О ФАНАТИЗМЕ

Boris

Активный участник
Есть тема о религии, но на данном этапе хотелось бы поговорить о фанатизме. Не знаю с чего начать, просто фанатизм присутствует отчасти. Многие просто забывают такую поговорку-"На бога надейся, а сам не плошай". И это меня мягко говоря беспокоит.
 

Joy

Новый участник
Как же не быть фанатом Того, Который спас тебе жизнь?:confused:
 

Vesna

Moderator
Команда форума
Есть тема о религии, но на данном этапе хотелось бы поговорить о фанатизме. Не знаю с чего начать, просто фанатизм присутствует отчасти. Многие просто забывают такую поговорку-"На бога надейся, а сам не плошай". И это меня мягко говоря беспокоит.
Борис, что ты понимаешь под фанатизмом?
Если человек разумно и осознанно соотносит свои поступки, свои решения и свою жизнь с волей Того, в Кого верит, то лично я не могу считать это фанатизмом. Фанатик не мыслит разумно, иногда он двигает абсолютно абсурдные идеи. Например, "убить как можно больше неверных и тогда на небесах его встретит тысяча девственниц". Этому есть разумное объяснение, которое бы удовлетворяло и понятиям морали? На мой взгляд, нет.
В то время, когда человек меняет СВОЮ (а не другого человека) жизнь в сторону любви, прощения, добра, помощи и поддержки близких, то я не могу назвать его фанатиком до тех пор, пока он не становится навязчивым или угрожающим жизни других.
 

Boris

Активный участник
Например, "убить как можно больше неверных и тогда на небесах его встретит тысяча девственниц".
Может вырываю из контекста, но мне это не понравилось. Не то что бы я мусульманин, вовсе нет. Но мы хорошо знаем, что за этим стоит. А одним из признаков фанатизма я прежде всего считаю ставить своего Бога выше других. Нет, конечно, вы никак не хотели оскорбить чьи-либо чувства, я в этом абсолютно уверен. Но меня слегка шокирует такой пример. Почему у вас не нашлось подобного примера, например, из христианства?
 

Dantez

Новый участник
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%ED%E0%F2%E8%EA


Фанати́зм (греч. [FONT=palatino linotype, new athena unicode, athena, gentium, code2000, serif]Φανατισμός[/FONT], лат. Fanaticus, фр. fanatisme) — слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия чего-либо.

Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в "собственном лице".
Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»[1] ; согласно Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.

Критика религиозного фанатизма
Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что
30px-Aquote1.png
Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает.[3]
30px-Aquote2.png

Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.
30px-Aquote1.png
Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окружёнными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью… [3]
30px-Aquote2.png

Анализируя причины религиозной нетерпимости, священник Георгий Чистяков[4] считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага.
Ссылаясь на мнение о. А. Шмемана, Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (производное от латинского слова inimicus – враг).
30px-Aquote1.png
Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога [5]
30px-Aquote2.png

Источником религиозной нетерпимости О. Г. Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».
Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.
30px-Aquote1.png
Нетерпимые и фанатики обыкновенно бывают страшно ортодоксальны, всё равно какие – католики, православные, марксисты, - и в ортодоксальности этой происходит окостенение веры, прекращение движения жизни.[6]
30px-Aquote2.png

Схожие мысли высказывает и отец Г. Чистяков:
30px-Aquote1.png
Когда мы заявляем, что православие - это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна, ибо делает нас жёсткими и жестокими, но, к сожалению, очень удобна, ибо освобождает от необходимости думать, выбирать и брать на себя личную ответственность за принятие тех или иных решений. Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободной.[5]
 

Dantez

Новый участник
В то время, когда человек меняет СВОЮ (а не другого человека) жизнь в сторону любви, прощения, добра, помощи и поддержки близких, то я не могу назвать его фанатиком до тех пор, пока он не становится навязчивым или угрожающим жизни других.

ИМХО, не только жизни других людей но и своей собственной жизни, если быть точнее.
 

Vesna

Moderator
Команда форума
Может вырываю из контекста, но мне это не понравилось. Не то что бы я мусульманин, вовсе нет. Но мы хорошо знаем, что за этим стоит. А одним из признаков фанатизма я прежде всего считаю ставить своего Бога выше других. Нет, конечно, вы никак не хотели оскорбить чьи-либо чувства, я в этом абсолютно уверен. Но меня слегка шокирует такой пример. Почему у вас не нашлось подобного примера, например, из христианства?
Борис, в исламе есть очень агрессивные течения, которые как я вижу из новостей, по-прежнему следуют этим постулатам и еще зомбируют этим своих детей. Вы видели детей-смертников? Это страшно и это наша реальность. Кто или что её рождает?
В истории христианства (хотя я лично не могу эти течения так называть) были тоже достаточно извращенные и жестокие моменты, например, уродовать женщинам грудь или гениталии, чтобы они "не могли быть похотливыми и тем самым служить сатане". Это уже даже не фанатизм - это и есть форменное извращение, за которым не может стоять Бог.
Я в своем примере говорила об убийстве тех, кто не разделяет твоих убеждений. И это только одна из форм проявления фанатизма. Просто сейчас я не встречала таких проявлений в том христианстве, что я знаю (хотя может просто не сталкивалась), тогда как приведенный мною пример очень даже распространён. Кстати, есть и в иудаизме течения, склоняющие к убийству тех, кто "не с нами". Я их не одобряю, потому что за ними нет Бога, а есть самые низменные человеческие проявления.
Опять же среди христиан есть люди, которые могут совершать моральное убийство другого человека, или насилие над личностью другого - и это тоже проявление фанатизма.
 

Vesna

Moderator
Команда форума
ИМХО, не только жизни других людей но и своей собственной жизни, если быть точнее.
Дантез, тут сложно. Человек несет САМ ответственность за свою жизнь, поэтому если он выбирает этот путь и НЕ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ к здоровой критике, то никто (даже Бог) не в праве и не в силах свернуть его с этого пути, но когда это касается жизни и здоровья (психического и физического) других людей, то это проблема.
 

Dantez

Новый участник
Борис, в исламе есть очень агрессивные течения, которые как я вижу из новостей, по-прежнему следуют этим постулатам и еще зомбируют этим своих детей. Вы видели детей-смертников? Это страшно и это наша реальность. Кто или что её рождает?
В истории христианства (хотя я лично не могу эти течения так называть) были тоже достаточно извращенные и жестокие моменты, например, уродовать женщинам грудь или гениталии, чтобы они "не могли быть похотливыми и тем самым служить сатане". Это уже даже не фанатизм - это и есть форменное извращение, за которым не может стоять Бог.
Я в своем примере говорила об убийстве тех, кто не разделяет твоих убеждений. И это только одна из форм проявления фанатизма. Просто сейчас я не встречала таких проявлений в том христианстве, что я знаю (хотя может просто не сталкивалась), тогда как приведенный мною пример очень даже распространён. Кстати, есть и в иудаизме течения, склоняющие к убийству тех, кто "не с нами". Я их не одобряю, потому что за ними нет Бога, а есть самые низменные человеческие проявления.
Опять же среди христиан есть люди, которые могут совершать моральное убийство другого человека, или насилие над личностью другого - и это тоже проявление фанатизма.

Одни убийства у тебя на уме, все значительно проще и одновременно сложнее - и без убийств люди находят как свой фанатизм проявить.
Очень сильно конкретизируешь и драматизируешь - имхо, речь вовсе не об убийствах и самоубийствах идет.

Как я понимаю речь идет о жизни и ее качестве, о таких фундометнальных вещах как радость и полноценность в жизни, любви.
 

Boris

Активный участник
Борис, в исламе есть очень агрессивные течения, которые как я вижу из новостей, по-прежнему следуют этим постулатам и еще зомбируют этим своих детей. Вы видели детей-смертников? Это страшно и это наша реальность. Кто или что её рождает?
В истории христианства (хотя я лично не могу эти течения так называть) были тоже достаточно извращенные и жестокие моменты, например, уродовать женщинам грудь или гениталии, чтобы они "не могли быть похотливыми и тем самым служить сатане". Это уже даже не фанатизм - это и есть форменное извращение, за которым не может стоять Бог.
Я в своем примере говорила об убийстве тех, кто не разделяет твоих убеждений. И это только одна из форм проявления фанатизма. Просто сейчас я не встречала таких проявлений в том христианстве, что я знаю (хотя может просто не сталкивалась), тогда как приведенный мною пример очень даже распространён. Кстати, есть и в иудаизме течения, склоняющие к убийству тех, кто "не с нами". Я их не одобряю, потому что за ними нет Бога, а есть самые низменные человеческие проявления.
Опять же среди христиан есть люди, которые могут совершать моральное убийство другого человека, или насилие над личностью другого - и это тоже проявление фанатизма.

Я сейчас понимаю, что акцент вами прежде всего был поставлен на "убийстве неверных", но всё же... Учения-учениями, а Бог у них Аллах, и я бы разделял учения и Бога.
Можно еще по другому-Бог один для всех, просто учения бывают хреновые. Тогда тоже нестыковочка. Для меня вообще есть мой Бог и пока его ни с кем делить не намерен.
Короче, чем дальше-тем хуже. Ведь в рядах христиан тоже не всё так гладко, но тем не менее, некоторые заявляют, что, мол, христианина они понимают лучше, потому что сами христиане. Я очень хорошо могу понимать христианина, фанатика я не понимаю.
 

Vesna

Moderator
Команда форума
Просто я бы хотела, чтобы Вы, Борис, уточнили, что Вы лично понимаете под фанатизмом. Тем более, что раз Вы завели разговор здесь, то не террористы-смертники подвигли Вас к этой беседе. Ведь так? Значит в христианстве (или среди поведения христиан) есть вопросы, которые наталкивают Вас на мысль о фанатизме. Поэтому я уточняю.
 

Dantez

Новый участник
Дантез, тут сложно. Человек несет САМ ответственность за свою жизнь, поэтому если он выбирает этот путь и НЕ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ к здоровой критике, то никто (даже Бог) не в праве и не в силах свернуть его с этого пути, но когда это касается жизни и здоровья (психического и физического) других людей, то это проблема.
Не согласен - это проблема не только одного человека, который сам выбирает такой путь - это становиться проблемой ячеек общества, всего общества.
Человек существо социальное и он конаткирует с другими людьми.

Монахи - которые выбирают путь отшельников - выбирают его сами, но выбор их основывается на желании и любви а не на страхе и жестокости, как в случае с фанатизмом. В этом различие.
 

Vesna

Moderator
Команда форума
Одни убийства у тебя на уме, все значительно проще и одновременно сложнее - и без убийств люди находят как свой фанатизм проявить.
Очень сильно конкретизируешь и драматизируешь - имхо, речь вовсе не об убийствах и самоубийствах идет.

Как я понимаю речь идет о жизни и ее качестве, о таких фундометнальных вещах как радость и полноценность в жизни, любви.

Дантез, честное слово, мне бы не хотелось, чтобы Вы со мной разговаривали в подобном тоне. Не стоит давать такую критичную оценку моим высказываниям, как "очень сильно драматизируешь". Я высказываюсь о фанатизме, как я понимаю его проявления. Если мои взгляды не совпадают с Вашими, то это совершенно не значит автоматически, что они неверны. Ок?

Что касается качества и содержания моей жизни и моих взглядов, то со стороны меня вполне можно назвать фанатичкой, но я при этом так не считаю, потому что см. выше.
 

Vesna

Moderator
Команда форума
Не согласен - это проблема не только одного человека, который сам выбирает такой путь - это становиться проблемой ячеек общества, всего общества.
Человек существо социальное и он конаткирует с другими людьми.

Монахи - которые выбирают путь отшельников - выбирают его сами, но выбор их основывается на желании и любви а не на страхе и жестокости, как в случае с фанатизмом. В этом различие.
Дантез, аналогичное замечание - конкретизируйте, что ВЫ понимаете под фанатизмом (можно с абстрактными примерами). Потому что мои примеры фанатизма Вы считаете радикальными, зато я не понимаю Ваших представлений о фанатизме.
 

Boris

Активный участник
Просто я бы хотела, чтобы Вы, Борис, уточнили, что Вы лично понимаете под фанатизмом. Тем более, что раз Вы завели разговор здесь, то не террористы-смертники подвигли Вас к этой беседе. Ведь так? Значит в христианстве (или среди поведения христиан) есть вопросы, которые наталкивают Вас на мысль о фанатизме. Поэтому я уточняю.
Я просто хочу прийти к своему богу, а не к фанатикам. Я хочу с ним подружиться, наладить доверительные отношения, довериться богу. Поэтому мне интересно узнать о фанатизме, чтобы не попасть впросак. Мне нужен бог, который не будет мне мозг клепать, меня родители научили хорошим манерам и наделили совестью. Мне нужен друг в лице бога, а не строгий дядька. Вот я так пишу о боге и думаю, интересно, а не станут меня за такие вот слова по отношению к богу как-то журить, мол, ты чо такое говоришь.
 

Dantez

Новый участник
Что касается качества и содержания моей жизни и моих взглядов, то со стороны меня вполне можно назвать фанатичкой, но я при этом так не считаю, потому что см. выше.

:problem:
Я лучше ничего больше сюда писать не буду.
 

Vesna

Moderator
Команда форума
Я просто хочу прийти к своему богу, а не к фанатикам. Я хочу с ним подружиться, наладить доверительные отношения, довериться богу. Поэтому мне интересно узнать о фанатизме, чтобы не попасть впросак. Мне нужен бог, который не будет мне мозг клепать, меня родители научили хорошим манерам и наделили совестью. Мне нужен друг в лице бога, а не строгий дядька. Вот я так пишу о боге и думаю, интересно, а не станут меня за такие вот слова по отношению к богу ка-то журить, мол, ты чо такое говоришь.
Я не стану точно, потому что Ваши желания совпадают с моими представлениями об отношениях человека и Бога.
Только исходя из моих христианских воззрений, Бог сочетает в Себе и любовь, и милость, и строгость, и справедливость и мн.др. Но это не значит, что за промахи и провинности Вы тут же будете получать наотмашь по голове (исходя из моей ситуации, я раньше именно так представляла).
И еще в рамках "я хочу придти к Богу, а не к фанатикам" - Борис, я в своей жизни встречала фанатиков абсолютно В РАЗНЫХ христианских и не очень деноминациях, поэтому тут не от Бога зависит, а от человека и его отношения к вере.
 
Сверху