Мы видим, таким образом, что сознанию невротика присущи известные в существе своем неправильные и иллюзорные представления о природе отношений между людьми и природе самих людей. Соответственно тяжкому опыту, вызвавшему такие ошибочные представления и суждения, у невротиков главный упор в этих суждениях делается в основном на деструктивных индивидуалистических, конкурентных отношениях в обществе "свободного предпринимательства".
Невротик в отличие от порочного человека не лишен понимания того, что существуют дружба, порядочность и сотрудничество, но в личном плане он недостаточно осознает это. Он не может особенно доверять этим факторам – большее воздействие оказывают на него деструктивные, обусловленные конкуренцией стороны жизни, причем невротик занят больше ими, чем положительными, основанными на сотрудничестве сторонами жизни; соответственно невротик и поступает. В результате его поведение во многих ситуациях оказывается неправильным.
Одним из основных свойств сознания невротика является тяготение к одностороннему отражению тех жизненных условий, с которыми он сталкивается. Такое одностороннее отражение принимает специфическую форму иллюзий, неправильного понимания и извращенных свойств личности, которые имеют тенденцию определять его поведение, а также извращать его чувства и влечения.
Для этих иллюзий характерно то, что они в целом не особенно четко сформированы. (Влечение бисексуалов например нечетко направлено).
Большинство невротиков не имеют четких, осознанных ими, сложившихся взглядов на жизнь; они также не понимают смысла и последствий своего поведения. Наоборот, собственные взгляды невротика состоят из полусформировавшихся и противоречивых понятий, из неопределенных, туманных, неустойчивых мыслей, из смутных и опрометчивых подозрений, сомнений и страхов, неясных и противоречивых влечений. Более того, как будет показано ниже, невротик усваивает определенный образ мышления, который фактически мешает ему понять сложившуюся ситуацию и свое поведение даже в том случае, когда его самосознание пытается это сделать.*
* Тот факт, что сознание невротика искажено и не может точно отражать сложившуюся ситуацию и свое поведение, а также то обстоятельство, что невротик не в состоянии правильно мыслить, приводит психоаналитиков к выводу, что невротиком управляют силы, исходящие от "бессознательного". Психоаналитиков в данном случае вводит в заблуждение поверхностная видимость вопроса. Дело не в том, что невротик управляется бессознательными влечениями и чувствами, ему, очевидно, неизвестными. Суть в том, что он принимает участие в социальной практике, которую он ясно не понимает. Смутный и неясный характер его эмоций и влечений является неизбежным результатом такого непонимания. Другими словами, его эмоции и влечения не являются "бессознательными"; они нечетко выражены или отражают лишь одну какую-нибудь сторону действительности. Невротик страдает не из-за своих "бессознательных" сил, но скорее от ограниченности и односторонности своего сознания.
Различные иллюзии невротика и его неправильное понимание заслуживают специального разбора; здесь же мы наметим лишь их основные формы. Они могут быть в общем разделены на три категории:
1. Страхи, подозрения, недоверие к людям и вместе с тем чувства гнева, вражды, обиды и т.д. Эти страхи имеют тенденцию стать необоснованными, а по своему характеру не соответствующими обстановке. У каждого невротика они своеобразны и сводятся к постоянному ожиданию чего-то неприятного, деструктивного от других людей. Наиболее широко распространенными видами страха являются: боязнь быть отвергнутым, боязнь ругани, неудач, унижения и насмешек, чужого влияния, разоблачения, обмана, нападок и побоев, собственной неполноценности. Эти страхи в той или иной мере представляют собой прямое отражение тяжелого жизненного опыта невротика, но мы их можем определить как болезненную эмоцию, поскольку они весьма часто возникают в прямой противоположности к фактическому положению. Факт страха перед опасной ситуацией не является показателем невроза; невротическим является постоянный страх, который не оправдывается какими-либо действительными опасностями.
Переработанные невротическим мышлением, эти людские страхи могут принять формы неосознаваемых страхов: ничем определенным не обусловленная напряженность, постоянная боязнь умереть, заболеть, сойти с ума, заразиться, запачкаться, боязнь ездить в метро, разбить стекло – боязнь почти всего мыслимого.
Заметим мимоходом, что страх присущ сознанию и здоровых людей. Разница между страхами невротика и здорового человека заключается в том, что страхи владеют сознанием невротика куда в большей мере, чем сознанием здорового человека, что у него они имеют тенденцию возникать незаметно для него, что у невротика они не согласуются с реальностью данной ситуации и часто превращаются в страхи явно фантастические, нереальные по своей природе.
2. Иллюзии и неправильные представления о сексуальности, любви, браке, семейной жизни и т.д. Они возникают из природы нашей семейной жизни, из практики мужского превосходства и неблагоприятного положения детей, о чем говорилось выше. Эти представления неизбежно различны у мужчин и женщин ввиду их различного положения и жизненного опыта. Будучи широко распространенными среди всех нас, эти иллюзии и ложные представления особенно выделяются у невротика как следствие его сугубо деструктивного опыта. Невротик может испытывать глубокий страх перед половыми сношениями и всякими интимными отношениями с противоположным полом; он может считать, что в любви и браке неизбежны серьезные раздоры, эгоистические конфликты и деструктивное поведение. Он может быть убежден в том, что отношениям между мужчинами и женщинами всегда присущи эксплуатация, обман, интриги и взаимные обиды. Невротик может иметь фантастическое, деструктивное представление о характере противоположного пола, о способе ведения семейной жизни, о природе любви и половых отношений.
Какие бы специфические формы ни приняли эти извращения, мы находим, что они всегда составляют важный элемент сознания невротика и что они деструктивно влияют на его поведение, создавая потенциальный источник раздоров и несчастий. Фрейд наблюдал эти семейные раздоры; они нашли свое отражение в его теории о зависти к мужскому половому органу, о комплексах Эдипа и кастрации, о половом подавлении и т.д. Фрейд не видел источников этих раздоров вне семьи; сосредоточивая свое внимание исключительно на этих раздорах, он рассматривал их с позиций биологии и инстинктов. Поэтому его теории представляют собой весьма туманное и извращенное отражение подлинных фактов – отражение, фактически искаженное буржуазным мышлением.
3. Иллюзии и неправильные представления о природе человека, об относительном значении индивида, о характере индивидуального усилия по сравнению с объединенными, совместными усилиями, об отношениях человека к другим людям, к жене, мужу, детям, к своим сотрудникам. Эти иллюзии являются и результатом сугубо индивидуалистического образа действий и сами в дальнейшем порождают такой образ действий. Невротик недостаточно осознает характер своих связей с другими людьми. Он не понимает своих прав и может переоценить или недооценить их; то же самое может иметь место в отношении сознания им своей ответственности. Почти во всех своих отношениях невротик становится на путь индивидуализма; он тяготеет к эгоцентризму, к тому, чтобы заниматься лишь своими индивидуальными достижениями, своей внешностью; не учитывая нужды других людей, он преувеличивает собственные нужды. Этот индивидуализм – весьма сильный элемент каждого невроза, хотя его формы по необходимости будут различными в соответствии с жизненным опытом и социальной практикой различных невротиков.