написал новую статью. с одной стороны, как ответ Психомастеру - все-таки вера помогает, но не так, как кажется и хочется, не для того, чтобы стать независимым, а чтобы стать независимым от греха, и зависимым от Бога. С другой стороны, другому участнику, который поднял эту тему, и с которым, мне кажется, нас объединяет братский опыт.
Опыт падений
«Я воздерживался достаточно долго, несколько месяцев, а потом вернулся к старому. Как будто не было этого периода свободы и близости к Богу, как будто эти полгода прошли напрасно».
Знакомое чувство? Попробуем разобраться, почему так вышло.
С новоначальными телесные падения случаются от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они бывают только от осуждения ближних. (Лествица, 15:20)
Итак, преп. Иоанн Лествичник, знаток духовной жизни, в качестве причин падения называет неумеренность в пище, высокоумие и осуждение ближних.
Первая причина понятна: действительно, отсутствие минимальной аскезы и похоть идут рука об руку.
Вторая, высокоумие. Иллюзия, что я сам могу. Претензия на то, что уже знаю, как правильно, мечтание о себе, делают человека непрозрачным для Бога, Ему просто не находится места, и Он уже не может действовать через такого человека, являть Свою Славу.
Наконец, осуждение других – это проявление нелюбви, когда вместо сожаления о неправде жизни и молитвы об ошибающемся и страждущем греховным недугом встаешь на позицию, что сам не таков, лучше, сам можешь судить путь других.
Дух Божий не живет в гордом и жестоком сердце. И благодать Божия уходит, оставляя сердце открытым чуждым ветрам. Точнее, ты сам не оставляешь для нее места. И падения не заставят себя ждать.
Каждый претыкается в своем, грешит по-своему. Но чувствуем мы все потом приблизительно одинаково.
Господи сил, с нами буди, инаго бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи сил, помилуй нас.
После падения сначала охватывает уныние: все напрасно. Объективность оценок исчезает, на первый план выходит жалость к себе. Потом – ропот: сколько же можно, почему мой путь не такой, как у всех? Из ропота должен родиться вопль, который переходит в покаяние: «Господи, прости! Господи, исцели! Смилуйся, Господи!» Что именно разбудит сердце, предсказать сложно. Кто-то уязвляется муками совести и страхом будущего Суда. Для других это воспоминание о чем-то более высоком и светлом, что было, есть и будет жизни с Богом – о любви, о радости, о надежде, причем поводы для этого у каждого свои. Возможно, и то, и другое чередуется в жизни отдельного человека. Важны последствия этого: покаянный плач приклоняет милосердие Божие, и в душу нисходит мир, и рождается благодарность за незаслуженную милость прощения. Сердце действительно исцеляется, становится мягким и теплым. Каждый из этих этапов может длиться и секунды, и месяцы. У кого-то на осознание этой динамики уходят годы.
Но не надо дожидаться времени, когда в сердце родится покаянный плач. Очищение грехов можно получить 1) проявляя любовь 2) творя милостыню 3) исповедуя грех 4) совершая дела, противные грехам 5) прося ходатайства о себе 6) содействуя спасению и обращению других 7) с терпением перенося злострадания и прощая обиды, нанесенные нам. Превосходно и полно учение о покаянии изложено у преп. Иоанна Кассиана Римлянина в 20 собеседовании «О времени прекращения покаяния и об удовлетворении за грехи», а практику покаяния лучше всего можно узнать, читая Псалмы.
Каковы же результаты падений и восстаний? Опыт падений, во-первых, учит нас воздержанию – чтобы не быть животными, но подниматься выше своих инстинктов. Но не только. Падения учат любви и снисхождению к проступкам ближнего. А самое главное, что через опыт падений мы освобождаемся от своего «я». Падения учат меня, что «я» действительно мало что могу, я немощен. Господь об этом знает, но, тем не менее, Он умер за тебя, и Он доверяет тебе – ты можешь победить грех, и через тебя будет звучать благовестие о Его победе над грехом и смертью.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. (Откр.3:20-22)
Из падений рождается вера – как твердое упование не на свои силы, а на Него, Господа Иисуса, Бога и Человека, Который твердо держится Своих обещаний, и не отступит от тебя до тех пор, пока не преобразит тебя – незаметно для тебя самого.
Разве это не удивительно?
Благодарю Тя, Господи.
Величаю Тя, Владыко.
Славословлю Тя, Святый.
Опыт падений
«Я воздерживался достаточно долго, несколько месяцев, а потом вернулся к старому. Как будто не было этого периода свободы и близости к Богу, как будто эти полгода прошли напрасно».
Знакомое чувство? Попробуем разобраться, почему так вышло.
С новоначальными телесные падения случаются от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они бывают только от осуждения ближних. (Лествица, 15:20)
Итак, преп. Иоанн Лествичник, знаток духовной жизни, в качестве причин падения называет неумеренность в пище, высокоумие и осуждение ближних.
Первая причина понятна: действительно, отсутствие минимальной аскезы и похоть идут рука об руку.
Вторая, высокоумие. Иллюзия, что я сам могу. Претензия на то, что уже знаю, как правильно, мечтание о себе, делают человека непрозрачным для Бога, Ему просто не находится места, и Он уже не может действовать через такого человека, являть Свою Славу.
Наконец, осуждение других – это проявление нелюбви, когда вместо сожаления о неправде жизни и молитвы об ошибающемся и страждущем греховным недугом встаешь на позицию, что сам не таков, лучше, сам можешь судить путь других.
Дух Божий не живет в гордом и жестоком сердце. И благодать Божия уходит, оставляя сердце открытым чуждым ветрам. Точнее, ты сам не оставляешь для нее места. И падения не заставят себя ждать.
Каждый претыкается в своем, грешит по-своему. Но чувствуем мы все потом приблизительно одинаково.
Господи сил, с нами буди, инаго бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи сил, помилуй нас.
После падения сначала охватывает уныние: все напрасно. Объективность оценок исчезает, на первый план выходит жалость к себе. Потом – ропот: сколько же можно, почему мой путь не такой, как у всех? Из ропота должен родиться вопль, который переходит в покаяние: «Господи, прости! Господи, исцели! Смилуйся, Господи!» Что именно разбудит сердце, предсказать сложно. Кто-то уязвляется муками совести и страхом будущего Суда. Для других это воспоминание о чем-то более высоком и светлом, что было, есть и будет жизни с Богом – о любви, о радости, о надежде, причем поводы для этого у каждого свои. Возможно, и то, и другое чередуется в жизни отдельного человека. Важны последствия этого: покаянный плач приклоняет милосердие Божие, и в душу нисходит мир, и рождается благодарность за незаслуженную милость прощения. Сердце действительно исцеляется, становится мягким и теплым. Каждый из этих этапов может длиться и секунды, и месяцы. У кого-то на осознание этой динамики уходят годы.
Но не надо дожидаться времени, когда в сердце родится покаянный плач. Очищение грехов можно получить 1) проявляя любовь 2) творя милостыню 3) исповедуя грех 4) совершая дела, противные грехам 5) прося ходатайства о себе 6) содействуя спасению и обращению других 7) с терпением перенося злострадания и прощая обиды, нанесенные нам. Превосходно и полно учение о покаянии изложено у преп. Иоанна Кассиана Римлянина в 20 собеседовании «О времени прекращения покаяния и об удовлетворении за грехи», а практику покаяния лучше всего можно узнать, читая Псалмы.
Каковы же результаты падений и восстаний? Опыт падений, во-первых, учит нас воздержанию – чтобы не быть животными, но подниматься выше своих инстинктов. Но не только. Падения учат любви и снисхождению к проступкам ближнего. А самое главное, что через опыт падений мы освобождаемся от своего «я». Падения учат меня, что «я» действительно мало что могу, я немощен. Господь об этом знает, но, тем не менее, Он умер за тебя, и Он доверяет тебе – ты можешь победить грех, и через тебя будет звучать благовестие о Его победе над грехом и смертью.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. (Откр.3:20-22)
Из падений рождается вера – как твердое упование не на свои силы, а на Него, Господа Иисуса, Бога и Человека, Который твердо держится Своих обещаний, и не отступит от тебя до тех пор, пока не преобразит тебя – незаметно для тебя самого.
Разве это не удивительно?
Благодарю Тя, Господи.
Величаю Тя, Владыко.
Славословлю Тя, Святый.