Шрамы воспитания

Кот

Участник
Просто здорово! Во всем этом вижу как меня мать воспитывала.И это лишь привело к конфликтам в более взрослом возрасте.Сначала к ненависти и обвинениям:"ты виновата,в моих проблемах,всю жизнь мне испортила".А она мне:"не обвиняй других,ищи причину в себе,и вобще все делалось из любви к тебе".Все это вызывало лишь чувство протеста,скрытого или явного,желания идти наперекор.Сегодня эти обвинения и упреки кажутся мне бессмысленным.Да и ненавидеть родителей плохо.Просто даже если в воспитании она и делала что то не так,то лишь потому,что она неумела тогда,и сейчас не может делать иначе.У нее свои проблемы,которые заложены ее родителями...Мне поначалу сильно хотелось,услышать ее извинения.Сейчас просто хочется,что бы она не продолжала вести себя так,по отношению ко мне.Хотя это уже не настолько явно как раньше,но принцип,на мой взгляд остался тот же.Она не меняется.Мы можем порой и спокойно общаться.Но ее отношение,вызывает у меня лишь чувство отчужденности.На что правда,у нее есть пожизненный упрек:"ты равнодушный и бесчувственный!".Ок,я как тот Герасим,уже со всем согласен.Можно быть согласным с критикой,если принять за аксиому что со стороны виднее...Но насколько я могу себя чувствовать хорошо при этом,и быть действительно уверенным в себе человеком? Самоуверенность которая у меня возникает,чаще в знак протеста-слишком слабая база для построения моей самодостаточности.Женщина пытающаяся взять в воспитании на себя главную и единственную роль,это страшно,по моему.Хотя кто мешает таким женщинам иметь надежного мужа? Но нужно ли им это,если они и без того самодостаточны вполне? И что может получится,если от детей начинают требовать,исходя из собственной,а не реальной оценки их возможностей.В случае неполучения результата или наказание,или унизитильная критика.Мне лично неудобно иметь детей,только по этой причине.По причине моей подавленности.Что я как отец смогу им дать? Какой это будет пример? Зачем плодить ущербных закомплексованных людей? Потому что дети ,в общем,берут все основное от родителей....
 

Dantez

Новый участник
Просто здорово! Во всем этом вижу как меня мать воспитывала.И это лишь привело к конфликтам в более взрослом возрасте.Сначала к ненависти и обвинениям:"ты виновата,в моих проблемах,всю жизнь мне испортила".А она мне:"не обвиняй других,ищи причину в себе,и вобще все делалось из любви к тебе".Все это вызывало лишь чувство протеста,скрытого или явного,желания идти наперекор.Сегодня эти обвинения и упреки кажутся мне бессмысленным.Да и ненавидеть родителей плохо.Просто даже если в воспитании она и делала что то не так,то лишь потому,что она неумела тогда,и сейчас не может делать иначе.У нее свои проблемы,которые заложены ее родителями...Мне поначалу сильно хотелось,услышать ее извинения.Сейчас просто хочется,что бы она не продолжала вести себя так,по отношению ко мне.Хотя это уже не настолько явно как раньше,но принцип,на мой взгляд остался тот же.Она не меняется.Мы можем порой и спокойно общаться.Но ее отношение,вызывает у меня лишь чувство отчужденности.На что правда,у нее есть пожизненный упрек:"ты равнодушный и бесчувственный!".Ок,я как тот Герасим,уже со всем согласен.Можно быть согласным с критикой,если принять за аксиому что со стороны виднее...Но насколько я могу себя чувствовать хорошо при этом,и быть действительно уверенным в себе человеком? Самоуверенность которая у меня возникает,чаще в знак протеста-слишком слабая база для построения моей самодостаточности.Женщина пытающаяся взять в воспитании на себя главную и единственную роль,это страшно,по моему.Хотя кто мешает таким женщинам иметь надежного мужа? Но нужно ли им это,если они и без того самодостаточны вполне? И что может получится,если от детей начинают требовать,исходя из собственной,а не реальной оценки их возможностей.В случае неполучения результата или наказание,или унизитильная критика.Мне лично неудобно иметь детей,только по этой причине.По причине моей подавленности.Что я как отец смогу им дать? Какой это будет пример? Зачем плодить ущербных закомплексованных людей? Потому что дети ,в общем,берут все основное от родителей....

На счет детей, пока вперед слишком не забегай.
Мама твоя действительно не меняется - но ты то можешь.

Знаешь в НЛП есть такой термин - картина мира, или проще говоря ситуация в которой ты находишься.
Многие картины мира устроены так - что в них все плохо, и нет выхода, идет все по замкнутому кругу, тоесть - попадаешь ты изначально в условия неблагоприятные для тебя, негативные - и срастаешься с этими условиями - все дальнейшее мировоззрение, все мысли будут крутиться вокруг плохого.

Важно понять - есть ли ты сам сейчас в том мире в котором живешь, если тебе не комфортно, плохо - надо не меняться самому под этот мир, а менять условия и взгляды на него, твои первичные реакции - могут оказаться совсем не твоими. И тогда мир измениться, измениться вместе с тобой.

Надо всего лишь менять свои представления о мире и он измениться сам.

Пока что ты, да и почти все присутствующие здесь - что-то вроде заложников той жизни, того восприятия мира - который им навязали в детстве.
 

Кот

Участник
На счет детей, пока вперед слишком не забегай.
Мама твоя действительно не меняется - но ты то можешь.

Знаешь в НЛП есть такой термин - картина мира, или проще говоря ситуация в которой ты находишься.
Многие картины мира устроены так - что в них все плохо, и нет выхода, идет все по замкнутому кругу, тоесть - попадаешь ты изначально в условия неблагоприятные для тебя, негативные - и срастаешься с этими условиями - все дальнейшее мировоззрение, все мысли будут крутиться вокруг плохого.

Важно понять - есть ли ты сам сейчас в том мире в котором живешь, если тебе не комфортно, плохо - надо не меняться самому под этот мир, а менять условия и взгляды на него, твои первичные реакции - могут оказаться совсем не твоими. И тогда мир измениться, измениться вместе с тобой.

Надо всего лишь менять свои представления о мире и он измениться сам.

Пока что ты, да и почти все присутствующие здесь - что-то вроде заложников той жизни, того восприятия мира - который им навязали в детстве.
Хм...Сложно поменять представления не меняясь...Тем более навязали то от чего тяжело уйти...Но изменится ли мир? Или изменятся лишь мои представления о нем? Мир по моему вобще неизменен,а все дело в восприятии.Но от восприятия мира хорошим или плохим,насколько можно чувствовать себя комфортно,при внешней неизменности?....Если честно,это мне интересно,но от длительных размышлений на такую или аналогичную тему,у меня реально начинает съезжать крыша:)
 

Dantez

Новый участник
Хм...Сложно поменять представления не меняясь...Тем более навязали то от чего тяжело уйти...Но изменится ли мир? Или изменятся лишь мои представления о нем? Мир по моему вобще неизменен,а все дело в восприятии.Но от восприятия мира хорошим или плохим,насколько можно чувствовать себя комфортно,при внешней неизменности?....Если честно,это мне интересно,но от длительных размышлений на такую или аналогичную тему,у меня реально начинает съезжать крыша:)

Не боись не сьедит, может наоборот назад в лучшее состояние приедет крыша у тебя.
Потому что честно говоря - когда ты пишешь о внутренней женщине, о органаха детородных и т.д. - уже кажется что крыша уехала.
Поэтому если она куда и поедет то скорее на свое место встанет.
Это я не в обиду говорю, просто такое реальное впечатление у меня все разговоры вокруг тс темы вызывают, впрочем как и гей тема - тоже все придуманное, фантазии сплошные.

По поводу вопросов.

Измениться представление о мире и измениться сам мир. Потому что исходя из своего представления о мире мы его и видим и ощущаем.

Если мир на самом деле один, неповторимый, многогранный - то все его должны видеть одинаково, но такого нет - каждый видит то что хочет видеть или то что привык.

Самый простой пример - если ребенку с детсва внушали что он неумеха, отсталый, руки из жопы растут и т.д. - то он просто в дальнейшем не будет браться не за одно дело, даже если это ему интересно - потому что будет считать себя неудачником, отсталым и т.д. Какой он на самом деле - он и не знает, но кругом начнет видеть доказательства - (вот играют парни в футбол, хорошо играют - я так нек смогу, я отсталый и т.д.). Еще и вдобавок эти мысли начинают формировать характер, входить в привычку.

Спрашивается - любили ли родители своего ребенка когда втюхивали ему в мозги всю эту гадость, нет не любили.
Любили возможно - где-то в глубине души, но выразить чувства не могли, и видели в ребенка не личность, не того кем он является на самом деле, а того кого они хотели увидеть.

Ребенку может быть в действительно одиноко, тоскливо, тревожно - а родителям может казаться что это он просто ленивый и у него апатия на все - вообще какой-то пассивный. И они ай-да лепить из него чото - когда у него внутри уже большие травмы и проблемы из-за нехватки любви, внимания.

Но это все - обычное дело, может играть роль - но не такую критичную. Страшнее когда родители ломают волю ребенка, манипулируют им, и это все сочитается с полнейшей неспособностью понимать своего ребенка и проявлять свою любовь к нему.
 

Кот

Участник
Не боись не сьедит, может наоборот назад в лучшее состояние приедет крыша у тебя.
Потому что честно говоря - когда ты пишешь о внутренней женщине, о органаха детородных и т.д. - уже кажется что крыша уехала.
Поэтому если она куда и поедет то скорее на свое место встанет.
Это я не в обиду говорю, просто такое реальное впечатление у меня все разговоры вокруг тс темы вызывают, впрочем как и гей тема - тоже все придуманное, фантазии сплошные.
Noya:У меня воображение так работает,и тяга к прекрасному.Неужели непонятно?
По поводу вопросов.

Измениться представление о мире и измениться сам мир. Потому что исходя из своего представления о мире мы его и видим и ощущаем.

Если мир на самом деле один, неповторимый, многогранный - то все его должны видеть одинаково, но такого нет - каждый видит то что хочет видеть или то что привык.

Самый простой пример - если ребенку с детсва внушали что он неумеха, отсталый, руки из жопы растут и т.д. - то он просто в дальнейшем не будет браться не за одно дело, даже если это ему интересно - потому что будет считать себя неудачником, отсталым и т.д. Какой он на самом деле - он и не знает, но кругом начнет видеть доказательства - (вот играют парни в футбол, хорошо играют - я так нек смогу, я отсталый и т.д.). Еще и вдобавок эти мысли начинают формировать характер, входить в привычку.

Спрашивается - любили ли родители своего ребенка когда втюхивали ему в мозги всю эту гадость, нет не любили.
Любили возможно - где-то в глубине души, но выразить чувства не могли, и видели в ребенка не личность, не того кем он является на самом деле, а того кого они хотели увидеть.

Ребенку может быть в действительно одиноко, тоскливо, тревожно - а родителям может казаться что это он просто ленивый и у него апатия на все - вообще какой-то пассивный. И они ай-да лепить из него чото - когда у него внутри уже большие травмы и проблемы из-за нехватки любви, внимания.

Но это все - обычное дело, может играть роль - но не такую критичную. Страшнее когда родители ломают волю ребенка, манипулируют им, и это все сочитается с полнейшей неспособностью понимать своего ребенка и проявлять свою любовь к нему.
Но грех на самом деле критиковать родителей.Я писал об этом,ненавидел мать,потому что не чувствовал ее любви.А лишь диктат,непонимание критику...все о чем ты пишешь вобщем.И подавление инициативы,путем чрезмерной заботы,с другой стороны.Но как то это неправильно,и с моей стороны то же.К чему такая ненависть приводит.Даже если она меня не любит,или любит "неправильно",не хочу быть таким же,по отношению к ней.
 

Boris

Активный участник
Но грех на самом деле критиковать родителей.Я писал об этом,ненавидел мать,потому что не чувствовал ее любви.А лишь диктат,непонимание критику...все о чем ты пишешь вобщем.И подавление инициативы,путем чрезмерной заботы,с другой стороны.Но как то это неправильно,и с моей стороны то же.К чему такая ненависть приводит.Даже если она меня не любит,или любит "неправильно",не хочу быть таким же,по отношению к ней.
Наневисть это прекрасно:) Ты свою маму еще не ненавидел по-настоящему. Это только цветочки. Возненавидишь маму по-настоящему, прочувствуешь себя-пол дела сделано.
У нас тут от разных наша ТС, у кого-то от папы, у кого-то от сверсников, а у кого-то от мамы. От мамы еще геи неплохие получаются:)
 

Кот

Участник
Наневисть это прекрасно:) Ты свою маму еще не ненавидел по-настоящему. Это только цветочки. Возненавидишь маму по-настоящему, прочувствуешь себя-пол дела сделано.
У нас тут от разных наша ТС, у кого-то от папы, у кого-то от сверсников, а у кого-то от мамы. От мамы еще геи неплохие получаются:)
Ненависть,не родит ничего кроме ненависти.У меня это прошло...Равнодушие правда осталось..То же не лучше:)
 

Dantez

Новый участник
Но грех на самом деле критиковать родителей.Я писал об этом,ненавидел мать,потому что не чувствовал ее любви.А лишь диктат,непонимание критику...все о чем ты пишешь вобщем.И подавление инициативы,путем чрезмерной заботы,с другой стороны.Но как то это неправильно,и с моей стороны то же.К чему такая ненависть приводит.Даже если она меня не любит,или любит "неправильно",не хочу быть таким же,по отношению к ней.
Все правильно)). Пока ненавидть будешь - будешь с ней связан, будешь связан со старой картиной мира, со старыми привычками.
Вощем это тупик.

Безусловно сложно - когда приходиться еще и все это терпеть - в плане того - даже если захочешь измениться - отношение матери может тянуть назад.
 

Кот

Участник
Все правильно)). Пока ненавидть будешь - будешь с ней связан, будешь связан со старой картиной мира, со старыми привычками.
Вощем это тупик.
Noya:Для меня это был прогресс,я считаю,когда я это понял
Безусловно сложно - когда приходиться еще и все это терпеть - в плане того - даже если захочешь измениться - отношение матери может тянуть назад.
Тянет,это точно.Я хоть и стремлюсь от нее сбежать,что бы избавится от этого.Но какая то внутрення зависимость от нее мешает,страх жить без нее..Хотя услугами ее не пользуюсь,но последний шаг сделать не могу никак...
 

Boris

Активный участник
Ненависть,не родит ничего кроме ненависти.У меня это прошло...Равнодушие правда осталось..То же не лучше:)
Ненависть и выброс оной позволит тебе понять сколько в тебе дерьма накопилось, равнодушие это защита. Своим равнодушием ты держишь ненависть под контролем.
 

Dantez

Новый участник
Тянет,это точно.Я хоть и стремлюсь от нее сбежать,что бы избавится от этого.Но какая то внутрення зависимость от нее мешает,страх жить без нее..Хотя услугами ее не пользуюсь,но последний шаг сделать не могу никак...
Ну да, привязанность большая, отделиться не можешь.
По видимому женщиной хочешь стать - чтобы отделиться.

Щас объясню как это может работать.

У мальчиков есть эдипов комплекс - тоесть связь с матерью - которая должна разрешиться - в результате чего мальчик ассоциирует себя с мужским полом.

Если мать излишне контроллирующая и очень привязанная к своему ребенку - то связь преодолеть становиться сложно.
Еще сложнее если мать одинока, она будет неумышленно стараться ближе привязать к себе ребенка, при этом даже может совершенно не понимать его - как личность.

Так вот - желание стать женщиной - как раз таки может означать своеобразное отделение от матери. Ведь девочкам не требуется отделяться от матери как мальчикам, для них все женское это - их мир. Девочкам проще отделиться и провести границы, для этого им не надо самоутвердаться как мальчикам.

Поэтому ваше желание стать женщиной также может скрытым желанием отделиться от матери, стать свободной личностью. Не говоря уже о том что последнее явлется обязательным условием созревания полноценной личности.

Вот собственно как раз последний шаг - это то что многие тут сделать не могут вследствии воспитания и представления об окружающей действительности.

Самое главное что сразу и не понятно куда этот шаг делать, и что это за шаг - ведь внутри хочется любви, заботы, радости, защиты, стабильности.
 

Кот

Участник
Ненависть и выброс оной позволит тебе понять сколько в тебе дерьма накопилось, равнодушие это защита. Своим равнодушием ты держишь ненависть под контролем.

Кол.во дерьма,я уже подсчитал:D.Зачем мне пытаться других им пачкать?:D
 

Кот

Участник
Ну да, привязанность большая, отделиться не можешь.
По видимому женщиной хочешь стать - чтобы отделиться.

Щас объясню как это может работать.

У мальчиков есть эдипов комплекс - тоесть связь с матерью - которая должна разрешиться - в результате чего мальчик ассоциирует себя с мужским полом.

Если мать излишне контроллирующая и очень привязанная к своему ребенку - то связь преодолеть становиться сложно.
Еще сложнее если мать одинока, она будет неумышленно стараться ближе привязать к себе ребенка, при этом даже может совершенно не понимать его - как личность.

Так вот - желание стать женщиной - как раз таки может означать своеобразное отделение от матери. Ведь девочкам не требуется отделяться от матери как мальчикам, для них все женское это - их мир. Девочкам проще отделиться и провести границы, для этого им не надо самоутвердаться как мальчикам.

Поэтому ваше желание стать женщиной также может скрытым желанием отделиться от матери, стать свободной личностью. Не говоря уже о том что последнее явлется обязательным условием созревания полноценной личности.

Вот собственно как раз последний шаг - это то что многие тут сделать не могут вследствии воспитания и представления об окружающей действительности.

Самое главное что сразу и не понятно куда этот шаг делать, и что это за шаг - ведь внутри хочется любви, заботы, радости, защиты, стабильности.
Ну да,верно.Только я пришел к таким выводам гораздо раньше,как к одной из причин моих желаний...
 

Boris

Активный участник
Кол.во дерьма,я уже подсчитал:D.Зачем мне пытаться других им пачкать?:D
Сильно сомневаюсь, что ты подсчитал, и чо ты так о других печешься? Наверное потому что опасаешься какашкой в обратку получить:D
 

Кот

Участник
Сильно сомневаюсь, что ты подсчитал, и чо ты так о других печешься? Наверное потому что опасаешься какашкой в обратку получить:D
Еще бы!!! Такое мало кому понравится.Человек разумный лучше подумает:"а успею ли увернуться?":D:D:D
 

Dantez

Новый участник
Ну да,верно.Только я пришел к таким выводам гораздо раньше,как к одной из причин моих желаний...
Только сначало появились желания)) а потом ты нашел причину.

Желания то эти неосознанные, легко спутать чего ты реально желаешь.

Отделиться - реально желаешь, это да. А вот неприятие собственного пола как к тебе затесалось - надо разбираться.
Не обязательно разбираться - но можно.
У геев например наоборот - свой пол остается интересным, притягательным а женский наоборот, хотя цель та же самая отделиться и стать целостной личностью.
Видимо какой-то момент переломный существует в детсве - и в зависимости от его решения либидо развивается по какому-либо сценарию.
 

Dantez

Новый участник
Нормальное чувство самосахранения...
Ага тока в комплексе с враждебностью исходящей от тебя самого - такой же враждебностью окрашивается все вокруг.
И получается что сохранить себя хочешь от самого же себя.
 

Indigo

Участник
Команда форума
Об отношении к детям на протяжении истории человечества

Очередной текст, написанный по заказу Гостелерадио Гламурного Журнала, но представляющий и некоторую негламурную ценность. Первые его две части довольно жесткие, поэтому под кат заглядывайте с осторожностью.

Тем, кто интересуется вопросом более подробно, рекомендую «Психоисторию» Ллойда Демоза, «О процессе цивилизации» Норберта Элиаса, а так же труды Арно Грюна и Кристианен Бассиюни.

«Золотое детство», «счастливое детство», «детство – беззаботная пора» - знакомые выражения? Мы редко задумываемся о том, как изменились в ходе истории человечества нормы жизни, представления о плохом и хорошем, жестоком и добром, правильном и неправильном. А между тем, это так, и детство наших предков очень трудно назвать «лучшими годами жизни». Более того, чем дальше мы заглянем вглубь истории, тем больше увидим жестокости к детям.

Есть два главных условия здоровой душевной жизни ребенка (помимо любви): эмпатия и последовательное воспитание: когда понятно, за что именно тебя наказывают или хвалят, что можно, а что нельзя – при этом «нельзя» не чересчур много, а «надо» выполнимы.

Последовательность в воспитании появилась далеко не сразу: первобытные предки легко били и убивали детей, но не в наказание за проступок («у нас за это едят»), а по прихоти родителей или из-за суеверий племени.

Эмпатия же к детям (способность с помощью сопереживания внимательно относиться к чувствам другого человека) зародилась относительно недавно и в нашей стране до сих пор отнюдь не стала общепринятой нормой.

Дети (особенно собственные) – это главный объект проекций взрослого. Например, если взрослый в глубине души считает себя плохим, порочным, полным недостойных желаний, то он будет уверен, что и ребенок их испытывает. Если взрослый бессознательно полагает, что заслуживает наказания, то будет наказывать детей и т.п.

Кроме того, большинству взрослых свойственно делать с детьми именно то, что с ними делали в детстве (хотя есть люди–исключения, а так же те, кто, так или иначе, проработал свои проблемы).


Каждый стиль воспитания формирует свой тип характера, с присущими ему психологическими особенностями и проблемами. Поэтому общепринятое отношение к детям в конкретном обществе формирует то, какие люди будут составлять это общество спустя 20 лет и позже. Хотя в каждую эпоху есть люди, которые психологически отстают от своего времени (человека, считавшегося совершенно нормальным в архаическом обществе, мы сегодня назовем сумасшедшим) или опережают его (и становятся либо носителями прогрессивных идей, либо невротиками, которые с трудом справляются с жестокостью окружающего их мира – совершенно нормальной для их современников).

К счастью, на всем протяжении истории человечества в каждом поколении родителей появлялись те, кто относился к своим детям лучше, чем это было принято в его детстве. Именно благодаря таким людям отношение к детям постепенно становится более добрым и принимающим. В этом кроется причина определенного психологического прогресса: человечество психологически взрослеет, очень медленно (и неоднородно) двигаясь от состояния психики, свойственного младенцам к относительной зрелости.

Архаическое общество

О том, как обращались с детьми люди первобытной культуры, мы можем судить как по археологическим данным, так и по тому, как ведут себя с детьми сегодня австралийские, африканские и другие племена охотников и собирателей.

В архаическом обществе детоубийство – широко распространенное явление, обыденная норма, а ребенок просто не считается человеком до того, как в подростковом возрасте пройдет кровавый обряд инициации (во время которого совершенно не обязательно сможет выжить). Ребенок – это нечто не имеющее ни чувств, ни прав. Поэтому детоубийственные импульсы (возникающие в любой культуре) не считают нужным подавлять.

Родители охотно едят детей, причем не от голода, а ради удовольствия (это называется «голод к младенцам») или с магическими целями. Оставшихся детей воспитывают в суровом небрежении.

Даже в тех племенах, которые вызывают похвалы антропологов внимательным отношением к малышам, это внимание обычно только к нуждам тела, а не к чувствам. Исследователь воспитания у аборигенов А. Хипплер писал: «Я никогда не видел, чтобы хоть один взрослый йолнгу, любого пола и возраста, прогуливал малыша, начинающего ходить, показывал ему мир, объяснял что-нибудь, проявлял эмпатию к его потребностям». И даже физически заботливые матери без переживаний убивают или бросают своих детей, с которыми еще за неделю до того возились.

Каким вырастет ребенок, в воспитании которого нет никакой последовательности? До душевных потребностей которого никому нет дела? Которого не считают человеком?

Став взрослым, так выращенный человек живет в постоянном страхе перед жестоким и непредсказуемым миром. Он придумывает себе чудовищных божеств, которых надо подкупать человеческими жертвами – они символизируют его непоследовательных и жестоких родителей. Он вынужден постоянно совершать магические обряды, чтобы хоть немного уменьшить мучительную тревогу. Радость его всегда омрачается страхом расплаты, поэтому, когда происходит что-то хорошее, нужно срочно умилостивить жестоких божеств, а то отнимут: именно так поступали с этим человеком его родители. Он не ощущает границ своей личности (их постоянно нарушали в его детстве; фактически, их даже просто не определили), поэтому никогда не становится душевно зрелым отдельным человеком, а только частью племени – ведь и его родители провели жизнь в том психологическом слиянии с другими, которое в нашей культуре свойственно только младенцам. Насилие для него норма: жизнь первобытных племен полна кровавых обрядов и традиций (инициации, каннибализм, охота за головами и т.д.). Он не знает ни вины, ни ответственности. Он предпочитает суровые условия жизни и вечные лишения, так как это соответствует его внутренней жизни. Он жесток к своим детям.

Античное и раннее христианское общество (до 4 века н.э.)

Появились жестокие наказания «по поводу» – в этом были зачатки последовательности и внимания к детям (пусть и отрицательного), что, как ни странно, было шагом вперёд.

Ребенок считался собственностью родителей, с которой можно законно делать всё, что захочется: детоубийство оставалось нормой. Аристипп говорит, что мужчина может делать со своими детьми все, что ему заблагорассудится, ибо «разве мы не сплевываем лишнюю слюну или не отшвыриваем вошь, как нечто ненужное и чужеродное?».

Убивали почти всех незаконнорождённых и огромный процент законных детей; девочек – гораздо чаще, чем мальчиков. Как писал Посейдипп «даже богатые люди почти всегда бросают дочь».

«Бросают» – это вовсе не «отдают в приют», «бросают» – это убивают или выбрасывают. Если брошенный ребенок выживал, то обычно становился рабом или храмовой проституткой.

Повсеместно одобрялось убийство больных и слабых детей. Сенека писал: «Мы разбиваем голову бешеному псу; мы закалываем неистового быка; больную овцу мы пускаем под нож, иначе она заразит остальное стадо; ненормальное потомство мы уничтожаем; точно так же мы топим детей, которые при рождении оказываются слабыми и ненормальными. Так что это не гнев, а разум, отделяющий больное от здорового».

Легальным было принесение детей в жертву для религиозных обрядов и других нужд (например, замуровывание в стену при закладке здания).

Сексуальное использование детей, в том числе самых маленьких, считалось нормальным и законным – упоминаниями об этом полны античные переписка, мемуары и философские трактаты.

Человек античности жил в пугающем мире кошмаров и суеверий. Он растворялся в окружающих. Боги – проекции бессознательных страхов и родительских фигур, по-прежнему требовали жертв, часто человеческих и отличались жестокостью и непоследовательностью (вспомним мифы древней Греции, где боги ведут себя как шайка распоясавшихся хулиганов), хотя в отличие от хтонических чудовищ первобытных предков, уже приобрели человеческие черты. Люди наслаждались насилием: бои гладиаторов, мастерские для калечения детей, живые картины, в которых использовали убийства и истязания и т.д.

Несмотря на интеллектуальную и эстетическую зрелость, несмотря на развитие философской мысли, эмоционально и психологически большинство людей античности находились на уровне детей до 3 лет: были жестоки, не умели сострадать и мечтали о еде и удовольствиях, в том числе садистических («хлеба и зрелищ!»). Хотя это был шаг вперед, по сравнению с младенческим состоянием психики человека в архаическом обществе.

С 4 по 13 век нашей эры

В Европе сказывается влияние христианства: детоубийства становились не такими распространенными и считались не законными (хотя детская смертность всё ещё очень высока, в частности потому, что о безопасности детей очень мало заботятся).

С первых дней жизни детей отсылали на несколько лет кормилицам (все, кому позволял доход), а потом в услужение, в заложники (в дворянских семьях), в монастыри или просто на воспитание в другие семьи.

Характер людей в это время меняется. В прежние времена главным страхом детства было то, что тебя убьют, а теперь, что тебя покинут: родители, а потом и Бог, на которого средневековые люди проецировали свой детский страх оставленности. С этим связаны тоска, страхи и агрессия человека этой эпохи. Чтобы справляться с этими переживаниями люди объединялись в группы, символизировавшие родство и близость: феодальные структуры (король или сюзерен начинают восприниматься как отец), монастырские и цеховые братства.

С 13 по 18 век

Отношение к детям стало двойственным: дитя видят одновременно невинным и греховным. К сожалению, невинность ребенка нередко понималась в том смысле, что его невозможно растлить, что бы с ним не проделали, а «греховность» смиряли жестокими порками.

Ллойд Демоз в своей «Психоистории» писал об одном немецком школьном учителе, «который подсчитал, что в общей сложности отвесил 911527 ударов палкой, 124000 ударов плетью, 136715 шлепков рукой и 1115800 пощечин.

Детей били, они вырастали и в свою очередь били собственных детей. Так повторялось век за веком. Даже те гуманисты и педагоги, которые славились своей добротой и мягкостью одобряли битье детей. Жена Мильтона жаловалась, что не выносит криков своих племянников, когда муж их бьет; Бетховен хлестал учеников вязальными спицами, а иногда колол. Даже принадлежность к королевской семье не освобождала от побоев, чему пример – детство Людовика XIII. За обедом рядом с его отцом лежал кнут, а сам дофин уже в 17 месяцев прекрасно знал, что, если ему показали кнут, надо замолкнуть. В 25 месяцев его начали бить регулярно, часто по голому телу. Руссо рассказывает, как младенцев уже в первые дни били, чтобы успокоить. Одна мать пишет о своем первом сражении с четырехмесячным младенцем: «Я лупила его, пока рука не устала, буквально живого места не оставила, а он хоть бы на йоту уступил».

Большинство средневековых авторов описывает очень суровые сцены избиения».

Юристы 13 века оценивали положение дел так: «Если ребенка бьют до крови, это будет ему хорошая память, если же его забивают до смерти, тут дело касается закона».

Детей повсеместно жестоко запугивали, разделяя с ними страхи взрослых перед ведьмами и нечистой силой – в которых явно звучали отголоски психологической памяти о тех временах, когда детей поедали: ведьмы и чудовища из этих карательных фантазий, призванных усмирить ребенка, обычно едят детей.

Детоубийство уже осуждается, но только убийство законных детей. Именно повсеместное убийство незаконнорождённых младенцев породило миф о том, что «в старые добрые времена мораль была выше, и незаконнорождённых детей, если верить переписям, почти не было». Совершенно верно, не было – их просто убивали. По этой же причине, а не потому, что люди были чище и лучше, не было детских приютов: до детей, гибнущих на улицах, просто никому не было дела. Только в 1740-х появился первый детдом – госпиталь для брошенных детей открытый в Лондоне купцом Томасом Корамом.

Сопереживание всё ещё оставалось на зачаточном уровне, поэтому «добрый христианин» мог с удовольствием пытать врагов или выходить на большую дорогу, грабить и убивать проезжих, а жестокие казни считались шоу, на которые ходили семьями. Отличительной психологической чертой средневекового человека стал садомазохизм (в отличие от прежнего откровенного садизма): жестокость к другим сочеталась с жестокостью к себе: нанесение себе ран, психические эпидемии самоизбиений и других самодеструкций, умерщвление плоти, слепое подчинение церкви и феодалу.

Хотя желание слиться с группой (цехом или церковью) еще очень велико, у человека уже появился совершенно определенный образ целостного собственного «я».

Духовным идеалом стали гуманные христианские ценности: им обычно еще не могли следовать, но именно они уже были желанными. Количество людей, способных заботиться о ближнем и проявлять доброту очень медленно, но увеличивалось.

Всплески прежних страхов перед жестокими убивающими матерями (групповые страхи отмирают медленно и с рецидивами) приводили к охоте на ведьм, которым приписывали все качества чудовищных божеств архаического общества.

В 18-19 веке отношение к ребенку формулируется так «если ты будешь идеальным, не станешь вызывать у меня никаких искушений и дашь мне полностью контролировать твои чувства и волю, то я позволю тебе быть рядом со мной и буду тебя любить».

Детей с самого раннего возраста приучают к туалету (раньше они свободно «пачкали углы»), появляется запрет на мастурбацию и стремление, чтобы ребенок был чистым морально и физически. То есть, не напоминал взрослым об их запретных желаниях – не только сексуальных, а порой о совершенно невинных, но подавленных потребностях в эмоциональной свободе или спонтанности.

Ребенок, который не следует правилам: шалит, проявляет закономерный интерес к своему телу или просто слишком эмоционален – считается злокозненным и неправильным, его надо исправлять (желательно битьем, запугиванием и голоданием). Ребенок, которому удается справиться с родительскими требованиями, получает родительскую благосклонность (правда, бессознательно ощущает, что его любят только до тех пор, пока он ведет себя идеально, то есть любовь – более, чем обусловленная).

Воспитание стало набором последовательных, но очень строгих правил: и вместо людей, объятых тревогой, вырастают люди, не получившие душевного тепла, эмпатии и возможности выражать чувства. Поэтому главными чертами характера стали депрессивность, подавленность, мучительное терзающее чувство вины и психосоматические заболевания. Люди нового времени уже не боялись, что их покарают непредсказуемые божества, поэтому смогли произвести научную, индустриальную и технологическую революцию. Появились более теплые отношения в браке и личной сфере (правда, далеко не повсеместно).

http://budurada.livejournal.com/118682.html
 
Сверху