Отдан
Отдан
Мы избраны, благословлены и надломлены для того, чтобы быть отданными. Четвертый аспект жизни Возлюбленного — быть отданным. Для меня это означает, что мы можем придти к полному пониманию нашей избранности, благословенности и надломленности, только если станем даром для других. Когда мы отданы другим, мы понимаем со всей ясностью, что мы избраны, благословлены и надломлены не только ради самих себя, но и чтобы всё, чем мы живем, нашло свой решающий смысл в том, чтобы прожить его для других.
Мы оба на собственном опыте пережили радость, исходящую из возможности сделать что-то для другого человека. Ты многое сделал для меня, и я всегда благодарен тебе за то, что ты дал мне. Часть моей благодарности, однако, происходит из возможности видеть, с какой радостью ты даешь. Насколько легче быть благодарным за дар, данный с радостью, чем за дар, отдаваемый с сомнениями или нежеланием! Ты когда-нибудь замечал, как радуется мама, увидев улыбку своего малыша? Улыбка малыша — подарок маме, которая рада видеть своего ребенка счастливым!
Какая это чудесная тайна! Наше величайшее осуществление себя состоит в том, чтобы отдавать себя другим. Хотя иногда кажется, что люди дают, только чтобы что-то получать взамен, я верю, что выше всех наших стремлений к похвале, награде и признанию лежит простое и чистое желание давать. Я помню, как однажды провел несколько долгих часов в поисках подарка для мамы или папы в голландских магазинах, просто получая удовольствие от возможности что-то подарить. В способности давать до конца раскрывается наша человеческая природа. Мы становимся прекрасными людьми, когда даем то, что можем: улыбку, рукопожатие, поцелуй, объятия, слова любви, подарок, часть нашей жизни... всю нашу жизнь. Я увидел особенно трогательный пример этого в день, когда вы с Робин поженились. В этот день полоса горя, вызванного провалом твоего первого брака, завершилась, и ты был готов полностью возвратить себе утраченное понимание истинности того, что жизнь находит свое полное исполнение в том, чтобы давать. За день до свадьбы ты встретил меня в аэропорту «Ла-Гардия», пригласил на обед с твоими мамой, сестрой, зятем и маленькой племянницей, а затем отвез в гостиницу, где я смог переночевать перед церемонией. Стояли прекрасные майские дни, и хотя ты проявлял типичную для жениха нервозность, на душе у тебя были покой и радость. Твое сердце ждало жизни с Робин. Ты сказал мне, что Робин вновь вернула тебе уверенность в себе, помогла меньше переживать о том, что значит по-настоящему любить и какой должна быть идеальная работа, и научила верить, что ты сможешь применить свои способности, даже если ты не вписываешься в традиционные «ячейки общества». И, самое главное, ты сказал, что Робин любит тебя за то, что ты такой, а не только за то, что ты сможешь заработать или чего сможешь достичь. Еще ты сказал мне, что ты понимаешь, как сильно ты смог поддержать Робин. Ты восхищался ее стремлением быть адвокатом бедных и бездомных, ее огромным даром защищать тех, у кого мало прав в нашем мире, ее энергией и добрым настроем. Но одновременно ты вполне понимал, что мог дать ей что-то исключительное, что она сама не могла дать себе: дом, уверенность в завтрашнем дне и возможность выразить себя. Твоя любовь к ней была так прекрасна, и я был счастлив, что ты позволил мне быть таким близким свидетелем этой любви.
Я прекрасно помню день свадьбы: церемонию, которую провела раввин Элен Феррис, твой хороший друг, радушный прием в саду, великолепный ужин. Тогда я больше, чем когда-либо, понял, что полнота нашей жизни обретается только, если мы отдаем себя другим. В тот день ты отдал себя Робин и ясно сказал: что бы ни случилось на работе, со здоровьем, с экономикой или с политикой, ты прежде всего будешь заботиться о Робин.
Твой брак с Робин был вторым, и ты уже прожил через долгое одиночество после развода, поэтому ты относился к происходящему с большим смирением. Ты знал, что ничто хорошее не происходит автоматически и что отдать себя Робин было решением, которое придется обновлять каждый день. Особенно в те дни, когда вы будете чувствовать себя отдаленными друг от друга.
Для меня также стало ясно, насколько тебе будет нужна любовь семьи и друзей, чтобы вам с Робин воплотить в жизнь те обещания, которые вы дали друг другу. Твое приглашение быть рядом с тобой в день свадьбы дало мне понять, что ты хотел видеть меня среди тех друзей, которые помогут тебе оставаться верным, и эта ответственность принесла мне радость.
Я с сожалением смотрю на то, как в нашем чрезвычайно соревновательном и жадном мире мы почти не соприкасаемся с радостью от того, чтобы давать. Мы часто живем так, будто наше счастье зависит исключительно от обладания чем-то. Но я не знаю никого, кто был бы действительно счастлив только от того, что у него что-то есть. Истинная радость, счастье и внутренний мир рождаются, когда мы отдаем себя другим. Счастливая жизнь — это жизнь, прожитая для других. Эта истина, однако, обычно открывается нам только тогда, когда мы сталкиваемся лицом к лицу со страданием.
Размышляя еще о том, как выросла за годы наша дружба, я замечаю таинственную связь между нашей надломленностью и нашей способностью давать. Мы оба прошли через периоды непомерной внутренней боли. И в эти страшные моменты мы часто чувствовали, что жизнь подошла к мертвой точке и что нам нечего было дать другим. Но спустя много лет эти времена научили нас давать больше, чем раньше. Наша надломленность открыла для нас возможность делиться нашей жизнью и давать друг другу надежду с большей глубиной. Так же, как хлеб должен быть преломлен, чтобы его можно было отдать, так и наша жизнь. Это, конечно же, не означает, что для того, чтобы лучше давать, мы должны причинять друг другу, себе или другим людям боль. Даже если разбитое стекло может ярко сиять, только глупец будет специально разбивать стекло, чтобы заставить его сиять! Мы смертные люди, и надломленность — неотменимая действительность нашего существования, и, принимая ее, предавая ее свету благословения, мы можем открыть, сколько мы способны дать — намного больше, чем могли бы подумать.
Разве возможность пообедать вместе — это не лучшее выражение нашего желания быть отданными друг другу в нашей надломленности? Стол, еда, напитки, слова, разговоры — разве это не только знаки того, что мы хотим отдать друг другу жизнь, но и реальное осуществление этого? Я очень люблю выражение «преломить хлеб вместе», потому что оно означает, что мы преломляем и отдаем одновременно. Когда мы едим вместе, мы уязвимы. Сидя за столом, мы не можем прятать оружие. Когда мы едим один хлеб и пьем из одной чаши, мы призваны жить в согласии и мире. Это особенно явственно видно во времена конфликтов. Тогда пребывание за одним столом становится страшным, тогда обед может быть самым гнетущим моментом дня. Нам всем знакома тягостная тишина во время еды. Она резко контрастирует с близостью тех, кто ест и пьет вместе. И дистанция между теми, кто сидит за одним столом, может быть невыносимой.
С другой стороны, по-настоящему спокойный и радостный обед с друзьями принадлежит к числу лучших моментов в жизни человека.
Не кажется ли тебе, что наше желание есть вместе выражает еще более глубокое желание стать пищей друг для друга? Разве мы не говорим: «Это был насыщенный разговор! Я смог утолить жажду общения!». Я думаю, глубочайшее желание человека — быть для других источником физического, эмоционального и духовного роста. Не является ли образ кормящей матери одним из самых трогательных знаков человеческой любви? Разве слово «вкусить» не лучшее для описания близости? Разве влюбленные в моменты полной близости не чувствуют, что любовь подобна желанию съесть и выпить друг друга? Как Возлюбленные, мы полностью осуществляем свое призвание, став хлебом для мира. Это самое сокровенное выражение нашего желания отдавать себя.
Как можно это осуществить? Если мы можем полностью реализовать себя, только став даром для других, как нам воплощать это мировоззрение каждый день, живя в обществе, которое больше стремится обладать, чем давать? Я могу предложить два пути: отдавать себя в жизни и отдавать себя в смерти.
Прежде всего, сама наша жизнь — величайший дар, который можно дать, но мы постоянно забываем об этом. Когда мы думаем о том, чтобы давать себя другому, мы сразу же думаем о наших исключительных талантах: способности делать что-то лучше других. Мы часто с тобой говорили об этом. «В чем я особенно талантлив?» — спрашивали мы. Но когда мы обращаем внимание только на наши таланты, мы обычно забываем, что истинный дар человека состоит не в том, что он может делать, но в том, кто он. Подлинный вопрос — не «что мы можем предложить друг другу?», а «кем мы можем быть друг для друга?». Конечно же, замечательно, если мы можем починить что-то соседу, дать полезный совет другу, проконсультировать коллегу по работе, вылечить пациента или поделиться хорошими новостями с прихожанином, но есть дар, который выше всех перечисленных. Это дар жизни, которая сияет во всем, что мы делаем. Старея, я все больше замечаю, что величайший дар, который я могу дать людям, — это моя радость жизни, мой внутренний покой, мой опыт уединения и молчания, мое чувство благополучия. Когда я спрашиваю себя: «Кто больше других помогает мне в жизни?», — я отвечаю: «Тот, кто готов поделиться со мной жизнью».
Стоит провести различие между талантами и человеческими качествами. Наши личные качества важнее талантов. Талантов у нас может быть совсем мало, а человеческих качеств много. Наши качества — это то, как мы выражаем нашу человеческую сущность. Формами же ее выражения являются дружба, доброта, терпение, радость, спокойствие, прощение, мягкость, любовь, надежда, доверие и многое другое. Это те дары, которые мы должны давать другим.
Так или иначе я узнал об этом давно, особенно через собственный опыт огромной исцеляющей силы, сокрытой в этих дарах. Но с тех пор как я стал жить в общине с людьми с ограниченными умственными возможностями, я вновь открыл для себя эту простую истину. Почти никто из них не обладает талантами, которыми они могли бы похвастаться. Почти никто не может сделать в общество вклад, который мог бы дать им заработать денег, соревноваться в бизнесе или выигрывать призы. Но насколько они одаренные люди! Билл, который пережил разрыв с семьей, обладает даром дружбы, который мне редко приходилось встречать. Даже когда я теряю терпение или отвлекаюсь, он всегда остается верен мне и поддерживает меня во всем. Линда, которая не может говорить, обладает даром радушно принимать гостей. Многие, кто приезжал к нам, запомнили Линду и как она помогла им почувствовать себя здесь, как дома. Адам, который не может говорить, ходить или есть самостоятельно и всегда нуждается в помощи других, обладает прекрасным даром вносить мир в душу тех, кто заботится о нем и живет с ним. Чем дольше я живу в «Ковчеге», тем больше я замечаю те ценнейшие качества, которые в нас, людях, кажущихся ни в чем не ограниченными, часто остаются скрытыми за нашими талантами. Очевидная слабость наших друзей таинственным образом позволила им раздавать свои дары свободно и без остатка.
Более, чем когда-либо, я теперь знаю, что мы призваны отдавать сами наши жизни друг другу и что благодаря этому мы становимся истинной общиной любви.
И мы призваны отдавать себя не только в жизни, но и в смерти. Как Возлюбленные дети Божьи, мы призваны сделать свою смерть величайшим даром. Если мы надломлены для того, чтобы быть отданными, наша последняя слабость, смерть, должна стать средством для того, чтобы отдать себя без остатка. Как это может быть? Смерть кажется нашим величайшим врагом, которого должно избегать по возможности долго. Мы не любим говорить или думать о смерти. Все же то, что мы умрем, — одна из немногих вещей, в которых мы можем быть уверены. Я постоянно поражаюсь тем, на какие ухищрения может пойти наше общество, чтобы помешать нам подготовить себя к смерти.
Для Возлюбленных детей Божьих смерть — это врата к тому, чтобы стать Возлюбленными во всей полноте. Для тех, кто знает, что они избраны, благословлены и надломлены, чтобы быть отданными, смерть — путь к превращению в дар без остатка.
Думаю, мы с тобой почти никогда не говорили о смерти. Она кажется далекой, нереальной... чем-то, больше касающимся других, чем нас. Хотя средства массовой информации каждый день знакомят нас с трагической реальностью бесконечного числа людей, умирающих от насилия, войн, голода и безразличия, и хотя мы постоянно сталкиваемся с тем, что умирают люди в нашем кругу семьи и друзей, мы очень мало внимания уделяем приближающейся нашей смерти. В нашем обществе мы едва уделяем время тому, чтобы оплакать друга или члена семьи. Все вокруг поощряет нас к тому, чтобы продолжать жить дальше, «словно ничего не случилось». Но так мы никогда не осознаем собственную смертность, и когда приходит момент встретиться с приближающейся смертью лицом к лицом, мы стараемся по возможности отрицать ее и бываем ошеломлены, даже раздражены, когда не можем ее избежать.
Но, как Возлюбленный, я призван верить в то, что жизнь — это приготовление к смерти, последнему акту дарения. Мы призваны не только жить для других, но и умирать для других. Как это возможно?
Позволь мне вначале рассказать тебе о двух близких друзьях, которые умерли не так давно: Mюppee МакДоннеле и Полин Ванье. Мне их не хватает. Их смерти — это потеря, причиняющая боль. Мне жаль, что их больше нет в их домах, с их семьями и друзьями. Я не могу позвонить им, зайти в гости, услышать их голоса и увидеть лица. С этим нелегко смириться. Но в глубине сердца я уверен, что их смерти больше, чем просто потеря. Их смерти также дар.
Смерти тех, кого мы любим, и тех, кто любит нас, открывают возможность нового, более глубокого общения, новой близости, новой причастности друг другу. Если любовь действительно сильнее смерти, то в смерти есть возможность углубить и укрепить узы любви. Только после того как Иисус Христос оставил своих учеников, они смогли постичь, кем Он был для них. Разве не так же со всеми, кто умирает в любви?
Только после смерти наш дух может полностью открыть себя. Мюррей и Полин были прекрасными людьми, но их любовь была ограничена множеством потребностей и ран. Теперь, после смерти, они больше не мешают им отдавать себя до остатка нам. Теперь они могут посылать к нам свои души, и мы можем жить в новом общении с ними.
Это не случилось само собой. Я знаю об этом, потому что мне приходилось видеть людей, умиравших в гневе и горечи, с огромным нежеланием принять свою смертность. Их смерти становились источниками разочарования и даже чувства вины для тех, кто оставался.
Их смерть никогда не становилась даром. Им было мало того, чем они могли поделиться. Их душа гасла под натиском тьмы.
Да, на свете существует хорошая смерть. Мы сами отвечаем за то, как мы умрем. Мы должны сделать выбор между тем, чтобы цепляться за жизнь так, что единственным смыслом смерти становится провал, или отпустить жизнь на свободу и стать для других людей источником надежды. Это решающий выбор, и мы должны каждый день своей жизни «трудиться» над ним. Смерть не должна стать нашим последним провалом, последним поражением в жизненной борьбе, неминуемой судьбою. Если наше глубочайшее желание — отдавать себя другим, мы можем превратить смерть в высший дар. Прекрасно видеть, как плодотворна смерть, когда она — свободный дар.
Для Мюррея, который внезапно умер от сердечной недостаточности, последние пять лет жизни были подготовкой к смерти. Он стал более восприимчив к жене Пегги, своим девяти детям и их семьям, ко всем, кого любил. Он нашел в себе силы примириться со всеми. Он много общался со мной, живо интересовался моей жизнью с людьми с ограниченными возможностями и щедро поддерживал издание моих книг. Через это между нами установилась крепкая дружба. Я с трудом мог представить, что его вдруг не станет. Но его смерть, какой бы неожиданной она ни была, стала торжеством любви. Когда вся его семья собралась вместе через год после его смерти, каждый смог рассказать прекрасную историю о том, как Мюррей щедро дарил новую жизнь и новую надежду всем, кто оплакивал его уход.
Полин Ванье умерла в девяносто три года. Она была женой бывшего генерал-губернатора Канады и жила среди людей влиятельных и властных. Но после смерти своего мужа она присоединилась к сыну Жану в его общине со слабыми и беспомощными, она стала бабушкой, мамой и другом для многих. В год, который я прожил у нее дома, она много заботилась обо мне и делилась своей мудростью. Приход в общину «Ковчег» всегда будет связан для меня с любовью «мамочки». Мне ее не хватает, но знаю, что плоды ее жизни будут все больше раскрываться в моей жизни и жизни тех, кто был близок к ней, и я верю, что ее душа, наполненная весельем и молитвами, будет продолжать вести нас.
Смерть Возлюбленного затрагивает многие жизни. Будем верить, что наши короткие судьбы принесут плод далеко за пределами хронологических событий нашей жизни. Но мы должны сделать выбор и твердо верить, что у нас есть душа, которую можно будет передать и которая может приносить радость, мир и жизнь всем, кто будет помнить нас. Франциск Ассизский умер в 1226 году, но он до сих пор жив! Его смерть стала истинным даром и сегодня, почти восемь веков спустя он продолжает наполнять своих братьев и сестер, принадлежащих или не принадлежащих ордену францисканцев, силой и жизнью. Он умер, но остался жить. Его душа продолжает сходить к нам. Больше, чем когда-либо, я уверен, что мы можем решить сделать нашу смерть последним даром жизни.
Нам с тобой немного осталось жить. Двадцать, тридцать, сорок или пятьдесят оставшихся нам лет пролетят очень быстро. Мы можем вести себя так, как будто будем жить вечно, и удивиться, когда этого не произойдет, или мы можем жить с радостным ожиданием, что наше величайшее желание прожить жизнь для других может быть исполнено в том, как мы решим умереть. Если это смерть, в которой мы положили свою жизнь в свободе, мы и все любимые нами люди откроют, как много нам дано было дать.
Мы избраны, благословлены и надломлены, чтобы быть отданными не только в жизни, но также и в смерти. Как Возлюбленные дети Божьи, мы призваны стать хлебом друг для друга — хлебом для мира. Эта истина по-новому раскрывает для нас смысл истории об умножении хлебов Елисеем. Елисей сказал слуге, который принес двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе: «Отдай их людям, пусть едят». Когда слуга запротестовал: «Что тут давать ста людям?», — Елисей настоял: «Отдай людям». Он дал им: они ели и еще осталось.
Разве не так же в духовной жизни? Мы можем быть малыми, незначительными слугами в глазах мира, гонящегося за производительностью, властью и успехом. Но когда мы понимаем, что Бог избрал нас в вечности, послал нас в мир как благословенных, предал нас на страдание, не можем ли мы тогда также поверить в то, что наши маленькие жизни размножатся и помогут бессчетному числу людей? Может показаться, что это — слова напыщенного, возвеличивающего себя человека, но на самом деле вера в способность приносить плод рождается от смиренного духа. Смиренный дух Марии восклицает в благодарность за новую жизнь, рожденную в ней: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел он на смирение Рабы Своей — и сотворил Мне величие... отныне будут ублажать меня все роды». Результат нашей жизни, если мы осознаем ее и живем ею как жизнью Возлюбленного, превосходит все наши ожидания. Один из величайших подвигов веры — верить в то, что несколько лет, которые мы проживем на этой земле, подобны маленькому семечку, посаженному в плодородную почву: чтобы принести плод, это семя должно умереть. Часто мы видим или чувствуем только умирание, но урожай будет обильным, даже если не мы сами будем его собирать.
Как изменилась бы наша жизнь, если бы мы твердо знали, что каждый акт верности, каждый жест любви, каждое слово прощения, каждое проявление радости и мира будут умножаться и умножаться до тех пор, пока будут принимать их люди, и после того еще много останется!
Представь, что ты твердо уверен: твоя любовь к Робин, твоя доброта к друзьям, щедрость к бедным становятся маленькими горчичными зернышками, которые вырастут в сильные деревья, и многие птицы смогут свить гнезда на их ветвях! Представь, что в глубине сердца ты веришь, что твои улыбки и рукопожатия, объятия и поцелуи — лишь первые знаки охватившей весь мир общины любви и мира! Представь, что ты веришь: каждый жест любви отзовется любовью, которая разойдется новыми и новыми широкими кругами, — подобно камушку, брошенному в тихий пруд. Представь, представь... Сможешь ли ты тогда впадать в депрессию, гнев, обижаться или мстить? Сможешь ли ты тогда ненавидеть, уничтожать или убивать? Сможешь ли ты тогда терять надежду найти смысл твоего краткого земного существования?
Мы с тобой плясали бы от радости, если бы мы действительно верили, что мы, маленькие люди, избраны, благословлены и надломлены, чтобы стать хлебом, который размножится, когда его дадут людям. Мы с тобой больше не боялись бы смерти, но ждали бы ее как вершину нашего желания сделать себя даром для других. То, что мы так далеки от этого состояния ума и сердца, свидетельствует о том, что мы лишь новички в духовной жизни и не до конца приняли истину нашего призвания. Но будем благодарны за каждый проблеск истины, который нам удается постичь, и будем верить, что всегда есть еще, что увидеть... всегда.
Через какое-то время мы оба будем положены в могилу или кремированы. Дома, в которых мы живем, наверное, еще будут стоять, но в них будут жить другие люди, которые мало или ничего не будут знать о нас. Но я верю и надеюсь, что веришь и ты: наш короткий, легко предающийся забвению путь в этом мире будет продолжать дарить жизнь людям в разное время и в разных местах. Дух любви, однажды освободившись от наших смертных тел, будет веять там, где хочет, даже если лишь немногие ощутят его приход и уход.