Родители, уродующие психику собственных детей
http://gazetazp.ru/1998/115/6/
Родители, вольно или невольно уродующие психику собственных детей, - не открытие современной психологии. Наркотики - одно из самых жутких последствий неграмотности взрослых в отношении собственного поведения со своими детьми, уверен профессор кафедры психологии ММС им. Семашко Рейнальдо Перес Ловелле.
- Последние несколько недель я лечу одного парня, пристрастившегося к героину. История его болезни настолько ярка, что одно время свои лекции в институте я начинал, рассказывая ее.
- Героин - очень серьезный и очень дорогой наркотик. Насколько я знаю, "геру" употребляют законченные наркоманы, на которых более слабые раздражители уже не действуют. Родители у парня, наверно, не бедные.
- Они никогда и не были бедными. Ни при советской власти, ни тем более сейчас. Материальных проблем у него никаких. Этот парень - вовсе не образцово-показательный несчастный подросток, каких любят изображать в душещипательных статьях некоторые наши публицисты. Его никогда не били - ни во дворе, ни в семье. Более того, речь идет об очень красивом, двухметрового роста молодом человеке, от которого женщины просто без ума. То есть проблем с противоположным полом тоже никаких.
- Ну, ведь любой наркотик человек пробует потому, что с ним ему легче, чем без него. Наркотик позволяет обмануть самого себя и уйти от реальности, которую предлагает жизнь. Вашему парню вовсе не надо уходить от реальности. При чем же тут героин?
- Ты можешь мне сказать, что такое реальность? Разве ты не замечал, что реальность - категория отнюдь не одномерная? Ты снимаешь один ее слой, за ним находишь другой, снимаешь его - за ним третий, и этот процесс может длиться чуть ли не бесконечно. Реальность на самом деле - слоеный пирожок. В нашей ситуации первый слой очень прост: весьма благополучный парень из прекрасной семьи, поступив в престижный московский институт, на первом же курсе его бросил и стал принимать наркотики. До второго слоя дойти уже очень сложно. Первое время я у него спрашивал: у тебя в семье есть проблемы? Он отвечал: никаких, мои родители - любимейшие мои люди, и я для них - тоже любимейший человек.
- Так оно и было!
- Если бы так оно и было, я бы не лечил этого парня. Все оказалось куда сложнее. У Эрика Берна есть описание игры "Попался, негодяй!" Суть этой психологической закавыки в том, что инициатор игры преследует свою жертву, чтобы доказать ей, что она неправильно на этом свете живет. Если хотите, лишний раз тыкнуть носом в собственное... гм-м, в собственные ошибки. Даже если этих ошибок на самом деле не существует. Так вот, после более внимательного рассмотрения семейной ситуации я увидел, что родители этого парня постоянно играют с ним в игру "Попался, негодяй!" То есть ежедневно втолковывают ему, что он неправильно поступает, не то делает, неправильно говорит и вообще, видимо, зря появился на этом свете.
- То есть как! Он, такой внешне "удачник", и вдруг неудачник!
- Вот именно что внешне. И потом, любой человек, кроме влияния родителей, все-таки испытывает и влияние своей собственной особой природы, которая всегда движет человека в здоровом направлении. Этот парень, кроме всего прочего, прекрасный спортсмен. Когда он приходил домой с очередного соревнования, родители ругали его за то, что он занял не первое место, а второе. А когда он занимал первое место - его ругали за те ошибки, которые он допустил в игре. Дескать, если б он их не допустил, то мог бы выступить еще лучше. Даже если он вне семьи за какой-либо поступок получал, образно говоря, "пятерку", внутри семьи ему все равно ставили "двойку".
- Ну хорошо. Можно обозвать это игрой "Попался, негодяй!", и все-таки мне осталось непонятно, почему родители в нее играют.
- Не торопись. Однажды этот парень пережил такую историю. Он, повторяю, красив яркой и добротной мужской красотой. Когда он учился в последнем классе своей элитной спецшколы, в него страстно влюбилась учительница. И он страстно влюбился. Об их романе, естественно, знали все, кроме школьной администрации. Но через некоторое время ее страсть стала ему в тягость. Ему хотелось развлекаться и гулять и с другими девушками, а тут его преследует и ревнует по уши влюбленная зрелая женщина... В общем, как раз в этот момент обо всем узнали его родители. Они пошли в школу и добились того, чтобы учительница эта была уволена. Скажи мне: какую проблему они этим решили? Проблему сына? Так она уже решалась сама. Проблему этой учительницы? Наоборот, они создали ей проблем еще больше.
- Стало быть, они решили проблему собственную.
- Скажем так: они решали ее. Но, я думаю, не решили... Вот теперь мы дошли до чуть более глубокого слоя этого пирога. Я очень долго добивался личной встречи с родителями этого парня. Я ведь все-таки лечу от наркомании их сына...
- И они были против!
- Причем настойчиво против.
- Но почему!
- Могу, по крайней мере, сказать, что они не понимали этого сами. Они даже не понимали, что они не хотят меня видеть! И совершенно искренне его мама мне объясняла: "Профессор, вы ведь так заняты!" Хотя ради такого дела я свободен совершенно и в любое время, и, более того, я никогда не говорил им о своей чрезмерной перегруженности. Впрочем, в процессе нашего телефонного общения мне стали видны очертания очередного, более глубокого слоя этой реальности. В свое время отец блестяще закончил престижный институт - он действительно чрезвычайно неглупый и талантливый человек. Женился, родился сын, он начал писать диссертацию... И вскоре после этого внезапно в короткий промежуток умерли его родители. Мать, а потом сразу отец. Он пережил огромный душевный кризис, заработал острейший психоз и попал в психушку. Через некоторое время острая фаза болезни закончилась, он оклемался, его выписали, но научная его карьера была сломана навсегда. Диссертацию он так и не дописал. Впрочем, в своей области он остался крупным специалистом, хотя и без формального признания, теперь сидит дома, получает заказы и материально очень неплохо на это живет. Но жизнь его не удалась! И ему от этого в его уже немолодые годы очень плохо.
- Наверное, теперь он должен хотеть, чтобы она хотя бы удалась у его сына?
- Берн утверждает, что в таких случаях родители, опять- таки бессознательно, могут исповедовать одну из двух линий поведения. Они либо начинают давить на своего ребенка, ожидая от него сверхдостижений (это почти неизбежно ведет к неврозу ребенка и к появлению у него навязчивых состояний), либо тщательно, сами того не замечая, внушают ему, что "коль у меня ничего не вышло, то у тебя ничего не выйдет тем более".
- Им что, так легче жить, что ли?
- В некотором смысле - легче. Это несколько округляет их версию жизни и позволяет примириться с нею. "Я умный, я хороший, я талантливый, у меня все получалось, но случилось так, что родители мои умерли в самый неудобный момент, я заболел, и все пошло прахом. И в довершение ко всему у меня какой-то ненормальный сын, который создает мне только головную боль и мучает меня своим невыносимым поведением!" Подобное состояние сознания родителей очень мешает по-настоящему лечить их детей.
- С мотивами поведения родителей мы немножко разобрались. А мотивы сына? Почему все-таки героин?
- Представь себе, что твои родители каждый день говорят, что ты дурак и подлец. Поневоле начнешь верить в это сам. Как говорится, если тебе тысячу раз сказать "ты свинья", на тысячу первый - захрюкаешь. Но жить, чувствуя себя подлецом, поверь мне, невыносимо. Есть четыре выхода: во-первых, сбежать от родителей, во-вторых, покончить с собой, а в-третьих - как раз наркотики. Не обязательно героин, это может быть банальная водка или пары бензина, в зависимости от условий жизни конкретной семьи... А в-четвертых, можно просто сойти с ума. Но чтобы сойти с ума, надо очень потрудиться. Заработать себе психоз не так-то легко, как может показаться на первый взгляд.
- В таком случае все-таки непонятно, почему этот парень выбрал из четырех вариантов именно наркотики.
- Это был самый легкий выбор. Большую роль сыграло его окружение. Компания, в которой он общался вне семьи. Среди "золотой молодежи" наркотики - весьма распространенная забава.
- Как вы будете его лечить?
- Есть давно отработанные, еще тридцать лет назад в Калифорнии придуманные методы. Здесь самое главное - снизить степень психологической зависимости от родителей. Сейчас я занимаюсь с ним тем, что учу его расслабляться. Психика парня травмирована весьма серьезно, и расслабиться ему тяжело, несмотря на то что он неплохой спортсмен. Но когда ему удается расслабиться, в таком состоянии он прокручивает в памяти сцены, в которых родители говорят, какой он плохой и не такой, как надо. И последнее время он почувствовал себя лучше: перестал принимать наркотики и вернулся в свой институт.
- А как на это реагируют его родители?
- Очень отрицательно.
- На то, что он вылечивается?!
- На то, что он стал меньше реагировать на них. Мать даже ушла на несколько дней из дома - не могла его такого видеть...
- А пусть он снимет отдельную квартиру.
- Он не зарабатывает сам.
- Что, столь богатым родителям жалко триста долларов в месяц? Если они теперь действительно еле терпят друг друга, им ведь станет только лучше, если его не будет рядом.
- Как сказать. Очень часто смысл жизни людей внутри некоторых семей - поддержание взаимной войны. Без войны смысл жизни для них во многом теряется. И без ежедневных издевательств над собственным сыном этим людям будет очень тяжело... А сейчас им тяжело оттого, что сын уходит из их рук. Что он уже не играет в их психологические игры и уже не согласен поддерживать роль жертвы в игре "Попался, негодяй!" Благодаря психотерапии он понял, что никакой он не негодяй. Он обретает самостоятельность, независимость, которую родители воспринимают как угрожающую их интересам.
- Боятся в старости остаться одни?
- Слишком сложный вопрос. В таких случаях всегда очень много нюансов. Его родители и в самом деле никогда не доверяли ему и всегда думали, что у него ничего в этой жизни не получится. Поэтому, теряя контроль над ним, они боятся, что с ним случится что-нибудь плохое. Человеческие эмоции - и это великое открытие Фрейда - как правило, не однополюсны. Не однозначны. Того человека, которого ты любишь, ты одновременно и ненавидишь...
- Тоже мне открытие! Это давно известно.
- Ну, на каждое открытие обязательно разыщется древний грек, который уже что-то в этом роде сказал. Однако на самом деле двоякость своих чувств каждый должен заново открывать для самого себя. В каждом нашем чувстве очень причудливо сочетаются любовь и ненависть... Ведь действительно к родным людям мы относимся иногда очень зло и ненавидяще. К сожалению, многие оказываются не готовыми к такому открытию в собственной душе. Как так? Родная мать, родной сын - и яростно ненавидят друг друга. А это нормально. Ведь они еще друг друга и любят...
Беседовал Михаил РЫБЬЯНОВ, "Собеседник".
http://gazetazp.ru/1998/115/6/
Родители, вольно или невольно уродующие психику собственных детей, - не открытие современной психологии. Наркотики - одно из самых жутких последствий неграмотности взрослых в отношении собственного поведения со своими детьми, уверен профессор кафедры психологии ММС им. Семашко Рейнальдо Перес Ловелле.
- Последние несколько недель я лечу одного парня, пристрастившегося к героину. История его болезни настолько ярка, что одно время свои лекции в институте я начинал, рассказывая ее.
- Героин - очень серьезный и очень дорогой наркотик. Насколько я знаю, "геру" употребляют законченные наркоманы, на которых более слабые раздражители уже не действуют. Родители у парня, наверно, не бедные.
- Они никогда и не были бедными. Ни при советской власти, ни тем более сейчас. Материальных проблем у него никаких. Этот парень - вовсе не образцово-показательный несчастный подросток, каких любят изображать в душещипательных статьях некоторые наши публицисты. Его никогда не били - ни во дворе, ни в семье. Более того, речь идет об очень красивом, двухметрового роста молодом человеке, от которого женщины просто без ума. То есть проблем с противоположным полом тоже никаких.
- Ну, ведь любой наркотик человек пробует потому, что с ним ему легче, чем без него. Наркотик позволяет обмануть самого себя и уйти от реальности, которую предлагает жизнь. Вашему парню вовсе не надо уходить от реальности. При чем же тут героин?
- Ты можешь мне сказать, что такое реальность? Разве ты не замечал, что реальность - категория отнюдь не одномерная? Ты снимаешь один ее слой, за ним находишь другой, снимаешь его - за ним третий, и этот процесс может длиться чуть ли не бесконечно. Реальность на самом деле - слоеный пирожок. В нашей ситуации первый слой очень прост: весьма благополучный парень из прекрасной семьи, поступив в престижный московский институт, на первом же курсе его бросил и стал принимать наркотики. До второго слоя дойти уже очень сложно. Первое время я у него спрашивал: у тебя в семье есть проблемы? Он отвечал: никаких, мои родители - любимейшие мои люди, и я для них - тоже любимейший человек.
- Так оно и было!
- Если бы так оно и было, я бы не лечил этого парня. Все оказалось куда сложнее. У Эрика Берна есть описание игры "Попался, негодяй!" Суть этой психологической закавыки в том, что инициатор игры преследует свою жертву, чтобы доказать ей, что она неправильно на этом свете живет. Если хотите, лишний раз тыкнуть носом в собственное... гм-м, в собственные ошибки. Даже если этих ошибок на самом деле не существует. Так вот, после более внимательного рассмотрения семейной ситуации я увидел, что родители этого парня постоянно играют с ним в игру "Попался, негодяй!" То есть ежедневно втолковывают ему, что он неправильно поступает, не то делает, неправильно говорит и вообще, видимо, зря появился на этом свете.
- То есть как! Он, такой внешне "удачник", и вдруг неудачник!
- Вот именно что внешне. И потом, любой человек, кроме влияния родителей, все-таки испытывает и влияние своей собственной особой природы, которая всегда движет человека в здоровом направлении. Этот парень, кроме всего прочего, прекрасный спортсмен. Когда он приходил домой с очередного соревнования, родители ругали его за то, что он занял не первое место, а второе. А когда он занимал первое место - его ругали за те ошибки, которые он допустил в игре. Дескать, если б он их не допустил, то мог бы выступить еще лучше. Даже если он вне семьи за какой-либо поступок получал, образно говоря, "пятерку", внутри семьи ему все равно ставили "двойку".
- Ну хорошо. Можно обозвать это игрой "Попался, негодяй!", и все-таки мне осталось непонятно, почему родители в нее играют.
- Не торопись. Однажды этот парень пережил такую историю. Он, повторяю, красив яркой и добротной мужской красотой. Когда он учился в последнем классе своей элитной спецшколы, в него страстно влюбилась учительница. И он страстно влюбился. Об их романе, естественно, знали все, кроме школьной администрации. Но через некоторое время ее страсть стала ему в тягость. Ему хотелось развлекаться и гулять и с другими девушками, а тут его преследует и ревнует по уши влюбленная зрелая женщина... В общем, как раз в этот момент обо всем узнали его родители. Они пошли в школу и добились того, чтобы учительница эта была уволена. Скажи мне: какую проблему они этим решили? Проблему сына? Так она уже решалась сама. Проблему этой учительницы? Наоборот, они создали ей проблем еще больше.
- Стало быть, они решили проблему собственную.
- Скажем так: они решали ее. Но, я думаю, не решили... Вот теперь мы дошли до чуть более глубокого слоя этого пирога. Я очень долго добивался личной встречи с родителями этого парня. Я ведь все-таки лечу от наркомании их сына...
- И они были против!
- Причем настойчиво против.
- Но почему!
- Могу, по крайней мере, сказать, что они не понимали этого сами. Они даже не понимали, что они не хотят меня видеть! И совершенно искренне его мама мне объясняла: "Профессор, вы ведь так заняты!" Хотя ради такого дела я свободен совершенно и в любое время, и, более того, я никогда не говорил им о своей чрезмерной перегруженности. Впрочем, в процессе нашего телефонного общения мне стали видны очертания очередного, более глубокого слоя этой реальности. В свое время отец блестяще закончил престижный институт - он действительно чрезвычайно неглупый и талантливый человек. Женился, родился сын, он начал писать диссертацию... И вскоре после этого внезапно в короткий промежуток умерли его родители. Мать, а потом сразу отец. Он пережил огромный душевный кризис, заработал острейший психоз и попал в психушку. Через некоторое время острая фаза болезни закончилась, он оклемался, его выписали, но научная его карьера была сломана навсегда. Диссертацию он так и не дописал. Впрочем, в своей области он остался крупным специалистом, хотя и без формального признания, теперь сидит дома, получает заказы и материально очень неплохо на это живет. Но жизнь его не удалась! И ему от этого в его уже немолодые годы очень плохо.
- Наверное, теперь он должен хотеть, чтобы она хотя бы удалась у его сына?
- Берн утверждает, что в таких случаях родители, опять- таки бессознательно, могут исповедовать одну из двух линий поведения. Они либо начинают давить на своего ребенка, ожидая от него сверхдостижений (это почти неизбежно ведет к неврозу ребенка и к появлению у него навязчивых состояний), либо тщательно, сами того не замечая, внушают ему, что "коль у меня ничего не вышло, то у тебя ничего не выйдет тем более".
- Им что, так легче жить, что ли?
- В некотором смысле - легче. Это несколько округляет их версию жизни и позволяет примириться с нею. "Я умный, я хороший, я талантливый, у меня все получалось, но случилось так, что родители мои умерли в самый неудобный момент, я заболел, и все пошло прахом. И в довершение ко всему у меня какой-то ненормальный сын, который создает мне только головную боль и мучает меня своим невыносимым поведением!" Подобное состояние сознания родителей очень мешает по-настоящему лечить их детей.
- С мотивами поведения родителей мы немножко разобрались. А мотивы сына? Почему все-таки героин?
- Представь себе, что твои родители каждый день говорят, что ты дурак и подлец. Поневоле начнешь верить в это сам. Как говорится, если тебе тысячу раз сказать "ты свинья", на тысячу первый - захрюкаешь. Но жить, чувствуя себя подлецом, поверь мне, невыносимо. Есть четыре выхода: во-первых, сбежать от родителей, во-вторых, покончить с собой, а в-третьих - как раз наркотики. Не обязательно героин, это может быть банальная водка или пары бензина, в зависимости от условий жизни конкретной семьи... А в-четвертых, можно просто сойти с ума. Но чтобы сойти с ума, надо очень потрудиться. Заработать себе психоз не так-то легко, как может показаться на первый взгляд.
- В таком случае все-таки непонятно, почему этот парень выбрал из четырех вариантов именно наркотики.
- Это был самый легкий выбор. Большую роль сыграло его окружение. Компания, в которой он общался вне семьи. Среди "золотой молодежи" наркотики - весьма распространенная забава.
- Как вы будете его лечить?
- Есть давно отработанные, еще тридцать лет назад в Калифорнии придуманные методы. Здесь самое главное - снизить степень психологической зависимости от родителей. Сейчас я занимаюсь с ним тем, что учу его расслабляться. Психика парня травмирована весьма серьезно, и расслабиться ему тяжело, несмотря на то что он неплохой спортсмен. Но когда ему удается расслабиться, в таком состоянии он прокручивает в памяти сцены, в которых родители говорят, какой он плохой и не такой, как надо. И последнее время он почувствовал себя лучше: перестал принимать наркотики и вернулся в свой институт.
- А как на это реагируют его родители?
- Очень отрицательно.
- На то, что он вылечивается?!
- На то, что он стал меньше реагировать на них. Мать даже ушла на несколько дней из дома - не могла его такого видеть...
- А пусть он снимет отдельную квартиру.
- Он не зарабатывает сам.
- Что, столь богатым родителям жалко триста долларов в месяц? Если они теперь действительно еле терпят друг друга, им ведь станет только лучше, если его не будет рядом.
- Как сказать. Очень часто смысл жизни людей внутри некоторых семей - поддержание взаимной войны. Без войны смысл жизни для них во многом теряется. И без ежедневных издевательств над собственным сыном этим людям будет очень тяжело... А сейчас им тяжело оттого, что сын уходит из их рук. Что он уже не играет в их психологические игры и уже не согласен поддерживать роль жертвы в игре "Попался, негодяй!" Благодаря психотерапии он понял, что никакой он не негодяй. Он обретает самостоятельность, независимость, которую родители воспринимают как угрожающую их интересам.
- Боятся в старости остаться одни?
- Слишком сложный вопрос. В таких случаях всегда очень много нюансов. Его родители и в самом деле никогда не доверяли ему и всегда думали, что у него ничего в этой жизни не получится. Поэтому, теряя контроль над ним, они боятся, что с ним случится что-нибудь плохое. Человеческие эмоции - и это великое открытие Фрейда - как правило, не однополюсны. Не однозначны. Того человека, которого ты любишь, ты одновременно и ненавидишь...
- Тоже мне открытие! Это давно известно.
- Ну, на каждое открытие обязательно разыщется древний грек, который уже что-то в этом роде сказал. Однако на самом деле двоякость своих чувств каждый должен заново открывать для самого себя. В каждом нашем чувстве очень причудливо сочетаются любовь и ненависть... Ведь действительно к родным людям мы относимся иногда очень зло и ненавидяще. К сожалению, многие оказываются не готовыми к такому открытию в собственной душе. Как так? Родная мать, родной сын - и яростно ненавидят друг друга. А это нормально. Ведь они еще друг друга и любят...
Беседовал Михаил РЫБЬЯНОВ, "Собеседник".