Аутичность

Indigo

Участник
Команда форума
Это подборка материала по этой теме, с моими и чужими мыслями, своего рода реферат. Кому-то возможно это поможет лучше понять себя.

-------------

Мы приходим в этот мир чужими. В буквальном смысле: девять месяцев мозг человека развивается в условиях, мало напоминающих те, в которых будет жить после рождения. Все последующее детство и нередко взрослую жизнь человек адаптируется к жизни в мире.

У одних это получается лучше, у других хуже, у одних быстрее у других медленнее. В зависимости от типа адаптации (точнее, дизадаптации) людей делят на разные категории: циклотимики, психастеники, истерики, эпилептоиды. Большинство типов - это разные варианты непреодоления в полной мере детской инфантильности мышления и чувств.

Но один тип - аутический, шизоидный, выделяется особо. По - определению интроверт, (развернутый внутрь) аутист предпочитает внутренний мир внешнему. Точнее, для него внутренняя реальность реальнее внешней. Эмоциональная жизнь для такого человека нередко тоже представляет источник проблем и ненужных раздражений, и они так-же стараются ее обойти как и внешний мир.

Родители рано начинают чувствовать, что их ребенок не такой, как все. С одной стороны, ребенок несколько отрешен от происходящего вокруг, с другой стороны, отличается чрезмерной впечатлительностью. В детском саду такие дети играют рядом с другими детьми, но не вместе. С шести-семи лет они тянутся к разговорам со взрослыми на взрослые темы. В них нет детской непосредственности, они чересчур серьезны, сдержанны и холодноваты. Часто отмечается несоответствие между высоким интеллектом и недоразвитием двигательной сферы, навыков самообслуживания. Рано выявляется интерес к отвлеченному. Они легко усваивают разнообразную символику. Некоторые рано начинают чувствовать красоту природы и искусства, ощущать духовное измерение жизни. Обучаются читать и писать при минимальной помощи взрослых. Для некоторых из них книга важнее товарища. У одних отмечается плохая координация движений, нескладность, неуклюжесть, другие геометрической четкостью движений напоминают солдатиков. Мимика часто манерная или однообразная, внутренние переживания в большей степени передает взгляд, который бывает живым и переменчивым.

Излагая свои мысли, такие дети делают это логично, но своеобразно. Хорошо оперируя абстрактными понятиями, многие из них теряются в разговорах на простые, бытовые темы.

Г. Е. Сухарева пишет: «Некоторые из них обнаруживают особое пристрастие к схематизму, логическим комбинациям. Мальчик 14 лет говорил: «Мои убеждения для меня священны. Если факты говорят против моих убеждений, я должен проверить факты, чтобы поискать в них ошибку» /25, с. 280/. Для многих из них самое интересное — это мысль, поэтому такой школьник, поняв суть химического опыта, с крайней неохотой выполняет его. Шизоидные дети бывают отвлекаемы, но не на внешнее, а на то, что происходит у них внутри. По этой причине они рассеянны, не замечают того, что происходит у них под носом.

Характерная особенность - нередкое "западание" на узкоспециализированной теме, которая может быть любой. Ребенок-аутист производит нередко впечатление "маленького профессора" или "вундеркинда", со взрослой речью и образом мысли, особенно в области его интереса.

Символы и знаки значат для аутиста очень много - по-сути, аутичный склад ума и есть символьно-абстрактный. (Поэтому они часто становятся математиками, программисами, а так-же дизайнерами)

У некоторых шизоидных детей рано проявляются способности к самоанализу. Они критично замечают свое отличие от большинства сверстников, в глубине души мучаясь комплексом неполноценности по этому поводу. Дети нередко выбирают шизоидов мишенями для насмешек и издевательств. Некоторые шизоидные дети, беспомощно страдая от этого, ненавидят школу. Часть из них способна необыкновенно решительно постоять за себя. Как выразился один мальчик: «Если я позволю этим шалопаям хоть раз унизить себя, то всю оставшуюся жизнь не смогу себя уважать».

В старших классах могут добиваться авторитета хорошими знаниями в значимых для подростков сферах: музыка, компьютеры и др. Ряд шизоидов достигают больших успехов в боевых искусствах, овладевая не только техникой боя, но и его духовной стороной. Некоторые шизоиды отличаются не только ранним интеллектуальным, но и духовным развитием, умением по-взрослому защитить себя. Вспоминаю одного десятилетнего мальчика, который правильно решал математические задачи, но не тем способом, которого требовал учитель. Учитель, устав от упорства мальчика, стал кричать на него. Мальчик, не проронив ни слова, выслушал учителя, а затем сказал: «Крик в математике аргументом не признается. Вы мне высказали свое мнение, я Вам свое. Большего мы сделать не способны, а потому нет смысла дальше спорить». Став взрослыми, такие люди сожалеют о том, что в детстве с ними обращались, как с детьми, в то время как им хотелось общаться на равных.

Вот как понимает существо аутистичности М. Е. Бурно. "Разрешаю себе толковать аутистическое гораздо уже и в несколько ином преломлении, нежели Еуген Блейлер (1927 г.). Не просто как стремление спрятаться от внешнего мира во внутренний, например с помощью галлюцинаций, бреда, нелогично аффективного мышления, а как природную склонность (проступающую нередко лишь с годами) чувствовать движение своей души более или менее самостоятельным от тела, то есть независимым от тела своим происхождением. Чувствовать душу свою "самособойной" (аутистической) частицей изначального вечного Духа, правящего миром, чувствовать себя, больше или меньше, во власти Духа. Различными словами обозначается Дух: Бог, Истина, Гармония, Красота, Смысл, Творчество, Вечный Разум, Личность, Цель, Абсолютный Принцип, Нерушимое"

Итак, по мнению М. Е. Бурно, аутистичность всегда предполагает известный отрыв от реальности, создает предпосылки для чувства первичности Духа, из которого вырастает идеалистическое мироощущение. Такая трактовка аутистичности вызывает несогласие со стороны некоторых исследователей. Однако хочу заметить, что к подобному определению М. Е. Бурно, видимо, привела многолетняя психотерапевтическая практика, которая убедительно подтверждает, что самая эффективная помощь таким людям состоит в том, чтобы они осознали, что являются искоркой пламени Духа, который их бережет. Понятие аутистичности в отличие от аутизма характеризует не столько сферу общения между людьми, сколько особенность внутреннего мира человека.

(Волков, «Разнообразие человеческих миров.
Клиническая характерология.»)


Ясно что именно из шизоидного сознания рождаются все существующие философские и религиозные концепции. Очень часто именно этих людей можно найти среди монахов - в уединении им никто не мешает предаваться общению с Богом, строить внутреннюю гармонию, понятную порой лишь им самим. Особенно признаками аутичности отличается концепция гностиков (а до них греческих философов, в частости, Платона) Суть ее в том что в центре человека находится Тот, кто Наблюдает за Мыслями - искра Духа, первичной Тайны, в христианстве Его называют Богом-Отцом.Спасение-же человека заключается в обретении Гнозиса, то есть осознании себя искрой Извечного Духа. (то есть, эта концепция буквально совпадает с написанным абзацем выше)

Сама Тайна бессознательна - для того чтобы сознание существовало, нужно чтобы было осознаваемое. Пожелав осознать Самое Себя, Она творит мир (подробно этот сложный процесс эманаций описан в книгах) для созерцания Себя через мир. В человеке Невыразимое наблюдает за сознанием, за душой (эмоциями) и за внешним миром. В неглубоком сне Она наблюдает за сновиденями, а в глубоком - остается Сама, и кажется будто сознание исчезло.

Несомненно, с биологической и с психологической точек зрения состоянию сна присуще множество весьма примитивных черт. Поэтому уже начиная с публикации «Толкования сновидений» сон выступал в качестве наиболее часто упоминаемого примера регрессии. Также обычно указывалось, что состояние сна, особенно глубокого сна без сновидений, должно рассматриваться как одна из ближайших аппроксимаций к гипотетическому состоянию первичного нарциссизма у нормальных индивидов. В качестве другого примера первичного нарциссизма приводилось пренатальное состояние. Фрейд, Ференци и многие другие отмечали, что эти состояния выступают как наиболее впечатляющий аргумент, поскольку они обладают множеством схожих черт.

(Микаэль Балинт, «Базисный дефект»)

Аутичность существует в разных формах (тем не менее, ощущение Духа есть во всех)

1. Мистическая, глубинно-интуитивная аутистичность. Такие шизоиды ощущают свою душу как каплю бесконечного океана Духовности. Главная цель жизни такого человека — преодолеть свое отчужденное земное существование и вернуться в океан, туда, где его родина. При этом шизоидам не страшно потерять свою индивидуальность, так как они ощущают, что капля при встрече с океаном безвозвратно не растворяется в нем, а, соединяясь с его бесконечностью, сама становится Океаном. Мистики всех времен и народов ощущали эту возможность.

2. Структурированная бесконечность Духа. Условно я бы назвал такую аутистичность баховско-гегелевской. В отличие от предыдущего типа аутистичности, мистически не изреченной в словах, эта аутистичность характерна для шизоидов, стремящихся подняться на вершину Духа с помощью логических символов и понятий, создав из них крепкую философскую систему. Это видно на примере Гегеля, который, начав с понятия «чистое бытие», добирается до вершины Абсолютной Идеи. Это торжественное интеллектуально-духовное восхождение эмоционально комментирует математически стройная музыка И.-С. Баха.

3. Несколько родственна описанной аутистичности не философская, а научная структурированность бесконечности теоретического познания, которую мы видим в высшей математике, теоретической физике, астрономии. В сферах этих наук господствует чистая мысль. Нередко такие ученые ощущают, что ими руководит не земной здравый смысл и факты жизни, а глубинная интуиция. В моменты своего творчества они чувствуют себя ближе, чем обычные люди, к бесконечности Вселенной, замыслу Творца. Поэтому, как известно, среди великих ученых-теоретиков было немало идеалистов и верующих людей. Нередко такими учеными руководит поиск не практической пользы, а теоретической Гармонии. Порой они говорят: «Эта гипотеза недостаточно красива, чтобы быть истинной».

4. Восточная (эманационная) и Западная (библейская, креационная) артистичность. Эманация значит излучение. Как солнце эманирует луч света, так бесконечный Дух излучает духовное сияние человека. Совершенно иная картина духовных взаимоотношений рисуется в Библии. Бог создает человека своей бесконечной творческой мощью из праха земного. Для многих реалистов эти различия несущественны, для шизоидов же разных убеждений они принципиальны и оказывают влияние на все их мироощущение.

5. Камерная аутистичность. Здесь нет глобального размаха, такой человек не рвется на вершину Духа, не хочет им «овладеть». Философичная масштабность аутистичности, представленная в описании ядра характера, такому человеку не созвучна, и он к ней не тяготеет. Такому шизоиду близка не мистика, философия, религия, а красота в ее особых камерных проявлениях, в которых нежно светятся Гармония, Дух, — как в маленькой капельке росы ласково отражается солнце. Стихи аутистических поэтов, песни бардов, нежные музыкальные волны Вивальди, Сен-Санса, Шопена, уютно-замкнутые первозданные уголки природы (например, Коктебель) проникают этим людям глубоко в сердце. Выразительными иллюстрациями камерной аутистичности являются «Маленький принц» Экзюпери и японские трехстишия — хокку.

Хокку — это переживание прекрасного в скромном букете простых слов, с изящной подчеркнутостью этой простоты и философической прочувствованностью. У шизоидов есть любимые хокку, при чтении которых они от удивления замирают и еще долго остаются потрясенными. В хокку, как и в дзен-буддизме, снимается шелуха условностей, искусственности, и обнажается вечная, спонтанная красота обыденного мира.

Часто для таких шизоидов наибольшая «концентрация» чудесного сосредоточена не в необычных парапсихологических и природных феноменах, а в глубинном переживании, которое может быть выражено словами: «Как удивительно, что этот мир существует». Согласно Л. Витгенштейну, это является выражением наиболее чистого мистического переживания мира как чуда /83/.

Приведу метафору камерной аутистичности, в которой вершина горы символизирует Вершину Духа. Подобные люди не идут к Вершине, а как бы останавливаются на уютном склоне горы, где еще ощущается теплота земной жизни, но воздух уже разреженней. Вершина горы закрыта облаками, сквозь их просвет человек бросает на нее взгляд, чаще же смотрит на утренние росинки на свежей траве, в которых отразились великая Истина и Красота неба и солнца. Нередко трепетной камерной аутистичностью отличаются шизоидные и шизотимные женщины.

6. Аутистичность экстатических состояний. Многие формы йоги и другие духовные практики ставят своей целью прорыв к высшим ступеням сознания, то есть экстазу — выходу за рамки обыденного сознания. Это может проявляться и вне духовных традиций. Есть безоглядно смелые шизоиды, которые во время острейшего риска испытывают не просто азарт, а экстаз: в момент страха они ощущают, что поднимаются над ним, над собой и как бы над всем. Приходящее состояние прорыва в духовную свободу важнее жизни и смерти, вне рамок добра и зла. Аналог этого мы можем найти в боевых искусствах Востока. Хорошей иллюстрацией является фильм «На гребне волны» («Break point»). Главный герой, Боди, не тривиальный хулиган, а шизоидный романтик. Опасность для него имеет духовный смысл: на гребне ее одновременно теряешь и находишь себя. К преступлениям его влечет не страсть к наживе, а стремление испытать горячую свободу Духа, не дать ему погаснуть в скучной и размеренной повседневности.

Сюда примыкают и некоторые альпинисты. Альпинизм, покорение вершины ради преодоления себя и взгляда на землю с максимально высокой точки зрения, является как бы материально воплощенным аналогом духовно-интеллектуальной аутистичности.

7. Аутистичность. подменяющая Высокое обычным, но делающая его Высшим первоисточником. Примером может быть З. Фрейд, про которого язвят, что он заменил Бога сексуальной теорией и навязал ее всему человечеству. Гениальный Фрейд — яркий пример тому, как аутист запирается в своем Замке на замок. Его же пример проясняет и то, что аутистичность, в первую очередь, является особенностью мысли и чувства, а не тем или иным мировоззрением. Фрейд был материалист и атеист, а гениальным оказался именно своей аутистичностью, позволившей ему разработать теоретическую вязь понятий, которая пережила его конкретную сексуальную теорию, и на инструментарии которой работают современные психоаналитики. Широту фрейдовского теоретического охвата отмечает глубокий исследователь психотерапевтического процесса А. И. Сосланд, который пишет, что «...заслуга З. Фрейда заключается именно в создании базисной опорной структуры для всего корпуса психотерапевтического знания» /84, с. 358/.

У отца психоанализа подвижность ума служила неподвижности основного хребта психоаналитической теории, стремясь все гармонически вращать вокруг исходных идей. При несовпадении основных идей с фактами Фрейд старался нейтрализовать это несовпадение не коренным пересмотром основных идей, а их шлифовкой. Когда ученики отходили от его учения, он расценивал это как моральное предательство, духовное падение, что более характерно не для науки, а для идейного служения. Защищать неприкосновенность главных положений помогала изворотливость интерпретаций: факт толкуется, переиначивается и в таком виде становится безопасным для психоаналитической теории

8. Аутистичность, глухая к Духу и эмоциональным тонкостям. Многие шизоиды, описанные Ганнушкиным, попадают в эту категорию. Часто такие шизоиды замыкаются в скорлупе своей профессии. Их мало интересует философия, религия, искусство. Но у них может быть своя теория на все случаи жизни, или они так черствеют в своей замкнутости, что трудно понять, что происходит за фасадом их отрешенности. Однако и у них бывают эпизоды в жизни, когда аутистичность видна достаточно ярко. Например, водитель грузовиков дальнего следования или лесник радуются своему профессиональному одиночеству, в котором один полностью может отдаться созерцанию пейзажа за окном, войти в транс от стремительно свободного движения машины, а другой каждой клеткой тела ощущать первозданную гармонию леса, а по ночам уходить взглядом в бесконечность звездного неба. Они не способны слагать стихи о своих переживаниях, но чувствуют их глубоко.

Шизоиды данного типа могут отличаться резонерством как в профессиональной деятельности, так и в бытовых вопросах. Малосодержательное нанизывание одного понятия на другое (резонерство) также является аутистичностью, даже если она далека от высот Духа — главное, что она оторвалась от прочной связи с земной реальностью.

9. Голографическая аутистичность. Свойственна тревожно-сомневающимся шизоидам, которые пытаются сопоставить все различные варианты аутистического и реалистического отношения к жизни, диалектически их объединить, чтобы получить объемное, всепримиряющее видение мира. Создание такой картины мира требует уважения ко всему, что его заслуживает, и особого синтезирующего полета мысли. Варианты аутистичности мною представлены неполно. Это требует отдельной работы. Но даже опираясь на вышеописанное, можно лучше понять шизоидных людей и помочь им понять самих себя. Иногда разные виды аутистичности встречаются у одного и того же шизоида.
 
Последнее редактирование:

Jozzeg

Новый участник
спасибо огромное, многое понятней стало.
только вот вопрос, насколько часто это встречается.
раньше я думала что все такие, а тут оказывается что нет...
 

dok34.ru

Активный участник
Команда форума
Я поясню (специальность не совсем моя, моя жена занимается этим всерьёз, а я - лишь касаюсь иногда). Настоящая аутичность - как диагноз - к счастью встречается редко. Не 10% конечно, меньше. МОгу уточнить вечером :) Все остальные - кто считает себя "аутистом" - на деле являются просто так называемыми акцентуироваными личностями - то есть людьми с особенностями характера, которые описаны выше. Они вполне могут быть успешны в жизни, и лишь в некоторых сложных ситуациях ведут себя не совсем правильно - "замыкаясь" вместо обращения за помщью или работы в команде. например. В обычное время - это - милые хорошие люди, хотя часто и склонные к одиночеству, которым хорошо и без компании.
ПРосто сейчас термин "аутизм" - это диагноз, достаточно неприятный (хотя и лечится конечно), он относится далеко не ко всем :)
 

Jozzeg

Новый участник
dok34.ru, насколько я понимаю, аутичность и аутизм - это разные вущи, настолько же разные как шизофрения и шизоидность....

шизоидность - это просто особенность такая, а шизофрения - это диагноз, причем серьезный...

тут говорилось об аутичности. а в терминах даже специалисты не всегда приходят к единому мнению. Одно дело считать себя аутистом, и совсем другое - аутичным, тоесть направленным внутрь.
 

Евгений

Новый участник
А по каким тестам можно определить Аутизм или Синдром Аспергера?
 

dok34.ru

Активный участник
Команда форума
dok34.ru, насколько я понимаю, аутичность и аутизм - это разные вущи, настолько же разные как шизофрения и шизоидность....

шизоидность - это просто особенность такая, а шизофрения - это диагноз, причем серьезный...

тут говорилось об аутичности. а в терминах даже специалисты не всегда приходят к единому мнению. Одно дело считать себя аутистом, и совсем другое - аутичным, тоесть направленным внутрь.
Да .совершенно верно. Поэтому пояснил, акцент сделал на разнице.
 

Indigo

Участник
Команда форума
А по каким тестам можно определить Аутизм или Синдром Аспергера?

Аутизма у вас судя по всему нет, аутисты не могут работать за компьютером - он их перегружает информацией. (Из-за этой перегрузки вся проблема, из-за нее-же они не смотрят на лица - для них это слишком сложный объект для анализа)
Разве что могут выходить в Инет через специальный браузер, и то в случае легкой формы аутизма.

Тест индекса аутистического спектра Симона Барон-Кохэна 50 вопросов, но я его не нашел в Инете на русском.

MMPI может показать тоже (500 вопросов) но там нужен анализ результатов профессионалом.

Вот тут кстати обсуждение темы Аспергера http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=51969
 

Евгений

Новый участник
Аутизма у вас судя по всему нет, аутисты не могут работать за компьютером - он их перегружает информацией. (Из-за этой перегрузки вся проблема, из-за нее-же они не смотрят на лица - для них это слишком сложный объект для анализа)
Разве что могут выходить в Инет через специальный браузер, и то в случае легкой формы аутизма.

Тест индекса аутистического спектра Симона Барон-Кохэна 50 вопросов, но я его не нашел в Инете на русском.

MMPI может показать тоже (500 вопросов) но там нужен анализ результатов профессионалом.

Вот тут кстати обсуждение темы Аспергера http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=51969

Да, очень похоже что у меня синдром Аспергера ...:confused:
 

Мурзик

Активный участник
А как могут быть связаны г/с и трансы с аутичностью. Если конкретно
 

Лилит

Новый участник
Может остановиться на термине шизоидность вместо аутичности? А то на самом деле путаница получается, особенно для непрофессионалов, аутичности как особенности личности с аутизмом как нозологической единицей.
 

Boris

Активный участник
прошел какой-то тест на английском, 50 вопросов у меня 30. Пишут, что от 35 и выше совсемм плохо. Но суть не в том, что я такой здоровый, а в том, что очень хотелось бы узнать как составляются тесты психологами, по какому принципу формируются вопросы, если у кого есть ссылки, дайте пожалуйста
 

Евгений

Новый участник
А какими еще методами можно попытаться установить наличие синдрома?
 

hopeful

Новый участник
А какими еще методами можно попытаться установить наличие синдрома?

Сходить к квалифицированному психотерапевту. Я, правда, не знаю, сколько приемов нужно посетить для правильной диагностики.

А зачем Вам диагноз? Чтобы оправдываться перед людьми? Все равно люди не поймут. Важно лишь знать свои особенности, для этого не нужно клеить ярлыки типа "синдром такого-то". Квалифицированный психотерапевт и без постановки диагнозов начнет работать именно с теми вопросами, которые для Вас актуальны и представляют проблему.
 

Евгений

Новый участник
Сходить к квалифицированному психотерапевту. Я, правда, не знаю, сколько приемов нужно посетить для правильной диагностики.

А зачем Вам диагноз? Чтобы оправдываться перед людьми? Все равно люди не поймут. Важно лишь знать свои особенности, для этого не нужно клеить ярлыки типа "синдром такого-то". Квалифицированный психотерапевт и без постановки диагнозов начнет работать именно с теми вопросами, которые для Вас актуальны и представляют проблему.

Просто очень хочется понять как это произошло.
 

Indigo

Участник
Команда форума
Просто очень хочется понять как это произошло.

Это "не произошло" :) Шизоидность это врожденный тип нервной системы, более часто проявляющийся у мужчин. Главные причины - уровень половых гормонов при развитии плода и наследственность.

Тест MMPI может показать в подробностях что и как - но в нем нужен анализ результатов специалистом.
http://psyberia.ru/soft/softtest#psytest Если ммпи покажет шизоидность - это оно самое.

Не нужно воспринимать шизоидность как недостаток. Мне, например, не помешало-бы иметь некоторые качества шизоидов. Каждый тип имеет свои достоинства и недостатки. Важно знать себя, свои сильные и слабые стороны, слабые развивать, если это нужно, сильными пользоваться с пользой для себя и других.
 
Сверху