Язычество

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

vera

Новый участник
Вл.С.Соловьев писал так (цитирую по памяти):
"Язычество подобно меду, ислам - религия молока, христианство - это красное вино. Языческая чувственность - мед, мусульманская трезвость - молоко. Христианская духовность - вино. Для народов, принявших ислам, он должен стать тем, чем был закон для иудеев и философия для эллинов, т.е. переходной ступенью от языческого натурализма к истинной универсальной культуре, совершенному соединению человека с Богом, к идеалу истинной богочеловечности."

Так что возврат к язычеству - очень соблазнителен - и именно потому, что во главу угла там поставлено так или иначе чувственное удовольствие и эгоизм. Сама прошла этот путь в полной мере. Кончилось тем, что уперлось все в бессмысленность существования вообще. Да, красивые обряды, да антураж, да модно... Но в результате - за кулисами - тьма и пустота. Конечно, это мои личные ощущения. Но такой путь проделали уже многие крамольцы.
 

Andrey

Новый участник
Так что возврат к язычеству - очень соблазнителен - и именно потому, что во главу угла там поставлено так или иначе чувственное удовольствие и эгоизм. Сама прошла этот путь в полной мере. Кончилось тем, что уперлось все в бессмысленность существования вообще. Да, красивые обряды, да антураж, да модно... Но в результате - за кулисами - тьма и пустота. Конечно, это мои личные ощущения. Но такой путь проделали уже многие крамольцы.
Так чтоже подразумевается здесь под язычеством? (хотелось бы увидеть четкое определения понятия "язычество")
И что же за такое язычество, где во главу угла ставятся чувственные удовольствия и эгоизм?
Какой смысл можно найти в обрядах, антураже и модно? то же можно отнести и к христианству
Видно не там искали
 

vera

Новый участник
Какой смысл можно найти в обрядах, антураже и модно? то же можно отнести и к христианству
Видно не там искали
Именно поэтому - из-за излишней увлеченности обрядовой стороной христианства, так рапространяются языческие верования. Так что лыко в строку.
Теперь об определениях: язычество, неоязычество, натурализм, анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм... Список даже одних только названий бесконечен. А вы просите определения. Полностью согласна с о. Александром, что сложно дать определение тому, что основывается на вольном современном изложении неких первоисточников, которые по сути в глаза никто не видел. А вы сами сможете дать определение - изложить целостное мировоззрение, суть? Я не слишком хорошо владею искусством дипута - особенно религиозного. Но мне кажется и вам сложно будет сформулировать и аргументированно доказать свою позицию.
Что пугает в русском язычестве - неоязычестве. Откровенный фашизм, который пытаются прикрыть толстым слоем патриотизма. А еще отсутствие цельности и осмысленности. Я очень любила произведения Алексеева. После прочтения "Аз Бога ведаю" стало физиологически неприятно брать в руки его книги.
Да, и еще вот такая мысль пришла. Наше невротизированное, страдающее от многих комплексов и отсутствия ориентиров общество жаждет панацеи - некоего мгновенного лекарства. И особенно молодежь и потерянное поколение тридцати-сорокалетних, чья юность пришлась на буйные девяностые. А неоязычество, выдергивая куски в том числе и из нелюбимого ими христианства, бьет по самому больному - по страхам и комплексам - страху быть одиноким, нелюбимым, униженным. И благодаря этому завоевывает аудиторию.
Есть и еще одно мнение, которое тоже имеет право на жизнь. Неоязычество - некий внешний вброс, который служит миной замедленного действия, нацеленной именно на православие, составляющее основу российской культуры и нашего этноса. Интересные размышления об этом есть у русского философа Александра Панарина, который считал, что
«мировая революция либерализма направлена в первую очередь на то, чтобы в принципе упразднить духовную власть – инстанцию, от которой исходит неподдельное идейное воодушевление и ободрение всех тех, кого можно считать последним бастионом сопротивления мировым узурпаторам. На одной стороне обособилась «система рынка», то есть круг покупаемых людей, на другой – когорта людей непокупаемых, хранящих непродаваемые убеждения. Неподкупная духовная власть способна питать и власть государственную, противостоящую экспансии «политического рынка». Поэтому ставится задача уничтожения духовной власти, служащей источником загадочного упрямства…Речь идет именно об этом: не о смене одной духовной власти (идеологии, церкви и т.п.) другою, а об устранении духовного измерения нашего бытия, растворяемого в едком бульоне всеядности. Всеядному человеку предназначается заменить человека с принципами как архаичного фундаменталиста и антиплюралиста. В этом смысле философия постмодернизма, решившая «навсегда устранить» противоположность добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, здорового и патологического…выступает как новое учение об отмирании духовной власти. …Сегодня мы видим, что господствующая либеральная пропаганда всю свою избирательность тратит на оправдание носителей девиантного поведения, то есть явно берет порок в свои союзники. И это – при категорической нетерпимости к носителям твердых моральных и идейных принципов. Последние именуются «традиционалистами» (бранное слово современной «демократии»), тогда как извращенцы и изуверы – носителями «нетрадиционной» (то есть, по-видимому, «прогрессивной») ориентации». (А.Панарин. «Север – Юг»)
 

Andrey

Новый участник
Теперь об определениях: язычество, неоязычество, натурализм, анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм... Список даже одних только названий бесконечен. А вы просите определения. Полностью согласна с о. Александром, что сложно дать определение тому, что основывается на вольном современном изложении неких первоисточников, которые по сути в глаза никто не видел. А вы сами сможете дать определение - изложить целостное мировоззрение, суть? Я не слишком хорошо владею искусством дипута - особенно религиозного. Но мне кажется и вам сложно будет сформулировать и аргументированно доказать свою позицию.
Все дело в том, что каждый дает определение язычеству по своему. Достаточно залезть в яндекс и увидеть множество определений.
Когда собираешься разделять людей на язычников и неязычников, необходимо давать точное определение язычества. Тем же самым некоторая категория христиан грешит с понятиями верующий-неверующий. Прежде чем вешать ярлык, что язычеству свойственен эгоизм, предавание удовольствиям и т.п., сначала надо определиться с термином. Ну например, взять такое течение как Индуизм: с одной стороны поклонение различным божествам в отношение простых смертных, а с другой стороны созерцание единого Брахмана в отношение мудрецов. Является ли последнее идолопоклонством, магией, тотемизмом и пр.? Лично я сомневаюсь. То же к Буддизму относится. Даже если и назвать все это язычеством, то эгоизм, гордость и стремление к чувственным наслаждениям, согласно их священным писаниям, никак им не свойственен.
Если брать христианство, для которого как минимум неязычество - это семитские религии, а максимум - лишь одно Православие, то как относиться к поклонению мощам? Для меня этот явление никак не укладывается с поиском единого Бога.

Если брать современное неоязычество, то здесь главными идеологами являются довольно пространные личности, говорящие всякий бред, например, про породу людей с определенным цветом кожи и глаз, прилетеших из другой галактики. Грамотные люди на такое не клюют. На это подсаживаются те которые даже немного не знакомы с древними пантеистическими верованиями, содержанием их преданий, а также молодежь, ищущая чего-то необычного: классно ведь "узнать", что славяне произошли от гиперборейцев.
 

Indigo

Участник
Команда форума
Да, и еще вот такая мысль пришла. Наше невротизированное, страдающее от многих комплексов и отсутствия ориентиров общество жаждет панацеи - некоего мгновенного лекарства. И особенно молодежь и потерянное поколение тридцати-сорокалетних, чья юность пришлась на буйные девяностые. А неоязычество, выдергивая куски в том числе и из нелюбимого ими христианства, бьет по самому больному - по страхам и комплексам - страху быть одиноким, нелюбимым, униженным. И благодаря этому завоевывает аудиторию.

Согласен. И еще думаю что главная причина распространения язычества - попытка заново обрести национальную самоидентификацию, как русских. Это естественный этап, и на этом пути будет много еще "заносов" в экстремизм в том числе.

Вопрос "кто я" неизбежно встает перед народом - потому что идентификация себя в национальном плане часть общей самоидентификации личности (еще туда входит та самая гендерная идентификация, еще принадлежность к социальному слою и тд) и многие народы страдают этой проблемой, особенно в мультиэтинческих странах.
 
N

Natasha

Guest
Неподкупная духовная власть способна питать и власть государственную, противостоящую экспансии «политического рынка».
Что-то не приходилось видеть высокодуховных политиков, особенно на просторах бывшего СССР. :D
Духовный человек вообще в политику не полезет. Более грязное место еще поискать надо...
 

SAV

Новый участник
Я до крещения тоже живо интересовался язычеством, правда, не столько славянским, сколько восточным и мезоамериканским. Мне казалось, что языческие религии такие милые, такие экологичные, такие интересные.

Но как только я начал знакомиться с ними поближе, очарование развеялось. Началось всё с "Золотой ветви" Фрэзера, где рассказывается о многих языческих практиках. Мне очень нравился культ священных деревьев - так это красиво и экологично! А у Фрэзера я прочёл, что у древних германцев, если человек повреждал кору священного дерева, то у него вырезали пупок и прибивали гвоздём к дереву. А самого заставляли ходить вокруг дерева и обматывать его своими кишками.

Далее, читая эту книгу, я всё больше и больше поражался тому, как широко у самых разных языческих народов были распространены человеческие жертвоприношения. Чемпионами, судя по всему были ацтеки, но даже в Индии, которую принято считать страной ненасилия, у некоторых сект и народностей тоже были ритуальные убийства. Человеческие жертвоприношения встречаются даже в некоторых направления ламаизма!

Ещё одной книгой, разбившей мои романтические представления о язычестве, был фундаментальный труд французского учёного Леви-Брюли о духовности народов, живущих первобытнообщинным строем. В ней проанализирована масса материала по самым разным народам (папуасы, эскимосы, народности Африки и т.п.). Главный вывод - вся их религия сводится к чувству страха. Первобытные язычники не любят своих богов или духов, всё равно как их называть, они их боятся и задабривают. Как это разительно отличается от отношения к Богу в христианстве, где основной эмоцией "право верующего" по отношению к Богу является любовь и благодарность, согревающие душу! "Совершенная любовь изгоняет страх" - возможно ли такое в язычестве?

Ведь не только папуасы и эскимосы так относились к своим богам. И у древних греков с их высочайшей цивилизации ни одно божество не могло вызвать у человека любви. Все греческие боги - существа коварные, мелочные, обидчивые, развратные. Навлечь на себя их гнев - страшно (вспомним Арахну или Лаокаона). Но и стать их любимцем - тоже беда (вспомним Ио, Европу и прочих несчастных возлюбленных Зевса). Вмешательство богов в дела смертных обычно кончалось плохо. Вспомним, например, Троянскую войну. Понятно, что о любви к таким существам не могло быть и речи. В лучшем случае, древний грек мог испытывать восхищение их могуществом или красивой внешностью. Но уж никак не любовь.

В индуизме, правда, есть направление "бхакти", которое культивирует любовь к божеству. Однако эта любовь очень далека от того, что называют этим словом в христианстве. Любовь приверженца бхакти, например, к Кришне носит очень нечистый - эротический, чувственный характер. Тому, кто практикует такую духовность, рекомендуется представлять себя одной из пастушек-любовниц Кришны, с которыми тот развлекался, когда воплощался на земле. Собственно, и сам Кришна в индусской мифологии представляется как типичный языческий божок - развратный, коварный, лживый. Понятно, что любовь к такому персонажу вряд ли может быть чистой и возвышенной.

Поэтому, познакомившись с христианской духовностью, с христианским представлением о Боге, я утратил симпатию к язычеству. Даже самая утончённая и возвышенная языческая религия по сравнению с христианством груба и нечиста.

Променять Иисуса Христа, исполненного любви к человеку, на жестоких и взбалмошных персонажей языческих мифов - по-моему, самая большая ошибка, какую только может сделать человек.
 

SAV

Новый участник
Только что закончил читать книгу "Классическая Индия" Мишеля Агно. В ней очень подробно анализируется развитие индийской религии - от древней религии Вед через брахманизм и буддизм к современному индуизму.

Автор пишет об индийской религии достаточно доброжелательно, но объективно. И опровергает многие стереотипы.

Скажем, есть такой стереотип: индуизм - религия ненасилия и вегетарианства.

Однако действительность несколько сложнее: индуизм делит своих последователей на четыре варны: брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр (внутри этих варн есть масса других разделений - т.н. джати). Эти варны считаются абсолютно разными породами людей (шудры, согласно индуизму, по своей природе ближе к собакам, чем к брахманам).

Каждая из варн имеет свою свадхарму - то есть тот образ жизни, который её члены обязаны вести, те предписания, которые они обязаны соблюдать.

Ненасилие и вегетарианство - это свадхарма брахманов, высшей касты.

А вот свадхарма кшатриев - воинов, напротив, включает в себя и мясоедение, и насилие. Вот что рассказывается в книге о дхарме индусских царей (которые принадлежали к кшатриям):

"Царь был вынужден прибегать к насилию, чтобы искоренить зло... Ему следовало безжалостно и до конца истреблять любое проявление слабости. Поэтому нравственные качества царя не соответствовали моральным нормам, по которым жили его подданные. Проститутки могли оказаться для него великолепными осведомительницами, обманом завлекавшими иностранных послов, и, будучи искусными отравительницами, могли избавить царя от его явных или потенциальных врагов. Не говоря уже о том, что из их существования государство (то есть царь) извлекало непосредственную выгоду, взимая налоги с их доходов. Религия также стояла на службе государства. В шпионских целях использовалось паломничество, в которое отправлялись царские лазутчики для установления контактов с населением. Даже черная магия была востребована царем для моральной поддержки в действиях, направленных против соседей, или для того, чтобы нейтрализовать их чары."

"В эпосах описывается, как Юдхиштхира, кармический царь, и особенно бог Кришна, прибегают к абсолютно беззаконным действиям и делают то, в чем некогда упрекали других. Все это завуалировано хитросплетениями, словесными уловками, имеющими цель оправдать методы, которые в глазах других являются ничем иным, как предательством и вероломством...

Стратегия, даже изложенная в трактатах, посвященных дхарме, имела одну-единственную цель - безжалостно истребить реального или потенциального противника...

Для воинов и царя сражение носило ритуальный характер, а смерть на поле битвы для воина (кшатрия) приравнивалась к самопожертвованию и была "воротами на небо"... По возможности, любое сражение предварялось ритуалами очищения."

Таким образом, если одной категории людей индуизм действительно предписывает ненасилие, то другой - как раз, напротив, вменяет в обязанность насилие, а при необходимости - и вероломство, и коварство, и любые хитрости.

Подобным же образом, если обычной индусской женщине предписывается быть целомудренной - строго хранить девственность до замужества и верность после, запрещалось выходить повторно замуж после смерти мужа (женщинам некоторых каст предписывалось сжигать себя на погребальном костре мужа), то храмовым проституткам - девадаси - напротив, вменяется в долг торговать своим телом во славу божества. Самое интересное, что хотя девадаси и служат божествам, но общество относится к ним с глубоким презрением.

Такое разделение людей на неравные друг другу и качественно разные категории позволяет сосуществовать в рамках одной религии и одного общества очень разным моральным стандартам и образам жизни. Но это совсем не означает терпимости и демократичности. Представители каждой категории обязаны жить по установленным для нее правилам, и отступления от них караются очень жестоко.

Любопытно отношение индуизма к ростовщичеству. Если христианство и ислам считают это занятие греховным, индуизм ничего против него не имеет. Поэтому в колониальной Индии ростовщиками были по большей части индусы. Что не способствовало гармоничным индусско-мусульманским отношениям.

Еще один стереотип: если христианство религия нетерпимая, инквизиторская, то индуизм абсолютно терпим ко всем верованиям и точкам зрения.

Вот что пишет Мишель Агно "...нам бы не хотелось представлять Индию как либеральную и толерантную страну, где любые точки зрения имеют право на существование - подобная картина являлась бы чистым вымыслом. Религиозные битвы были жестокими, нетерпимость, присущая и буддизму, процветала. Буддийский император Ашока (вроде бы получивший доступ к некоторым знаниям от самого Будды) начертал с четырех сторон своей империи на народном наречии запрет на проведение некоторых ведических жертвоприношений (заключавшихся в причинении смерти животным), то есть на основные ритуалы жертвоприношенийю В индуизме также имелся "звездный час" нетерпимости в отношении религиозных верований, можно было видеть в Мадурае тысячи джайнистов, посаженных на кол. На кострах еретиков не жгли, зато сжигали вдов. Один из царей династии Чолов, исповедовавший шиваизм, заставил выколоть глаза вишнуитам, не отрекшимся от своих убеждений."

Так что распространяемые нью-эйджевцами сказки о таком благостном, высоконравственным и гуманном индусском обществе очень далеки от реальности.
 
P

psychomaster

Guest
В индуизме, правда, есть направление "бхакти", которое культивирует любовь к божеству. Однако эта любовь очень далека от того, что называют этим словом в христианстве. Любовь приверженца бхакти, например, к Кришне носит очень нечистый - эротический, чувственный характер. Тому, кто практикует такую духовность, рекомендуется представлять себя одной из пастушек-любовниц Кришны, с которыми тот развлекался, когда воплощался на земле. Собственно, и сам Кришна в индусской мифологии представляется как типичный языческий божок - развратный, коварный, лживый. Понятно, что любовь к такому персонажу вряд ли может быть чистой и возвышенной.

Всё что Вы пишете относительно такого течения в индуизме как гаудия вайшнавизм (кришнаизм, приверженцы бхакти-йоги), является лишь показателем Вашего личного невежества и плохого знания предмета, о котором Вы пытаетесь рассуждать и делать выводы. Действительно, кришнаиты (в основном русские) совершенно не понимают смысл этой религии, к которой они себя причисляют. Для того, чтобы лучше понять это направление стоит прежде всего самому прочитать такие книги как "Бхагавад Гита" и "Шримад Бхагаватам", причем желательно без сектантских коментариев Шрилы Прабхупады (лидер движения кришнаитов), но в чистом переводе.
Более того, я заверяю Вас, что индуизм не является языческой религией, это можно понять, лишь изучив труды выдающихся индуистских философов, таких как Рамакришна или Шивая Субрамуния Свами или Шанкарачарья.
 

SAV

Новый участник
Ну, конечно, великих индусских учителей я не изучал, особенно в подлиннике, так что мое представление об индуизме, возможно, поверхностно. Но читал я много и индийских авторов (напримар, Разипурама Кришнасвами Нарайяна "Боги, демоны, и другие"), и западной литературы об индуизме - в том числе, восторженное "Вселенское евангелие Вивекананды" Ромена Роллана, и наших очень серьезных исследователей - например, Шохина.

Да и Индией я одно время безумно увлекался, даже хинди учил. И обожал индийский классический танец, тесно связанный с индуизмом.

Так что не надо на меня нападать и объявлять невеждой. Кое-что я про индуизм знаю. И чем больше я про него узнаю, тем меньше он мне нравится. Это религия пессимистическая, бесчеловечная (за убийство коровы благочестивый индус готов убить человека), лукавая, в которой при желании можно найти оправдание любому греху, любой неправде. В ней, конечно, есть и достижения изощренной человеческой мысли, и какая-то смутная память об истинном Боге, и аскетические подвиги, и много чего другого интересного. Но очень силен демонический элемент. Чем больше я узнаю об индуизме, тем больше уверяюсь в истинности библейского утверждения: "Все язык бози бесове".

Да достаточно посмотреть на изображения индусских божеств - либо это демонически-устрашающие уроды, как Кали, либо чувственные, пухлые красавчики и красавицы. Индусские боги мужского пола почему-то всегда изображаются пухлыми, женоподобными. Во всей индусской иконографии чувствуется что-то гадкое и нездоровое. Греки - те хотя бы в изображениях своих богов показали пусть не духовную, но хотя бы физическую красоту и гармонию. Видимо, древнегреческая цивилизация была более душевно здоровой, чем индусская.
 
P

psychomaster

Guest
Ну, конечно, великих индусских учителей я не изучал, особенно в подлиннике, так что мое представление об индуизме, возможно, поверхностно. Но читал я много и индийских авторов (напримар, Разипурама Кришнасвами Нарайяна "Боги, демоны, и другие"), и западной литературы об индуизме - в том числе, восторженное "Вселенское евангелие Вивекананды" Ромена Роллана, и наших очень серьезных исследователей - например, Шохина.

Да и Индией я одно время безумно увлекался, даже хинди учил. И обожал индийский классический танец, тесно связанный с индуизмом.

Так что не надо на меня нападать и объявлять невеждой. Кое-что я про индуизм знаю. И чем больше я про него узнаю, тем меньше он мне нравится. Это религия пессимистическая, бесчеловечная (за убийство коровы благочестивый индус готов убить человека), лукавая, в которой при желании можно найти оправдание любому греху, любой неправде. В ней, конечно, есть и достижения изощренной человеческой мысли, и какая-то смутная память об истинном Боге, и аскетические подвиги, и много чего другого интересного. Но очень силен демонический элемент. Чем больше я узнаю об индуизме, тем больше уверяюсь в истинности библейского утверждения: "Все язык бози бесове".

Да достаточно посмотреть на изображения индусских божеств - либо это демонически-устрашающие уроды, как Кали, либо чувственные, пухлые красавчики и красавицы. Индусские боги мужского пола почему-то всегда изображаются пухлыми, женоподобными. Во всей индусской иконографии чувствуется что-то гадкое и нездоровое. Греки - те хотя бы в изображениях своих богов показали пусть не духовную, но хотя бы физическую красоту и гармонию. Видимо, древнегреческая цивилизация была более душевно здоровой, чем индусская.


Все ясно, спорить нет смысла. Вы судите по поверхности о том, что внутри. При таком подходе к религии не смысла её обсуждать. Примерно также рассуждают атеисты о православии и христианстве в общем, зайдите на их сайты, почитайте, - узнаете свои собственные рассуждения, только направленные против христианства.
 

SAV

Новый участник
Конечно, я не могу судить об индуизме изнутри, поскольку сам не индус. И, согласно традиционному индуизму, никогда таковым не буду, поскольку индусами рождаются, а не становятся.

И тратить всю жизнь на глубокое изучение индуизма, просто чтобы убедительно его разоблачить я тоже не смогу - есть и поважнее заботы.

Могу только сказать одно: в детстве и в юности у меня был жгучий интерес к Индии и к ее религии, но чем больше я узнавал об индийской духовности, тем меньше она мне нравилась. Причем началось это разочарование еще задолго до того, как я крестился.

А что касается неоиндусских сект - то тут я сто процентов уверен, что это чистая бесовщина. Я на пятом курсе института как-то познакомился с кришнаитами. Ходил на их пропагандистские собрания в одну квартирку. И меня поразил контраст между кришнаитами и их "ищущими" гостями. Гости были обычные люди, а вот в хозяевах ощущалось что-то мерзкое, отталкивающее. А уж когда я зашел в комнату-алтарь и увидел там изображение Прабхупады, я ужаснулся. У него не лицо, а какая-то морда хищного зверя. Увидишь такого человека в темном переулке - заикой останешься. А они ему поклоняются!

В общем, походил я в гости к кришнаитам, послушал их проповеди (которые показались мне совсем неубедительными), а когда они стали пытаться привлекать меня к своей деятельности и намекать, что пора бы и поработать на них, я быстренько прервал свое с ними общение.

И впоследствии, когда общался с кришнаитами, всегда замечал в них что-то жутко неприятное - в выражении лица, в интонациях. Отпечаток секты. Помню одно исключение - прелестная девушка-армянка в сари, продававшая кришнаитские книжки. Она выглядела абсолютно нормальной, приятной. Видимо, случайно затесалась в кришнаиты.

Надо сказать, что мне очень нравилась внешняя атрибутика кришнаитства - одежда, санскритские имена, индийская вегетарианская кухня. Но вот самое учение показалось бредом сивой кобылы. А его носители - в высшей степени отталкивающими людьми.
 
P

psychomaster

Guest
Конечно, я не могу судить об индуизме изнутри, поскольку сам не индус. И, согласно традиционному индуизму, никогда таковым не буду, поскольку индусами рождаются, а не становятся.

И тратить всю жизнь на глубокое изучение индуизма, просто чтобы убедительно его разоблачить я тоже не смогу - есть и поважнее заботы.

Могу только сказать одно: в детстве и в юности у меня был жгучий интерес к Индии и к ее религии, но чем больше я узнавал об индийской духовности, тем меньше она мне нравилась. Причем началось это разочарование еще задолго до того, как я крестился.

А что касается неоиндусских сект - то тут я сто процентов уверен, что это чистая бесовщина. Я на пятом курсе института как-то познакомился с кришнаитами. Ходил на их пропагандистские собрания в одну квартирку. И меня поразил контраст между кришнаитами и их "ищущими" гостями. Гости были обычные люди, а вот в хозяевах ощущалось что-то мерзкое, отталкивающее. А уж когда я зашел в комнату-алтарь и увидел там изображение Прабхупады, я ужаснулся. У него не лицо, а какая-то морда хищного зверя. Увидишь такого человека в темном переулке - заикой останешься. А они ему поклоняются!

В общем, походил я в гости к кришнаитам, послушал их проповеди (которые показались мне совсем неубедительными), а когда они стали пытаться привлекать меня к своей деятельности и намекать, что пора бы и поработать на них, я быстренько прервал свое с ними общение.

И впоследствии, когда общался с кришнаитами, всегда замечал в них что-то жутко неприятное - в выражении лица, в интонациях. Отпечаток секты. Помню одно исключение - прелестная девушка-армянка в сари, продававшая кришнаитские книжки. Она выглядела абсолютно нормальной, приятной. Видимо, случайно затесалась в кришнаиты.

Надо сказать, что мне очень нравилась внешняя атрибутика кришнаитства - одежда, санскритские имена, индийская вегетарианская кухня. Но вот самое учение показалось бредом сивой кобылы. А его носители - в высшей степени отталкивающими людьми.

Совершенно верно, учение Шрилы Прабхупады, даже в Индии многие считают бредом, однако по этой секте нельзя судить об индуизме в общем. Это было бы все равно, что судить о христианстве по куклус клану, которые между прочим тоже считают себя истинными христианами.
 

Andrey

Новый участник
"Автор пишет об индийской религии достаточно доброжелательно, но объективно."
Хм.
SAV, читай первоисточники
То, что ты здесь цитируешь, лишино всякой объективности. Полнейшая клевета и невежество. Если так пойдет дальше, то я начну цитировать действия Иеговы и патриархов ВЗ, которым поклоняются в т.ч. и христиане, а также как церковь служила и служит в политических целях власть имущих
 
P

psychomaster

Guest
Только что закончил читать книгу "Классическая Индия" Мишеля Агно. В ней очень подробно анализируется развитие индийской религии - от древней религии Вед через брахманизм и буддизм к современному индуизму.

Автор пишет об индийской религии достаточно доброжелательно, но объективно. И опровергает многие стереотипы.

Скажем, есть такой стереотип: индуизм - религия ненасилия и вегетарианства.

Однако действительность несколько сложнее: индуизм делит своих последователей на четыре варны: брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр (внутри этих варн есть масса других разделений - т.н. джати). Эти варны считаются абсолютно разными породами людей (шудры, согласно индуизму, по своей природе ближе к собакам, чем к брахманам).

Каждая из варн имеет свою свадхарму - то есть тот образ жизни, который её члены обязаны вести, те предписания, которые они обязаны соблюдать.

Ненасилие и вегетарианство - это свадхарма брахманов, высшей касты.

А вот свадхарма кшатриев - воинов, напротив, включает в себя и мясоедение, и насилие. Вот что рассказывается в книге о дхарме индусских царей (которые принадлежали к кшатриям):

"Царь был вынужден прибегать к насилию, чтобы искоренить зло... Ему следовало безжалостно и до конца истреблять любое проявление слабости. Поэтому нравственные качества царя не соответствовали моральным нормам, по которым жили его подданные. Проститутки могли оказаться для него великолепными осведомительницами, обманом завлекавшими иностранных послов, и, будучи искусными отравительницами, могли избавить царя от его явных или потенциальных врагов. Не говоря уже о том, что из их существования государство (то есть царь) извлекало непосредственную выгоду, взимая налоги с их доходов. Религия также стояла на службе государства. В шпионских целях использовалось паломничество, в которое отправлялись царские лазутчики для установления контактов с населением. Даже черная магия была востребована царем для моральной поддержки в действиях, направленных против соседей, или для того, чтобы нейтрализовать их чары."

"В эпосах описывается, как Юдхиштхира, кармический царь, и особенно бог Кришна, прибегают к абсолютно беззаконным действиям и делают то, в чем некогда упрекали других. Все это завуалировано хитросплетениями, словесными уловками, имеющими цель оправдать методы, которые в глазах других являются ничем иным, как предательством и вероломством...

Стратегия, даже изложенная в трактатах, посвященных дхарме, имела одну-единственную цель - безжалостно истребить реального или потенциального противника...

Для воинов и царя сражение носило ритуальный характер, а смерть на поле битвы для воина (кшатрия) приравнивалась к самопожертвованию и была "воротами на небо"... По возможности, любое сражение предварялось ритуалами очищения."

Таким образом, если одной категории людей индуизм действительно предписывает ненасилие, то другой - как раз, напротив, вменяет в обязанность насилие, а при необходимости - и вероломство, и коварство, и любые хитрости.

Подобным же образом, если обычной индусской женщине предписывается быть целомудренной - строго хранить девственность до замужества и верность после, запрещалось выходить повторно замуж после смерти мужа (женщинам некоторых каст предписывалось сжигать себя на погребальном костре мужа), то храмовым проституткам - девадаси - напротив, вменяется в долг торговать своим телом во славу божества. Самое интересное, что хотя девадаси и служат божествам, но общество относится к ним с глубоким презрением.

Такое разделение людей на неравные друг другу и качественно разные категории позволяет сосуществовать в рамках одной религии и одного общества очень разным моральным стандартам и образам жизни. Но это совсем не означает терпимости и демократичности. Представители каждой категории обязаны жить по установленным для нее правилам, и отступления от них караются очень жестоко.

Любопытно отношение индуизма к ростовщичеству. Если христианство и ислам считают это занятие греховным, индуизм ничего против него не имеет. Поэтому в колониальной Индии ростовщиками были по большей части индусы. Что не способствовало гармоничным индусско-мусульманским отношениям.

Еще один стереотип: если христианство религия нетерпимая, инквизиторская, то индуизм абсолютно терпим ко всем верованиям и точкам зрения.

Вот что пишет Мишель Агно "...нам бы не хотелось представлять Индию как либеральную и толерантную страну, где любые точки зрения имеют право на существование - подобная картина являлась бы чистым вымыслом. Религиозные битвы были жестокими, нетерпимость, присущая и буддизму, процветала. Буддийский император Ашока (вроде бы получивший доступ к некоторым знаниям от самого Будды) начертал с четырех сторон своей империи на народном наречии запрет на проведение некоторых ведических жертвоприношений (заключавшихся в причинении смерти животным), то есть на основные ритуалы жертвоприношенийю В индуизме также имелся "звездный час" нетерпимости в отношении религиозных верований, можно было видеть в Мадурае тысячи джайнистов, посаженных на кол. На кострах еретиков не жгли, зато сжигали вдов. Один из царей династии Чолов, исповедовавший шиваизм, заставил выколоть глаза вишнуитам, не отрекшимся от своих убеждений."

Так что распространяемые нью-эйджевцами сказки о таком благостном, высоконравственным и гуманном индусском обществе очень далеки от реальности.


К сожалению, как и в любой другой культуре и стране, есть недалёкие люди, понимающие религию по-своему, или наоборот умные и коварные люди, толкующие её себе в угоду. Нужно понимать, что сколько людей, столько и мнений, - именно поэтому я всегда рекомендую разбираться самим, читать всё в оригинальных переводах и без чьих бы то ни было коментариев, дабы думать своей головой.
 

SAV

Новый участник
Да я и не сужу по кришнаитам об индуизме в целом. Это одна из бесчисленных постмодернистских "пластмассовых религий", возникших во второй половине прошлого века, профанирующих породившую их традицию.

Аутентичный индуизм, несомненно, глубже, серьезнее. Иначе бы он не смог стать основой такой богатой и мощной цивилизации, как индийская. С этим я не спорю.

Но думаю, что по сути своей, индуизм мало отличается от других языческих религий, которые также легли в основу великих цивилизаций прошлого. В основе любого язычества лежит идея об имманентности Бога миру, а конкретные боги, богини и тому подобные существа есть лишь проявления этого единого божественного начала. Причем они могут олицетворять как благотворные, так и опасные, вредные проявления единого начала. Люди страшатся этих опасных божеств, стараются задобрить их, вступить с ними в какие-то дипломатические отношения, а то и ... поработить своих богов. В древней Индии жрецы говорили: "Мир повинуется богам, боги - заклинаниям, брахманы знают заклинания, значит боги повинуются брахманам".

Этим страхом питались культы самых разных, в том числе, совершенно омерзительных божеств. Например, у индейцев майя, создавших самую высокоразвитую цивилизацию Мезоамерики, почиталась Иш-Чель - богиня самоубийства. Ее изображали в виде молодой женщины, повешенной на веревке, спускавшейся с неба. На лице Иш-Чель изображались трупные пятна. Майя верили, что Иш-Чель иногда является мужчинам и заманивает их в лес. Оттуда они уже не возвращаются, а если возвращаются - то потерявшими рассудок.

У греков был культ козлоногого Пана, тоже наводившего на людей ужас и безумие.

Неотъемлемой частью язычества является черная магия, с помощью которой язычники пытаются насылать болезни и прочие несчастья на врагов. Черная магия широко распространена и в Индии, причем с древних времен.
 

SAV

Новый участник
Я не понимаю, что такое "оригинальный перевод"?
 
P

psychomaster

Guest
Да я и не сужу по кришнаитам об индуизме в целом. Это одна из бесчисленных постмодернистских "пластмассовых религий", возникших во второй половине прошлого века, профанирующих породившую их традицию.

Аутентичный индуизм, несомненно, глубже, серьезнее. Иначе бы он не смог стать основой такой богатой и мощной цивилизации, как индийская. С этим я не спорю.

Но думаю, что по сути своей, индуизм мало отличается от других языческих религий, которые также легли в основу великих цивилизаций прошлого. В основе любого язычества лежит идея об имманентности Бога миру, а конкретные боги, богини и тому подобные существа есть лишь проявления этого единого божественного начала. Причем они могут олицетворять как благотворные, так и опасные, вредные проявления единого начала. Люди страшатся этих опасных божеств, стараются задобрить их, вступить с ними в какие-то дипломатические отношения, а то и ... поработить своих богов. В древней Индии жрецы говорили: "Мир повинуется богам, боги - заклинаниям, брахманы знают заклинания, значит боги повинуются брахманам".

Этим страхом питались культы самых разных, в том числе, совершенно омерзительных божеств. Например, у индейцев майя, создавших самую высокоразвитую цивилизацию Мезоамерики, почиталась Иш-Чель - богиня самоубийства. Ее изображали в виде молодой женщины, повешенной на веревке, спускавшейся с неба. На лице Иш-Чель изображались трупные пятна. Майя верили, что Иш-Чель иногда является мужчинам и заманивает их в лес. Оттуда они уже не возвращаются, а если возвращаются - то потерявшими рассудок.

У греков был культ козлоногого Пана, тоже наводившего на людей ужас и безумие.

Неотъемлемой частью язычества является черная магия, с помощью которой язычники пытаются насылать болезни и прочие несчастья на врагов. Черная магия широко распространена и в Индии, причем с древних времен.

Да, если Вы говорите о черной магии, то в Индии она распространена с древних времен, и её адептов называют агхори, последователи древней традиции агхора. Однако Вы не правы относительно задабривания богов, т.к. наоборот, ужасные воплощения божественного начала призваны для уничтожения страха, а не его порождения.
В основе индуизма лежит идея именно единого божественного начала, которое проявляет себя в многочисленных воплощениях, так называемых "лилах" (божественных космических играх) и смысл их многочисленности в том, чтобы развить и использовать в себе человеческие свойства и качества, согласно концентрации на определенном божестве, имеющем определенные качества. Так как изначально в индуизме считается, что человек уже Бог, т.к. его душа является неотделимой частью божественного, которая всегда стремиться к Тому, частью Кого она является.
 
P

psychomaster

Guest
Я не понимаю, что такое "оригинальный перевод"?

Оригинальный перевод, означает дословный перевод. С пояснениями лишь точного значения слов, но без собственных толкований смысла автором перевода.
 

Andrey

Новый участник
В древней Индии жрецы говорили: "Мир повинуется богам, боги - заклинаниям, брахманы знают заклинания, значит боги повинуются брахманам".
Вообще-то цель брахманов является отказ от всего мирского, созерцание Брахмана и стремление к Нему, а не задобривание богов и даже не получение небес Индры.

Неотъемлемой частью язычества является черная магия, с помощью которой язычники пытаются насылать болезни и прочие несчастья на врагов. Черная магия широко распространена и в Индии, причем с древних времен.
Черная магия, согласно Махабхарате, является грехом и не ведет к спасению.

Потом христиане часто любят сравнивать своего Бога с языческими богами и демонами, где последние скорее ближе к ангелам и демонам семитических религий
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху