Дэнис Прэгер. Иудейская сексуальная революция

Автор является известным лектором, сотрудником факультета международных отношений, а также русского и ближневосточного институтов Колумбийского университета. В прошлом – преподаватель еврейской истории в Бруклинском колледже.

Опубликовано в Сборнике «Человек и пол»

Человеческая природа, если она не связана нравственными ценностями и нормами, позволяет сексу доминировать как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. Потребовав, чтобы вся сексуальная жизнь проходила в русле брака, иудаизм тем самым изменил мир. Не будет преувеличением сказать, что именно благодаря прозвучавшему в Торе запрету на внебрачные половые отношения стало возможным появление западной цивилизации. Общества, где отсутствовали какие-либо ограничения на проявления сексуальности(1), останавливались в своем развитии. Доминирующая роль в истории, присущая впоследствии западному миру, в значительной степени обусловлена сексуальной революцией, начатой иудаизмом и продолженной христианством. Эта революция заключалась в том, чтобы загнать «джинна» сексуальности в «сосуд» законного брака. Благодаря ней секс перестал доминировать в жизни общества, любовь между мужчиной и женщиной, интимные отношения между ними были подняты на небывалую высоту (ибо теперь существовала только одна законная возможность для этих отношений — супружество), и были заложены основы для решения трудной задачи изменения общественного положения женщины.

Нам, живущим спустя тысячи лет после того, как иудаизм начал этот процесс, вероятно, трудно себе представить, в какой степени секс может доминировать в жизни. Во всем древнем мире, а во многих странах и до совсем недавнего прошлого, сексуальность пронизывала всю жизнь общества.

Человеческая сексуальность, и в особенности мужская, полиморфна по своей природе, то есть крайне необузданна и беспорядочна (в гораздо большей степени, чем сексуальность животных). Мужчины всегда вступали в сексуальные отношения с женщинами и с мужчинами, с маленькими девочками и совсем юными мальчиками, с одним партнером и с несколькими сразу, с членами своей семьи и с домашними животными. Они могут достигнуть оргазма при помощи неодушевленных предметов: кожи, обуви, одежды; совершая друга на друга акты дефекации и мочеиспускания (заинтересованный читатель может посмотреть соответствующие фотографии в Американском музее искусства для избранных, где выставляются работы фотографа-гомосексуалиста Роберта Мапплторпа); переодеваясь в женские одежды; наблюдая, как пытают другое человеческое существо; лаская детей обоего пола; слушая женский голос (например «телефонный секс») и, конечно, рассматривая изображения обнаженного тела или его частей. Существует невообразимое количество вещей, с помощью которых некоторые мужчины могут достигнуть оргазма.

Безусловно, далеко не все вышеперечисленное одобрялось обществом: едва ли общество поощряло инцест и соблазнение чужой жены. Но к очень многим способам, которыми мужчины удовлетворяли свою сексуальность, общество относилось спокойно. Разнообразие этих способов демонстрирует, к чему может привести не нашедший выхода или, по терминологии Фрейда, «несублимированный» половой импульс.

Десексуализация Бога и религии

Среди последствий, к которым приводит ничем не сдерживаемая или не нашедшая выхода сексуальная энергия, нужно назвать сексуализацию всего и вся. Если сексуальный импульс не обуздать должным образом (именно обуздать, а не подавить (!), ибо подавление ведет к саморазрушению организма), то высокая религия развиться не может. Таким образом, первое, что сделал иудаизм, стало лишение Бога половых признаков: «Вначале сотворил Бог небо и землю». Он совершил это по своей собственной воле, а не в рамках какого бы то ни было сексуального поведения. Такой поворот знаменовал радикальную ломку всех религиозных представлений и положил начало изменению хода всей человеческой истории. В сказаниях Ближнего Востока вавилонская богиня Иштар соблазнила мужчину, вавилонского героя Гильгамеша. В египетской религии бог Озирис вступил в сексуальные отношения со своей сестрой — богиней Изидой, и она зачала бога Гора. Верховный бог Ханаана Эл вступал в интимные отношения с богиней Ашерой. Индуистское божество Кришна отличался высокой сексуальной активностью: у него было множество жен и он преследовал Радху; бог Самба, сын Кришны, соблазнял смертных мужчин и женщин. В греческой мифологии Зевс, супруг Геры, преследовал других женщин, похитил красивого юношу Ганимеда и периодически мастурбировал; Посейдон женился на Амфитрите, однако не обошел своим вниманием Деметру и похитил Тантала. Римские боги вступали в половые отношения и с мужчинами, и с женщинами.

Видя сексуальную активность языческих богов, не приходится удивляться тому, что и религии изобилуют описаниями различных форм сексуального поведения.
— По существовавшей в древности на Ближнем Востоке традиции, священники дефлорировали девушек перед тем, как они вступят в интимные отношения со своими мужьями, а храмовая или ритуальная проституция была очень распространенным явлением. Психиатр Норман Сасмэн, занимающийся историей сексуальных отношений, описывает эту ситуацию так: «Мужчины и женщины занимаются проституцией с относительно постоянными или временными партнерами, совершая гетеросексуальные, гомосексуальные и орально-генитальные половые акты, занимаясь скотоложеством и отдавая свой гонорар в пользу храма».(2)
— На всем Ближнем Востоке с самых давних времен одним из элементов поклонения богине был анальный половой акт.(3)
— В Древнем Египте, Месопотамии и Ханаане был традиционным ежегодный церемониальный половой акт между верховным правителем и верховной жрицей.
— Женщины-проститутки совершали половые акты с паломниками в святилищах и храмах Месопотамии, Финикии, Кипра, Коринфа, Сицилии, Египта, Ливии, Западной Африки, древней и современной Индии.
В Древнем Израиле тоже были неоднократные попытки вновь ввести храмовую проституцию, что привело к длительной борьбе против культового секса. Библия говорит, что иудейский царь Аса «изгнал блудников из земли»,(4) то есть ликвидировал qdeshim [мужскую храмовую проституцию], а его наследник Иосафат «и остатки блудников, которые остались во дни отца его Асы … истребил с земли»;(5) позднее царь Иосия в ходе своих религиозных реформ «разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем».(6)
— Вплоть до нынешнего столетия некоторые индуистские культы Индии требовали совершения половых актов между жрецами и монахинями, а женщины обязаны были вступать в интимные отношения с браминами, представляющими Бога на земле. Только в 1948 году, когда Индия получила независимость, храмовая проституция, и мужская и женская, существовавшая во многих индуистских храмах, была объявлена вне закона.(7)
— В XIV веке китайцы узнали о гомосексуальных тибетских религиозных ритуалах, совершавшихся при дворе монгольского императора.(8)
— Вплоть до нашего века в Шри Ланка культ богини Паттини предполагает, чтобы ее служители переодевались женщинами и символически кастрировали супруга богини. (9)
Иудаизм взял всю сексуальную активность под контроль, и она перестала играть доминирующую роль в религии и общественной жизни. Сексуальность была очищена от порока, освящена и ограничена стенами дома, супружеским ложем. Ограничения, наложенные иудаизмом на сексуальное поведение, были одним из существеннейших факторов, обеспечивших общественный прогресс.
Эволюция, начатая Торой, объявившей войну существовавшей в мире практике интимной жизни, положила начало этическому монотеизму и имела другие далеко идущие последствия для всей истории человечества.

Повсеместное распространение гомосексуализма

Революционная природа запрета, который иудаизм наложил на все формы внебрачной половой жизни, ни в чем не оказала большего влияния на основные взгляды человечества, как в отношении того, что касается гомосексуальности. Действительно, каковы бы ни были намерения и цели иудаизма, но именно он изобрел само понятие — гомосексуализм, так как в древнем мире не существовало разделения сексуального поведения на гетеросексуальное и гомосексуальное. Это разделение сформулировала Библия. До появления Библии мир рассматривал сексуальность только относительно различия в поведении активного и пассивного партнера.

Как недавно писала Марта Нуссбаум, профессор философии из Брауновского университета, древних интересовали половые предпочтения друг друга не больше, чем современные люди интересуются пищевыми предпочтениями: «Древние категории сексуальных переживаний существенно отличались от наших собственных. … Центральным в сексуальном опыте было различие между активной и пассивной ролями. Пол объекта… сам по себе не представлял никакой нравственной проблемы (курсив наш).(10) Мальчиков и женщин до вольно часто рассматривали как объекты, способные заменять друг друга в деле удовлетворения желания [мужчины] Общественное значение имело то, активную или пассивную роль играет человек в половом акте, который изначально рассматривался не как взаимодействие, а как воздействие…!

Вклад иудаизма

Иудаизм все это радикально изменил. Он сделал пол объекта серьезной нравственной проблемой; он объявил, что в сексуальном плане мужчина не может заменить женщину, а женщина — мужчину; и именно благодаря этим нововведениям секс, фактически, стал восприниматься как взаимодействие, а не как воздействие. Оценить степень революционности действий иудаизма, наложившего запрет на гомосексуализм и потребовавшего, чтобы все половые контакты имели место только между мужчиной и женщиной, можно только в том случае, если сначала понять, насколько широко был распространен гомосексуализм, КАК высоко он ценился и как глубоко признавался всеми. (11)

Исключениями в этом отношении были сначала иудейская цивилизация, а тысячи лет спустя — христианская. (12) Кроме иудейской «ни одна из архаических цивилизаций мира не знала запретов на гомосексуализм. (13)». Только иудаизм примерно 3000 лет назад заявил, что гомосексуальность неправедна. Причем об этом было сказано совершенно недвусмысленно: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость».(14) «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость…» (15).

Исторически отклонением от нормы была не гомосексуальность, а сексуальные ценности иудаизма. (Автор приводит несколько примеров из всемирной истории, чтобы пояснить это положение, однако мы выпускаем данный раздел, поскольку есть вещи, о которых христианам даже читать неполезно — грех может возвратиться).

Примечания

1 Особенно мужская сексуальность. Сексуальное самовыражение женщины уже тогда было ограничено условиями существования в обществе, где властвуюm мужчины.
2.Norman Sussmann, «Sex and Sexuality in History», in The Sexual Experience, ed. by Sadock, Kaplan and Freedman, Williams and Wilkins, 1976, p. 9.
3. David E. Greenberg, The Construction of Homosexuality, University of Chicago, 1988, p. 99.
4. 3 Цар. 15:12.
5. 3 Цар. 22:46.
6. 3 Цар. 23:7.
7. См. Greenberg, pp. 92—93, 95, 99. He lists over 25 sources.
8. Walter Heissig, A Lost Civilization: The Mongols Rediscovered, Basic, 1966, p. 52-53.
9. Ganamath Obeyesekere, The Cult of The Goddess Pattini, University of Chikago, 1984. The book includes a photograph taken by the author of a priest, dressed as a woman.
10. Martha Nussbaum, «The Bondage and Freedom of Eros», Times Literary Supplement (London), June 1-7, 1990.
11. Вообще говоря, когда мужчины вступают в половые контакты исключительно с мужчинами и никогда с женщинами, то только такой гомосексуализм рассматривался как отклонение от нормы, но не обязательно считался безнравственным.
12. Позднее ислам, вторая дочерняя религия иудаизма, тоже восстал против гомосексуализма. Но гомосексуализм является настолько широко роспространенной и неосуждаемой чертой мусульманской жизни (примеры приводятся в вырезанной части статьи), что трудно ставить мусульманскую цивилизацию наравне с иудаизмом и христианством в данном вопросе.
13. Гринберг, 124. Он добавляет: «За исключением, вероятно, египтян».
14. Лев. 18.:22.
15. Лев. 20:13.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Система Orphus RSS-материал