Был такой момент в истории (не берусь точно указать время) когда вдруг люди потеряли уважение к власти. Церковный подход (видеть в окружающем мире средство общения с Богом, где все поступки, совершённые по отношению к другим, совершены по отношению к Создателю) был отброшен,а люди стали делать совсем другую вещь: вместо того, чтобы видеть и в нищем, и в царе Бога, и соответственно к ним относиться, в окружающих стали видеть себе подобных.
И отношение немедленно изменилось. Внутренняя ненависть к самому себе, все свои комплексы и страхи начали выливать на других. "Я не ангел и это позволяет видеть мне недостатки других". Гордыня стала править бал. С поразительной дерзостью мы начали вдруг считать, что можем понять мысли и мотивы окружающих, при этом (сознательно или нет) держа в уме предпосылку, что "я не хуже остальных", что фактически означает "все остальные не меньшие уроды, чем я".
Немедленно исчезло безусловное исполнение заповедей, особенно о любви к ближнему. Теперь прежде чем помочь человеку в беде мы начинаем проводить внутренний анализ на тему "а вдруг ему не стоит помогать, хотя бы потому, что он сам виноват, что в таком положении оказался, или потому что мне хуже, чем ему", который частенько помогает оправдывать своё свинство.
Немедленно исчезла вера в существование праведников. Да, ещё встречались совершенно явно святые люди, что доставляло дикое неудобство. Но зато теперь поверить в неправедность моих соседей, друзей, родственников стало гораздо легче, ведь "они же не могут быть лучше меня".
Что уж говорить про начальников и правителей. У них не осталось никакого шанса на уважение и, тем более, любовь.
Многие начали уже всерьёз считать, что власть превращает человека в какого-то монстра. И что все люди в принципе хорошие, но всё портят те, кто имеют власть. Анархисты, социалисты-утописты, марксисты.
А чем закончились фаланстеры Фурье? Белый и пушистый рабочий класс разграбил всё подчистую, поджёг и смылся. Оказывается, власть просто даёт людям больше шансов проявить свои внутренние качества. Дайте угнетённым и обиженным право влиять на судьбы других, и они сделают несчастными своих бывших товарищей. "Неправота гонителей не означает правоты гонимых".
Дети ропщут на родителей, ругаются, обманывают. Но когда сами становятся родителями, то роли меняются.
Власть даёт свободу. Свободу совершить большее благо, или причинить больший вред. Цена ошибки возрастает с возрастанием полномочий. Но возрастает ли ответственность? Если человек выложился полностью на высоком посту, боролся со своими недостатками изо всех сил, и пытался сделать как можно больше добра, но у него что-то не получилось, как его судить?
Вот эти вопросы хорошо бы задавать прежде чем начать перемывать по косточкам Патриарха, президента, или другого начальника или историческую личность.
Смирение - единственный способ сохранения объективности.