Разумное родительство. Как говорить с детьми об однополых «браках» — о. Джордж Морелли

Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим.12:9,11).

Введение

Вы замечали, что большинство репортажей об однополых браках в средствах массовой информации не затрагивают юридические или социологические вопросы, а вместо этого сосредотачиваются на чувствах? Эти репортажи освещают тему с точки зрения человеческих чувств, они полны эмоциональных описаний, которые играют на чувствах, но оставляют в стороне более глубокий анализ этого явления, меняющего нашу культуру. Мы видим гомосексуальные пары, которые говорят о своем «глубоком сожалении», что им не разрешают вступать в брак с представителем своего пола, и ожидают той «радости, счастья и удовлетворенности», которую принесет «влюбленным парам» законодательно разрешенный однополый брак. Мы часто видим улыбающиеся и обнимающиеся однополые пары.

Эти образы обрушиваются на наших детей, и перед православными родителями встает вопрос: что нам говорить нашим детям об однополых браках? Наряду с такими обязанностями, как обеспечение материальных потребностей и безопасности, которые родители должны предоставить своим детям, они также должны воспитывать детей в вере и страхе Божием. Православные родители слышали этот призыв, когда вступали в брак: «Венчай я в плоть едину, даруй има плод чрева, Благочадия восприятие» (Как нам предстоит узнать, Богу есть что сказать об однополых браках.)

Некоторые родители спрашивают, стоит ли вообще говорить с детьми об однополых браках. Без сомнения, да. Пренебрегать этим вопросом значит пренебрегать нравственным развитием ребенка, а небрежность – это большой грех. Монах старец Паисий, высказываясь о семейной жизни, говорил: «И отец, и мать будут держать ответ за небрежность к своим детям… Родители, которые не смотрят за своими детьми, — плохие родители. И им придется держать ответ перед Богом за свои поступки.» (Ageloglou, 1998).

Конечно, старец Паисий избрал призвание, которое исключало семейную жизнь. Тем не менее, его призыв обращен к родителям и всем, кто отвечает за нравственное воспитание детей, — особенно в наше время, когда смещены нравственные ориентиры. В одной из предыдущих статей я писал, что небрежность – это неуловимый и, пожалуй, самый коварный и скрытный грех. Небрежность незаметна. Мы видим ее только тогда, когда замечаем отсутствие чего-либо, что должно быть; это связано с отсутствием правильных действий. (Morelli, 2007).

Чтобы помочь родителям справиться со сложным вопросом об однополых браках, я предлагаю следующие рекомендации, которые, если их изучить и отнестись к ним серьезно, помогут им ответить так, чтобы донести ответы до сознания ребенка. Родителям нужно самим понять эти принципы, прежде чем объяснить их детям. Прочитайте эту статью и осмыслите ее. Она может оказаться полезной.

Статья разделена на три части. В первой освещаются вопросы ответственности родителей перед детьми. Во второй рассмотрены богословские принципы, которые рассказывают о православном понимании призвания. Эта часть занимает довольно много места, но она важна, потому что в ней изложено отраженное в Писании и патристике понимание того, что такое призвание в браке и воспитании детей и послушание Богу. Детям нужно узнать, зачем Бог создал их и как им нужно жить. Если у них не будет этих знаний, то ими завладеют мирские ценности. Их сознание будет принимать эмоциональные посылы, которые оправдывают такие явления как однополый брак. В третьей части разобраны практические вопросы об однополых браках, со многими из которых сталкиваются наши дети. 

I. Ответственность родителей

Родители – воины Христовы в малой церкви

Тому, кто принял решение стать воином Христовым, нужно к этому подготовиться. Прежде всего, нужно познать и понять учение Христа, в частности то, как его применять в жизни, в том числе и в христианском браке. Во-вторых, нужно научиться тому, как вести себя в психологической и духовной борьбе. Надо научиться распознавать тактику врага, в данном случае – дьявола, который использует такие изощренные уловки, как рассуждение, опирающееся на эмоции, и сочувствие, которые размывают личностные и культурные границы, призванные удерживать в правильном русле сильные человеческие порывы.

Кто-то, возможно, возразит против воинственной метафоры, сочтет ее слишком сильной для разговора о православном воспитании. Но апостол Павел широко использовал ее в Писании. «Подвизайся добрым подвигом веры…», — писал он. (1Тим.6:12). В другом отрывке он говорил о себе и своем ученике как о воине: «Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей…» (Флп.2:25) Апостол Павел также учил своих сподвижников наставлять других «… как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3).

Поскольку слова этого призыва относятся к Церкви, то они также относятся и к семье, той самой mikree eclessia (греч.), или малой церкви. Читателям не следует вырывать метафору из контекста. Быть воином Христовым означает, что борьба ведется в рамках правильно понятого христианского учения. И все же христианам не следует отказываться от размышлений о представлениях, свойственных той культуре, которая нивелирует нравственную проницательность и приравнивает терпимость к отсутствию нравственного суждения.

Рассуждение, опирающееся на эмоции, и сочувствие – оружие дьявола

Если православные родители собираются обсуждать со своими детьми вопрос об однополых браках, им нужно понимать, насколько на самом деле сильны те идеи, которые стоят за этим явлением. Исследование поведения детей в случаях, когда применяются эффективные приемы убеждения (т.е. приемы, которые позволяют убедить детей в правильности какого-либо мнения) показывают, что лучший способ – это скорее связать идею с развлечением и удовольствием, чем с подачей какого-либо фактического материала об этой идее. (Barcus, 1980). Мы видим, как этот прием постоянно используется в репортажах об однополых браках, как было упомянуто в начале статьи.

Похожий прием используют похитители детей. Похитители пытаются уговорить ребенка, играя на его чувствах. Они обещают какое-либо развлечение или интересное занятие и одновременно вызывают сочувствие, заманивая ребенка в свои сети. Например, похитители привлекают ребенка вопросами, такими, как: «Ты не поможешь мне найти моего щенка?» Еще один излюбленный вопрос: «Хочешь посмотреть, какие у меня в машине симпатичные котята?» Интернет-сайты о защите детей предупреждают родителей о том, как сильно воздействуют на детей эти приемы. (http://www.reallifesolutions.net/family/abductions.html).

Следует ли из этого вывод, что защитники однополых браков являются охотниками за детьми? Конечно, нет. Этого также нельзя сказать о репортерах, которые используют такие приемы, чтобы привлечь внимание к вопросу об однополых браках. Тем не менее, родители должны осознавать, что ребенок, не подготовленный к распознаванию подобных приемов, подвержен их воздействию, которое заставляет считать нормальным отклонение в поведении. Дети способны распознавать манипулятивные тактики, но только если им сначала объяснить, как действует манипуляции (вспомните об эффективности программ, посвященных распознаванию «хороших» и «плохих» прикосновений, которые учат ребенка понимать, когда взрослый нарушает границы дозволенного).

То, что только выглядит хорошим, не всегда так уж хорошо

Итак, с чего родителям начать разговор с ребенком? В первую очередь нужно помочь ребенку понять, что только оттого, что нечто выглядит хорошим, не делает это хорошим. Однако имейте в виду, что ребенок не поймет эту важную мысль, если сначала вы не скажете, что понимает, что он чувствует. Другими словами, если ребенок говорит, что, скажем, вид счастливой гомосексуальной пары вызывает у него положительные эмоции, согласитесь с этим. Положительные эмоции – это то, что он на самом деле чувствует, и их отрицание или смутит ребенка, или заставит его скептически отнестись к вашим словам.

Ребенок может сказать что-то вроде: «Ой, конечно, они выглядят счастливыми». Родители могут ответить: «Да, конечно». И продолжить: «Но, Джонни, можно тебя спросить: если тебе что-то нравится, означает ли это, что это хорошо?» Ребенок может ответить да, таким образом соглашаясь с тем, что если ему что-то нравится, то это хорошо.

Задайте следующий вопрос как будто это игра (детям старшего возраста и подросткам можно задавать вопросы напрямую). Выберите что-то, что ребенку действительно нравится, например любимую еду или игрушку. Ваш выбор должен затрагивать их эмоции; это должно быть что-то, что он считает действительно хорошим. Потом придумайте какое-либо непредвиденное и очень неблагоприятное последствие, которое заставит ребенка задуматься. Например, можно сказать: «Представь себе, а что если бы эта еда была отравлена и ты сильно заболел, если бы съел это?» или «Представь, что если ты бы играл с этой игрушкой и поранился?» Подведите ребенка вопросами к осознанию того, что только потому, что нечто кажется хорошим и доставляет удовольствие, не значит, что это хорошо для него.1

II. Цель нашей жизни в браке и семье

Православные родители: вам самим нужно стать богословами2

Прошли те времена, когда родители могли поручить нравственное и религиозное воспитание детей другим. Когда христианская нравственность еще влияла на культуру (пусть даже и несовершенно), у родителей была какая-то уверенность, что то, чему их дети научатся в Церкви, будет более или менее подкреплено культурой. Теперь это не так.

Обязанности, переданные нравственным и религиозным учителям (священникам, воспитателям, преподавателям и другим), также возложены и на родителей. По сути, если родители не возьмут на себя ответственность как первые учителя своих детей в вопросах нравственности, велика вероятность, что другие не смогут повлиять на них.

Необходимо, чтобы родители не только слушали Слово, но и исполняли Слово. Они должны познать замысел Бога, особенно в том, что касается брака и семьи, опираясь на изучение Писания, молитву и ведя духовную жизнь. В этом учение Церкви особенно ценно, потому что оно указывает нам направление, по которому семья может ориентироваться в своей духовной жизни, и ребенок может постичь азы православной веры в важные для своего развития годы. Но это действует только в том случае, если родители в первую очередь сами являются верующими и живут по христианским заповедям. (См. предыдущие статьи на эту тему: Morelli, 2005, 2006a,c, 2007, 2008. Также см. the Smart Marriage and Smart Parenting по ссылке http://www.orthodoxytoday.org/Indexes/Morellix.php).

Далее, если родители понимают, что брак и воспитание детей неразрывно связано с волей Бога в их жизни – что основная цель их жизни состоит в правильном воспитании детей, — то понимание ребенком того, что не все то, что выглядит хорошим, является хорошим, будет глубже усвоено в большей мере за счет родительского примера. Другими словами, ребенок поймет, что нормальный в нравственном смысле брак – это союз мужчины и женщины, видя, как живут его родители.

Опять же, это происходит, только если родители серьезно относятся к своему призванию быть родителями, данному Богом. Апостол Павел учил:

«Итак  умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.» (Рим.12:1-2)

Ранее мы говорили об ответственности родителей за нравственное воспитание детей. Эта обязанность основана не только на данном Богом призвании быть родителями, но идет дальше, в Его призыве стать «детьми Божьими» (равно и мужчинам, и женщинам). Мы призваны отказаться от этого мира и не принимать те довлеющие ценности, которые нарушают замысел Бога о нас. В Евангелии от Иоанна сказано: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.» (1Ин.2:15).

В следующем разделе эти вопросы будут рассмотрены подробнее. Мы узнаем, для чего Бог создал нас, как мы можем откликнуться на Его призыв и что это означает в отношении семьи и брака. В качестве напоминания: родители, мы должны сначала понять, что это значит для нас, прежде чем мы сможем поделиться с нашими детьми.

Нужно познать Бога и исполнять Его волю

В Священном Писании сказано, что Бог хочет вести нас. Он установил с человеком завет (Бог его никогда не нарушит), который обещает человеку жизнь, происходящую от Него. Этот завет накладывает обязательство и на человека. Он идет со времен Авраама. В Писании сказано:

«… и Господь явился Авраму и сказал ему: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен…и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя»» (Быт.17:1,7).

Завет, установленный с Авраамом, проходит через все Писание и достигает окончательного и полного воплощения в Иисусе Христе, Сыне Божием, который вочеловечился. Вочеловечение Христа позволяет постичь жизнь в Боге и обязательства, которые она налагает, так, как это было невозможно до Его воскресения. Христос ниспосылает на нас Святой Дух (передаваемый при крещении), и Святой Дух преобразует дух, сознание и душу человека, что позволяет человеку приблизиться к Христу, стать определенным образом по-настоящему истинным «сыном Божиим».

Это, прежде всего, нравственные обязательства. Апостол Павел писал о них в послании к колоссянам, которых он учил, что познание Бога связано с послушанием Ему:

«…не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол.1:9-10).

Великая заповедь: возлюби Бога и ближнего

Но как нам познать Бога? И как исполнять Его волю? Ответ относительно прост. Христос учил:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф.22:37-40).

Другими словами, любовь к Богу и ближнему предполагает послушание Богу. Мы не любим, если мы не слушаемся, и мы не слушаемся, если мы не любим. Иисус сказал своим ученикам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Ин.14:15). С чего начинается любовь? С любви к самым близким людям: супругу и детям.

Чтобы служить Богу, мы должны быть святы

Настоящая любовь к ближнему (любовь, которая поднимается выше обычных чувств) невозможна без нашей внутренней устремленности к целостности и добру. Это тоже подразумевается заветом, который Бог заключил с человеком. В Писании сказано: «ибо Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44). Говоря словами Нового Завета (воплощенного в Христе) это означает, что мы – «призванные святые». (Рим.1:7).

Это подтверждает важную мысль, которая была высказана раньше и которую стоит повторить: если мы хотим, чтобы наши дети были выше мирского сознания, которое оправдывает неправильное поведение, то родители прежде сами должны стать носителями христианского сознания и поведения, прежде чем они смогут привить правильное сознания и поведение детям. Устремленность к Богу направляет человека к добру и правде. Она раскрывает важные нравственные истины, которые ведут ребенка по пути, сообразному цели и предназначению, данному Богом.

Вся любовь, святость и служение происходят по образу Святой Троицы

Можно спросить, почему в Писании такое особое значение придается любви? Почему величайшая заповедь говорит о любви к Богу и ближнему?

Ответ прост: Бог есть любовь. Бог призывает нас любить, потому что Он любит. Если мы любим ближнего, то мы пребываем в Его любви. Любовь исходит от Него, и любовь возвращается к Нему. Все, что делает Бог, происходит в любви и от любви. Евангелист Иоанн писал: «Бог есть любовь». (1 Ин 4:8). Григорий Богослов, один из Отцов Церкви, развил его учение в богословском смысле:

(Святой Дух)…как непостижимая любовь Отца к Слову (Сыну) рождается непостижимо; Слово и возлюбленный Сын Отца обращает Свою любовь к Тому, кто породил Его… Если это так, то это значит, что Святой Дух, преодолевая противоположение между Отцом и Сыном в полноте Троицы, является самостоятельным Лицом Троицы, которое исходит от Отца так же, как и Сын, на котором Он пребывает… Слове и возлюбленном Сыне Того, Кто породил Его: Он пребывает в той степени, в которой Он исходит от Отца вместе с этой любовью и в которой любовь естественно пребывает в Нем. (Bobrinskoy, 1999).

Бог есть любовь. Он создал нас, чтобы мы любили Его и друг друга. И здесь мы обращаемся к книге Бытия и к вопросу однополых браков.

Природа человечества – в единстве двух полов3

Совсем недавно, несколько десятилетий назад, о заключении браков между гомосексуалистами нельзя было и помыслить. Нельзя забывать, что за две тысячи лет существования христианской цивилизации (а до этого иудаизма наряду с большинством нехристианских культур) это было запрещено. Эта мысль просто никогда не появлялась в поле зрения.

Культура черпает из источника религии. Религиозные правила определяют и направляют культуру, и по мере того, как эти правила развиваются и соблюдаются, они создают традицию. Западная культура была сформирована на основе иудео-христианской нравственной традиции, а источником и основанием этой традиции является Священное Писание. Мы толкуем Писание сквозь призму видения признанных духовных учителей, в частности среди прочих – Отцов Церкви.

Брак упоминается в Писании в самом начале – в книге Бытия. Брак – это отношения, которые предопределены Богом между мужчиной и женщиной. В Писании сказано:

«И сказал Господь Бог: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.  И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». (Быт.2:18-25).

С самого начало человечество было создано как взаимодополняющий союз мужчины и женщины, которые образуют единое целое. Они отличаются друг от друга в сексуальном отношении (физиологически, психофизиологически и психологически), в отношении половой идентификации (в плане адаптации к культурным нормам, культурным определениям) и духовно, обладая разными способностями, талантами и предназначениями.

Участие в Божественном творении

Важным аспектом брака согласно учению Церкви является возможность создать новую жизнь. Мы видим это в духовном наставлении: «и сказал им Бог: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю”». (Быт.1:28). Это наставление подтвердил Наш Господь, сказавший в ответ фарисеям: «… Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их». «И сказал: “Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть”». (Мф.19:4-6).

Иоанн Златоуст так пояснял это наставление:

«Брак – это узы, узы, предназначенные Богом… Муж и жена объединяются в плоть едину.  Великое таинство – брак! Если двое не станут одним целым, они не смогут увеличиться; они могут возрасти, только если умалятся. Велика сила единения! Мудрость Божия вначале разделила одну плоть на две; но Бог хотел показать, что она осталась единой даже после разделения, поэтому он сделал так, что одна половина не могла производить потомство без другой… (об Адаме и Еве)… Он воссоединил двоих воедино, чтобы дать источник их детям (курсив авт.)… муж и жена – не двое, но одно целое». (St. John Chrysostom, 2003).

Иоанн Златоуст использовал метафору с золотом, говоря о ценности потомства в этом союзе:

«Как они становятся плотью единой? Словно бы она была золотом, получающим чистейшее золото, женщина принимает семя мужчины с великой приязнью, и в ней оно питается, лелеется и улучшается. Оно смешивается с ее собственным существом, и потом она возвращает его как дитя! Дитя – это мост, соединяющий мать и отца, так что трое становятся одной плотью…» (St. John Chrysostom, 2003)

Любой союз мужчины и женщины в браке предполагает возможность рождения детей. Это заложено в материальной природе творения. Более того, этот союз предполагает зачатие ребенка как священное явление, даже священное призвание, учитывая, что оно предопределено Богом.

Означает ли это, что гетеросексуальные пары, заключившие брак, у которых нет детей, исключены из замысла и призвания Божия? Иоанн Златоуст предвосхитил этот вопрос:

«Вот почему в Писании не сказано: «Они станут одной плотью», но что они будут объединены в «плоть едину», то есть ребенка (курсив авт.). Но если предположить, что ребенка нет, остаются ли они двумя, а не одним целым? Нет, их супружеская связь объединяет их тела, и они становятся одним целым, подобно тому, как благовоние смешивается с мазью».

Из слов Иоанна Златоуста легко сделать вывод, что такое объединение невозможно при гомосексуальной связи. Гомосексуальные отношения исключают возможность создания новой жизни, потому что гомосексуальная связь естественным образом бесплодна. Это также по замыслу Божию закон, отразившийся в материальной природе творения. Мужчина с мужчиной или женщина с женщиной не могут зачать ребенка. Они не разделяют священный замысел Бога. Это нарушает природу, канон, установленный Писанием, и нравственную традицию.

III. Практические рекомендации, как говорить с детьми об однополых браках

В какой момент лучшего всего поговорить с ребенком?

Когда лучше поговорить с ребенком? Я рекомендую говорить с ребенком на эту тему в тот момент, когда он сталкивается с событием, которое имеет отношение к гомосексуальным отношениям или браку. Это возможно во время или после просмотра репортажа в новостях, телешоу, фильма или видео. Также это возможно, если ребенок увидел прилюдное проявление взаимной привязанности гомосексуальной парой. Это можно увидеть в определенных местах, в местах отдыха, на демонстрациях в защиту прав гомосексуалистов и на гей-парадах. Также это может произойти случайно во время каких-либо повседневных занятий вне дома.

Если родители замечают, что ребенок смотрит, пристально разглядывает или как-то обращает внимание на гомосексуальную пару, то это подходящий момент, чтобы спросить ребенка, что он думает об увиденном.4 Родители часто задают ребенку вопросы на разные темы, такие, как спорт, школа, друзья, а также, к счастью, и о духовных понятиях, относящихся к жизни. Три предостережения: 1) дайте ребенку высказаться; 2) не отвечайте на вопрос сами; 3) не думайте, что вы знаете, что ребенку известно или что он собирается сказать. (Латинский глагол educare помимо значения «воспитывать» имеет также значение «выводить». В этом и есть глубинный смысл понятия «воспитание».)

Использование вопросов: метод Сократа

Использование вопросов фактически относится к познавательно-образовательной модели, которая называется Методом Сократа (Beck, 1995). Используя этот метод, учитель или наставник не передает информацию, знания или мудрость напрямую. Вместо этого ученик открывает их в результате ответа на ряд вопросов, поставленных учителем. Когда ребенок сам делает какое-то открытие или устанавливает связь между понятиями, это имеет намного большее значение, чем ссылка на авторитетный источник. Когда родители спрашивают: «Как ты думаешь?» или «Как это связано с тем, что мы узнали … (из Писания, чтения Отцов Церкви, дома или в воскресной школе и т.д.)?», намного больше вероятность того, что ребенок поймет и усвоит важные вещи. Будьте готовы кратко изложить некоторые из богословских принципов, о которых сказано выше. Не читайте нотаций. Излагайте все просто. Используйте понятные, четкие примеры.

Культура влияет на ценности ребенка

Ребенок легко усваивает мирскую относительную нравственность нашего времени. Он может ответить: «Гомосексуальные пары выглядят счастливыми». Или сказать: «Каждому нужно позволить делать то, что он хочет, и вступать в брак, с кем он хочет». Не отвергайте такой ответ ребенка. Ребенок почувствует себя униженным, перестанет слушать и прекратит разговор.

Наоборот, сначала спокойным тоном согласитесь с ответом ребенка. Например, можно сказать: «Да, они действительно выглядят счастливыми». А потом доброжелательно добавить: «Но можно спросить тебя: все ли, что выглядит хорошим, действительно хорошо для тебя?» или «Все ли, что кажется хорошим, действительно хорошо для тебя?»

В начале этой статьи я говорил о рассуждении, основанном на эмоциях, и о сочувствии.  Используйте этот материал, чтобы задать целенаправленные вопросы, на которые ребенок сам сможет ответить, и, самое главное, выстроить правильные связи. После того как ребенок приведет пример того, что выглядит или кажется хорошим, но на самом деле не является хорошим для него, задайте следующий вопрос: «Может быть так, что только потому, что гомосексуальная пара считает правильным пожениться, или потому, что выглядит счастливой, на самом деле это нехорошо?» Основываясь на том, что ответит ребенок, приготовьтесь использовать предложенный богословский материал. Приготовьте тексты. Распечатайте эту статью. Подготовьтесь, чтобы вы с ребенком могли вместе прочитать соответствующие отрывки.

Применение богословских понятий

Изложенный выше богословский материал представляет собой целостную, логическую и взаимосвязанную цепочку богословских понятий, начиная от цели нашей жизни и заканчивая освященным браком. Ребенок может находиться на любом уровне этой цепочки понятий. Также ребенок может быть в состоянии применить какой-либо принцип к одной области жизни, но неспособен применить его к другой. Родители должны быть готовы подвести ребенка к построению этих связей.

Родители вместе со священником, духовным отцом или преподавателями по духовному воспитанию могут использовать материал из этой статьи и применять его в семейных обсуждениях. Ранее я говорил, что ребенок может основываться на внешних эмоциях и сочувствии. Учитывая отрицание и искажение христианских ценностей в нашей культуре, возможно, это затруднение окажется распространенным в большинстве случаев.

Например, скажем, 12-летний подросток понимает, что воровать нехорошо. Он понимает, что воровать – это эгоистично и неуважительно по отношению к ближнему. Тем временем на кухне перед ужином в новостях показывают несколько недавно поженившихся гомосексуальных пар, которые улыбаются, обнимаются и т.п. Родители могут подойти к вопросу следующим образом.

  • Первый вопрос. Мама мальчика замечает, что он посмотрел на экран телевизора и помедлил, прежде чем идти дальше. Она говорит: «Послушай, Тим, я сейчас видела, что ты смотрел на поженившиеся гомосексуальные пары. Что ты об этом думаешь?» Он на секунду задумывается и отвечает: «Это нормально. Классно. У нас в школе есть несколько ребят-гомосексуалистов. Они любят друг друга. Надо, чтобы они могли жениться, на ком хотят, как обычные люди».
  • Подвести вопросы к христианским ценностям. Мама (и папа тоже, хотя он еще не пришел домой после работы) изучили материал по богословским, психологическим и воспитательным вопросам (как поговорить с детьми). Мама готова ответить Тиму. «Тим, помнишь, на прошлой неделе мы говорили о воровстве?» «Да, мама!» «Помнишь, ты сказал, что понимаешь, что это против воли Бога; что воровство нарушает Его заповедь любить Его и других? Давай посмотрим, что Бог говорит нам о браке». Обычно в ответ можно услышать: «Ну, мама, не сейчас, мне нужно закончить домашнюю работу». Или: «Да ну, мам! Мы ведь собираемся ужинать, а потом я пойду играть». Если отказ оправданный, то мама может ответить: «Хорошо, Тим, но ты помнишь, что у нас духовное чтение вечером по четвергам? Давай тогда обсудим это.  Тим безразлично пожимает плечами и говорит: «Ну, ладно».
  • Семейное обсуждение.  В четверг вечером мама и папа готовы к обсуждению. Они просят Тима повторить то, что он говорил о браке гомосексуальных пар. Папа доброжелательно говорит: «В чем-то ты прав. У них есть чувства. Но хорошо ли это для них? Является ли это волей Бога? Вот тебе нравится чей-то карманный компьютер, но, как ты сказал, если его украсть, то для тебя это нехорошо. Им будет приятно пользоваться, это доставит удовольствие, но украсть его все равно плохо». Мама вступает в разговор: «Помнишь, мы говорили о том, что нам нужно понимать, зачем Бог создал нас, какова цель нашей жизни и что мы должны исполнять волю Бога. Давай посмотрим, что Бог говорит о браке». 
    Родители по очереди читают соответствующие отрывки из Бытия и другие отрывки из Писания. Они могут процитировать Отцов Церкви. После каждого отрывка они просят Тима соотнести сказанное с действительностью. Подтверждением того, что Тиму понятно, будут его ответы, например: «Да, правда, мы созданы по образу и подобию Бога и должны быть подобны Ему», «Рождение детей благословляется Богом», «Да, я понимаю, что такое секс, то есть что женщина с женщиной или мужчина с мужчиной не могут «делать это» так же, как мужчина и женщина», «Вот как! Двое становятся единой плотью, и ребенок тоже их плоть, я никогда не думал об этом»5, «Значит, брак тоже должен быть освящен!».

Как нам понимать милосердие Бога по отношению к гомосексуалистам?

Камнем преткновения в любом разговоре о гомосексуальности и гомосексуальных браках является заповедь «Не судите!» Светские моралисты проявляют свободомыслие в большинстве вопросов, касающихся секса, но с особой строгостью относятся к тем, кто осмеливается подвергать сомнению их позицию. Это серьезное извращение. Заповедь о неосуждении взята из Священного Писания, но в данном случае светские моралисты прибегают к ней, чтобы скрыть какую бы то ни было ясность того, что сказано в Писании о правильном поведении и отношениях.

Тем не менее, это возражение останавливает многих христиан на их пути. Оно также оказывает сильное воздействие на умы молодежи. Дети хотят быть справедливыми. Они знакомы с гомосексуалистами и даже детьми гомосексуальных пар. Заповедь «не судите!» превращается в призыв «Будьте справедливы!» С этим противоречием сложно справиться, поэтому давайте внимательно разберемся, что сказано в Писании. 

Любовь не осуждает другого как личность

Часто, говоря о гомосексуальности, нам приходится слышать: «Ненавидьте грех, но любите грешника». Это верно только как сильно сокращенное изложение духовного учения об осуждении, хотя и неполностью. Заповедь возлюбить сложна. Иногда она даже может показаться невыполнимой. Например, Иисус учил нас: «…любите врагов ваших, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». (Мф.5:44) Это означает, что суд над человеком нужно предоставить только Богу. Никто из нас не имеет права осуждать другого.

Но заповедь не осуждать не означает, что мы должны оправдывать грех. Иисус общался с грешниками, в том числе с блудницами и сборщиками налогов. Его строго осуждали за это. Вспомните слова Евангелиста Луки: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: “Он принимает грешников и ест с ними”». (Лк.15:1-2).

Задайте себе вопрос: разве Иисус когда-либо оправдывал блуд или воровство? Конечно, нет. В то же время Иисус видел в блудницах и сборщиках налогов большее, чем их грехи. Он резко порицал религиозный «истеблишмент», людей, которые считали, что только потому, что они связаны с религией, им обеспечено место в Царствии Божием:

«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». (Мф.21:28-31).

Разделять грех и грешника важно, потому что это позволяет сохранить ценность и целостность человека, впавшего в грех, без отрицания греха. Это говорит о милосердии, потому что Бог милосерден. Вспомните притчу Христа о пропавшей овце:

«Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу». (Лк.15:2-6).

Как предупреждает нас Писание, мы испытываем милосердие Бога по отношению к нам, только если мы в первую очередь милосердны к другим. Иисус предупреждал нас:

«Не судите, и не будете судимы. Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

От нашего отношения к другим будет зависеть, как Бог будет судить нас. Иисус учил: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете». (Лк.6:37).

Но опять же Иисус никогда не оправдывал грех. Вспомните его ответ сборщикам налогов, которые хотели следовать за ним. Евангелист Лука писал: «Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам». (Лк.3:12-13). В другом месте Иисус сказал больному, которого он исцелил: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». (Ин.5:14). Иисус был милостив, но не одобрял грех.

Родители могут спросить ребенка: «Как можно применить это по отношению к гомосексуалистам?» Если ребенок знаком с кем-либо, кто является гомосексуалистом, сошлитесь по имени на его знакомого. Вот еще вопросы, которые родители могут задать и над которыми можно подумать: «Как нам следует относиться к людям гомосексуальной ориентации, с которыми мы сталкиваемся?», «Каким должно быть наше настроение?», «Каким должно быть наше отношение?», «Следует ли нам молиться за них?», «Что говорил Апостол Павел о том, в чем милосердие Божие?».

Похожий случай

Некоторые родители подумают, что мои разъяснения далеки от реальности. Но позвольте привести пример. В каком-то смысле гомосексуальность можно сравнить с дискриминацией по национальному признаку, по крайней мере, в том, как мы относимся к гомосексуальности. С другой стороны, нужно быть осторожными и не приравнивать движение по защите прав сексуальных меньшинств к движению по защите прав человека. Движение в поддержку гомосексуалистов и борьба за равенство чернокожих – это совершенно разные вещи.

Тем не менее, если придерживаться разграничения между грехом и грешником, как сказано выше, было бы неверно относиться к гомосексуалисту, основываясь только на его сексуальном поведении, также как неверно иначе относиться к чернокожему только из-за цвета его кожи. Это не означает, что гомосексуальным отношениям следует предоставить нравственное равенство с гетеросексуальным браком. Но, тем не менее, это означает, что мы должны видеть в гомосексуалистах детей Бога, заслуживающих уважения, которое дано им Богом (как Иисус относился к сборщикам налогов, блудницам и прочим, — с уважением).

Какое-то время назад я проводил психологические консультации с 11-летней девочкой по вопросам отношений в семье. Она рассказала мне, что месяц назад в их класс перевели ученицу из Англии. Другие девочки передразнивали ее произношение и манерность и сторонились ее (особенно подружки моей подопечной).

Моя подопечная сразу поняла, что это нехорошо. Она регулярно ходила в церковь с родителями, которые твердо следовали христианским традициям, поэтому она также почувствовала, что отношение, которое приходилось испытывать новой ученице, было нехристианским. Она решила познакомиться с новой ученицей и поняла, что та очень приятная и милая. Они подружились.

Подружкам моей подопечной это не понравилось, и они выступили против нее. Она ответила им: «Не стоит смеяться над человеком из-за того, как он разговаривает, это нехорошо. Она моя подруга, и я хочу, чтобы вы тоже оставались моими друзьями, но если вы не хотите, то это ваш выбор». Моя подопечная подверглась нападкам за свое решение, но к тому времени как она поделилась со мной, некоторые из подружек «одумались». Дети могут научиться быть настойчивыми и вести себя по-христиански. (ср.: Morelli, 2006b).

Ролевая игра: ответы в духе христианского милосердия

Родители могут помочь детям отработать в ролевой игре разные возможные ответы. Вот несколько возможных ответов в различных ситуациях. (Имена Том и Джейн используются в сценарии для примера):

  • Возможно, Том гомосексуалист, но он дитя Божие.
  • Джейн может поступать, как она хочет, она может выбрать тот путь, по которому нас призывает идти Бог, а может «идти своим путем». Я буду молиться за нее.
  • Иисус учит нас, что только брак между мужчиной и женщиной возможен и освящен. Том и его друг не могут вступить в освященный брак.
  • Если мужчина и женщина решили просто пожить вместе или официально зарегистрировать брак, то этот союз также не будет освященным.
  • Всех нас, мужчин и женщин, Бог призывает любить и слушаться Его, но выбор за ними.
  • Я не могу осуждать Тома, судить может только Бог, но я могу молиться, чтобы все мы выполняли волю Бога.
  • Как нас учит Иисус, Джейн не может пожениться со своей подругой, но Бог также дал нам свободу воли. Я буду молиться за них. Бог учит меня следить только за собой, я, конечно, знаю свои грехи.
  • Послушайте, мой выбор – жить так, как учит Иисус. Я могу ошибиться, но я буду пытаться.
  • Только потому, что Том и его друг или Джейн и ее подруга официально зарегистрировали брак, не означает, что он освящен Богом. Бог благословляет только мужчину и женщину, которые венчались в церкви.

Пожалуйста, обратите внимание, что этот сценарий отражает суть христианского ответа: доброта по отношению ко всем; неосуждение других (осуждение принадлежит только Богу); утверждение истины, что только освященный церковью брак между мужчиной и женщиной угоден Богу, и смирение, в котором мы должны судить только себя, но не наших братьев и сестер.

Уместным завершением будет молитва Святого Ефрема Сирина.  Она подсказывает нам, как нужно относиться к вопросам гомосексуальности и однополых браков в нашем обществе, которое становится все более безбожным:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Список литературы

Ageloglou, Priestmonk Christodoulos. (1998). Elder Paisios of The Holy Mountain. Mt. Athos, Greece: Holy Mountain.

Barcus, F. E. (1980). The Nature of Television Advertising to Children. In E. Palmer & A. Dorr (Eds.), Children and the Faces of Television (pp. 273-285). New York: Academic Press.

Beck, J.S. (1995). Cognitive Therapy: Basics and Beyond. The Guilford Press: New York.

Bobrinskoy, B. (1999). The Mystery of the Trinity: Trinitarian Experience and Vision in the Biblical and Patristic Tradition. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press.

Morelli, G. (2005, July 19) Sex is Holy: Psycho-Spiritual Reflections in a Secular World.

Morelli, G. (2006a, April, 03 ). «Sexual Addiction»: An Orthodox and Scientific View

Morelli, G. (2006b, July 02). Assertiveness and Christian Charity

Morelli, G. (2006c November 20). Understanding Homosexuality: An Orthodox Christian Perspective

Morelli, G. (2007, August 28). Smart Parenting VI: Talking to Your Children About Sex

Morelli, G. (2008, July 06). Smart Marriage XIII: The Theology of Marriage and Sexuality

St. John Chrysostom. (2003). On Marriage and Family Life. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press.

Примечания

1 Родителям часто свойственно самим отвечать на вопросы, которые они задают ребенку. Дайте ребенку самому ответить. Это очень важно, потому что тогда ребенок учится лучше.

2 Говорить об освященном браке или о невозможности однополого брака вне полноты божественного откровения Бога нам самим в конечном счете бессмысленно без прямого упоминания Бога (который есть любовь), Святой Троицы (Единство которой связано любовью), творения (которое создано из любви), Сына (который воплотился из любви к человечеству, был распят, погребен, воскрес из мертвых, вознесся на небеса к Отцу и послал Духа Святого чтобы освятить нас). Любовь Бога и все, что Он сделал для нас из любви к нам, — это основа всякого разговора о браке. Рассмотрение запрета однополых браков вне этого контекста может легко быть воспринято как пристрастное и произвольное. Сообразительные дети и подростки почувствуют и увидят это. Родители должны суметь ответить на главный вопрос детей: почему? Конечно, в процессе их обучения родители, духовный наставник и священник будут неоценимым источником.

3 Одним из факторов, исподволь подрывающих культуру Соединенных Штатов, является постоянное смешение понятий «половая принадлежность» (англ. «sex» — прим. перев.) и «половая идентификация» (англ. «gender» » — прим. перев.). В предыдущей статье (Morelli, 2006b) я обрисовал следующие раличия:

  • Пол: биологический пол человека.
  • Половая ориентация: биологический пол индивидуума, к которому человек испытывает влечение, будь то гомосексуальное или гетеросексуальное влечение.
  • Половое влечение: степень влечения, от слабой до сильной.
  • Половое различие в механизме возбуждения:  
    у мужчин: по отношению к разным партнерам,  
    у женщин: по отношению к определенному партнеру.
  • Половая идентификация: особенности сексуального поведения, свойственные человеку по его собственному мнению, которые социально обусловлены, независимо от биологического пола.

В культуре наблюдается большой (и, я считаю, отвратительный) хаос в отношении этих понятий: «пол» и «половая идентификация». «Пол» относится к биологическому различию между мужчиной и женщиной; «половая идентификация» относится к социальным, политическим, юридическим и прочим представлениям, которые определяют, как мы воспринимаем и определяем мужчину и женщину в культурном контексте. Если понятие «пол» заменяется понятием «половая идентификация», биологическая конкретность подчиняется культурным ценностям, что приводит к хаосу, который мы наблюдаем: отрицанию различий между мужчиной и женщиной, и переосмыслению отношений между людьми на основе относительных понятий. Именно так, например, коллегия судей Верховного Суда штата Калифорния одним росчерком пера ниспровергла многовековой институт семьи. Это смещение понятий заразило культуру, словно вирус. К сожалению, оно также распространилось в Православной Церкви. Редактор одной моей статьи по вопросам «половых различий» для православного издания несколько лет назад заменил слово «пол» на «половая идентификация» во всем тексте. Я не мог это проконтролировать. Статья была напечатана прежде, чем я мог настоять на исправлении. Это было ужасно.

Несколько слов о моем «гражданском неповиновении». При заполнении любых бланков на вопрос о «половой идентификации» я вычеркиваю слово «идентификация» и пишу «пол» или, если в бланке нельзя делать исправления, я наугад выбираю «мужчина», «женщина» или не заполняю. На вопрос я всегда отвечаю, что «пол» — это открытая информация, а «половая идентификация» — личная. О «половой идентификации» можно говорить со своим духовником или при необходимости с врачом.

4 Исключением могут быть случаи, когда семья регулярно собирается за чтением Библии и духовной литературы, если брак является темой обсуждения. Это также относится к обсуждению как части учебной программы на уроках религиозного воспитания. Нормально и естественно, если такие обсуждения будут происходить и такие вопросы будут затронуты.

5 Детям младшего возраста может оказаться трудно понять, что означает «плоть едина». Апостол Павел писал: «Тайна сия велика …» (Еф 5:32) Мне кажется полезным использовать конкретные предметы, которые знакомы ребенку, чтобы проиллюстрировать абстрактные понятия. Большинство детей играют с кубиками и знакомы с разными геометрическими формами в играх.

Можно использовать в качестве примеров следующие картинки (где male – англ. «мужчина», female – англ. «женщина». Прим. перев.). Сначала союз мужа и жены, мужчины и женщины в освященном браке:

Примеры ниже демонстрируют, что невозможно создать одну фигуру («плоть едину») из геометрических форм:

Его высокопреподобие о. Джордж Морелли, доктор философии, дипломированный специалист по клинической психологии, специалист по вопросам семьи и брака, координатор консультационного совета для священников и пасторов североамериканской епархии Антиохийской Православной Церкви (www.antiochian.org/counseling-ministries), координатор по вопросам религии и епархиальным связям в Православной Ассоциации Медицины, Психологии и Религии. О. Джордж Морелли – священник церкви св. Георгия Антиохийской Православной Церкви в Сан-Диего, штат Калифорния.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Система Orphus RSS-материал