Какой бы КГБ ни пытался одолеть ее, он обречен на неудачу, так как Глава Церкви - Христос.
Так в том-то и дело, что уже одолел. Изначально в России (как и в Византии, впрочем) Церковь строилась как придаток государства. Всегда, что при царе (вместо патриарха-обер-прокурок Святейшего Синода), что при СССР Церковь выполняла политический заказ, в отличии от традиций Запада, где монархи ходили кланяться в ноги Папе Римскому, или протестанты, которые были отделены от государства. И.С. Чаадаев справедливо полагал, что если бы у России была бы другая религия (протестантизм или католицизм), то, возможно, и жизнь была бы другая, т.к. совершенно разная психология и отношение к людям (из всех христианских конфессий только в православии человек "
раб" Божий, а не "слуга", как, например, в католичестве)
Воспоминания о митр. Питириме (Нечаеве). Я лично знаю автора, врать не будет.
Цитата:
Кстати, насчет КГБ. Что это был «черный пиар», клевета и сознательная дискредитация Церкви, здравомыслящему человеку не надо доказывать. Естественно, при той должности, какую занимал Владыка в Церкви в советское время, он, как и вся высшая иерархия, постоянно находился под пристальным контролем соответствующих органов, однако, во-первых, не он был инициатором этих контактов, а во-вторых, он никогда не предавал в них ни Церкви, ни России. А дальше действие развивалось по сценарию известного анекдота: «Никогда не <84> говорите, что у вас украли столовое серебро – при вас начнут прятать ложки». Сам Владыка никак не пытался себя защитить: ему не в чем было оправдываться. Другие же вступиться за него то ли боялись, то ли не считали нужным. Едва ли не единственным, кто публично на всю страну с телеэкрана за него заступился, был покойный епископ Василий (Родзянко).
Помнится, тогда, в разгар травли, вышел номер какого-то журнала – кажется, «Столица», с издевательской картинкой на обложке: крупным планом нижняя часть Владыкиного лица – по бороде его безошибочно можно было узнать. Что хотели этим сказать, понятно: раскрыли мол, «Аббата», шила в мешке не утаишь. Но некоторые увидели в этом другую сторону: «Они поместили на обложку только усы и бороду, потому что если бы так же крупно показали его глаза, им никто бы не поверил». Для нас самих в свое время лучшим его оправданием стала литургия на «Взыскание погибших», пришедшаяся на самый разгар газетной травли. Вывод, который мы тогда сделали для себя, был однозначный: «Агенты КГБ так не молятся».
Удивительно, что и после кончины Владыки для некоторых эта тема не кажется исчерпанной. Пренебрегая даже азбучной истиной: «De mortuis aut bene, aut nihil»[11], находятся желающие обличать покойного архиерея, согласно пословице: «Мертвого льва и осел лягает». Такое излишнее упорство наводит на подозрение, что здесь используется испытанный прием – громче всех кричать «Держи вора!», тем более что все эти домыслы исходят от людей, чья подмоченная репутация широко известна в узких кругах.
(Владыка) Не любил, чтобы выставляли напоказ какую бы то ни было подноготную, темные стороны церковной, и даже политической жизни, – все стремился покрыть любовью. Однажды в интервью журналист задал ему рискованный и болезненный вопрос: «Как Ваша паства отнеслась к слухам о Ваших связях с КГБ? Если не хотите, можете не отвечать». Владыкино лицо показали крупным планом, и он, глядя прямо в объектив <86> камеры широко открытыми глазами, сказал: «На моем приходе прихожан стало в три раза больше… Да, ровно в три раза!» На самом деле это было так только в самом начале травли. Действительно, очень многие приходили, чтобы поддержать Владыку молитвенно – он тогда служил много чаще, чем обычно. Но где-то через полгода этот энтузиазм иссяк, а травля продолжалась, хотя и менее активно. Кроме того, в первой половине 90-х сразу несколько ярких священников, служивших на Брюсовом, получили свои храмы. За каждым, естественно, ушла его часть паствы. По сравнению с концом 80-х годов народу стало раза в три меньше. Конечно, храм, расположенный в центре, пустым не оставался, но массу составляли, скорее, не прихожане, а «захожане», которые даже не всегда знали, кто такой Владыка. Он не мог этого не чувствовать, – но не хотел никого обвинять.
Нередко он повторял слова святителя Филарета Московского: «Непристойности существуют, но обнаруживать их – признак дурного вкуса». Как-то уточнил, что у Филарета сказано «нечистоты», но ему само это слово кажется не очень приличным, и он заменил его на «непристойности». Обличать пороки Церкви перед посторонними в его глазах было «хамством» в исконном смысле слова: бесстыдством Хама, посмеявшегося над наготой отца.
Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. Пленный рыцарь: Воспоминания о последних годах митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). — М., 2006.
Ну так раз на раз не приходится. Но за примером
типичного ставленника КГБ далеко ходить не надо. Я недавно приводил в пример Кирилла Гундяева, патриарха. Вот, например, факты из его жизни (ссылка на Википедию):
3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским
Никодимом (Ротовым) был пострижен в
монашество с наречением имени
Кирилл;
7 апреля того же года им же рукоположён во
иеродиакона,
1 июня — во
иеромонаха.
В
1970 году с отличием окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата
богословия (диссертация на тему «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной церкви о ее благодатном характере»), оставлен профессорским стипендиатом, преподавателем догматического
богословия и помощником инспектора.
С
30 августа 1970 года исполнял послушание личного секретаря
митрополита Ленинградского Никодима (Ротова).
12 сентября 1971 года возведён в сан
архимандрита.
С 1971 года — представитель
Московского Патриархата при
Всемирном совете церквей в
Женеве.
26 декабря 1974 года в возрасте 28 лет становится ректором Ленинградских Духовных Академии и Семинарии. В это время он создал при них специальный регентский класс для девушек и ввел в семинарии уроки физкультуры.
С
7 июня 1975 года председатель епархиального совета Ленинградской митрополии.
С декабря 1975 года — член Центрального комитета и исполкома
Всемирного совета церквей, с 1975 года член комиссии «Вера и устройство»
Всемирного совета церквей, с
3 марта 1976 года член
Синодальной комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.
14 марта 1976 года
хиротонисан во
епископа Выборгского,
викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Троицком соборе
Александро-Невской лавры совершили митрополиты: Ленинградский
Никодим (Ротов), Киевский
Филарет (Денисенко), Тульский
Ювеналий (Поярков); архиепископ Дмитровский Владимир; епископы: Пензенский Мелхиседек, Тихвинский Мелитон, Курский Хризостом.
С ноября 1976 года по октябрь
1978 года нёс послушание заместителя Патриаршего
экзарха Западной
Европы митрополита Никодима (Ротова).
В
1977 году возведён в сан
архиепископа.
12 октября 1978 освобожден от должности Заместителя Патриаршего
Экзарха Западной Европы и назначен управляющий
патриаршими приходами в Финляндии.
В 1978 году назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.
В 1980 году поставил подпись под решением Всемирного совета церквей об осуждении советского правительства за вторжение в Афганистан. Этот шаг в дальнейшем стал одной из причин для его перевода из Ленинграда в Смоленскую епархию
[14].
С
1983 года преподаватель в аспирантуре при
Московской Духовной Академии.
С
26 декабря 1984 года —
архиепископ Смоленский и Вяземский; освобождён от должности ректора Ленинградских Духовных Академии и Семинарии.
В апреле
1989 года был изменён титул на «Смоленский и Калининградский».
14 ноября 1989 года был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности.
С
1990 года — председатель комиссии Священного
Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности, член Синодальной библейской комиссии.
25 февраля 1991 года возведён в сан
митрополита.
С
1993 года — сопредседатель, с
1995 года — заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора. С
1994 года почётный президент Всемирной конференции
Религия и мир. С
26 февраля 1994 года — член
Синодальной богословской комиссии.
В
1995—
2000 годах председатель Синодальной рабочей группы по выработке концепции Русской православной церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества; под его руководством разработаны
Основы социальной концепции Русской православной церкви, принятые в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором.
С
1994 года ведёт духовно-просветительскую программу «
Слово пастыря» на
Первом канале, которую продолжает и по избрании на Патриарший престол
[15].
У меня вопрос,
каким образом человек за один месяц стал иеромонахом, через два года после рукоположения стал представителем РПЦ в Женеве, а через 7 лет он уже
епископ, когда люди на такой карьерный рост тратят десятки лет? Причем столь быстрый карьерный рост происходил при СССР?
Вывод один: Кирилл-
ставленник КГБ. Более того, в РПЦ было очень мощное КГБшное лобби, которое выдвигало его по карьерной лестнице.
О дальнейшем же периоде (90-е года) и говорить нечего-Кирилл (то бишь, Гундяев) заработал четыре миллиарда долларов на ввозе спирта "рояль" и табака в разваливавшуюся Россию, т.к. "Святая церковь" имела акцизные льготы на ввоз таких "товаров", что также общеизвестный факт, о его многочисленных особняках и пентхаусе возле Храма Христа Спасителя и говорить нечего. Сейчас же РПЦ активно лижет государству ноги, участвует в политике (в частности, в общеизвестных провокациях на территории бывших союзных республиках).
Пастырское служение, благотворительность, помощь малообеспеченным, восстановление разрушенных храмов-это все делается исключительно руками подвижников и за пожертвования.