Глава Русской православной церкви считает, что "было бы некорректно" простить соседей по дому, проигравших судебный иск о возмещении многомиллионного ущерба, нанесенного квартире патриарха в результате ремонта.
Так передал позицию патриарха Кирилла журналист Владимир Соловьев, в эфире радиостанции Вести FM в четверг рассказавший о своей встрече с главой РПЦ.
Сообщения о том, что суд постановил взыскать в пользу патриарха Кирилла 19 млн рублей ($648 тыс.) за то, что во время ремонта этажом ниже в его квартиру проникла пыль, вызвали большой резонанс в российской прессе и блогах.
Руководитель пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский подтвердил Би-би-си, что встреча патриарха Кирилла и журналиста Владимира Соловьева имела место и длилась больше часа, однако ее содержание подтвердить или опровергнуть он отказался, поскольку "это было не интервью, а частная беседа".
Глава РПЦ подтвердил в беседе с журналистом, что проигравший в суде ответчик – бывший министр здравоохранения России Юрий Шевченко, как сообщала пресса, купивший квартиру в "Доме на набережной" для своей дочери и четверых внуков. Сам Шевченко после ухода из правительства избрал карьеру православного священника, оставаясь при этом кардиохирургом.
Элитное жилье
"Дом на набережной" - один из самых дорогих жилых домов в Москве. Благодаря уникальной архитектуре и расположению через реку от Кремля цена квартир в нем достигает 2-3 млн долларов.
Владимир Гундяев (гражданское имя патриарха Кирилла) получил квартиру в этом доме в середине 90-х годов.
"Это даже не квартира, а пристройка на крыше жилой площадью 104 квадратных метра и общей площадью 140 метров", - сообщил Соловьев после своей встречи с патриархом Кириллом в его резиденции в Чистом переулке в Москве.
Как передал со слов патриарха Соловьев, жилплощадь - требовавшая серьезного ремонта - была предоставлена тогдашнему митрополиту в 1995 году решением президента Бориса Ельцина, по предложению вице-мэра Москвы Владимира Ресина, который не хотел, чтобы владыка Кирилл жил в "развалюхе" в Серебряном бору, "как его предшественники".
Сам Кирилл не жил в квартире ни одной недели, утверждает Соловьев, но перевез туда библиотеку отца – собирателя раритетных фолиантов.
В "Доме на набережной" прописаны и живут троюродные сестры патриарха Кирилла.
Частная жизнь
Между тем глава пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский считает, что глава РПЦ вообще не должен отвечать ни на какие вопросы, связанные с его частной жизнью.
"Представьте, если бы вас обступили со всех сторон и стали спрашивать, кто прописан в вашей квартире, сколько стоит, писали ли жалобы в ЖЭК, не залили ли вы соседа", - возмутился представитель Патриархии.
"Есть вещи, которые в порядочном обществе не обсуждаются. О чем вы говорите? Кому он должен объяснять? Это не патриарх хотел, чтобы это [содержание его беседы с Соловьевым] стало известно. Патриарх вообще никому ничего не должен в этой ситуации. А наоборот, все те, кто занимается клеветой, обсасыванием вопросов частной жизни – не общественной, не церковной, - это люди, которые потеряли всякое представление о том, что такое порядочность", - сказал Вигилянский в интервью Русской службе Би-би-си.
В ответ на вопрос Би-би-си о том, должны ли христианские идеалы на практике проявляться в частной жизни, Владимир Вигилянский заметил, что праведность и греховность – это тоже частное дело человека и его духовника.
"Мы не сидим и не подслушиваем, что на исповеди говорит тот или иной человек", - сказал представитель Московской патриархии, напомнив о праве любого человека, в том числе и патриарха, на соблюдение "privacy" - тайны частной жизни.
Мелкодисперсная пыль
В результате ремонта в квартире этажом ниже, принадлежащей экс-министру здравоохранения Юрию Шевченко, забились воздуховоды, и строительная мелкодисперсная пыль поднялась в квартиру выше. Находиться в этой "ядерной пыли" более, чем 10 минут, было невозможно, рассказал предстоятель церкви Соловьеву.
Он добавил, что решил не участвовать в разбирательстве, но посоветовал родственницам "действовать по закону" с привлечением соответствующих ведомств: ЖЭК, СЭС и т.п.
Иск о возмещении ущерба против соседей снизу подала сестра Кирилла.
Суд принял решение в пользу истцов и постановил взыскать с владельца нижней квартиры Юрия Шевченко
На вопрос Соловьева: "Почему нельзя просто простить?" Кирилл будто бы ответил: "Такой вариант всегда был, но это было некорректно".
Постаравшись максимально снизить сумму иска, патриарх согласился на одинарную очистку книг вместо двойной.
К тому же ситуацию осложнил продолжающийся внутрицерковный конфликт, связанный со священническим саном ответчика по иску экс-министра Юрия Шевченко. Он решил посвятить себя Церкви, однако его руковоположение прошло с некоторыми нарушениями, и сейчас - как передает со слов Кирилла журналист Соловьев - идет процесс по лишению Шевченко сана.
Встречаться с ним в это время для решения "бытовых вопросов" главе РПЦ было бы не корректно, заявил Соловьев в эфире Вестей FM.
Библиотека и благотворительность
По словам журналиста, многомиллионная сумма ущерба от пыли, утвержденная судом, объясняется тем, что реставрацию редких книг способен произвести "лишь один институт в России", он же и оценивал масштабы ущерба.
Бывший министр здравоохранения Шевченко выставил свою квартиру в "Доме на набережной" на продажу и за счет вырученных денег выплатит свой долг, заявил в эфире Владимир Соловьев.
При этом журналист отметил, что патриарх Кирилл отдаст "всю сумму" на благотворительность. Затем Соловьев добавил: "То есть часть пойдет на восстановление библиотеки, все остальное, до копейки, конечно, пойдет на благотворительность. Ни копейки денег ни патриарху, ни его семье не перейдет".
Осталось не ясным, как из взысканных по суду средств может остаться что-то на благотворительность, если сумма иска была рассчитана точно исходя из оценки работ по реставрации пострадавших книг.