Виталь, но это не содержится в понимании страсти с точки зрения церковной традиции, только и всего Поэтому это важно, конечно, но это уже дальше и вглубь.==не совсем согласен с высказываемым тобой взглядом на страсть и невроз.
вот ты пишешь, что страсть - это неудача на пути к смыслу. Скорее, это определение невроза по Франклу==
Пожалуй так, но Франкл осторожен в выражениях и не отвечает на вопрос о смысле и, будучи верующим, всё же мало говорит о Боге, предоставляя человеку самостоятельно решить, согласен тот с христианством или нет.
В нашем контексте смысл - открытость Божественному, и это накладывает отпечаток на всю человеческую жизнь. Если открытости что-то препятствует (страсть), то жизнь теряет смысл.
В статье была важная формулировка: грех - это волеизъявление. Страсть, как следствие греха, соответственно, тоже связана с волей. Чревоугодие - страсть постольку, поскольку мы позволяем себе предаваться ему.
Теперь представим себе человека, говорящего: "А не начать ли мне с завтрашнего дня страдать булимией?"... Иными словами, невроз не выбирают. И в этом принципиальная разница между страстью и неврозом.
Виталь, как понять: прости мне грехи, вольные и невольные? Как в страсти, так и в неврозе (я подчеркиваю, с моей т.зр. это одно и то же в большинстве случаев, только разные слова), есть и воля, есть и привычка. В иудейском богословии, кстати, человек меньше судится за то, что он совершил именно по страсти, скорее, его тут пожалеть можно.
==Можно говорить о комплексе неполноценности и нарциссизме, но по сути это тщеславие и гордыня.==
Здесь проступает второе важное различие между страстью и неврозом. Говоря о страсти, мы имеем в виду явление, которое видим здесь и сейчас. Говоря о неврозе (как терапевтическом понятии), обращаем внимание не только на сиюминутные его проявления, но и на обстоятельства, ему предшествовавшие.
Страсти тоже имеют свою генеалогию, достаточно Лествицу посмотреть. Там будут и "матери" страсти, и ее "исчадия". Но эта генеалогия будет отличаться от того, что дает психоанализ. Вот это интересная тема.
==В чем ты видишь принципиальную разницу между психотерапевтическим лечением невроза и церковным врачеванием страстей?==
Церковный подход обращает внимание гл.образом на верное донесение идеального образа личности. Метафорически это формулируется как "Уподобиться Христу". На вопрос, как это сделать, ответы весьма разноречивые. Не всякий священник может дать грамотный совет в каждом конкретном случае, но даже если он это делает, в целом работа над невротическим (в нашем случае) конфликтом носит скорее стихийный характер.
Подход терапии, оставляя за скобками нравственные проблемы, предлагает структурированные методики по работе с невротическими конфликтами. Вопросы нравственности человек решает самостоятельно.
За "уподобиться Христу" тебя можно назвать католиком Есть и свои системы аскетики, как есть разные подходы к терапии. Посмотри свт. Феофана, это вполне упорядоченная работа над собой.
Кстати, если ты будешь работать с терапевтом-психоаналитиком, то вы будете прорабатывать конфликты не систематически, а по мере их обнаружения. Стихийность та же.
К сожалению, правда, терапевты сегодня более подготовлены для того, чтобы работать именно с внутренним миром человека, они по крайней мере понимают, насколько он глубок. А в семинариях не вполне этому учат, аскетика не на первом месте...
на мой взгляд, существуют только два отличия - вопрос нравственности и вопрос помощи Божией через молитву и Таинства.
Когда статью напишешь для дружественного ресурса про любовь, филозоф?