Борис, а я вот лично вам очень благодарен за поставленную тему и вопросы.
И попробую приоткрыть тему со своего ракурса... Я замечал, что нередко православный - это не тот, кто сам хочет поститься, а тот, кто хочет, чтобы постился другой; этот не тот кто, поглощен молитвой, а тот кто всеми силами заставляет молиться других. Мне кажется фанатизм (не в том ключе, который приводит Википедия), а в том, который вы поставили - это одержимость идеей (или религиозным опытом), которая не ограничиваясь границами фанатика пытается охватить, вовлечь (чаще всего игнорируюя волю) других.
Христианство, в отличии от коммунизма можно растить только в себе самом. Но порой люди, уверовав в Бога естественным путем, затем стараются изо всех сил воцерковить окружающих путем неестественным.
И тут же встает вопрос - а где граница между Благовестием и индоктринацией, проповедью и промывкой мозгов с наслием? Она проходит ровно там, где заканчивается любовь, кротость и смирение. Если наш Бог - Милосердный и Всеблагой - никогда никого не насилует и не вламывается в жизнь ногой проломив двери нашего разума и души, то какое право имеет кто-либо из людей поступать жестче Творца?! Вот вы можете себе представить Иисуса на митинге? на баррикадах? во главе крестового похода? Сомневаюсь... Хотя Христианству совсем чужд пацифизм и толстовщина. Но характер Христианства зиждется на на характере Христа, кторый "Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20)". И если мы свидетельствуем своей жизнью что-то иное, противоположное этому деликатному отношению к людям, то с нами что-то не все в порядке.
Вместе с тем, я хотел еще и подчеркнуть - что такая деликатность и любовь к людям совершенно не перечеркивает личной стойкости в вере, сонм мучеников (то есть свидетелей о Христе даже до собственной смерти) ясно об этом говорит. Но свидетельствовать до смерти можно только лично. И если люди шли на расстрелы, были прибиваемы к крестам, истязаемы и при этом оставались верными Христу, то этот подвиг веры только в больном воображении можно им вменить как фанатизм. Их свидетельство о Христе не в том, что они как партизаны на допросе в Гестапо умирали, а в том, что умирая, благословляли своих палачей, в том, что они молились о спасении их душ, в том, что они прощали своих обидчиков. Как это делал Христос: когда в Него плевали, когда били палками по голове и лицу... а Он при том ни словом ни жестом не ответил грубостью... Потому что умирал и за них тоже, и видел в них тоже пусть и больных безумной жестокостью, но Свое творение... Вот так и святые мученики, умирая, пытались узреть в своих палачах остатки света Творца. Ведь человек каким бы ни был - он живая икона Живого Бога. Много разных икон - и в золотых окладах и на почетных местах, но еще больше почерневших, втоптанных в грязь и поруганных...
Силуан Афонский утверждал, что истинным кретерием православности человека есть его способность любить врагов своих, прощать их. Когда вы понимаете это, тогда вопрос про агрессивность христианского фанатизма отпадает сам.
А еще... меня очень порадовало, Борис, что вы хотите обрести в Боге друга. Но стоит иметь в виду, что друг он не тот, кто моделируется набором опций, как лего-конструктор. Он просто есть. Такой какой есть. Вот так и с Богом, если Он не вписывается в некие рамки собственных стереотипов, это не значит, что надо Его отвергать, как то делают многие. Самое замечательное стоя пред Богом каждый день узнавать Его... Но это уже тема иного разговора.