Об одном неоднозначном интервью М. Черняка

Недавно в подкасте Екатерины Кронгауз «Истории русского секса» Михаил Черняк решил поделиться тем, почему он стал борцом за права геев в Церкви. И, в частности, как эпизод из своей жизни, он рассказал об общении на сайте «Преодоление-Х».

Можно благодарить Михаила за привлечение внимания общества к этой непростой теме.

Вместе с тем, хотелось бы озвучить альтернативную точку зрения на события, описываемые им в интервью, и в целом поговорить о том, должна ли быть альтернатива гей-жизни для верующих людей, испытывающих влечение к лицам своего пола.

Проект «Преодоление-Х» появился в 2004 году, и до 2012 года там активно функционировал форум, закрытое сообщество, где люди с гомосексуальными склонностями искали путь к тому, чтобы жить по заповедям Божиим.

Хотя это не была классическая группа самопомощи, материалы, опубликованные на сайте, общение друг с другом, молитва друг за друга помогали участникам. На Преодолении были скрытые от посторонних глаз разделы форума, где люди могли делиться своими историями. Но больше всего пользы получали те, кто не просто присутствовал, общался на форуме, а работал по методикам и занимался с терапевтом лично.

Впрочем, даже просто общение на форуме было небесполезным. Практически все отмечали снижение внутреннего конфликта, поскольку находились те, кто их понимает; здесь они впервые проговаривали свои детские травмы и получали принятие, видели примеры борьбы и изменений других. Часть людей укреплялась в одинокой целомудренной жизни; некоторые, хорошо осознав себя, проработав свои особенности, рискнули вступить в брак. Было несколько историй девушек и даже одного человека, решившего сменить пол, — они вернулись к обычной жизни. Что же до основной аудитории, мужчин, сейчас у как минимум пятерых полноценные семьи, и, хотя полностью влечения не исчезли, они рады, что выбрали гетеросексуальный путь.

Поддерживая преодолевающих, в жизни форума участвовал священник, и до сих пор многие вспоминают с благодарностью чаты с ним. Двоих участников он дважды приглашал к себе – просто пожить, посмотреть, что такое любовь в семье. Для них, людей из дисфункциональных семей, это было глотком свежего воздуха, и наглядным, запоминающимся примером. Можно сказать, что со стороны священника это было действительно настоящее служение Христово – жертва временем, силами, словом утешения и поддержки.

В 2008 году на форуме один из новичков, который жил тогда в Азербайджане, объявил, что собирается покончить с собой, поскольку «жить в такой гомофобной стране ему невмоготу», и почти осуществил свое намерение, отравившись снотворным, – но члены форума успели предупредить родных, и его спасли. Вышеупомянутый священник предложил переехать к нему, и несколько месяцев буквально восстанавливал личность этого человека своей заботой, участием, общением. Со слов самого священника, человек был в очень сложном состоянии, буквально все мог воспринять с обидой, с него приходилось «пылинки сдувать».  Мы не знаем, что именно стало камнем преткновения – то ли, что этот парень узнал тайну о влечениях самого священника и намекал, что все расскажет жене, то ли то, что в семье с недоумением смотрели, зачем он возится с этим человеком, и напряжение росло, или просто проявилась свойственная всем слабость ко греху, особенно ввиду того, что парень и не думал об изменениях, вел себя соблазнительно, — но когда этот парень ушел из этой семьи, найдя себе молодого человека, со священником что-то произошло.

Он пригласил к себе четвертого участника форума, желающего избрать путь духовного служения, и в какой-то момент предложил ему помощь в продвижении по церковной карьере взамен на близость, — что тот, разумеется, отверг. По приезду домой этот участник рассказал об эпизоде совету Преодоления, и священника сразу же отключили от всех возможностей консультировать. К сожалению, личная встреча со священником одного из членов команды сайта оставила ощущение, что человек сорвался и не может остановиться, но боится в этом признаться. Где-то что-то сломалось, а священник, который привык сам всех тянуть, не решился просить помощи у других. Сначала всем было очень горько, это ощущалось почти как предательство. Лишь позже пришло понимание, что этот срыв не отменяет всего доброго, что было до этого сделано данным человеком.

Форум Преодоления постепенно затух. Не потому, что это дело безнадежное. А именно потому, что общение на эти темы требует много душевных сил. А тех, кто хотят от чего-то избавиться, такое общение постоянно возвращает мыслями к прошлому, а иногда и становится источником новых соблазнительных образов. «Вспоминайте жену Лотову», не оглядывайтесь назад – это очень хороший совет тем, кто пытается избавиться от какой-то страсти в своей жизни.

Недавно была предпринята попытка реанимации форума новой командой. И, даже если попытка окажется неуспешной, у желающих изменить свою жизнь возможности по-прежнему сохраняются: тексты сайта в доступе и пополняются, а хорошего терапевта сейчас найти легче, чем в начале двухтысячных. Хотя, конечно, многим не хватает в первую очередь простой человеческой поддержки…

Но вот теперь мы переходим к другой истории.

Примерно в это же время на форум попал молодой человек из одной церковной семьи. Это был Михаил Черняк. Он уже был к тому времени женат, и, как сам признался в интервью, не мог хранить верность супруге. Подробности его личной жизни вызывали сочувствие, но и недоумение, не поспешил ли он, вступив в брак. Подобная стратегия – вступать в брак для того, чтобы избежать гомосексуальности, — в принципе противоречит рекомендациям сайта.

Работал ли он по методикам, переведенным командой Преодоления? На форуме Михаил пробыл недолго, записей, свидетельствующих о его собственной работе над собой, не вел. Но то, что он озвучивает сейчас как теоретические основы преодоления гомосексуальности – якобы получить принятие от матери – является полной противоположностью тому, что написано в материалах сайта[1]. Можно ли в таком случае назвать работу с психотерапевтом адекватной? Да и продолжилась ли она уже во взрослом, а не подростковом возрасте?

Брак Михаила распался, и довольно скоро на своем дне рождения он был открыто с бой-френдом. На момент, когда он выступил с письмом к всеправославному собору на Крите о признании лиц нетрадиционной ориентации, бой-френд сменился. Сейчас это уже третий бой-френд, с которым он уже «почти два года», — но в очередной раз надеется, что это будут отношения «на всю жизнь».

Конечно, от поиска анонимных партнеров в 14 лет до отношений с одним мужчиной длиной два года – это прогресс. Но дает ли это право учить других и требовать, чтобы Церковь что-то меняла в своих установлениях?

Михаил в свое время узнал об истории со священником, т.к. администрация Преодоления предупредила о ней всех участников, чтобы, не дай Бог, не было повторения истории четвертого участника. И вот теперь он выставляет эту историю на всеобщее обозрение как доказательство того, что измениться невозможно. Ни слова о добрых плодах дел этого священника, единственное – о том, что он оступился. Ни слова о тех, кто успешно завершил свое пребывание на Преодолении-Х. Напротив, представление своей истории в «радужном» свете – это он теперь герой, борец.

Справедливо ли и честно так поступать?

Вместе с тем, у читателей может возникнуть закономерный вопрос. Выходит, что полностью избавиться от гомосексуальных влечений не получается. Для тех, кто выбирает путь воздержания или брака, это все равно будет путь борьбы и сложностей, путь против течения. И он может, как у Михаила, окончиться неудачей. Так стоит ли идти этим путем?

Конечно, это путь не для всех, и он может быть выбран только добровольно.

Но такая свобода выбора должна быть – ведь, на самом деле, с гей-жизнью тоже не все так просто. Мир знает истории, когда ЛГБТ-активисты приходят к необходимости менять свою жизнь[2], а еще больше историй такого выбора так и останутся никогда не рассказанными (впрочем, некоторые отважились на интервью об этом в фильме Desire of Everlasting Hills[3]).

Что же побуждает людей выбирать этот непростой путь? Одни сами чувствуют, что с ними что-то не так, что проблемы глубже, чем просто влечения, хотят разобраться в себе и годами ходят на терапию. Другие, устав от смены партнеров и сопутствующего одиночества, хотят большей стабильности, мечтают о полноценной семье с детьми. Третьи, пережив обращение к Богу, хотят соответствовать Его замыслу, как он может быть понят из Библии и учения Церкви.

Попытка убедить на примере Содома о том, что гомосексуальные акты – вовсе не грех, не выдерживает критики. В Библии есть очень ясные места, где черным по белому написано, что Бог сотворил мужчину и женщину друг для друга,  – а все, что помимо этого, квалифицируется как блуд, похоть, или даже мерзость, и считается одним из следствий грехопадения[4].

И даже то, что грех мужеложества (как и все остальные грехи) имеет место внутри самой Церкви, не может отменить ясных слов о том, что с такими грехами в Царство Божие не войти. Это не просто мнение, это опытно ощущают многие, кто в итоге отказался от гей-жизни.

К счастью, Евангелие – это не столько про грех, сколько про радость. И верующие знают не только боль борьбы, но и радость, мир, которые Бог дарует тем, у кого чистое сердце. Но разве это так просто объяснить?

Один из членов команды пытался говорить о своем пути несколько лет назад, но, судя по обсуждению в соцсетях, не был вполне понят ни сторонниками традиционных взглядов, ни либералами. Одни не понимали, зачем он хочет отказаться от своих влечений, считали это странным и пытались убедить «принять себя», либо подозревали в неискренности. Другие негодовали, как такие грешники просто существуют на свете, и почему им вообще было предоставлено слово на православном сайте.

К сожалению, отсутствие нюансированной общецерковной позиции по этому вопросу, а также недостаток неидеологизированных клинических рекомендаций для психотерапевтического сообщества приводит к тому, что ищущий помощи человек не всегда может найти понимание, сочувствие и поддержку.

Чтобы хоть отчасти заполнить этот вакуум понимания, и был создан проект Преодоление-Х, где собраны свидетельства, клинические материалы, рекомендации для родных и пособия для самостоятельной работы.

Примечания

[1] В материалах сайта рекомендуется дистанцироваться от сверхтесной близости с матерью, проработать отношения с ней в терапии, по возможности простить, выстроив границы

[2] См.: D.Bennet. War of Loves: The Unexpected Story of a Gay Activist Discovering Jesus, Zondervan 2018; D.Morrison. Beyond Gay. Our Sunday Visitor Publishing Division, 1999

[3] Фильм на vimeo «Desire of Everlasting Hills», можно выбрать русские субтитры

[4] См. подробное обсуждение аргументов у R.A.J.Gagnon. The Bible and Homosexual Practice. Abingdon Press, 2001, а также статьи на сайте Преодоление-Х

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Система Orphus RSS-материал