Только что закончил читать книгу "Классическая Индия" Мишеля Агно. В ней очень подробно анализируется развитие индийской религии - от древней религии Вед через брахманизм и буддизм к современному индуизму.
Автор пишет об индийской религии достаточно доброжелательно, но объективно. И опровергает многие стереотипы.
Скажем, есть такой стереотип: индуизм - религия ненасилия и вегетарианства.
Однако действительность несколько сложнее: индуизм делит своих последователей на четыре варны: брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр (внутри этих варн есть масса других разделений - т.н. джати). Эти варны считаются абсолютно разными породами людей (шудры, согласно индуизму, по своей природе ближе к собакам, чем к брахманам).
Каждая из варн имеет свою свадхарму - то есть тот образ жизни, который её члены обязаны вести, те предписания, которые они обязаны соблюдать.
Ненасилие и вегетарианство - это свадхарма брахманов, высшей касты.
А вот свадхарма кшатриев - воинов, напротив, включает в себя и мясоедение, и насилие. Вот что рассказывается в книге о дхарме индусских царей (которые принадлежали к кшатриям):
"Царь был вынужден прибегать к насилию, чтобы искоренить зло... Ему следовало безжалостно и до конца истреблять любое проявление слабости. Поэтому нравственные качества царя не соответствовали моральным нормам, по которым жили его подданные. Проститутки могли оказаться для него великолепными осведомительницами, обманом завлекавшими иностранных послов, и, будучи искусными отравительницами, могли избавить царя от его явных или потенциальных врагов. Не говоря уже о том, что из их существования государство (то есть царь) извлекало непосредственную выгоду, взимая налоги с их доходов. Религия также стояла на службе государства. В шпионских целях использовалось паломничество, в которое отправлялись царские лазутчики для установления контактов с населением. Даже черная магия была востребована царем для моральной поддержки в действиях, направленных против соседей, или для того, чтобы нейтрализовать их чары."
"В эпосах описывается, как Юдхиштхира, кармический царь, и особенно бог Кришна, прибегают к абсолютно беззаконным действиям и делают то, в чем некогда упрекали других. Все это завуалировано хитросплетениями, словесными уловками, имеющими цель оправдать методы, которые в глазах других являются ничем иным, как предательством и вероломством...
Стратегия, даже изложенная в трактатах, посвященных дхарме, имела одну-единственную цель - безжалостно истребить реального или потенциального противника...
Для воинов и царя сражение носило ритуальный характер, а смерть на поле битвы для воина (кшатрия) приравнивалась к самопожертвованию и была "воротами на небо"... По возможности, любое сражение предварялось ритуалами очищения."
Таким образом, если одной категории людей индуизм действительно предписывает ненасилие, то другой - как раз, напротив, вменяет в обязанность насилие, а при необходимости - и вероломство, и коварство, и любые хитрости.
Подобным же образом, если обычной индусской женщине предписывается быть целомудренной - строго хранить девственность до замужества и верность после, запрещалось выходить повторно замуж после смерти мужа (женщинам некоторых каст предписывалось сжигать себя на погребальном костре мужа), то храмовым проституткам - девадаси - напротив, вменяется в долг торговать своим телом во славу божества. Самое интересное, что хотя девадаси и служат божествам, но общество относится к ним с глубоким презрением.
Такое разделение людей на неравные друг другу и качественно разные категории позволяет сосуществовать в рамках одной религии и одного общества очень разным моральным стандартам и образам жизни. Но это совсем не означает терпимости и демократичности. Представители каждой категории обязаны жить по установленным для нее правилам, и отступления от них караются очень жестоко.
Любопытно отношение индуизма к ростовщичеству. Если христианство и ислам считают это занятие греховным, индуизм ничего против него не имеет. Поэтому в колониальной Индии ростовщиками были по большей части индусы. Что не способствовало гармоничным индусско-мусульманским отношениям.
Еще один стереотип: если христианство религия нетерпимая, инквизиторская, то индуизм абсолютно терпим ко всем верованиям и точкам зрения.
Вот что пишет Мишель Агно "...нам бы не хотелось представлять Индию как либеральную и толерантную страну, где любые точки зрения имеют право на существование - подобная картина являлась бы чистым вымыслом. Религиозные битвы были жестокими, нетерпимость, присущая и буддизму, процветала. Буддийский император Ашока (вроде бы получивший доступ к некоторым знаниям от самого Будды) начертал с четырех сторон своей империи на народном наречии запрет на проведение некоторых ведических жертвоприношений (заключавшихся в причинении смерти животным), то есть на основные ритуалы жертвоприношенийю В индуизме также имелся "звездный час" нетерпимости в отношении религиозных верований, можно было видеть в Мадурае тысячи джайнистов, посаженных на кол. На кострах еретиков не жгли, зато сжигали вдов. Один из царей династии Чолов, исповедовавший шиваизм, заставил выколоть глаза вишнуитам, не отрекшимся от своих убеждений."
Так что распространяемые нью-эйджевцами сказки о таком благостном, высоконравственным и гуманном индусском обществе очень далеки от реальности.