Speranza
Активный участник
В данной теме обсуждаются тонкости наших взаимоотношений с Богом, и то, какую поддержку в борьбе с нашими проблемами мы можем найти в вере. Или не найти.
Таки решила поделиться некоторыми своими соображениями насчет веры и преодоления. Вопрос этот волнует многих – кто-то ставит религиозные мотивы во главу угла, кто-то просто беспокоится, «а вот начну грешить – что мне за это будет?», кто-то отходит от веры и религии, не выдерживая борьбы с собой и давления. На форуме много материалов, посвященных «правильной» вере и тому, как надо, но практически не обсуждается ситуация, когда все идет наперекосяк и, больше того, религиозные установки больше вредят психике, чем помогают. Об этом говорят люди нерелигиозные, по большей части – вот и выходит пропасть между двумя берегами.
Я хочу попробовать навести мост, основываясь на своем кривом-косом, незавершенном, но очень жизненном опыте. Для любителей точности отмечу, что я христианка, православная по крещению, экуменист в душе (то бишь, считаю разницу в конфессиях несущественной), пока что застряла на стадии «ушла из одной Церкви и упс, никуда не дошла», очень надеюсь, что это временно.
Искренне верю, что большая часть моих размышлений не противоречит ортодоксальной концепции, но, памятуя о том, как меня на одном христианском форуме обозвали еретичкой, ничего утверждать не буду. В общем, читайте под свою личную ответственность
Вера живая и мертвая
Вот, мы приходим (когда я говорю «мы» я имею в виду чаще всего себя и тех, кто увидит в себе что-то похожее) преодолевать какие-то свои глобальные заморочки, неся перед собой стяг веры. Менее утвержденные в вере обычно задаются вопросами, такими как – «а если согрешу, Бог даст шанс покаяться?» или «а это точно карается попаданием в ад?». Более крепкие в вере цитируют Библию и святых отцов и призывают колеблющихся упорствовать в не делании греха и упрочняться в вере, а именно молиться, поститься и ходить в церковь.
Кому-то, может быть, и правда помогает, и он с верой и Божьей помощью вылетает из болота в чистую долину. Но, как показывает собственный опыт и наблюдения, есть и другие, те, которые топчутся печально на месте, перетягивая канат веры и влечения (греховного, несомненно), превозмогают, страдают и никак не выходят на новый уровень той же сексуальности. Их победы – «не впасть в грех», их поражения – соответственно согрешить, то бишь переспать с кем-нибудь, обычно одного пола. Хотя кому что, я успешно грешу с представителями противоположного пола, это тоже грех, ибо до свадьбы и вообще. Как нетрудно догадаться, победы радости не приносят, падения приносят разве что временную разрядку, а следом – приступы самобичевания и убеждения в собственной грешности. От одних мыслей о Боге и церкви становиться тошно, авторитетные авторы подсказывают измученному грешнику, что это все от большой грешности, от чего легче ему не становится.
Вот на этом месте традиционные верующие обычно призывают еще ретивее бороться, поститься и молиться (а как? сил уже никаких нет), а не верующие «психологисты» намекают, что пора забить на эту веру и обратиться к психотерапевту. Но, понятное дело, если человек верит – то он не может взять и разувериться, даже если ему эта вера давно как мешок с камнями.
Но есть еще третий путь: остановиться и подумать о самой этой вере. Обратите внимание, что, когда верующий анализирует свои чувства и мысли, он обычно уверен, что в нем есть что-то правильное, что-то неправильное, но чаще всего неправильное – это чувства, особенно сексуальные, а несомненно правильное – религиозные убеждения. Подкрепляется это тем, что религиозные убеждения ведь не только мои, не моя выдумка, вон в Библии написано, отцы Церкви подтверждают, священник говорит – значит, это точно истина в последней инстанции, а все прочее надо равнять по ней.
Но, люди – еще раз призываю остановиться и подумать. Вера, вообще-то, должна быть радостью и источником любви к жизни, солнцем и славой:
Господь Бог — солнце и щит,
милость и честь подаст Господь;
не откажет ни в едином из благ
ходящим в простоте своей. (Пс. 83)
А у нас на вот этой вот стадии преодоления и превозмогания – ни радости особенной, ни тем более славы. Вера, в лучшем случае, служит подпоркой для никнущего долу сознания, чтоб удержать себя от сексуальных похождений или суицидальных мыслей и намерений. Нет, соглашусь, уж лучше ходить и твердить себе, что Бог не одобряет самоубийство, чем сигануть с крыши, но, вообще-то, в норме у человека не должно быть мыслей о привлекательности прыжков с высоты. Тем более – у верующего, у которого есть безусловно любящий Бог.
Может быть, есть смысл задуматься: что не так с нашей верой? И дело не в ее количестве – что мало верим, мало молимся, мало ходим в церковь. Может быть, мало, может быть, в самый раз, но вполне возможно, мы делаем это не так.
По себе скажу, верующему чертовски страшно признать, что то, во что он верит – может не существовать. Даже если это такая мелочь, как запрет на секс до брака. Попытка подойти критически к этому вопросу вызывает панику и мощный протест, возникает ощущение, что если ты сейчас возьмешь и согласишься, что однополый секс – это не грех, а святые отцы, вероятно, ошиблись, то небо немедленно разразится громом над головой, а земля разверзнется под ногами и тебя поглотит – да-да, он самый – ад.
Здесь, имхо, стоит снова сказать себе: стоп. Если я человек грешный, то, вполне возможно, могу заблуждаться и в вопросах веры. И вера моя будет точно так же нести отпечаток искажения, как и чувства, как та же сексуальность, скажем. И бояться этого не стоит, хоть и страшно, когда сам у себя выбиваешь из под ног свою любимую подпорку.
Но, во-первых, нужно успокоить себя: главное – это сам Бог, а не наша вера в Него, и Бог не исчезнет от наших сомнений. И небо на голову не рухнет – правда-правда.
Во-вторых, нужно быть предельно честным с самим собой (ну и Богом тоже, разумеется). Все, что мы считаем своей верой – правда ли мы верим в это, или твердим вслед за кем-нибудь другим? Если мы хоть чуть-чуть соглашаемся с доводами психологов о том, сколько в нас всего намешано постороннего, мы можем легко допустить, что и в наших религиозных убеждениях – тоже.
Опять же, это неприятно для верующего, но надо признаться самому себе: наше представление о Боге может быть не просто не полным, а прямо-таки искаженным. Больше того, в нашем сознании может соединяться образ Бога и вот та самая родительская фигура, подавляющая и критикующая, и говорящая «ты плохой мальчик\ девочка» и «низзззя!» Особенно это очевидно на крайних примерах – вот два по-разному, но в равной степени талантливых человека, писатель Оруэлл и режиссер Бергман, признавались в своих воспоминаниях в ненависти к Богу. Это шокирует («Я ненавидел Бога, особенно Иисуса»), аж Бога жалко становится. Но вспоминаешь, какие у обоих мальчиков были отцы – авторитарные, жестокие и при этом религиозные – становится ясно, откуда рожки растут.
У нас, может быть, родители не столь явно агрессивные, но мы и к ним ненависти не чувствуем, и уж тем более вряд ли сможем отделить свои чувства к Богу и к родителям. «Низззя!» они у нас говорят одинаково, это надо признать. По меньшей мере, иногда, на каком-то этапе нашей религиозности. И глупо не признаваться в том, как усугубляет незрелая вера чувство вины и неполноценности (грешности), и как разрушительно оно действует на нашу психику. Нам говорят: Бог спасет тебя. И следом добавляют: но…. если ты Ему позволишь\ постараешься\ обратишься к Нему\ станешь выполнять Его волю. Исковерканная виной психика говорит: я не могу, не знаю как, значит, я пропащий, мне дорога в ад. Или в какой-то момент начинает верить, что спасение возможно – пытается усиленно соблюдать заповеди и обряды и не грешить. Выходит не долго, и снова, здравствуй, ад.
И с этим ничего не поделаешь, идя по экстенсивному пути развития, то бишь, делая все больше и старательнее, но то же самое.
Что можно сделать? Набраться храбрости и нырять – в свое подсознание, конечно. Можно задать себе следующие вопросы:
- Во что я верю на самом деле?
- Почему я в это верю?
- Точно ли я в это верю, или меня так научили, внушили?
- Если я сомневаюсь в каких-то доктринах своей религии\ конфессии, что мешает мне встретить лицом к лицу мое сомнение: страх потерять веру или религиозную идентификацию, страх стать «еретиком», страх наказания за сомнения?
- Что для меня важнее: свод каких-то доктрин и заповедей, помогающих мне удержаться на плаву в этой беспокойной жизни, или желание найти Бога?
- А кто вообще такой этот Бог и что в моей голове делает?
Отвечать на эти вопросы может быть крайне неуютно, но, честно слово, обманывая себя – далеко не продвинешься.
И если, копаясь в себе, обнаружишь, что вообще не понимаешь, какое отношение к твоему спасению имеет церковный пост, и что такого богомерзкого в порнушке, лучше так себе и сказать.
Мы одиноки перед лицом Бога и самих себя. Нам никто другой не скажет, во что правильно верить. То есть, он, конечно, скажет, но послушаем ли мы его – это наша ответственность и решение. В конце концов мы сами выбираем, пусть неосознанно, в какую церковь ходить, какие религиозные книжки читать, как их понимать. На наш выбор влияют другие люди, особенно родители, как первые законодатели в жизни ребенка, но отвечать за него будем мы сами. Об этом стоит помнить, принимая решение, сколь угодно опасное – но свое.
Продолжение: http://overcoming-x.ru/forum/index.php?threads/Острые-вопросы-веры.2147/#post-87511
Таки решила поделиться некоторыми своими соображениями насчет веры и преодоления. Вопрос этот волнует многих – кто-то ставит религиозные мотивы во главу угла, кто-то просто беспокоится, «а вот начну грешить – что мне за это будет?», кто-то отходит от веры и религии, не выдерживая борьбы с собой и давления. На форуме много материалов, посвященных «правильной» вере и тому, как надо, но практически не обсуждается ситуация, когда все идет наперекосяк и, больше того, религиозные установки больше вредят психике, чем помогают. Об этом говорят люди нерелигиозные, по большей части – вот и выходит пропасть между двумя берегами.
Я хочу попробовать навести мост, основываясь на своем кривом-косом, незавершенном, но очень жизненном опыте. Для любителей точности отмечу, что я христианка, православная по крещению, экуменист в душе (то бишь, считаю разницу в конфессиях несущественной), пока что застряла на стадии «ушла из одной Церкви и упс, никуда не дошла», очень надеюсь, что это временно.
Искренне верю, что большая часть моих размышлений не противоречит ортодоксальной концепции, но, памятуя о том, как меня на одном христианском форуме обозвали еретичкой, ничего утверждать не буду. В общем, читайте под свою личную ответственность
Вера живая и мертвая
Вот, мы приходим (когда я говорю «мы» я имею в виду чаще всего себя и тех, кто увидит в себе что-то похожее) преодолевать какие-то свои глобальные заморочки, неся перед собой стяг веры. Менее утвержденные в вере обычно задаются вопросами, такими как – «а если согрешу, Бог даст шанс покаяться?» или «а это точно карается попаданием в ад?». Более крепкие в вере цитируют Библию и святых отцов и призывают колеблющихся упорствовать в не делании греха и упрочняться в вере, а именно молиться, поститься и ходить в церковь.
Кому-то, может быть, и правда помогает, и он с верой и Божьей помощью вылетает из болота в чистую долину. Но, как показывает собственный опыт и наблюдения, есть и другие, те, которые топчутся печально на месте, перетягивая канат веры и влечения (греховного, несомненно), превозмогают, страдают и никак не выходят на новый уровень той же сексуальности. Их победы – «не впасть в грех», их поражения – соответственно согрешить, то бишь переспать с кем-нибудь, обычно одного пола. Хотя кому что, я успешно грешу с представителями противоположного пола, это тоже грех, ибо до свадьбы и вообще. Как нетрудно догадаться, победы радости не приносят, падения приносят разве что временную разрядку, а следом – приступы самобичевания и убеждения в собственной грешности. От одних мыслей о Боге и церкви становиться тошно, авторитетные авторы подсказывают измученному грешнику, что это все от большой грешности, от чего легче ему не становится.
Вот на этом месте традиционные верующие обычно призывают еще ретивее бороться, поститься и молиться (а как? сил уже никаких нет), а не верующие «психологисты» намекают, что пора забить на эту веру и обратиться к психотерапевту. Но, понятное дело, если человек верит – то он не может взять и разувериться, даже если ему эта вера давно как мешок с камнями.
Но есть еще третий путь: остановиться и подумать о самой этой вере. Обратите внимание, что, когда верующий анализирует свои чувства и мысли, он обычно уверен, что в нем есть что-то правильное, что-то неправильное, но чаще всего неправильное – это чувства, особенно сексуальные, а несомненно правильное – религиозные убеждения. Подкрепляется это тем, что религиозные убеждения ведь не только мои, не моя выдумка, вон в Библии написано, отцы Церкви подтверждают, священник говорит – значит, это точно истина в последней инстанции, а все прочее надо равнять по ней.
Но, люди – еще раз призываю остановиться и подумать. Вера, вообще-то, должна быть радостью и источником любви к жизни, солнцем и славой:
Господь Бог — солнце и щит,
милость и честь подаст Господь;
не откажет ни в едином из благ
ходящим в простоте своей. (Пс. 83)
А у нас на вот этой вот стадии преодоления и превозмогания – ни радости особенной, ни тем более славы. Вера, в лучшем случае, служит подпоркой для никнущего долу сознания, чтоб удержать себя от сексуальных похождений или суицидальных мыслей и намерений. Нет, соглашусь, уж лучше ходить и твердить себе, что Бог не одобряет самоубийство, чем сигануть с крыши, но, вообще-то, в норме у человека не должно быть мыслей о привлекательности прыжков с высоты. Тем более – у верующего, у которого есть безусловно любящий Бог.
Может быть, есть смысл задуматься: что не так с нашей верой? И дело не в ее количестве – что мало верим, мало молимся, мало ходим в церковь. Может быть, мало, может быть, в самый раз, но вполне возможно, мы делаем это не так.
По себе скажу, верующему чертовски страшно признать, что то, во что он верит – может не существовать. Даже если это такая мелочь, как запрет на секс до брака. Попытка подойти критически к этому вопросу вызывает панику и мощный протест, возникает ощущение, что если ты сейчас возьмешь и согласишься, что однополый секс – это не грех, а святые отцы, вероятно, ошиблись, то небо немедленно разразится громом над головой, а земля разверзнется под ногами и тебя поглотит – да-да, он самый – ад.
Здесь, имхо, стоит снова сказать себе: стоп. Если я человек грешный, то, вполне возможно, могу заблуждаться и в вопросах веры. И вера моя будет точно так же нести отпечаток искажения, как и чувства, как та же сексуальность, скажем. И бояться этого не стоит, хоть и страшно, когда сам у себя выбиваешь из под ног свою любимую подпорку.
Но, во-первых, нужно успокоить себя: главное – это сам Бог, а не наша вера в Него, и Бог не исчезнет от наших сомнений. И небо на голову не рухнет – правда-правда.
Во-вторых, нужно быть предельно честным с самим собой (ну и Богом тоже, разумеется). Все, что мы считаем своей верой – правда ли мы верим в это, или твердим вслед за кем-нибудь другим? Если мы хоть чуть-чуть соглашаемся с доводами психологов о том, сколько в нас всего намешано постороннего, мы можем легко допустить, что и в наших религиозных убеждениях – тоже.
Опять же, это неприятно для верующего, но надо признаться самому себе: наше представление о Боге может быть не просто не полным, а прямо-таки искаженным. Больше того, в нашем сознании может соединяться образ Бога и вот та самая родительская фигура, подавляющая и критикующая, и говорящая «ты плохой мальчик\ девочка» и «низзззя!» Особенно это очевидно на крайних примерах – вот два по-разному, но в равной степени талантливых человека, писатель Оруэлл и режиссер Бергман, признавались в своих воспоминаниях в ненависти к Богу. Это шокирует («Я ненавидел Бога, особенно Иисуса»), аж Бога жалко становится. Но вспоминаешь, какие у обоих мальчиков были отцы – авторитарные, жестокие и при этом религиозные – становится ясно, откуда рожки растут.
У нас, может быть, родители не столь явно агрессивные, но мы и к ним ненависти не чувствуем, и уж тем более вряд ли сможем отделить свои чувства к Богу и к родителям. «Низззя!» они у нас говорят одинаково, это надо признать. По меньшей мере, иногда, на каком-то этапе нашей религиозности. И глупо не признаваться в том, как усугубляет незрелая вера чувство вины и неполноценности (грешности), и как разрушительно оно действует на нашу психику. Нам говорят: Бог спасет тебя. И следом добавляют: но…. если ты Ему позволишь\ постараешься\ обратишься к Нему\ станешь выполнять Его волю. Исковерканная виной психика говорит: я не могу, не знаю как, значит, я пропащий, мне дорога в ад. Или в какой-то момент начинает верить, что спасение возможно – пытается усиленно соблюдать заповеди и обряды и не грешить. Выходит не долго, и снова, здравствуй, ад.
И с этим ничего не поделаешь, идя по экстенсивному пути развития, то бишь, делая все больше и старательнее, но то же самое.
Что можно сделать? Набраться храбрости и нырять – в свое подсознание, конечно. Можно задать себе следующие вопросы:
- Во что я верю на самом деле?
- Почему я в это верю?
- Точно ли я в это верю, или меня так научили, внушили?
- Если я сомневаюсь в каких-то доктринах своей религии\ конфессии, что мешает мне встретить лицом к лицу мое сомнение: страх потерять веру или религиозную идентификацию, страх стать «еретиком», страх наказания за сомнения?
- Что для меня важнее: свод каких-то доктрин и заповедей, помогающих мне удержаться на плаву в этой беспокойной жизни, или желание найти Бога?
- А кто вообще такой этот Бог и что в моей голове делает?
Отвечать на эти вопросы может быть крайне неуютно, но, честно слово, обманывая себя – далеко не продвинешься.
И если, копаясь в себе, обнаружишь, что вообще не понимаешь, какое отношение к твоему спасению имеет церковный пост, и что такого богомерзкого в порнушке, лучше так себе и сказать.
Мы одиноки перед лицом Бога и самих себя. Нам никто другой не скажет, во что правильно верить. То есть, он, конечно, скажет, но послушаем ли мы его – это наша ответственность и решение. В конце концов мы сами выбираем, пусть неосознанно, в какую церковь ходить, какие религиозные книжки читать, как их понимать. На наш выбор влияют другие люди, особенно родители, как первые законодатели в жизни ребенка, но отвечать за него будем мы сами. Об этом стоит помнить, принимая решение, сколь угодно опасное – но свое.
Продолжение: http://overcoming-x.ru/forum/index.php?threads/Острые-вопросы-веры.2147/#post-87511
Последнее редактирование: