да, спасибо,
тогда так поставлю вопрос:
чем отличается
православная церковь от протестанской?
ух и вопрос вы поставили. Если вы и правда хотите по серьезному разобраться в этом вопросе придется набраться терпения и с любовью отестись к каждому человеку, исповедующему православное либо протестансткое (вернее протестантские) вероучения, несмотря на то, что приемлимо ли это вероучение для вас или нет.
Очень важно понять, что и православные и протестанты в основу своей веры полагают веру в Триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа и эта вера была сформулирована тезисным образом в Никео-Царьградском Символе веры, который признают практически все христиане (не будем сейчас обсуждать Дохалкидонские Церкви). Эта общность веры и православных и протестантов крайне важна и крайне велика по своему объему.
Вместе с тем, этой внешней общностью, или фундаментом веры в Триединого Бога все и ограничивается.
И тут очень важно выяснить что нас разъединяет:
1. История происхождения.
Православная Церковь основана Иисусом Христом, призвавшим на служение Апостолов. Будучи в единстве друг с другом, направляемые Духом Святым, Апостолы, проповедуя Евангелие, основывали христианские общины, которые выросли в последствии в Поместные Церкви. Для текущего руководства такими поместными церквями Апостолы поставляли (путем возложения рук) своих преемников, те в свою очередь своих и так до сего дня. Эта преемственность священства крайне важна для православных поскольку определяет то, что Церковь основана Самим Господом Иисусом Христом, а не является плодом человеческого хотения. Она означает преемственность вероучения и в этой преемственности подается благодать Духа Свтого на это священническое служение - через Апостолов и епископов от Самого Христа. Это можно сравнить со строительством здания кирпичик за кирпичиком - один на другой, начиная с Самого Фундамента, который есть Христос.
Протестанты в подавляющем большинстве такую преемственность не сохранили, ни вероучительную, ни тем боллее апостольскую (священническую). Хотя эту преемственность возводят к чему-то, умозрительному. Лично для меня это как например русскую литературу 20 века можно считать преемницей А.С. Пушкина: Пушкин ее не основал физически, но безусловное влияние оказал. Каждая новая протестантская община (деноминация) - это результат отделения одной группы верующих от другой, в силу иного понимания вероучения, чаще следования за своим духовным лидером (пастором). Глобальная история протестантизма начинается примерно 15-16 вв (на сегодняшний день существует более 20 000 разного рода протестантских деноменаций)
2. Священное Писание.
Обе конфессии признают Библию (Ветхий и Новый Завет) истинным Словом Божиим. Однако, православные понимают, что "во-первых, Св. Писание есть книга Церкви – Церковь первична по отношению к Писанию: Церковь уже была, а Нового Завета еще не было – он писался Апостолами на протяжении всего I века. И канон Св.Писания определила Церковь – не с неба же упала книга в том составе, какой мы имеем. Во-вторых, Св. Писание, будучи книгой Церкви, не есть выдранная из контекста вещь; оно – книга реальности, факта, истории. Следовательно, рядом со Св. Писанием, для именно реального уяснения его, чтобы оно не превратилось в повод для мечтательного фантазирования, мы ставим Историю. Но историю чего? Не смены предстоятелей на Апостольских кафедрах, не историю внешней жизни Церкви – хотя она необходима и важна; но историю того, как в Церкви живет Дух Святой. И вот, опыт жизни Духа в Церкви, опыт христианства и есть Священное Предание. Неверно думать, что Предание – это кадила, иконы, облачения, разные околоцерковные идеологемы, правила, посты, и прочее и прочее. Это все – памятники Предания, историческое оформление тех или иных сторон жизни Церкви в земном (и падшем, прошу заметить) мире. Само же Предание есть образ совершения Таинств и опыт реальной, живой, подлинной жизни людей во Христе Духом Святым." (иг. Петр Мещеринов)
Протестанты же придерживаются принципа Solo Scriptura - Только Писание. То есть есть перед нами текст Библии, его чтения самостоятельного вполне достаточно для наставления в истине. Хотя толкования и полезны, и взгляд церкви на тот или иной фрагмент текста, они вовсе необязательны. Главное уметь читать первоисточник.
3. существенное
различие в понимании сути грехопадения и спасения (сотереологии).
Поскольку протестанстское вероучение - наследница во многом католического богословия, то содержит в себе, характерное для католичества юридическое отношение к этой проблеме. Есть Закон данный Богом, есть его преступник - человек, есть необходимость его наказания (по справедливости), есть Тот, кто все наказание берет на себя - и справедливость удовлетворена и милосердие проявлено.
Православные видят в Законе Божием не уголовный кодекс, а инструкцию безопасности, нарушение которой влечет отпадение от Бога как от Самого источника Жизни, ведет к повреждению всего сути человека - как души так и тела. Это отпадение, в пределе своем имеет смерть как высшую точку разлучения Бога и человека, каждого человека друг от друга. Дабы соединить Бога и человека, спасти его из этого отпадения, которое неизбежно приводит только к вечной смерти, Бог Сам становится человеком, приносит в мир весть о возможности спастись и о том, что это спасение обретается через Иисуса Христа в жизнь в Царствии Божием, которое после того, как Бог стал Человеком (не прекратив быть Богом) приблизилось - уже явлено человеку и он может войти в него.
4. Квинтесенций всех различий протестантизма и православия является от
ношение к Евхаристии - Таинству Хлебопреломления - Причастия.
Православные считают, что на своей последней Вечере с Апостолами, Иисус Христос установил Таинство Евхаристии, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Евангелие от Иоанна 6:54).
Протестанты в большинтсве своем считают, что Хлебопреломление является по сути своей ничем иным как способом поминовения (воспоминания) Христа, не считая, что под видом хлеба и вина подается Истинное Тело и Истинная Кровь Христа.
Сопряженное с Евхаристией, и в целом пониманием спасения человека (сотереологии), выступает еще одно существенное различие -
отношение к Жертве Христа. Протестанты склонны относить Жертву Христа лишь к Крестной смерти Иисуса на Голгофе. Православные, отдавая важное значение Смерти на Кресте, ставят ее в один ряд со всем, что сделал Бог ради спасения человека, отдав Себя Самого, придя в этот мир, и все совершив, включая явление Царства Божия, Крестную Смерть, Тридневное Воскресение, на Небеса Восхождение (во плоти человеческой) и еще грядущее Второе Пришествие. Но имено в Евхаристии по мнению православных происходит соединение Бога и человека, когда и Бог и человек становятся сокровниками и сотелесниками друг другу. Именно на Тайной Вечере также произошло явление людям во всей полноте Царствия Божия. А Крестная Смерть и Тридневное Воскресение - Первая Победа этого Царствия над царством греха, смерти, князя мира сего.
Некоторые протестантские деноминации признают в Хлебопреломлении, совершаемом в их общинах, Истинное Причастие Тела и Крови Христа. Но даже такое признание со стороны протестантов Таинства не преодолевает разделения. Поскольку с православной точки зрения - любое Таинство и прежде всего Евхаристия может совершаться только в Церкви, которая помимо
всего прочего, должна обладать апостольской преемственностью, то есть быть основанной не простым человеком, но Иисусом Христом.
Собственно дальнейшие различия нет смысла описывать, ибо они вытекают из изложенного выше, а также носят часто обрядовый характер.
Несмотря на все описанные отличия, крайне вано сохранять христианскую любовь друг ко другу, не превозноситься и точно не производить Суд вместо Бога над человеком - спасется он или не спасется.