Джордж Алан Рекерс Психологические основы воспитания мужественных мальчиков и женственных девочек
Выдержки:
Отцы мальчиков
Мы обнаружили, что, в отличие от большинства американских детей, 67% этих мальчиков с полоролевыми проблемами не жили в одном доме со своим биологическим отцом. Фактически, биологический отец отсутствовал почти у всех мальчиков, у которых были найдены наиболее серьезные нарушения в полоролевой адаптации. В противоположность этому, отцы у мальчиков с умеренными нарушениями в полоролевой адаптации отсутствовали в 54% случаев. Статистические исследования этих данных доказали наши научные выводы. Мальчик с наиболее глубокими нарушениями в полоролевой адаптации с наибольшей вероятностью был изолирован от своего биологического отца.
Мы обнаружили, что, в среднем, мальчикам было три с половиной года, когда отец оставил семью. 80% мальчиков были в возрасте пяти лет или младше, когда произошла их разлука с отцом.
В 82% случаев родители разъехались или развелись. Только в одном случае отец умер, и в двух матери никогда официально не были замужем.
Психологически далекие отцы
Мы обнаружили поистине трагический факт, что, даже когда отец присутствовал физически, психологически (душевно) он часто был далек от остальной семьи. Иными словами, все жили под одной крышей, но отца не слишком интересовала жизнь других членов семьи. Фактически, было обнаружено, что для 60% из тех мальчиков с полоролевыми проблемами, которым посчастливилось иметь отца или отчима, живущих с ними в одном доме, отец был фигурой далекой, дистанцированной от остальных членов семьи. Это означает, что только примерно один из четырех мальчиков с такими проблемами имел такие отношения с отцом, или тем, кто его заменял, которые можно назвать нормальными и близкими.
Старшие братья
Для мальчиков, лишенных отца, существует еще возможность перенять мужское поведение у своих старших братьев. Когда мы тщательно исследовали данные, полученные нами на этот счет, выяснилось, что у менее половины мальчиков были старшие братья, которые могли служить им примером, и результаты указывали на тенденцию, согласно которой у мальчиков с наиболее сильно разрушенной гендерной идентичностью с меньшей вероятностью был старший брат, который мог бы дать им пример мужского поведения, чем у мальчиков с более здоровой психикой.
Когда не у кого учиться быть мужчиной
Мы обнаружили, что все собранные нами факты о семьях таких мальчиков складываются в упрядоченную картину. По сравнению с большинством американских мальчиков, эти мальчики с тяжелыми полоролевыми нарушениями с меньшей вероятностью жили в одном доме с отцом, и даже когда фигура отца присутствовала, он был склонен внутренне держаться от ребенка на расстоянии. Вероятность того, что у ребят с наиболее тяжелыми полоролевыми проблемами есть кто-то, живущий с ними в одном доме, с кого они могли бы брать пример настоящей мужественности, намного меньше, чем у других мальчиков с такими проблемами.
Мать в роли главы семьи
На что же были похожи отношения в тех семьях, где не было отца? В качестве ответа на этот вопрос у нас набрался скорее клинический опыт, чем исследовательские данные. Это значит, что мы смогли только набросать описание того, на что похожи такие семьи. Наши клинические наблюдения показывают, что в половине семей мальчиков с расстройствами именно матери распоряжаются финансами. В трех четвертях семей им также принадлежит власть в решении всех вопросов, касающихся детей. Наблюдения также показали, что в большинстве случаев мальчики с полоролевыми проблемами идут за теплом и поддержкой к матери, а не к отцу. Они в большей степени склонны проявлять недовольство, если их разлучают с матерью, чем с отцом, и в большей степени склонны искать контакта с матерью, нежели с отцом.
Также есть основания полагать, что матери чаще, чем отцы, оказываются тем человеком, который устанавливает дисциплину даже тогда, когда присутствуют оба родителя.
Чувства к отцам
Используя как основу тест на внутрисемейные отношения, наши клинические исследования показали, что из детей с полоролевыми проблемами мальчики постарше с большей вероятностью, чем нормальные дети, были готовы подписаться под заявлениями типа «Мне бы хотелось, чтобы этот человек (отец) ушел», «этот человек не очень терпелив» и «этот человек любого выведет из себя».
В довершении всего мы обнаружили, что мальчики с серьезными полоролевыми нарушениями живут в семьях, в которых модель мужского поведения была представлена недостаточно или отсутствовала. Во многих случаях у ребенка не было ни отца, ни отчима, ни старшего брата для того, чтобы получить пример приемлемого мужского поведения. В тех случаях, когда отец или отчим жил с мальчиком в одном доме, он обычно был психологически далек от него. Это означает, что мальчики с полоролевыми нарушениями в большинстве случаев не имели примеров мужского поведения, которым могли бы подражать.
Фактически, большинство ребят с тяжелыми нарушениями не видели у себя дома человека, обладающего отцовскими качествами.
У детей с менее тяжелыми нарушениями отцы отсутствовали психологически (психологически были далеки от семьи), даже если присутствовали фактически. Это значит, что они не были включены в принятие важных семейных решений, и у них не было нежности, помогающей в установлении отношений с детьми. Все эти факты указывают на то, что роль отца в семье критически важна для правильного поло-ролевого развития детей (21).
Почему отец много значит
До сих пор мы рассматривали результаты клинических наблюдений над детьми с проблемами в сфере половой самоидентичности. Эти открытия похожи на исследования детства и отрочества тех, кто, став взрослым, оказывается гомосексуалистом или транссексуалом (22). Но есть и иные свидетельства, с которыми необходимо быть знакомым каждому, относящемуся серьезно к своему родительскому долгу. Это обширные исследования, касающиеся того, как сказывается на детях отсутствие дома отца и исследования характеристик отцов, которые способствуют развитию здоровой гендерной идентичности.
Результаты исследований детского развития
Согласно исследованиям, особая роль отца в семье жизненно важна для многих и многих аспектов воспитания ребенка. Этого мало – просто сказать, что двое родителей, независимо от их пола, лучше, чем один, потому что ребенку предоставляется уникальная возможность получать заботу со стороны родителя и мужского пола и женского. Как мужчина, отец делает уникальный вклад в воспитание как сына, так и дочери. В то время, как для отца желательно быть активно вовлеченным в воспитание ребенка и его социальные, эмоциональные, духовные нужды, я здесь сосредоточу свое внимание на том вкладе, который отец может внести в сексуальную самоидентификацию своих детей.
Одна из наиболее важных задач, которые стоят в семье перед отцом, это содействие развитию у своих детей нормальной гетеросексуальности и нормальной половой идентичности. Отец играет более важную роль в развитии гетеросексуальной роли у своих сыновей и дочерей, чем мать.(23) Отец обычно выполняет активную роль в семье в отличие от экспрессивной роли матери. (24) Отец, следовательно, более вовлечен в подготовку детей к их роли в социуме, включая мужскую роль для сыновей и женскую для дочерей.
Как отсутствие отца влияет на развитие в мальчиках мужественности
К сожалению, по разным причинам, таким как развод, смерть, военная служба, отцов часто не бывает дома. Было проведено некоторое количество исследований на тему возможного вредного влияния отсутствия отца на развитие мальчиков.
Одно исследование обнаружило, что мальчики, у которых дома отсутствовали отцы, с большей вероятностью проявляют более женские способы мышления, меньше мужественности, независимости и либо менее агрессивное, либо более подчеркнуто мужское поведение, чем мальчики, у которых были отцы (25). Другое исследование также описало негативные эффекты в полоролевом развитии мальчиков, связанные с отсутствием отца. Мальчиков, которые были разлучены со своими отцами еще в дошкольном возрасте, зовут «девчонками» чаще, чем мальчиков, которые жили вместе со своими отцами (26).
В исследованиях, сравнивающих мальчиков, имеющих отцов с мальчиками без отцов, сироты чаще воспринимаются как обладающие женскими чертами, чем те, у кого были отцы (27). Когда эти сироты вырастают, они менее удачливы в создании нормальной семьи, чем мужчины, выросшие под одной крышей с отцом (28). Таким образом, все эти исследования указывают на то, что отсутствие отца может плохо сказаться на нормальном гетеросексуальном развитии мальчиков.
Другая группа фактов говорит о том, что полоролевые проблемы у ребят с серьезными проблемами с сексуальной идентичностью связаны либо с физическим отсутствием отца, либо с его психологическим отчуждением от маленького ребенка (29). Эти исследования полоролевых нарушений у мальчиков аналогичны выводам других исследований. Я дал только краткий обзор.
Мы можем заключить, следовательно, что отсутствие отца негативно сказывается на усвоении мальчиками нормальной мужской модели поведения. Мы также можем заключить, что отец очень важен для воспитания нормального мужчины. Это не значит, что мы говорим, что отец – основное, что необходимо для воспитания нормального мальчика надлежащим образом (бывали случаи, когда, например, вдовы успешно воспитывали нормальных мальчиков), но как главный вывод, нормальное полоролевое развитие мальчика обычно зависит от присутствия отца или фигуры, его заменяющей, в раннем детстве ребенка.
В каких случаях отсутствие отца влияет сильнее всего?
В целом, чем младше ребенок, когда он теряет отца, тем пагубней это влияет на развитие его гетеросексуальности. Одно психологическое исследование (30) не нашло различий в поло-ролевом поведении мальчиков, чьи отцы оставили дом, после того, как им исполнилось 5 лет в сравнении с мальчиками, чьи отцы присутствовали в их жизни на протяжении всего их детства. Но то же самое исследование обнаружило сильное влияние в тех случаях, когда отец оставляет ребенка во время первых четырех лет жизни. Поэтому, чем младше ребенок в тот момент, когда его оставляет отец, тем более глубоки могут быть последствия этого для его поло-ролевого развития.
Разные симптомы для разных возрастов
Возраст мальчика во время отделения от отца связан не только с тем, как сильно это повлияет на ребенка, но может также определять и то, влияние какого рода окажет на него отсутствие отца. Если отец оставил ребенка до пяти лет, вероятно развитие в его поведении женоподобия, в то время как если отец оставляет ребенка в возрасте от 6 до 12 лет, результатом может быть «сверхмужественность». Более старшие мальчики, потерявшие отца, могут иметь проблемы с усвоением черт, характерных для мужского поведения, и в процессе сверхкомпенсации потери отца он может действовать «мужскими» способами в их крайнем проявлении. Например, мальчик может стать воинственным, неконтролируемым, нечувствительным по отношению к чувствам других людей, и агрессивным в ответ на проявленное к нему насилие. Ничто из перечисленного выше не является желательным атрибутом мужественности; в то же время, все эти патологические черты выражают стремление создать гарантированно правильный образ мужчины.
В качестве примечания, нужно отметить, что есть гораздо более комплексные исследования, чем те, что я могу здесь описать. Эти исследования затрагивают различные аспекты гетеросексуального развития, включая сексуальные предпочтения, сексуальную ориентацию и адаптацию. Сильнее всего отсутствие отца влияет на гендерную идентификацию, которая определяется как осознание ребенком своей мужественности или женственности (31).
Нежные и любящие отцы
Уровень отцовской активности, включающей привязанность к детям, является самым важным фактором, имеющим отношение к развитию у ребенка нормального полового поведения. Исследования показали, что отец, который любит ребенка и душевно связан с ним, с большей вероятностью взрастит мужественность в своем сыне. Адекватное развитие соответствующего полу ролевого поведения соотносилось с таким отцовско-сыновним взаимодействием, которое может быть охарактеризовано как теплое, воспитующее и любящее. (40) Тепло отцовской любви было важнее, нежели буквальное поощрение мужского поведения или то, насколько сам отец был мужественен, то есть не женственен (в противоположность женственности). Множество различных исследований показало, что по-настоящему мужественные мальчики появляются в семьях с любящими, заботливыми и участвующими в воспитании детей отцами. (41) Мальчики с большей вероятностью отождествят себя с отцами, когда те поощряют и любят их, чем в противоположном случае.(42)
В то же время, нормальное усвоение женской роли девочками также связано с теплыми, полными заботы отношениями с матерью. Отцовское влияние на дочерей отличается от его влияния на сыновей. Нормальные женственные девочки имеют по большей части очень мужественных отцов, поощряющих женское поведение у своих дочерей.
Выдержки:
Отцы мальчиков
Мы обнаружили, что, в отличие от большинства американских детей, 67% этих мальчиков с полоролевыми проблемами не жили в одном доме со своим биологическим отцом. Фактически, биологический отец отсутствовал почти у всех мальчиков, у которых были найдены наиболее серьезные нарушения в полоролевой адаптации. В противоположность этому, отцы у мальчиков с умеренными нарушениями в полоролевой адаптации отсутствовали в 54% случаев. Статистические исследования этих данных доказали наши научные выводы. Мальчик с наиболее глубокими нарушениями в полоролевой адаптации с наибольшей вероятностью был изолирован от своего биологического отца.
Мы обнаружили, что, в среднем, мальчикам было три с половиной года, когда отец оставил семью. 80% мальчиков были в возрасте пяти лет или младше, когда произошла их разлука с отцом.
В 82% случаев родители разъехались или развелись. Только в одном случае отец умер, и в двух матери никогда официально не были замужем.
Психологически далекие отцы
Мы обнаружили поистине трагический факт, что, даже когда отец присутствовал физически, психологически (душевно) он часто был далек от остальной семьи. Иными словами, все жили под одной крышей, но отца не слишком интересовала жизнь других членов семьи. Фактически, было обнаружено, что для 60% из тех мальчиков с полоролевыми проблемами, которым посчастливилось иметь отца или отчима, живущих с ними в одном доме, отец был фигурой далекой, дистанцированной от остальных членов семьи. Это означает, что только примерно один из четырех мальчиков с такими проблемами имел такие отношения с отцом, или тем, кто его заменял, которые можно назвать нормальными и близкими.
Старшие братья
Для мальчиков, лишенных отца, существует еще возможность перенять мужское поведение у своих старших братьев. Когда мы тщательно исследовали данные, полученные нами на этот счет, выяснилось, что у менее половины мальчиков были старшие братья, которые могли служить им примером, и результаты указывали на тенденцию, согласно которой у мальчиков с наиболее сильно разрушенной гендерной идентичностью с меньшей вероятностью был старший брат, который мог бы дать им пример мужского поведения, чем у мальчиков с более здоровой психикой.
Когда не у кого учиться быть мужчиной
Мы обнаружили, что все собранные нами факты о семьях таких мальчиков складываются в упрядоченную картину. По сравнению с большинством американских мальчиков, эти мальчики с тяжелыми полоролевыми нарушениями с меньшей вероятностью жили в одном доме с отцом, и даже когда фигура отца присутствовала, он был склонен внутренне держаться от ребенка на расстоянии. Вероятность того, что у ребят с наиболее тяжелыми полоролевыми проблемами есть кто-то, живущий с ними в одном доме, с кого они могли бы брать пример настоящей мужественности, намного меньше, чем у других мальчиков с такими проблемами.
Мать в роли главы семьи
На что же были похожи отношения в тех семьях, где не было отца? В качестве ответа на этот вопрос у нас набрался скорее клинический опыт, чем исследовательские данные. Это значит, что мы смогли только набросать описание того, на что похожи такие семьи. Наши клинические наблюдения показывают, что в половине семей мальчиков с расстройствами именно матери распоряжаются финансами. В трех четвертях семей им также принадлежит власть в решении всех вопросов, касающихся детей. Наблюдения также показали, что в большинстве случаев мальчики с полоролевыми проблемами идут за теплом и поддержкой к матери, а не к отцу. Они в большей степени склонны проявлять недовольство, если их разлучают с матерью, чем с отцом, и в большей степени склонны искать контакта с матерью, нежели с отцом.
Также есть основания полагать, что матери чаще, чем отцы, оказываются тем человеком, который устанавливает дисциплину даже тогда, когда присутствуют оба родителя.
Чувства к отцам
Используя как основу тест на внутрисемейные отношения, наши клинические исследования показали, что из детей с полоролевыми проблемами мальчики постарше с большей вероятностью, чем нормальные дети, были готовы подписаться под заявлениями типа «Мне бы хотелось, чтобы этот человек (отец) ушел», «этот человек не очень терпелив» и «этот человек любого выведет из себя».
В довершении всего мы обнаружили, что мальчики с серьезными полоролевыми нарушениями живут в семьях, в которых модель мужского поведения была представлена недостаточно или отсутствовала. Во многих случаях у ребенка не было ни отца, ни отчима, ни старшего брата для того, чтобы получить пример приемлемого мужского поведения. В тех случаях, когда отец или отчим жил с мальчиком в одном доме, он обычно был психологически далек от него. Это означает, что мальчики с полоролевыми нарушениями в большинстве случаев не имели примеров мужского поведения, которым могли бы подражать.
Фактически, большинство ребят с тяжелыми нарушениями не видели у себя дома человека, обладающего отцовскими качествами.
У детей с менее тяжелыми нарушениями отцы отсутствовали психологически (психологически были далеки от семьи), даже если присутствовали фактически. Это значит, что они не были включены в принятие важных семейных решений, и у них не было нежности, помогающей в установлении отношений с детьми. Все эти факты указывают на то, что роль отца в семье критически важна для правильного поло-ролевого развития детей (21).
Почему отец много значит
До сих пор мы рассматривали результаты клинических наблюдений над детьми с проблемами в сфере половой самоидентичности. Эти открытия похожи на исследования детства и отрочества тех, кто, став взрослым, оказывается гомосексуалистом или транссексуалом (22). Но есть и иные свидетельства, с которыми необходимо быть знакомым каждому, относящемуся серьезно к своему родительскому долгу. Это обширные исследования, касающиеся того, как сказывается на детях отсутствие дома отца и исследования характеристик отцов, которые способствуют развитию здоровой гендерной идентичности.
Результаты исследований детского развития
Согласно исследованиям, особая роль отца в семье жизненно важна для многих и многих аспектов воспитания ребенка. Этого мало – просто сказать, что двое родителей, независимо от их пола, лучше, чем один, потому что ребенку предоставляется уникальная возможность получать заботу со стороны родителя и мужского пола и женского. Как мужчина, отец делает уникальный вклад в воспитание как сына, так и дочери. В то время, как для отца желательно быть активно вовлеченным в воспитание ребенка и его социальные, эмоциональные, духовные нужды, я здесь сосредоточу свое внимание на том вкладе, который отец может внести в сексуальную самоидентификацию своих детей.
Одна из наиболее важных задач, которые стоят в семье перед отцом, это содействие развитию у своих детей нормальной гетеросексуальности и нормальной половой идентичности. Отец играет более важную роль в развитии гетеросексуальной роли у своих сыновей и дочерей, чем мать.(23) Отец обычно выполняет активную роль в семье в отличие от экспрессивной роли матери. (24) Отец, следовательно, более вовлечен в подготовку детей к их роли в социуме, включая мужскую роль для сыновей и женскую для дочерей.
Как отсутствие отца влияет на развитие в мальчиках мужественности
К сожалению, по разным причинам, таким как развод, смерть, военная служба, отцов часто не бывает дома. Было проведено некоторое количество исследований на тему возможного вредного влияния отсутствия отца на развитие мальчиков.
Одно исследование обнаружило, что мальчики, у которых дома отсутствовали отцы, с большей вероятностью проявляют более женские способы мышления, меньше мужественности, независимости и либо менее агрессивное, либо более подчеркнуто мужское поведение, чем мальчики, у которых были отцы (25). Другое исследование также описало негативные эффекты в полоролевом развитии мальчиков, связанные с отсутствием отца. Мальчиков, которые были разлучены со своими отцами еще в дошкольном возрасте, зовут «девчонками» чаще, чем мальчиков, которые жили вместе со своими отцами (26).
В исследованиях, сравнивающих мальчиков, имеющих отцов с мальчиками без отцов, сироты чаще воспринимаются как обладающие женскими чертами, чем те, у кого были отцы (27). Когда эти сироты вырастают, они менее удачливы в создании нормальной семьи, чем мужчины, выросшие под одной крышей с отцом (28). Таким образом, все эти исследования указывают на то, что отсутствие отца может плохо сказаться на нормальном гетеросексуальном развитии мальчиков.
Другая группа фактов говорит о том, что полоролевые проблемы у ребят с серьезными проблемами с сексуальной идентичностью связаны либо с физическим отсутствием отца, либо с его психологическим отчуждением от маленького ребенка (29). Эти исследования полоролевых нарушений у мальчиков аналогичны выводам других исследований. Я дал только краткий обзор.
Мы можем заключить, следовательно, что отсутствие отца негативно сказывается на усвоении мальчиками нормальной мужской модели поведения. Мы также можем заключить, что отец очень важен для воспитания нормального мужчины. Это не значит, что мы говорим, что отец – основное, что необходимо для воспитания нормального мальчика надлежащим образом (бывали случаи, когда, например, вдовы успешно воспитывали нормальных мальчиков), но как главный вывод, нормальное полоролевое развитие мальчика обычно зависит от присутствия отца или фигуры, его заменяющей, в раннем детстве ребенка.
В каких случаях отсутствие отца влияет сильнее всего?
В целом, чем младше ребенок, когда он теряет отца, тем пагубней это влияет на развитие его гетеросексуальности. Одно психологическое исследование (30) не нашло различий в поло-ролевом поведении мальчиков, чьи отцы оставили дом, после того, как им исполнилось 5 лет в сравнении с мальчиками, чьи отцы присутствовали в их жизни на протяжении всего их детства. Но то же самое исследование обнаружило сильное влияние в тех случаях, когда отец оставляет ребенка во время первых четырех лет жизни. Поэтому, чем младше ребенок в тот момент, когда его оставляет отец, тем более глубоки могут быть последствия этого для его поло-ролевого развития.
Разные симптомы для разных возрастов
Возраст мальчика во время отделения от отца связан не только с тем, как сильно это повлияет на ребенка, но может также определять и то, влияние какого рода окажет на него отсутствие отца. Если отец оставил ребенка до пяти лет, вероятно развитие в его поведении женоподобия, в то время как если отец оставляет ребенка в возрасте от 6 до 12 лет, результатом может быть «сверхмужественность». Более старшие мальчики, потерявшие отца, могут иметь проблемы с усвоением черт, характерных для мужского поведения, и в процессе сверхкомпенсации потери отца он может действовать «мужскими» способами в их крайнем проявлении. Например, мальчик может стать воинственным, неконтролируемым, нечувствительным по отношению к чувствам других людей, и агрессивным в ответ на проявленное к нему насилие. Ничто из перечисленного выше не является желательным атрибутом мужественности; в то же время, все эти патологические черты выражают стремление создать гарантированно правильный образ мужчины.
В качестве примечания, нужно отметить, что есть гораздо более комплексные исследования, чем те, что я могу здесь описать. Эти исследования затрагивают различные аспекты гетеросексуального развития, включая сексуальные предпочтения, сексуальную ориентацию и адаптацию. Сильнее всего отсутствие отца влияет на гендерную идентификацию, которая определяется как осознание ребенком своей мужественности или женственности (31).
Нежные и любящие отцы
Уровень отцовской активности, включающей привязанность к детям, является самым важным фактором, имеющим отношение к развитию у ребенка нормального полового поведения. Исследования показали, что отец, который любит ребенка и душевно связан с ним, с большей вероятностью взрастит мужественность в своем сыне. Адекватное развитие соответствующего полу ролевого поведения соотносилось с таким отцовско-сыновним взаимодействием, которое может быть охарактеризовано как теплое, воспитующее и любящее. (40) Тепло отцовской любви было важнее, нежели буквальное поощрение мужского поведения или то, насколько сам отец был мужественен, то есть не женственен (в противоположность женственности). Множество различных исследований показало, что по-настоящему мужественные мальчики появляются в семьях с любящими, заботливыми и участвующими в воспитании детей отцами. (41) Мальчики с большей вероятностью отождествят себя с отцами, когда те поощряют и любят их, чем в противоположном случае.(42)
В то же время, нормальное усвоение женской роли девочками также связано с теплыми, полными заботы отношениями с матерью. Отцовское влияние на дочерей отличается от его влияния на сыновей. Нормальные женственные девочки имеют по большей части очень мужественных отцов, поощряющих женское поведение у своих дочерей.