Эмоциональные состояния: одиночество
Когда человек начинает разбираться со своими –измами, он обнаруживает, что ему следует обратить внимание не на влечение или желание смены пола как таковые, а на составляющие проблемы: примирение с прошлым, принятие себя и умение строить отношения с окружающими в настоящем, навык справляться с негативными эмоциональными состояниями и получать радость от жизни здесь-и-сейчас, видеть цель и надежду в будущем.
В этой статье мы рассмотрим вопрос одиночества.
Проблема одиночества оказывается для многих наших посетителей более серьезной, чем само влечение к людям своего пола. Некоторые признавались, что именно чувство одиночества провоцирует нежелательные фантазии и поведение. Восприятие себя «иным» на деле может быть признаком не гомосексуальности, а именно одиночества, и гомосексуальность в таком случае – всего лишь способ справиться с болезненным ощущением отчужденности, скуки и никомуненужности. В некоторых случаях одиночество порождает безнадежность и отказ от всякой деятельности (уныние), а это, в свою очередь, только способствует накоплению боли и ведет к отчаянию.
Попробуем разобраться, что же такое одиночество, с чем оно связано, всегда ли оно – зло, и как с ним справиться.
Одиночество – это не объективная реальность, а эмоциональное состояние, т.е. наше субъективное восприятие действительности. Думаю, читатель легко сможет вспомнить моменты, когда он находился один, но не страдал от этого, и наоборот, бывают случаи, когда даже в компании самых близких людей чувствуешь себя одиноким и несчастным.
Из этого простого наблюдения следуют три вещи.
Во-первых, это означает, что все дело в том, как мы интерпретируем реальность. Некоторые настолько привыкают к ощущению своей несчастности и одиночества, что даже целенаправленные попытки любящих их людей прорваться к ним не приносят результата. В таком случае следует учиться воспринимать некоторые вещи иначе (требуется освоить некоторые техники работы с убеждениями), и болезненные чувства со временем перестанут быть доминирующими.
Во-вторых, стоит вспомнить, что эмоции – это не вся реальность. Помимо эмоций есть разум, есть вера, есть прошлый опыт, есть воля и текущие обязательства перед ближними, и для зрелой личности они значат не меньше, чем субъективное состояние. Это вопрос о том, кто кого контролирует: мы - свои эмоции, или наши эмоции контролируют нас. Когда мы находимся в неприятном эмоциональном состоянии, можно не ждать, пока оно само пройдет, а искать другие опоры в деятельности.
Наконец, эмоции являются симптомом того, что в нашем отношении с окружающим миром что-то не так. Что же может быть не так? Самое время поговорить о формах одиночества.
Сижу один, друзей и любви нет. Первая и наиболее распространенная причина одиночества, особенно в ранней юности – это реальное отсутствие друзей. Из-за чего это происходит? Отсутствие общих интересов со сверстниками; критическое отношение к их занятиям; привычка проводить время в уединенных занятиях (учеба, чтение, компьютер); боязнь и стеснительность в построении новых отношений, чрезмерная зависимость от небольшого круга лиц. Очевидно, что в таком случае стоит попытаться найти объединяющую интересную деятельность, снизить требовательность к окружающим, научившись смотреть на них без осуждения, найти новую компанию, работать над преодолением стеснительности и не зацикливаться на определенных людях, а общаться со всеми. Наконец, можно не ждать, что кто-то обратится ко мне, а самому протянуть руку тому, кто нуждается в общении (например, в служении малым этого мира); возможно, подлинный ответ на одиночество в определенных случаях – это создание собственной семьи и рождение детей.
Встречи не происходит. Случается, что и в кругу близких людей человек чувствует себя одиноко, а после встречи - более опустошенным, чем если бы он находился реально один. С чем это может быть связано? Можно посмотреть, насколько мы находимся «здесь-и-сейчас»: часто мы настолько озабочены нашим прошлым или тревожимся о будущем, что не можем ощутить настоящее, сами не можем быть реально вместе с другими людьми. Если это заметить и не позволять себе уходить из реальности, общение будет приносить больше плодов. Вторая причина того, что встреча не происходит – мы говорим на разных языках, и не можем друг друга услышать. В таком случае можно предложить попытаться встать на позицию другого человека, увидеть мир его глазами, а партнеру рассказать о том языке общения, который важен именно для вас, и чего вы ждете от общения. Третья причина – боязнь открытости, и, соответственно, общение на поверхностном уровне. Конечно, открытость влечет за собой уязвимость (и не со всеми это полезно), но без открытости не бывает искренности и глубины. Четвертая – неподходящий формат для общения – например, «одиночество в толпе». Можно предложить добавить в общение встречи в малой группе или тет-а-тет. Пятая причина того, что Встреча не происходит, это банальная усталость, когда стоит просто отдохнуть и встретиться уже на свежую голову.
Одиночество в разлуке. Разлука – это всегда испытание подлинности отношений. С одной стороны, совсем не страдать от разлуки – признак черствого сердца: даже Христос страдал, когда ушел Его друг, Лазарь. С другой стороны, ощущение одиночества не должно стать разрушительным. Оно становится таковым, когда партнер использовался для восполнения собственной личности, в качестве подпитки извне; когда отношение к человеку было не как к свободной личности, но как к собственности. В обоих этих случаях разлука может стать средством для оздоровления отношений, а сама ситуация может побудить к тому, чтобы искать свой собственный путь и смысл в жизни, не зацикливаясь на одной личности. Однако не будем забывать и о том, что сегодня достаточно просто поддерживать регулярный контакт с помощью современных средств связи – было бы желание. Наконец, верующие имеют возможность и молитвенно поминать тех, с кем они разделены – территорией, временем и даже смертью.
Мы говорили выше о взаимоотношениях с людьми, и можно сказать, что подлинная дружба и отношения любви, взаимной заботы – это хорошее лекарство от одиночества.
Однако этим все не исчерпывается.
Психологи выделяют еще экзистенциальное одиночество, признавая, что даже здоровый эмоционально человек, имеющий друзей и живущий в счастливой семье, в определенные моменты своей жизни обязательно будет переживать одиночество. С точки зрения богословов, это не так уж и плохо: если бы мы были самодостаточными, что подвигло бы нас искать Другого? «Бог даст тебе вторую половинку, или Сам заменит ее… И все же мы в чем-то всегда будем одиноки. Думаю, так Бог устроил, чтобы не прирастали сердцем к земле и людям, но с самой сокровенной болью шли к Нему, Врачу душ…» – писал один верующий брат своему другу.
Давайте продвинемся еще дальше и порассуждаем, всегда ли одиночество – зло. Действительно, многие люди боятся одиночества. Оно заставляет остаться один на один с собой. Столкнуться с тем, от чего мы бежим в себе, что подавляем или стараемся не замечать. Мы «затыкаем» эти вопросы музыкой, заедаем или забалтываем эти чувства, делаем все, что угодно, чтобы только не остаться наедине с собой. Но правильная ли это стратегия? Все равно рано или поздно осознание того, что что-то в нас не так, прорывается, и кто знает, сможем ли мы выдержать такую правду о себе в следующий раз. Становится понятным, почему аскетическая традиция православного христианства призывает человека непрестанно очищать свое сердце – иначе никогда не почувствуешь внутреннего умиротворения.
Итак, условием благотворности одиночества является чистота сердца. Также требуется умение отрешиться от забот завтрашнего дня и довериться Богу, посылающему нам в дар день сегодняшний, - умение благодарить за все доброе, что Бог сделал для нас.
На примере святых, которые часто искали одиночества, мы можем учиться простым способам проживания таких моментов, чтобы не ощущать болезненного одиночества.
Во-первых, древнее монашеское правило предлагает ore et labore - молиться и трудиться, а заповедь говорит: «Шесть дней работай». Современному человеку стоит научиться так планировать свой день, чтобы на праздность просто не оставалось времени. Труд, в котором мы можем развивать свои дары и служить другим, является настоящим лекарством от грустных мыслей.
Но там, где есть труд, есть и отдых. Это может быть время уединения и размышления, но может быть и время празднования вместе с близкими людьми. Итак, во-вторых, устраивать настоящий праздник жизни, и не только для себя, но и для других – это такая же заповедь Божия, как и заповедь трудиться, и, как всякая заповедь, ее исполнение ведет к благословению.
Во-третьих, мы можем заполнить свое время созерцанием: общением с природой, Творением Божиим. Мы можем молитвенно размышлять над Писанием, созерцать Лик на иконе, переосмыслять события своей жизни, видя в них действия Бога.
Одиночество, понятое и прожитое так, ведет нас к подлинной Встрече.
Когда человек начинает разбираться со своими –измами, он обнаруживает, что ему следует обратить внимание не на влечение или желание смены пола как таковые, а на составляющие проблемы: примирение с прошлым, принятие себя и умение строить отношения с окружающими в настоящем, навык справляться с негативными эмоциональными состояниями и получать радость от жизни здесь-и-сейчас, видеть цель и надежду в будущем.
В этой статье мы рассмотрим вопрос одиночества.
Проблема одиночества оказывается для многих наших посетителей более серьезной, чем само влечение к людям своего пола. Некоторые признавались, что именно чувство одиночества провоцирует нежелательные фантазии и поведение. Восприятие себя «иным» на деле может быть признаком не гомосексуальности, а именно одиночества, и гомосексуальность в таком случае – всего лишь способ справиться с болезненным ощущением отчужденности, скуки и никомуненужности. В некоторых случаях одиночество порождает безнадежность и отказ от всякой деятельности (уныние), а это, в свою очередь, только способствует накоплению боли и ведет к отчаянию.
Попробуем разобраться, что же такое одиночество, с чем оно связано, всегда ли оно – зло, и как с ним справиться.
Одиночество – это не объективная реальность, а эмоциональное состояние, т.е. наше субъективное восприятие действительности. Думаю, читатель легко сможет вспомнить моменты, когда он находился один, но не страдал от этого, и наоборот, бывают случаи, когда даже в компании самых близких людей чувствуешь себя одиноким и несчастным.
Из этого простого наблюдения следуют три вещи.
Во-первых, это означает, что все дело в том, как мы интерпретируем реальность. Некоторые настолько привыкают к ощущению своей несчастности и одиночества, что даже целенаправленные попытки любящих их людей прорваться к ним не приносят результата. В таком случае следует учиться воспринимать некоторые вещи иначе (требуется освоить некоторые техники работы с убеждениями), и болезненные чувства со временем перестанут быть доминирующими.
Во-вторых, стоит вспомнить, что эмоции – это не вся реальность. Помимо эмоций есть разум, есть вера, есть прошлый опыт, есть воля и текущие обязательства перед ближними, и для зрелой личности они значат не меньше, чем субъективное состояние. Это вопрос о том, кто кого контролирует: мы - свои эмоции, или наши эмоции контролируют нас. Когда мы находимся в неприятном эмоциональном состоянии, можно не ждать, пока оно само пройдет, а искать другие опоры в деятельности.
Наконец, эмоции являются симптомом того, что в нашем отношении с окружающим миром что-то не так. Что же может быть не так? Самое время поговорить о формах одиночества.
Сижу один, друзей и любви нет. Первая и наиболее распространенная причина одиночества, особенно в ранней юности – это реальное отсутствие друзей. Из-за чего это происходит? Отсутствие общих интересов со сверстниками; критическое отношение к их занятиям; привычка проводить время в уединенных занятиях (учеба, чтение, компьютер); боязнь и стеснительность в построении новых отношений, чрезмерная зависимость от небольшого круга лиц. Очевидно, что в таком случае стоит попытаться найти объединяющую интересную деятельность, снизить требовательность к окружающим, научившись смотреть на них без осуждения, найти новую компанию, работать над преодолением стеснительности и не зацикливаться на определенных людях, а общаться со всеми. Наконец, можно не ждать, что кто-то обратится ко мне, а самому протянуть руку тому, кто нуждается в общении (например, в служении малым этого мира); возможно, подлинный ответ на одиночество в определенных случаях – это создание собственной семьи и рождение детей.
Встречи не происходит. Случается, что и в кругу близких людей человек чувствует себя одиноко, а после встречи - более опустошенным, чем если бы он находился реально один. С чем это может быть связано? Можно посмотреть, насколько мы находимся «здесь-и-сейчас»: часто мы настолько озабочены нашим прошлым или тревожимся о будущем, что не можем ощутить настоящее, сами не можем быть реально вместе с другими людьми. Если это заметить и не позволять себе уходить из реальности, общение будет приносить больше плодов. Вторая причина того, что встреча не происходит – мы говорим на разных языках, и не можем друг друга услышать. В таком случае можно предложить попытаться встать на позицию другого человека, увидеть мир его глазами, а партнеру рассказать о том языке общения, который важен именно для вас, и чего вы ждете от общения. Третья причина – боязнь открытости, и, соответственно, общение на поверхностном уровне. Конечно, открытость влечет за собой уязвимость (и не со всеми это полезно), но без открытости не бывает искренности и глубины. Четвертая – неподходящий формат для общения – например, «одиночество в толпе». Можно предложить добавить в общение встречи в малой группе или тет-а-тет. Пятая причина того, что Встреча не происходит, это банальная усталость, когда стоит просто отдохнуть и встретиться уже на свежую голову.
Одиночество в разлуке. Разлука – это всегда испытание подлинности отношений. С одной стороны, совсем не страдать от разлуки – признак черствого сердца: даже Христос страдал, когда ушел Его друг, Лазарь. С другой стороны, ощущение одиночества не должно стать разрушительным. Оно становится таковым, когда партнер использовался для восполнения собственной личности, в качестве подпитки извне; когда отношение к человеку было не как к свободной личности, но как к собственности. В обоих этих случаях разлука может стать средством для оздоровления отношений, а сама ситуация может побудить к тому, чтобы искать свой собственный путь и смысл в жизни, не зацикливаясь на одной личности. Однако не будем забывать и о том, что сегодня достаточно просто поддерживать регулярный контакт с помощью современных средств связи – было бы желание. Наконец, верующие имеют возможность и молитвенно поминать тех, с кем они разделены – территорией, временем и даже смертью.
Мы говорили выше о взаимоотношениях с людьми, и можно сказать, что подлинная дружба и отношения любви, взаимной заботы – это хорошее лекарство от одиночества.
Однако этим все не исчерпывается.
Психологи выделяют еще экзистенциальное одиночество, признавая, что даже здоровый эмоционально человек, имеющий друзей и живущий в счастливой семье, в определенные моменты своей жизни обязательно будет переживать одиночество. С точки зрения богословов, это не так уж и плохо: если бы мы были самодостаточными, что подвигло бы нас искать Другого? «Бог даст тебе вторую половинку, или Сам заменит ее… И все же мы в чем-то всегда будем одиноки. Думаю, так Бог устроил, чтобы не прирастали сердцем к земле и людям, но с самой сокровенной болью шли к Нему, Врачу душ…» – писал один верующий брат своему другу.
Давайте продвинемся еще дальше и порассуждаем, всегда ли одиночество – зло. Действительно, многие люди боятся одиночества. Оно заставляет остаться один на один с собой. Столкнуться с тем, от чего мы бежим в себе, что подавляем или стараемся не замечать. Мы «затыкаем» эти вопросы музыкой, заедаем или забалтываем эти чувства, делаем все, что угодно, чтобы только не остаться наедине с собой. Но правильная ли это стратегия? Все равно рано или поздно осознание того, что что-то в нас не так, прорывается, и кто знает, сможем ли мы выдержать такую правду о себе в следующий раз. Становится понятным, почему аскетическая традиция православного христианства призывает человека непрестанно очищать свое сердце – иначе никогда не почувствуешь внутреннего умиротворения.
Итак, условием благотворности одиночества является чистота сердца. Также требуется умение отрешиться от забот завтрашнего дня и довериться Богу, посылающему нам в дар день сегодняшний, - умение благодарить за все доброе, что Бог сделал для нас.
На примере святых, которые часто искали одиночества, мы можем учиться простым способам проживания таких моментов, чтобы не ощущать болезненного одиночества.
Во-первых, древнее монашеское правило предлагает ore et labore - молиться и трудиться, а заповедь говорит: «Шесть дней работай». Современному человеку стоит научиться так планировать свой день, чтобы на праздность просто не оставалось времени. Труд, в котором мы можем развивать свои дары и служить другим, является настоящим лекарством от грустных мыслей.
Но там, где есть труд, есть и отдых. Это может быть время уединения и размышления, но может быть и время празднования вместе с близкими людьми. Итак, во-вторых, устраивать настоящий праздник жизни, и не только для себя, но и для других – это такая же заповедь Божия, как и заповедь трудиться, и, как всякая заповедь, ее исполнение ведет к благословению.
Во-третьих, мы можем заполнить свое время созерцанием: общением с природой, Творением Божиим. Мы можем молитвенно размышлять над Писанием, созерцать Лик на иконе, переосмыслять события своей жизни, видя в них действия Бога.
Одиночество, понятое и прожитое так, ведет нас к подлинной Встрече.