Диалог православия и протестантизма

Nell

Moderator
Команда форума
В церкви главный - Бог, а в секте - ее лидер :)
 

4cristo

Новый участник
В церкви главный - Бог, а в секте - ее лидер

Безусловно для всех христиан главным должен быть Бог. Но даже коринфские верующие стали превозносить лидеров. От этого они не превратились в секту.

Для меня христианских сект не существует.
Это слово уж очень раскрутили некоторые негодные люди и СМИ, чтобы посеять в людях страх и насадить свою идеологию.

Для меня есть ереси, это мормоны, свидетели сторожевой башни и т.п. Люди, которые искажают истину о Боге, спасении, искуплении. Но не секты.

Секта как что-то опасное для жизни человека и психики конечно существует (сатанисты, к примеру). Но не в таких масштабах, как показывают по ТВ. Так по большей части ложь.

А в христианстве есть церкви, совершающие ошибки, кто-то больше, кто-то меньше. Есть даже мертвые церкви, как в Откровении. И это христиане, мои братья и сестры, которые возможно в заблуждении, за которых мне надо молиться, чтобы у них открылись глаза.
 

Joy

Новый участник
кристо, кинь плиз где именно про коринфян
и где именно- в откровении
 

4cristo

Новый участник
Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".
Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
(1Кор.1:12-13)

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
(Откр.3:1)
 

Joy

Новый участник
не понимаю

да, спасибо,
тогда так поставлю вопрос:
чем отличается
православная церковь от протестанской?
 

Joy

Новый участник
Nell,по-твоему- если олавный лидер- то это секта?
и... обычно это никогда не бывает явно...
 

Romeo

Участник
да, спасибо,
тогда так поставлю вопрос:
чем отличается
православная церковь от протестанской?

ух и вопрос вы поставили. Если вы и правда хотите по серьезному разобраться в этом вопросе придется набраться терпения и с любовью отестись к каждому человеку, исповедующему православное либо протестансткое (вернее протестантские) вероучения, несмотря на то, что приемлимо ли это вероучение для вас или нет.

Очень важно понять, что и православные и протестанты в основу своей веры полагают веру в Триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа и эта вера была сформулирована тезисным образом в Никео-Царьградском Символе веры, который признают практически все христиане (не будем сейчас обсуждать Дохалкидонские Церкви). Эта общность веры и православных и протестантов крайне важна и крайне велика по своему объему.
Вместе с тем, этой внешней общностью, или фундаментом веры в Триединого Бога все и ограничивается.
И тут очень важно выяснить что нас разъединяет:

1. История происхождения.
Православная Церковь основана Иисусом Христом, призвавшим на служение Апостолов. Будучи в единстве друг с другом, направляемые Духом Святым, Апостолы, проповедуя Евангелие, основывали христианские общины, которые выросли в последствии в Поместные Церкви. Для текущего руководства такими поместными церквями Апостолы поставляли (путем возложения рук) своих преемников, те в свою очередь своих и так до сего дня. Эта преемственность священства крайне важна для православных поскольку определяет то, что Церковь основана Самим Господом Иисусом Христом, а не является плодом человеческого хотения. Она означает преемственность вероучения и в этой преемственности подается благодать Духа Свтого на это священническое служение - через Апостолов и епископов от Самого Христа. Это можно сравнить со строительством здания кирпичик за кирпичиком - один на другой, начиная с Самого Фундамента, который есть Христос.

Протестанты в подавляющем большинстве такую преемственность не сохранили, ни вероучительную, ни тем боллее апостольскую (священническую). Хотя эту преемственность возводят к чему-то, умозрительному. Лично для меня это как например русскую литературу 20 века можно считать преемницей А.С. Пушкина: Пушкин ее не основал физически, но безусловное влияние оказал. Каждая новая протестантская община (деноминация) - это результат отделения одной группы верующих от другой, в силу иного понимания вероучения, чаще следования за своим духовным лидером (пастором). Глобальная история протестантизма начинается примерно 15-16 вв (на сегодняшний день существует более 20 000 разного рода протестантских деноменаций)

2. Священное Писание.
Обе конфессии признают Библию (Ветхий и Новый Завет) истинным Словом Божиим. Однако, православные понимают, что "во-первых, Св. Писание есть книга Церкви – Церковь первична по отношению к Писанию: Церковь уже была, а Нового Завета еще не было – он писался Апостолами на протяжении всего I века. И канон Св.Писания определила Церковь – не с неба же упала книга в том составе, какой мы имеем. Во-вторых, Св. Писание, будучи книгой Церкви, не есть выдранная из контекста вещь; оно – книга реальности, факта, истории. Следовательно, рядом со Св. Писанием, для именно реального уяснения его, чтобы оно не превратилось в повод для мечтательного фантазирования, мы ставим Историю. Но историю чего? Не смены предстоятелей на Апостольских кафедрах, не историю внешней жизни Церкви – хотя она необходима и важна; но историю того, как в Церкви живет Дух Святой. И вот, опыт жизни Духа в Церкви, опыт христианства и есть Священное Предание. Неверно думать, что Предание – это кадила, иконы, облачения, разные околоцерковные идеологемы, правила, посты, и прочее и прочее. Это все – памятники Предания, историческое оформление тех или иных сторон жизни Церкви в земном (и падшем, прошу заметить) мире. Само же Предание есть образ совершения Таинств и опыт реальной, живой, подлинной жизни людей во Христе Духом Святым." (иг. Петр Мещеринов)

Протестанты же придерживаются принципа Solo Scriptura - Только Писание. То есть есть перед нами текст Библии, его чтения самостоятельного вполне достаточно для наставления в истине. Хотя толкования и полезны, и взгляд церкви на тот или иной фрагмент текста, они вовсе необязательны. Главное уметь читать первоисточник.

3. существенное различие в понимании сути грехопадения и спасения (сотереологии).
Поскольку протестанстское вероучение - наследница во многом католического богословия, то содержит в себе, характерное для католичества юридическое отношение к этой проблеме. Есть Закон данный Богом, есть его преступник - человек, есть необходимость его наказания (по справедливости), есть Тот, кто все наказание берет на себя - и справедливость удовлетворена и милосердие проявлено.
Православные видят в Законе Божием не уголовный кодекс, а инструкцию безопасности, нарушение которой влечет отпадение от Бога как от Самого источника Жизни, ведет к повреждению всего сути человека - как души так и тела. Это отпадение, в пределе своем имеет смерть как высшую точку разлучения Бога и человека, каждого человека друг от друга. Дабы соединить Бога и человека, спасти его из этого отпадения, которое неизбежно приводит только к вечной смерти, Бог Сам становится человеком, приносит в мир весть о возможности спастись и о том, что это спасение обретается через Иисуса Христа в жизнь в Царствии Божием, которое после того, как Бог стал Человеком (не прекратив быть Богом) приблизилось - уже явлено человеку и он может войти в него.

4. Квинтесенций всех различий протестантизма и православия является отношение к Евхаристии - Таинству Хлебопреломления - Причастия.
Православные считают, что на своей последней Вечере с Апостолами, Иисус Христос установил Таинство Евхаристии, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Евангелие от Иоанна 6:54).

Протестанты в большинтсве своем считают, что Хлебопреломление является по сути своей ничем иным как способом поминовения (воспоминания) Христа, не считая, что под видом хлеба и вина подается Истинное Тело и Истинная Кровь Христа.

Сопряженное с Евхаристией, и в целом пониманием спасения человека (сотереологии), выступает еще одно существенное различие - отношение к Жертве Христа. Протестанты склонны относить Жертву Христа лишь к Крестной смерти Иисуса на Голгофе. Православные, отдавая важное значение Смерти на Кресте, ставят ее в один ряд со всем, что сделал Бог ради спасения человека, отдав Себя Самого, придя в этот мир, и все совершив, включая явление Царства Божия, Крестную Смерть, Тридневное Воскресение, на Небеса Восхождение (во плоти человеческой) и еще грядущее Второе Пришествие. Но имено в Евхаристии по мнению православных происходит соединение Бога и человека, когда и Бог и человек становятся сокровниками и сотелесниками друг другу. Именно на Тайной Вечере также произошло явление людям во всей полноте Царствия Божия. А Крестная Смерть и Тридневное Воскресение - Первая Победа этого Царствия над царством греха, смерти, князя мира сего.

Некоторые протестантские деноминации признают в Хлебопреломлении, совершаемом в их общинах, Истинное Причастие Тела и Крови Христа. Но даже такое признание со стороны протестантов Таинства не преодолевает разделения. Поскольку с православной точки зрения - любое Таинство и прежде всего Евхаристия может совершаться только в Церкви, которая помимо всего прочего, должна обладать апостольской преемственностью, то есть быть основанной не простым человеком, но Иисусом Христом.

Собственно дальнейшие различия нет смысла описывать, ибо они вытекают из изложенного выше, а также носят часто обрядовый характер.
Несмотря на все описанные отличия, крайне вано сохранять христианскую любовь друг ко другу, не превозноситься и точно не производить Суд вместо Бога над человеком - спасется он или не спасется.
 

Катя

Новый участник
Очень интересный и актуальный вопрос и для меня. Спасибо Ромео за то, что так подробно всё рассказал, хотя, около трети я не поняла:eek:
Моих друзей от меня кроме всего прочего так же разделяет и это предпочтение деноминаций. Изначально, когда я об этом узнала, то сильно огорчилась и первое желание было бежать и всех спасать от ошибок. Но по прошествии времени я взяла за основу в этом вопросе не то в чем мы разные, а то, в чем едины. Вроде как (как я считаю), этого оказалось достаточно, чтобы не только мирно ужиться, но и мне их сильно-сильно-сильно любить :)
А еще сама в себе не раз обращала внимание на названия деноминаций (никого не хочу обидеть), но и они, как мне кажется, говорят сами за себя (еще раз извиняюсь, мои дорогие друзья), но: православие (право/славие - правая, праведная слава) и протестанты (протестующие, против стана)?
Я не могу это своё высказывание подтвердить никакими цитатами более высокопоставленных и понимающих людей чем я - это просто моё рассуждение, которое имеет право на ошибку.
 

4cristo

Новый участник
А еще сама в себе не раз обращала внимание на названия деноминаций (никого не хочу обидеть), но и они, как мне кажется, говорят сами за себя (еще раз извиняюсь, мои дорогие друзья), но: православие (право/славие - правая, праведная слава) и протестанты (протестующие, против стана)?

Интересно, о чем они говорят? Это всего лишь человеческие разделения и названия. Протестанти́зм или протеста́нтство - от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий.

Пять тезисов протестантизма:
1. Sola Scriptura — «Только Писанием»
«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide — «Только верой»
Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia — «Только благодатью»
Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus — «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).
Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria — «Слава только Богу»

Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.
 

Катя

Новый участник
Я беспокоюсь, как бы эта тема не стала причиной для споров и рассадником доказательств "мы лучше" :(
Друзья мои, мы же с вами верующие люди, давайте проявим любовь и терпение друг ко кругу :)
Это я просто заранее подсуетилась :)
 

Romeo

Участник
Я беспокоюсь, как бы эта тема не стала причиной для споров и рассадником доказательств "мы лучше" :(
Друзья мои, мы же с вами верующие люди, давайте проявим любовь и терпение друг ко кругу :)
Это я просто заранее подсуетилась :)

А чтобы не было распрей нужно в Духе Христовом обсуждать. Тема важная, интересная.
 

Romeo

Участник
Пять тезисов протестантизма:
1. Sola Scriptura — «Только Писанием»
«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»
Проблема в том, что эти тексты были написаны тогда, когда Церковь уже сущестовала, Правило Веры уже существовало - люди наставлялись в вере, принимали Св. Крещение... Канон Нового завета был сформирован (утвержен Церковью на Вселенских Соборах) - в 3-4 веках (в основе) а окончательно лишь в 7 веке вторым правилом Пято-шестого собора (Трулльского) (692 г.). И вот тут возникает вопрос - как же тогда Церковь, не имея канона Нового Завета определила, что есть истина, а что не соответствует ей? По какому правилу? По какому стандарту А по каким правилам и стандартам Церковь жила до канонизации Писания?!

2. Sola fide — «Только верой»
Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.
"православие утверждает синергизм как совместное участие воли человека и воли Бога в деле спасения". Мы полагаем, что сам спастись человек не может. Для этого изначально должно быть действие Божие. Но Бог насильно человека без его участия тоже сделать ничего не может. Насильно Бог никого не спасает и не загоняет в рай. Спасение - это сотрудничество Бога и человека - Бог - спасатель, но человек должен предпринять усилия, чтобы ухватиться за спасительный круг. Мы не рассматриваем акт спасение как лишь "подпись под Хартией Спасение" - подписался под этой Хартией и все твои грехи прощены. Этот юридизм и как его следствие - Sola fide не характерны Православию. Понятно, что это был протестантский ответ на католические проблемы в виде покупок индульгенций. Но отрицая одну крайность, и даж заблуждение (учение о сверхдолжных заслугах) протестантизм впал в иную крайность. "Сущность того оправдания, которого протестант стремится достичь верой, состоит не в "избавлении от греха, проклятия и смерти", а, подобно католичеству, в избавлении от наказания. Это наказание отменяется путем провозглашении праведности человека, но не по причине его внутреннего нравственного очищения, а в счет жертвы Христовой. "В оправдании нам усваивается праведность Христова, без того, что мы сами в своей нравственной природе стали праведными". Это провозглашение именуется "пронунциацией", и в ней Бог отказывается от предъявления счета за грех, происходит списание нравственных долгов по факту веры."

Если западное христианство, как в католической так и в протестантской традициях, преимущественно, изыскивало способ изменить отношение Бога к человеку, то Восток всегда призывал самого человека изменить свое отношение к Богу, Который пребывает неизменным в любви к Своему созданию. Поэтому Запад столь углубленно размышлял о том, какой род умилостивительной дани - дела или вера - более угоден Богу, для того чтобы человеку избавиться от наказания за грех. Веросознание Восточной Церкви чаще оставляло этот вопрос в стороне, ибо необходимым условием спасения оно всегда полагало изменение отношения самого человека к Богу, т.е. изменение духовно-нравственное. Католичество видело путь ко спасению в собственном усилии человека, Реформация отдала его целиком воле Божией, но и в том и в другом случае, само содержание спасения оставалось неизменным. Бог или оправдывал человека, удовлетворив Свое правосудие его добрыми делами, или прощал его по вере, снимая с него вину за грех, но и в том и в другом случае душа спасаемого не претерпевала спасительного изменения, человек не должен был изменить свое отношение к Богу, чтобы обрести жизнь вечную.

В православном веросознании основу спасения человека составляет не количество добрых дел или факт веры, а процесс изменения отношения человека к Богу, т.е. духовно-нравственное перерождение личности. Для этого перерождения равно необходимы и вера и дела, единство деятельной веры. Как гласит Окружное послание Восточных патриархов 1723 г.: "Веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемою любовью (т.е. верой как деятельной силой), то есть через веру и дела. Не призрак только веры, но сущая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе".

Патриарх Сергий так определял соотношение веры и дел в православном учении о спасении: "Не должно спрашивать, за что человек получает спасение, а нужно спрашивать, как человек соделывает свое спасение". И вера и дела в равной степени участвуют в возвращении человека к Богу, они равные составляющие спасительного изменения человеческой личности, которое уничтожает грех в человеке и приводит его ко спасению
.

3. Sola gratia — «Только благодатью»
Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.
первая часть тезиса рассматривается с точки зрения Православия - выше, применительно к Sola fide, действительно Православные всю славу, честь и поклонение возносят ТОЛЬКО Богу.


4. Solus Christus — «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.
Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).
Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.
Это тоже ответ на заблуждения католиков. В Православии - ни священник, ни кто бы то иной не является посредником между Богом и человеком. Только Христос. Вместе с тем, священник выполняет важное служение, которое, как и иное служение церковное, не подменяет собой Христа, напротив всецело ведет к Нему, от Него черпает всю власть, силу и благодать.
Еще этот тезис - выпад протестантов против почитания святых. Православные, опираясь на Священное Предание и Священное Писание, знают - у Бога нет мертвых, и как мы обращаемся друг другу за молитвенной помощью, поддержкой (что кстати делают и протестанты, молясь друг за друга), мы обращаемся за такой же молитвенной помощью, поддержкой к членам Церкви, которых Господь уже призвал к Себе. У Бога нет мертвых, поэтому Церковь Земная - люди на земле живущие в мире сем, обращаются за молитвенной помощью к святым угодникам Божиим - Церкви Небесной. И прежде всего к Богородице.
Если протестанты молятся друг за друга, то почему они лишают возможности это делать православным?)))
И еще пару слов о Богородице. Мы помним слова Евангелия, когда Христос обращается со Христа к Иоанну говорит: "Се матерь твоя"... эти слова мы слышим и в собственном сердце. Ну а потом, мы помним, также что Богородица никогда не требовала к себе такого же отношения как к Богу. И такое отношение к Ней недопустимо с православной точки зрения. Мы с полным ужасом смотрим на вполне себе активно развивающееся движение в католической церкви с целью принятия "догмата о соискупительной роли Девы Марии" - для православного - это не просто ересь. Но вместе с тем, для нас Матерь Божья, пример, образец для подражания, стяжания Духа Святаго и предельной христоцентричности жизни. Поэтому, если мы слышим слова Христа, сказанные на Кресте "се Матерь твоя", и отрицамся Богородицы... мы сиротеем.
5. Soli Deo gloria — «Слава только Богу»

Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.
это продолжение отрицания почитания святых. Выдвигая этот тезис, протестанты не могут (или нехотят?) видеть, что для православных есть радикальная разница в поклонении и в почитании. Мы поклоняемся Богу, но чтим отца и мать своих (что заповедано Богом), мы отдаем почести изображением Христа, святым и так далее относя их не краскам и дереву или бумаге на которых они изображены, а Первообразу - то есть тому, кто на них изображен. Совершая поклон перед иконой, мы совершаем поклон Самому Богу, и даже, если это изображен святой человек на иконе, мы видим и поклоняемся Славе Бога, и образу Христа в нем, и чтим святую память этого человека
вот как об этом говорится в величаниях святым, поющихся :
Богородице
Достойно есть / величати Тя, / Богородице, / Честнейшую Херувим / и Славнейшую / без сравнения Серафим.
Богородице, в честь иконы
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.
Ангелам
Величаем Вас /, Архангели и Ангели и вся воинства, / Херувими и Серафими, / славящие Господа.
Пророку
Величаем тя, / пророче Божий (имярек), / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.
Апостолу
Величаем тя, / апостоле Христов (имярек) / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.
Апостолам
Величаем вас, / святии апостоли (имярек), / весь мир ученьми своими просветившия / и вся концы / ко Христу приведшия.
Святителю
Величаем тя, / святителю отче (имярек), / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.
Преподобному
Ублажаем тя, / преподобне отче (наш) (имярек), / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.
Мученику
Величаем тя, / святый мучениче (имярек), / и чтим честная страдания твоя, / яже за Христа / претерпел еси.
 

4cristo

Новый участник
Вариант названия?

наверное, как вопрос звучит.
"отличия православия от протестантства". или "диалог православия и протестантства":)
второй вариант мне больше нравится.
 

Romeo

Участник
наверное, как вопрос звучит.
"отличия православия от протестантства". или "диалог православия и протестантства":)
второй вариант мне больше нравится.

да , мне кажется так лучше - оба хороши, второй имеет позитивный вектор_) мне нра)
 

Vesna

Moderator
Команда форума
наверное, как вопрос звучит.
"отличия православия от протестантства". или "диалог православия и протестантства":)
второй вариант мне больше нравится.
Второй вариант готов:)

Единственное, что я скажу (дальше тему обсуждать не буду), хотя где-то здесь уже я об этом упоминала - изначально первые три века христианство было абсолютно мессианским (т.е. состояло в основном из евреев, уверовавших в Мессию) со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим , к моему глубокому сожалению, нынешнее христианство оооооооооочень далекО от того, что было при апостолах.
 
Последнее редактирование:
Сверху