опыт взросления. Здесь зачастую много негатива, "застревание" на определенной стадии эмоционального развития (Дима-LX прав в этом), подавленные обиды, сомнения и проч. Всё это неизбежно прорастает и мешает быть самим собой во взрослой жизни, накладывая отпечаток на принятие решений, и в большей или меньшей степени блокируя внутреннее развитие.
Хороший психолог работает над тем, чтобы устранить первопричину, и помогает прожить заново все ситуации, с которыми раньше вы не смогли справиться. Если вас в детстве высмеяли при ответе у доски, и после этого появилась боязнь публичных выступлений, то можно либо научить вас быть (или казаться) уверенным, либо дать шанс по-настоящему стать уверенным оратором. Устранить первопричину или адаптировать, не меняя, - это два разных подхода. Работа психолога нацелена на то, чтобы помочь вам быть самим собой, принимать собственные решения и нести за них ответственность; не быть в плену у придуманных чувств, а любить и дружить по-настоящему и т.д. Тогда можно будет самостоятельно решать, быть вам разбитным или скромным, душой компании или уединенным мыслителем.
С верой сложнее. Христианство может служить (и часто служит) своего рода отдушиной. Приходя в церковь, мы отчуждаемся от горестей, проблем, смотрим на них словно со стороны, получаем облегчение. Но вместе с этим несть числа и извращениям христианского духа, и это проистекает тоже от внутренней исковерканности. Вспомните, сколько на своём веку вы видели истых христиан / христианок, блюдущих посты, посещающих храм, причащающихся Св.Таин, - но не несущих по жизни ни крупицы света, присущего христианской вере. Посмотрите "Мирное житие" у Куприна, там это очень хорошо описано... Не менее странна мысль, что нужно уверовать "за коврижки", что, мол, спасение тебе и вечное блаженство. Такая вера фальшива. Хорошо, если мы идем в церковь хотя бы думая об облегчении наших горестей, но ведь случается, идут, чтобы благочестие своё соседке продемонстрировать. Даже если церковь служит универсальным анестезирующим в случаях душевной боли, всё равно в этом есть несвобода, принуждение какое-то (если бы не болело - пришли бы?). А если помните, у Достоевского есть мысль: христианство - это свободный выбор. И в храме, как мне кажется, основная цель - это Божественное общение, а не только душевная анестезия.
Пока в нас сидит эта болезненность, сложно быть по-настоящему кротким, нелицемерно смиренным, без комплексов скромным и без блудной страсти любящим. Если что-то в себе подавлять, будьте уверены, вылезет в другом месте, потому что ничего не бывает просто так. Можно казаться и смиренным, и кротким, но что реально за этим спрятано, и какую часть себя вы таким образом ущемляете - это вопрос, а ответить на него помогают психологи. Освободившись от невротического гнета, мы снова решаем для себя вопрос веры и становимся на путь стяжания настоящих, а не вымученных из себя добродетелей.
Все вышенаписанное совсем не значит, что по-настоящему верить способны лишь люди с отменно здоровой психикой. Одна из основных мыслей, которую мне бы хотелось донести, что добродетелям не научат ни психологи, ни схимонахи до тех пор, пока мы сами не начнем учиться. А вот разрешить вопросы и помочь совладать с препятствиями на этом пути могут и те, и другие.
И немного о дружбе. Андрей, Ваши мысли звучат очень грустно: что дружба - это лишь в детстве, а потом ей на смену приходит товарищество и, перефразируя Вас, другие формы социальных отношений. Известно, что находясь в границах социума, человек неизбежно одинок. Только видя в другом Личность и предъявляя себя как Личность, мы можем вырваться за рамки одиночества. Только после этого прорыва способна родиться дружба и любовь.