Мужчина в мужском теле: Введение в концепцию аутогинефилии
Anne Lawrence
«Я снова и снова приходил к осознанию, что самое важное для меня
должно быть сказано, даже несмотря на риск непонимания и осуждения.
Мое молчание не защитило меня. Ваше молчание не защитит Вас.»
Audre Lorde
Транссексуалов часто характеризуют как «женщин в мужских телах». И действительно есть такие люди, к которым это определение подходит и является точным описанием. Но среди нас есть так-же некоторые MtF, к которым такое определение отнести довольно сложно. Многие из нас сделали операцию в 30, 40, а то и позже лет, после достаточно долгого периода успешной жизни как мужчина. Очень часто мы не были женственными мальчиками, и некоторые не становятся особенно женственными и после транзишена. Многие из нас были, а иногда и остаются женатыми и имеют детей. Многие из нас становятся лесбиянками или бисексуалками после операции. Многие из нас в своей «прошлой жизни» испытывали сексуальное возбуждение при переодевании в женскую одежду. В тоже время нет сомнений что мы можем испытывать не менее сильную гендерную дисфорию, чем наши более феминные транссексуальные сестры.И мы настаиваем на СРС так-же сильно тоже.
Есть-ли более точное определение тех из нас, кто был нормальным биологическим мужчиной, имел недостаточно феминное поведение, и кому нужно было приложить очень много усилий чтобы выглядеть более-менее женственно, но тем не менее очень хотел быть женщиной?
Я иногда полушутя говорила, что мы были «мужчинами, пойманными в мужском теле». Я не говорю это с пренебрежительной интонацией. Многие из моих друзей были в таком состоянии и могу даже сказать, что это было и мое состояние. (Я так же скажу, что многие из тех, кто подойдет под это описание будут рьяно отрицать, что они были «настоящими» мужчинами, и я не буду спорить с их самоопределением.)
Огромное мужество нужно для любого, чтобы пройти транзишен, но это особенно верно для тех из нас, чей внешний вид не был «естественно» феминным, и чьи годы, прожитые с мужскими «привилегиями» принесли результаты, значащие слишком много.
Не сложно понять почему биологический мужчина, очень женственный с раннего детства и имеющий сексуальное влечение к мужчинам, стремится изменить пол.
Гораздо труднее понять почему мужчина с сексуальным влечением к женщинам, кто был достаточно социально успешен как мужчина, и кто не выглядит достаточно женственно, делает это. Что это за сила, которая может заставить нас бросить свое место в мире, бросить семью, потерять работу и друзей?
Я знаю только одну способную на это силу. Чтобы увидеть эту силу в действии, в ее способности сделать умного во всем остальном человека потерявшим голову, мы можем посмотреть например на Президента Америки (статья времен Билла Клинтона)
Эта сила была изначально создана невероятно мощьной, потому что необходима для выживания нашего вида. Это — сексуальное желание.
Естественно это идет в разрез с распространенным мнением, что транссексуальность не имеет ничего общего с сексуальным желанием. Все знают, что сексуальное влечение (или «аффективное предпочтение»)- это секс, а транссексуализм связан с гендером. Мы, транссексуалы, делаем транзишн потому что мы трансгендерны, потому что мы отчаянно хотим жить в противоположной гендерной роли. Естественно, даже не политкорректно говорить про «операцию смены пола». Политкорректней термин «операция смены гендера» или даже «операция подтверждения гендера». Это для того чтобы обратить внимание — в соответсвии с теорией – что погоня за гендерной ролью – основное. И что СРС не окончание, а подтверждение нашего гендерного транзишена.
К сожалению, есть несколько беспокойных людей, сомневающихся в распространенном мнении. Некоторые из них – врачи, работающие с транссексуалами,и которые обнаружили, что распространенное мнение не может объяснить большинство из того, что они наблюдают. И некоторые из этих беспокойных людей – сами транссексуалы – необычно честные транссексуалы, которые не стесняются сказать что сексуальное желание было значительной мотивацией в их транзишене. Для того, чтобы понять, с чем они все имеют дело, нужно познакомиться со словом греческого происхождения «аутогинефилия».
Термин аутогенофилия был введен в 1989 году Реем Бланчардом, клиническим психологом из Института Психиатрии Кларка в Торонто (Канада). Он определил аутогенофилию как «склонность к сексуальному возбуждению при мыслях или образе себя как женщины».
В серии публикаций между 1985 и 1993 годами (1) Бланчард изучал роль аутогинефилии в эротической жизни сотен мужчин с гендерной дисфорией.
Бланчард выдвинул гипотизу, что существуют два типа людей, страдающий растройствами половой идентификации: те кто возбуждаются только или почти только от мужчин – андрофилики, и остальные, которые преимужественно возбуждаются от идеи быть женщиной, т.е. аутогинефилики.
Бланчард изучал более 200 мужчин, направленных для обследования в Институт Кларка, заявляя, что они чувствуют себя (или хотят быть) женщинами. Он обнаружил, что мужчины- гендерные дисфорики, которые главным образом имели влечение к мужчинам – что называют андрофилией или гомосексуальной гендерной дисфорией – являлись для начального обследования в относительно раннем возрасте. (заметьте что термин «гомосексуальный» здесь определяет влечение к персоне своего биологического пола. Это обычное определение в психиатрической литературе, смена пола не меняет это определение) Гомосексуальные гендерные дисфорики, обследованные Бланчардом, обычно говорили что были очень женственными в детстве. Только около у 15% из них были случаи сексуального возбуждения при кроссдрессинге. И они обычно не возбуждались сексуально от фантазий что они просто женщины. Основное, что возбуждало их — мужчины, особенно мужские тела.
Другая группа гендерных дисфориков-мужчин более разнообразна, и включает: тех кого привлекали женщины (гетеросексуалы или гинефилики), те кого привлекали и мужчины и женщины (бисексуалы) и те, кого вообще никто не привлекал (анналофилы, «без влечения к другим людям») Бланчард обнаружил, что эта группа появлялась на обследование в более позднем возрасте. Они были менее женственными в детстве и на самом деле они часто были весьма маскулинными в детстве. Около 75% из них отмечали сексуальное возбуждение от кроссдрессинга. И, что самое примечательное в теории Бланчарда – они практически всегда сильно сексуально возбуждались от аутогинефильных фантазий – просто от идеи что они женщина. Последующие исследования с использованием пенальной плезисмографии показали что многие из тех кто отрицал возбуждение от кроссдрессинга, возбуждался, прослушивая кроссдрессерный истории. (2)
Аутогенефилию можно рассматривать типом парафилии, хотя Бланчард на этот счет говорит двусмысленно. Определение парафилии дано в DSM-IV как:
Навязчивые сексуально возбуждающие фантазии, сексуальные желания или поведение, включающие:
1. – не-человеческие объекты,
2. — страдание или оскорбление себя или партнера,
3. — детей или других несогласных персон.(3)
Здесь подразумевается по умолчанию, что «нормальная» не-парафильная сексуальность обязательно включает в себя возбуждение от других людей. Следовательно возбуждение, которое прежде всего происходит от вымышленных или настоящих аспектов себя, или от своего собственного поведения, в котором другие люди могут присутствовать но не обязательны, в принципе эквивалентно возбуждению от «не-человеческих объектов»
Еще сложнее делает проблему то, что аутогинефилия не обязательно исключает влечение к другим людям. Именно поэтому можно сказать , что некоторые транссексуалы аутогинефильны, и одновременно определить их как гетеросексуалов, бисексуалов или асексуалов. (Если бы аутогинефилия полность исключала влечение к другим людям, то все бы аутогинефилики все бы были анналофилики (асексуальны)). Но аутогинефилические фантазии очень часто конкурируют с влечением к другим людям. Например, аутогинефильные гетеросексуалы или бисексуалы сообщают, что после начала отношений с новыми сексуальными партнерами их аутогинефильные фантазии отступают. Но поскольку новизна отношений с сексуальным партнером проходит, они снова возвращаются к своим аутогинефильным фантазиям. (Для биологических мужчин новизна является важным фактором определения какому из возможных источников сексуального возбуждения отдать предпочтение )
Другое общее наблюдение за аутогенефиликами состоит в том, что в то время как они любят парный секс, их партнер нередко является лишним или выступает просто как основа их аутогинефильных фантазий. Бланчард так же заметил, что это особенно характеризует аутогинефильные фантазии с мужчиной: партнер часто безликий или абстрактный и присутсвует прежде всего что бы утвердить женственность человека в его фантазиях, а не как желанный партнер. Частично потому что аутогинефилия конкурирует с влечением к другим людям, но без исключения их, Бланчард предпочитает определять аутогенефилию как «ориентацию» а не парафилию. (4)
Бланчард определил четыре различных типа аутогинефилии, однако многие демонстрировали более чем один тип.
Первый тип — трансвеститная аутогинефилия, в которой возбуждение возникает при фантазиях об одевании женской одежды.
Второй тип — поведенческая аутогинефилия, в которой возбуждение идет от фантазий об женской деятельности – например вязании с другими женщинами или работе парикмахершей.
Третий тип — физиологическая аутогинефилия – фантазии о беременности или кормлении грудью.
И четвертый тип – анатомическая аутогинефилия, в которой возбуждение возникает от фантазий наличия женского тела или его аспектов – например груди или вульвы.
Бланчард заметил, что это полностью предсказуемо, что биологический мужчина, испытывающий сексуальное возбуждение от наличия у него женского тело, будет искать способ такое тело получить. И его исследование постоянно подтверждало что субъекты с анатомической аутогинефилией были наиболее заинтересованы в физической трансформации, т.е. СРС. Он сделал следующий вывод:
«Аутогинефилия может иметь различные формы. Часть мужчин возбуждаются сильнее всего от идеи ношения женской одежды, и они преимущественно заинтересованы в ношении женской одежды. Часть мужчин возбуждаются сильнее всего от идеи наличия у них женского тела, и они стремятся его получить. Глядя с этой позиции, желание СРС для этой группы выглядит так-же логично как желание гетеросексуальных мужчин жениться и желание гомосексуальных мужчин установить долговременные отношения с мужчиной-партнером, и возможно желание других мужчин-парафиликов связать себя с их парафильными объектами. (5)
Я считаю это исследование наиболее полным и проницательным анализом в клинической литературе, посвященной транссексуализму.
Стоит однако подчеркнуть, что теория Бланчарда охватывает сексуальные желания в широком смысле и определяет больше, чем только генитальное возбуждение. Бланчард понимал, что его теория о негомосексуальном транссексуализме, являющимся проявлением сексуального влечения должна объяснить, почему транссексуальный импульс сохраняется, даже когда сексуальные побуждения снижены или отсутсвуют. Например многие из нас, имевших сексуальное возбуждение при переодевании в женскую одежду или при других аутогенефильных фантазиях говорят, что сексуальное возбуждение снижается или изчезает со временем полностью, а желание хирургического изменения пола остается и даже усиливается. Аналогично, когда аутогенефильные транссексуалы начинают принимать эстроген, то их либидо снижается, а то и вообще пропадает, но не желание изменить свой пол. Бланчард выдвинул гипотезу, что в с течением времени стимул, изначально бывший сексуально возбуждающим, начинает расцениваться как вознаграждающий и желанный сам по себе, даже если уже не вызывает сексуального возбуждения.
Снова используя аналогию с гетеросексуальными браками, Бланчард заметил, что мужчина продолжают испытывать сильную эмоциональнуюпривязанность к объектам их сексуального желания (то есть их женам), даже после того как их первоначально сильное сексуальное влечение к ним уменьшилось или полностью изчезло.
Более того, мы не можем отрицать, что хирургическое изменение пола несет другие положительные аспекты, помимо принятия идеи что сексуальное желание – источник и корень наших транссексуальных импульсов. Качества, которые нам необходимо приобрести для успешной жизни в женской роли, могут быть очень полезными сами по себе. Развитие таких женских черт как мягкость, сочувствие, забота и изящество улучшает качество нашей жизни и просто делает нас лучшими людьми. Многие из нас нашли множество подлинных несексуальных причин для изменения пола. Однако многие если не большинство из нас должны согласиться, что по правде сексуальная мотивация была в основе нашего желания транзишена – и она возможно все еще там находится, неглубоко от поверхности.
Будет ошибкой считать что если аутогинефильная транссексуальность в большей степени означает сексуальное желание, она менее легитимна чем гомосексуальная транссексуальность.
Хотя эта статья не про гомосексуальную транссексуальность, я хочу сказать о ней чтобы развеять ошибочную мысль что гомосексуальная транссексуальность является «настоящей» или что мотивация таких ТС асболютно несексуальна. Оба определния не являются точными.
По определению транссексуал — человек который делает транзишен для лечения гендерной дисфории. Гендерная дисфория аутогинефильного транссексуала так же реальна, как и у их гомосексуальных коллег. И не имеет значения что эта дисфория идет полностью или частично от неспособности получить сексуальное удовлетворение в существующем теле или роли. Аутогинефильные транссексуалы в той-же степени «настоящие» транссексуалы как и их гомосексуальные сестры.
И гомосексуальные транссексуалы тоже не всегда лишены сексуальной мотивации.
Коллеги, которые провели много времени, интервьюируя гомосексуальных ТС, сказали мне что они могут быть описаны как очень женственные геи, которые не дефиминизировались в подростковом возрасте. Практически все их них прошли через «gay boy» период, и принятие ими решения делать или нет транзишен часто базируется на том, смогут ли они быть достаточно пассабль в женской роли чтобы быть привлекательными для мужчин-натуралов. Те, кто решает что не смогут пасс, обычно не делают транзишен, неважно насколько женственное их поведение. Они принимают, возможно неохотно, идентификацию гея, и остаются внутри гей-культуры, где они реально могут найти интересных партнеров. Этот процесс самоселекции объясняет интригующую закономерность что гомосексуальные ТС обычно физически меньше и легче чем их аутогинефильные сестры.(6) Вывод здесь тот, что в гомосексуальной транссексуальности тоже часто работает сексуальная мотивация. Транссексуализм это проявление сексуальности – не важно, какой это транссексуал.
Хотя свои исследование Бланчард выполнял со всей строгостью, следует помнить об их ограниченниях. Во первых, оно было выполенно в клинических условиях: в группе мужчин с достаточным дистрессом и характерной симтоматикой. Во вторых, он разделил всех по категориям сексуальных предпочтений, используя селективную технику отбора, чтобы получить четыре группы. В то время как это может быть верно и полезно для целей статистически, взгляд на графические данные показывает, что группы между собой не настолько четко различаются. Бисексуальная и гомосексуальная группы особенно произвольны в разделении, что говорит против их жесткого разделения и позволяет предположить, что некоторые бисексуальные транссексуалы могли-бы принадлежать к промежуточному типу. В третьих, Бланчард ввел статистические корреляции в своих исследованиях, когда некоторые случаи нельзя было отнести к какому-нибудь типу. Это значит что найденные им паттерны не обязательно проявятся в каждом индивидуальном случае. Всегда будут исключения. И наконец, никто из исследуемых Бланчардом не проходил транзишен или делал операцию по изменению пола, — это были просто мужчины, страдающие гендерной дисфорией и котоые говорили что чувствуют себя или хотели-бы быть женщинами. Бланчард никогда не проводил свои исследования с людьми прошедшими хирургическую операцию.
Я попробовала проверить теорию Бланчарда среди пост-оп транссексуалов в 1996 и 1998 годах на «Конференции Новой Женщины.» Испоьзуя метод анонимного опроса.
В 1996 году, 10 из 13 женщин, или три четвертых, подтвердили, что «self-feminization» было эротично для них. И более половины из них сказали, что «self-feminization» было их основной эротичной фантазией перед транзишеном. (7) В 1998 году, лучше подготовившись, я снова задала вопрос, специально подготовленный Бланчардом. И 5 из 11 женщин, почти половина, признали, что их любимой эротической фантазией до операции было приобретение некоторых особенностей женского тела. (8 ) Дополнительные свидетельства важности аутогинефильных фантазий для транссексуалов, прошедших операцию, были получены из неопубликованной докторской диссертации Maryann Schroder «New Women.» Пять из ее семьнадцати пост-оп транссексуалов признали что возбуждались от аутогинефильных фантазий до операции. (9)
Почему аутогинефилия, в которой с готовностью признались в этих малеьких группах пост-оп женщин, привлекла так мало внимания? Я думаю есть несколько причин.
Среди транссексуалов тема аутогинефилии не особенно обсуждается. С одной стороны многие транссексуалы имеют страстное отвращение к институту Кларка и стремятся отбросить любые исследования, идущие оттуда. Таким образом идеи Бланчарда часто не обсуждаются, а когда поднимается обсуждение, то его стремятся замять. Стыд без сомнения является другим действующим фактором. Просто слишком опасно для многих транссексуалов признать что они имели аутогинефильные фантазии, и особенно признать что аутогинефильное сексуальное желание было одной из основных мотиваций для транзишена.
Люди без сомнения неохотно признают что у них парафилия – больше известная как перверзия. Большинство транссексуальных женщин хотят выглядеть «настоящими женщинами» и широко известно что парафильное возбуждение практически полностью принадлежит мужчинам. Транссексуалы, которые признают аутогинефильное возбуждение могут не выглядеть «настоящими женщинами» — и многие даже не как «настоящие» транссексуалы.
Врачи и хирурги без сомнения имеют свои собственные причины для игнорирования аутогенефилии. Большинство из них привыкло думать о транссексуальности используя более традиционные формулировки, основанные на гендере. Идея, что может быть сексуальное побуждение для операции, может показаться «непонятной» и идти в разрез с парадигмами.
Соответсвенно, они могут думать что аутогинефильное сексуальное желание редко встречается. А так как их клиенты не хотят говорить об аутогенефелии, кто может обвинить врачей? Кроме того, большинство врачей и хирургов было-бы трудным признать, что давая разрешение на хирургическое изменение пола, они помогают транссексуальной женщине разыграть свой собственный парафилический сценарий.
Лично я, однако, не нахожу то что транссексуальные женщины иногда стремятся к СРС по сексуальным мотивам особенно проблематичным. даже если такая сексуальность изначально парафильна. Настоящий вопрос не в мотивации, а в том , улучшает ли оперция качество жизни. Общий уровень удовлетворения после SRS черезвычайно высок. И доказательство в том что транссексуальные женщины, которых можно считать аутогинефильными – поздние, сексуально возбуждающиеся от женщин, и тд – после хирургии так-же успешны как и те, кто пришли в более раннем возрасте или имеют влечение к мужчинам.
Конечно не стоит впадать в шок, узнав, что существуют люди, желающие изменить свое тело – хирургически и другими способами — прежде всего что бы увеличить свою сексуальную привлекательность для себя или других. Это миллиардодолларовая индустрия в Соединенных Штатах, и транссексуалы занимают в ней лишь маленькую нишу. Мы традиционно обычно обрезаем, красим, татуируем, делаем пирсинг, увеличиваем или уменьшаем, перестраиваем и формируем части нашего тела, что бы выразить нашу сексуальность полов и увеличить наше сексуальное удовлетворение. Это не уникально для западной культуры, что может сказать любой антрополог. Я не хочу сказать, что СРС обычная вешь, я хочу сказать что сексуальная мотивация для изменения пола не вызывает ни каких особенных этических проблем. Сексуальное побуждение лежит в основе многих медицинских и хирургических процедур, которые выполняются над не-транссексуалами и которые мы между тем считаем более или менее нормальным явлением.
Недавно некоторые особенно храбрые транссексуальные женщины призвали к большей откровенности о роли сексуальной мотивации в их жизни. Jessica Xavier написала об этом в своей статье «Проверка реальности,» изданной в 1995 году:
«Что бы стать полностью осведомленными о нашей реальности, мы должны признать наши фантазии. Эротизм кросдрессинга и транссексуализма для многих из нас основан на сильных сексуальных фантазях, фантазиях становления кем-то иным, временно или постоянно. Почему мы должны рассматривать наш собственный эротизм как что-то меньшее чем имеющие право на признание самоудовлетворение или самооизучение? Секс оказывает мощное, но редко обсуждаемое влияние на нашу трансгендерную жизнь… Это одновременно и иронично и печально, что наши собственные усилия гендерного изучения до настоящего времени закрыли этот изначальный эротизм». (10)
Маргарет О’Хартиган говорит более открыто в своей статье «Хирургическая рулетка»
Изданной в 1994 году.
«Это необходимо для транссексуала — прекратить притворяться что изменение пола – это про гендер а не про секс. «Трансгендеризм» используемый как эмфенизм для смены пола, скрывает, что транссексуал стремиться изменить свое тело для получения генитального сексуального удовлетворения без колкостей в свой адрес. Недавняя попытка заменить термин «операция смены пола» термином «операция подтверждения гендера» лишь вызывает большее замешательство и разделяет проблемы секса и гендера»
Я думаю, что такие честные высказывания не только здоровы но и черезвычайно ценны. Такая искренность помогает транссексуалам женщинам, чей опыт не соответсвует традиционному образу, чувствовать себя менее изолированными и одинокими. И жаль что что транссексуальные женщины не написали более ярко и откровенно о своих сексуальных чувствах и фантазиях, и о том как они касаются их решения пойти на операцию. Карол Крист написала о генетических женщинах, но это применимо для транссексуальных тоже:
«Женские истории не произносятся. И без историй нет опыта. Без историй женщина потеряется, когда ей придется принимать важные решения в жизни. Без историй она не может понять себя.»
Истории о жизни транссексуалов должны писаться и должны быть услышаны, те кто испытывал аутогенфильные сексуальные фантазии или побуждения, описывайте свои чувства и обсуждайте какую роль это сексуальное желание сыграло в вашем решении пойти на операцию. Я хочу, сделать такиой материал широко известным и доступным , чтобы все, кто озабочен транссексуальностью, и клиенты и врачи, могли лучше понять сложные отношения между транссексуальностью и сексуальным желанием.
Я завершу рассказ реальной историей про Линду (не настоящее имя) Линда делала транзишен в поздние сорок, после очень успешной профессиональной карьеры. Живя мужчиной, она была жената и у нее был сын. Она приняла женскую роль как утка воду и вскоре могла пасс без усилий. Ее СРС делал чудесный американский хирург, известный своими навыками сохранять сексуальную чувствительность. После хирургии она начала встречаться с мужчиной и не без успеха. Одна проблема только осталась с Линдой: За два года после хирургии, она не могла испытать оргазм. Однажды я забежала к Линде на конференции, и она потянула меня в сторону с конспиративной улыбкой:
«- Наконец у меня он был! Сильный оргазм!
— Это чудесно, Линда. Как ты этого добилась?
— Это было на самом деле очень просто. Я наконец нашла правильную фантазию.
— И что это за фантазия?
— Принудительная феминизация!»
————————————
Ссылки:
1. The following is a bibliography of articles by Ray Blanchard concerning autogynephilia:
Typology of male-to-female transsexualism
Arch Sex Behav 14(3), 247-261 (1985)
Heterosexual and homosexual gender dysphoria.
Arch Sex Behav 16(2), 139-152 (1987)
Nonhomosexual gender dysphoria.
J Sex Res 24, 188-193 (1988)
The classification and labeling of nonhomosexual gender dysphorias.
Arch Sex Behav 18(4), 315-334 (1989)
The concept of autogynephilia and the typology of male gender dysphoria.
J Nerv Ment Dis 177(10), 616-623 (1989)
Clinical observations and systematic studies of autogynephilia.
J Sex Marital Ther 17(4), 235-251 (1991)
Nonmonotonic relation of autogynephilia and heterosexual attraction.
J Abn Psychol 101(2), 271-276 (1992)
The she-male phenomenon and the concept of partial autogynephilia.
J Sex Marital Ther 19(1), 69-76 (1993)
Partial versus complete autogynephilia and gender dysphoria.
J Sex Marital Ther 19(4), 301-307 (1993)
Varieties of autogynephilia and their relationship to gender dysphoria.
Arch Sex Behav 22(3), 241-251 (1993).
2. Blanchard R, Rachansky I, Steiner B. (1986) Phallometric detection of fetishistic arousal in heterosexual male cross-dressers. J Sex Res 22(4), 452-462.
3. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition. Washington, DC; American Psychiatric Association; 1994. pp. 522-523.
4. Blanchard R. (1993) Partial versus complete autogynephilia and gender dysphoria. J Sex Marital Ther 19(4) p. 306.
5. Blanchard R. (1991) Clinical observations and systematic studies of autogynephilia. J Sex Marital Ther 17(4) pp. 245-246.
6. Blanchard R, Dickey R, Jones CL. (1995) Comparison of height and weight in homosexual versus nonhomosexual male gender dysphorics. Arch Sex Behav 24(5), 543-554.
7. Lawrence A. Life after surgery: questions and answers from the 1996 new woman’s conference. Paper presented at the Second International Congress on Sex and Gender Issues, Philadelphia, PA., June 20, 1997.
8. Lawrence A. Unpublished data.
9. Schroder M. New women: sexological outcomes of gender reassignment surgery. Unpublished Ph.D. thesis, Institute for Advanced Study of Human Sexuality, San Francisco, CA, 1995.
10. Xavier J. Reality check. Transsexual News Telegraph, #5, Summer/Autumn 1995, pp. 32-33.
11. O’Hartigan M. Surgical Roulette. TransSisters, #3, Winter 1994, p. 28.
12. Christ C. Diving Deep and Surfacing. Boston, Beacon Press, 1980, p. 1
- версия для печати
- Просмотры (4 273)
Комментарии: