Острые вопросы веры

Speranza

Активный участник
Вчера я аплодировал Вашему посту, а сегодня решил внести толику оппозиции
Я бы не сказала, что это прямо оппозиция, скорее взгляд с другой - но не противоположной, а дополняющей, стороны.
Еще подумаю и что-нибудь отвечу по существу.
А как верующие относятся к атеистам? Проделывают ли они тот же путь или вот "вы все грешники и в ад"?
за всех верующих говорить не буду, хотя сама ужас как не люблю тех, кто "все грешники в ад", а за себя я выше ответила - про опыт неверия.
Да вообще, в целом и общем мы так косячим против истины, все, что разница между верующим и атеистом не столь значительна, чем может показаться обоим. Атеисты тоже твердолобыми фанатиками бывают, еще как. И, по моим внутренним ощущениям, верующему (не фанатику) легче признать правоту атеиста, чем наоборот. Потому что если Бога нет - то Его нет, а все это - религии все эти, переживания - чушь и выверты психики. Если же Бог есть, то Он допускает куда больше вариантов :)
 

Boris

Активный участник
Здравствуйте, в чем находите для себя поддержку в трудной работе над собой?
Ну я не считаю это "трудной работой над собой":)
Ну в духе коммунистическом можно конечно сказать, что трудной и героической:)
Говорю ж что отхожу от этих позиций:)
 

Boris

Активный участник
Атеисты тоже твердолобыми фанатиками бывают, еще как. И, по моим внутренним ощущениям, верующему (не фанатику) легче признать правоту атеиста, чем наоборот. Потому что если Бога нет - то Его нет, а все это - религии все эти, переживания - чушь и выверты психики. Если же Бог есть, то Он допускает куда больше вариантов :)
Ну если атеист с верующим сойдутся на том есть ли_Бог_или _бога_нет, то они друг друга будут вполне достойны:)
 

Speranza

Активный участник
Человек, обращающийся к Б-гу, обращается именно к тому, которого он знает исключительно по собственному религиозному опыту, который у всех очень и очень разный.
по моему собственному опыту - человек, воспитанный в хоть чуть-чуть религиозной семье, может обращаться (пытаться обращаться) к Богу, не имея практически никакого личного религиозного опыта. Или, по меньшей мере, никакого сфокусированного опыта, такого, который он сам мог бы четко вычленить и проговорить.
Я сама из рук вон плохая православная, но, может быть, именно это спасает меня от некоторых ошибок. А то вижу человека, скажем, который идет и читает Последование ко святому причастию - в этом последовании до хренища страниц, но хорошему православному нужно прочесть ВСЕ и тогда можно со спокойной совестью идти к причастию. Почему? Какое отношение к этому, собственно говоря, имеет Бог? С точки зрения невоцерковленного или вообще неверующего человека это должно выглядеть бредом, полагаю. Какой-то магией. А я всю сознательную жизнь страдала, что не могу вписаться в эти рамки, да и сейчас не скажу, что меня устраивает положение вне церкви.

Больше того, некоторый религиозный опыт не только не избавляет от этого вопроса (кто такой этот Бог, к которому я обращаюсь?), и делает его еще более острым. Я вот сама сейчас пытаюсь привести себя к мысли, что я в сущности ничего о Нем не знаю. Хотя иллюзия знания очень сильна, даже не из-за личных переживаний, а из-за количества прочитанных умных книг. Там же все так умно написано... но все это - чужой опыт, он может помочь в формировании своего, но его не заменяет. И, по моим ощущениям, мало помогает в жизненных передрягах.
Т.е. таким образом позволю себе сделать вывод, что переживание Б-га, я не говорю присутствия Его, а скорее некоего Его вмешательства в жизнь человека в предельный, пограничный ее момент.
А как человек понимает, что это Бог вмешался в его жизнь, а не какой-то безликий случай? \это уже вопрос из серии "узнать, как оно у других бывает"\
Но, может, их и не надо гнать тоже, как не надо гнать и свою сексуальность и прочее, что давилось? Ведь если это тоже часть нас, значит, и ее лечит надо.
да, наверное... надо индивидуально смотреть. Просто мне лично в какой-то момент оказалось проще как бы притушить чувство вины, не обращать на него внимание, по сути, гнать прочь. На время, понятно, этот метод, как всякое подавление, долго и эффективно не работает. Но если человек настолько задавлен, что буквально каждый шаг вызывает у него приступ самобичевания, послать к черту может быть полезным.
Может быть, это зависит и от того, как именно выражены эти родительские фигуры. Если это какой-то более оформленный персонаж, как у вас, скажем, фигура в балахоне, то, возможно, имеет смысл не тупо гнать, а как-то общаться, выяснить, чего ему надо, лечить. Когда это просто навязчивые мысли вроде "ой, я не прочитала канон, я плохая", "ой, я не сдала экзамен на отлично, я пропащая" - то особенно диалога не выстроишь.
Вы идете не так еще далеко
Я вообще описываю какое-то самое начальное состояние. Причем еще раз отмечу - видимо, наиболее актуальное для людей, выросших в церковных семьях, наглотавшихся религиозности извне и не относящихся к ней критически.
Как оно все происходит у человека, пришедшего к вере от стойкого атеизма - не знаю. Хотя могу представить, что он тоже может плавно утечь в несознательно-магическое христианство (или другую религию, не суть), как те неофиты у Бори, которые "все вы грешники, пойдете в ад".

Про материнскую фигуру и параллель с Богом еще подумаю, это непривычные для меня сравнения, хотя так, навскидку, кажется, что-то в этом есть.
 

Ichuchiy

Участник
Ну под трудной работой имел ввиду преодоление, и, если для религиозных Бог - и поддержка и утешение, то вот и поинтересовался, чем укрепляется нерелигиозный человек?
 

Speranza

Активный участник
Ну если атеист с верующим сойдутся на том есть ли_Бог_или _бога_нет, то они друг друга будут вполне достойны:)
для атеиста, видимо, важен вопрос - есть ли Бог. Для верующего важнее другой - как с Ним, с этим Богом, наладить отношения? Но он принимает так, что атеист вообще не хочет этим заниматься. М. б., на данном этапе жизни.
если для религиозных Бог - и поддержка и утешение
Поддержка и утешение, или еще и большая Проблема с большой буквы "П"? Не было бы Бога - нужно ли было бы преодоление? Вопрос провокационный, но все же.
 

Boris

Активный участник
Ну под трудной работой имел ввиду преодоление, и, если для религиозных Бог - и поддержка и утешение, то вот и поинтересовался, чем укрепляется нерелигиозный человек?
Ну не знаю, насколько я понял тут тема о том укрепляется ли верующий Богом в преодолении или нет. Находит ли поддержку и утешение. Мне бы не хотелось отвлекаться от топика и офтопить.
 

Speranza

Активный участник
Ну не знаю, насколько я понял тут тема о том укрепляется ли верующий Богом в преодолении или нет. Находит ли поддержку и утешение. Мне бы не хотелось отвлекаться от топика и офтопить.
Ну, м. б., верующим тоже полезно узнать, где можно найти поддержку иначе, чем в Боге. Если вдруг встанет вопрос, что Бог не особенно помогает. А он встает, у некоторых, по меньшей мере. Некоторые просто веру теряют от этого факта. Но имхо, это не метод.
 

Boris

Активный участник
для атеиста, видимо, важен вопрос - есть ли Бог. Для верующего важнее другой - как с Ним, с этим Богом, наладить отношения? Но он принимает так, что атеист вообще не хочет этим заниматься. М. б., на данном этапе жизни.
Для гипотетического атеиста вряд ли стоит вопрос в том есть ли Бог?:)
Скорее четкое убеждение что Бога нет и фигли вообще разводить разговор, типа того.
Обычно еще такие глаза на верующего:eek:
 

Ichuchiy

Участник
Поддержка и утешение, или еще и большая Проблема с большой буквы "П"? Не было бы Бога - нужно ли было бы преодоление?
Хороший вопрос, но у меня получилось обратное. Я как бы к религии пришёл, так как нашёл в ней отклик на какой-то глубинный душевный запрос о том, что те чувства, которые я испытываю не верны, чувствовал себя потерявшимся, а религия дала как-бы лекало: "вот как правильно, к сему стремись".
 

Boris

Активный участник
Ну, м. б., верующим тоже полезно узнать, где можно найти поддержку иначе, чем в Боге. Если вдруг встанет вопрос, что Бог не особенно помогает. А он встает, у некоторых, по меньшей мере. Некоторые просто веру теряют от этого факта. Но имхо, это не метод.
Я ходил на собрания верующих, общался, класные ребята, есть разные, и вопросы того, что есть неверующие но которые фору любому верующему дадут:) и обсуждение того чего им светит-тоже ад?
Я говорил, что покаюсь прям перед смертью:) не тролил, нет. Ну хорошие знакомые просто мои.
Ну и конечно главный вопрос мой состоял в том, что вы тут собираетесь же, люди, ну и как чувствуется человеческая поддержка?
 

Speranza

Активный участник
Скорее четкое убеждение что Бога нет и фигли вообще разводить разговор, типа того.
а, ну да, точно)) это для сомневающегося стоит.
Я как бы к религии пришёл, так как нашёл в ней отклик на какой-то глубинный душевный запрос о том, что те чувства, которые я испытываю не верны, чувствовал себя потерявшимся, а религия дала как-бы лекало: "вот как правильно, к сему стремись".
то есть, вы жили неверующим, плутали по жизни, а потом пришли к вере и нашли в ней поддержку и направление, так?
А как оно, не сбоит? Ну, то есть, не одолевают временами сомнения, что а не пошло бы оно все, лучше жить без Бога?
Поясните, что не метод?
веру терять не метод. В смысле, ничего хорошего в этом не вижу.

Хотя, как сказать... может быть, и есть хорошее, если вера была сплошным комплексом, но все одно лучше бы иначе - идти к более зрелой вере, а не к неверию.
 

Boris

Активный участник
веру терять не метод. В смысле, ничего хорошего в этом не вижу.

Хотя, как сказать... может быть, и есть хорошее, если вера была сплошным комплексом, но все одно лучше бы иначе - идти к более зрелой вере, а не к неверию.
Какую веру терять? Я потерял веру в коммунистические идеи и ни капли не жалею:)
 

Ichuchiy

Участник
то есть, вы жили неверующим, плутали по жизни, а потом пришли к вере и нашли в ней поддержку и направление, так?
Ага.
А как оно, не сбоит? Ну, то есть, не одолевают временами сомнения, что а не пошло бы оно все, лучше жить без Бога?
Странно, но первый раз вопрос перед собой в такой форме увидел. Неееет, многие из нас, православных, настолько лукавы, что перед лицом соблазна говорим себе мягче, елейнее: "ну, согрешу,-покаюсь".
 

Ichuchiy

Участник
Хотя, как сказать... может быть, и есть хорошее, если вера была сплошным комплексом, но все одно лучше бы иначе - идти к более зрелой вере
Вы напомнили мне сейчас статью Ролло Мэя о невротической вере. Да, часто веру ощущаешь как комплекс, но бывают инсайты. Нет сплошняка, внутренний мир динамичный, многообразный.
 

Speranza

Активный участник
Странно, но первый раз вопрос перед собой в такой форме увидел. Неееет, многие из нас, православных, настолько лукавы, что перед лицом соблазна говорим себе мягче, елейнее: "ну, согрешу,-покаюсь".
ну, видимо, когда более-менее вписываешься, удается соединить свою невротическую личность со своими религиозными воззрениями, только кое-где хвостики торчат, можно жить в режиме - "согрешу - покаюсь". У меня все время было как-то так, что я с одной стороны баррикад, а вера - с другой, сейчас вот пытаюсь как-то свести все воедино.
Да, часто веру ощущаешь как комплекс, но бывают инсайты.
Я вот как раз о том, что м. б., стоит не пускать дело на самотек, а разбираться и в вере тоже, преодолевать комплексы в вере. Разумеется, если от веры больше мучений, чем поддержки.
 
Сверху