Православные цитаты, афоризмы, истории

SAV

Новый участник
Двадцатое столетие закончилось, но итоги его еще не подведены.

Для нас, верующих, очень важно помнить и любить тех, кто в этом, наверное, не самом благочестивом веке поддерживал огонь христианской духовности и свидетельствовал миру о Христе не только и не столько словами или выступлениями в печати, сколько собственной жизнью.

Увы, большинство этих людей остаются малоизвестны даже верующим.

Одна из таких великих подвижниц, всю свою жизнь принесшая в дар Христу, была гречанка Гавриилия Папайянни, перешедшая в вечность в 1992 году.

Монашество она приняла уже в весьма почтенном возрасте, однако и до этого она нисколько не привязывалась к земному, жила как птица небесная, служа Богу и ближнему, не имея ни счета в банке, ни гарантированного дохода, а чаще всего и жилья, которое могла бы назвать своим.

Вот ссылка на краткий материал о ней:

http://www.samara.orthodoxy.ru/Smi/Npg/045_20.html

Если найду, где выложена посвященная ей книга "Подвиг любви", дам ссылку.
 

SAV

Новый участник
Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович)

Один из духовных гигантов ХХ века, Святитель Иоанн родился в царской России, однако революция, заставшая его юношей, вынудила всю его семью бежать за границу и вкусить горький хлеб эмиграции. С юных лет он вел очень строгую жизнь, даже невероятно строгую по меркам ХХ века. С детства отличался твердой верой в Бога, мечтал о монашестве, хотя по настоянию родителей и получил светское высшее образование (юридическое).

В Югославии он получил духовное образование, одновременно зарабатывая на жизнь продажей газет. Его духовное рвение обратило на себя внимание, и он был поставлен епископом Шанхая, где окормлял православных русских эмигрантов. В Шанхае его застала Вторая мировая война. Там он провел тяжкие годы японской оккупации, всеми силами облегчая страдания не только своей паствы, но и всех людей, обращавшихся к нему за помощью, независимо от национальности и вероисповедания.

Будучи строгим монахом, посвящая значительную часть своего времени молитве, он находил возможность заботиться о нуждах людей. Организовал сиротский приют, посещал больницы, где по его молитвам исцелились многие безнадежно больные. Всеми силами стремился укротить распри, вспыхивашие между православными разных юрисдикций.

После войны ему пришлось заботиться о спасении своей паствы в красном Китае, затем в лагере беженцев на Филиппинах. Благодаря его хлопотам русские эмигранты, жившие на Филиппинах в крайней бедности и в неопределенности, получили разрешение поселиться в США.

Сам Владыка Иоанн был направлен в Западную Европу, где отдал много сил восстановлению почитания древних западных святых.

Последние годы жизни провел в США, в Сан-Франциско, где был оклеветан недоброжелателями и отдан под суд (но был оправдан).

Повсюду, где бы он ни служил, Владыка Иоанн проявлял большую строгость к себе и огромное милосердие к людям, не делая различия по национальному признаку. Сохраняя верность святоотеческому православию, не отказывал в милосердии и людям другой веры. По молитвам его неоднократно совершались исцеления и другие чудеса. Причем исцелялись не только православные, но и другие люди, прибегавшие к нему в отчаянии.

Вот здесь можно прочитать немного больше о нем:

http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=6259

Этот подвижник пока мало известен в России, но и в Сербии, и в Европе, и в Америке о нем сохранилась добрая память.
 

SAV

Новый участник
Схиигумения Мария (Дохторова)

Схиигумения Мария
 

SAV

Новый участник
Схиигумения Мария (Дохторова)

Еще одна поразительная судьба, показывающая, что и в двадцатом веке возможна чистая и безкомпромиссная христианская жизнь:
http://www.hesychasm.ru/library/now/marie.htm

Схиигумения Мария (в миру Лидия Николаевна Дохторова, 1896-1978) - замечательная русская подвижница благочестия XX века, настоятельница монастыря преподобной Параскевы-Петки в Болгарии.
Необычной была ее судьба. Родилась она в Киеве в благочестивой дворянской семье, воспитывалась в традициях старой русской культуры. С раннего детства в ней было заметно стремление к духовной жизни, сила и благородство характера. Ее благочестивое настроение не изменилось в годы учебы в Московском университете, и еще тогда ее жизнь можно было назвать подвижнической.
После большевистского переворота она, как и многие русские люди, была вынуждена уехать из России, чтобы избавиться от гонений беззаконной власти. Много испытаний пришлось ей перенести в этот период жизни, который сама она называет в своих воспоминаниях "годами странничества". Во всех событиях ее жизни в это время можно видеть живой пример промыслительного Божия водительства.
Оказавшись в Сербии, она принимает монашество и в борьбе с искушениями возрастает духовно, на собственном опыте постигает духовную брань и становится способной научитъ этой борьбе и ближних.
В 1954 году вместе с духовно близкими ей русскими монахинями она пришла в заброшенный монастырь преподобной Параскевы-Петки близ Софии, и трудами сестер полуразрушенная обитель была восстановлена. Здесь схиигумения Мария подвизалась до своей блаженной кончины в 1978 году.
 

SAV

Новый участник
Святитель Николай (Велимирович)

Святитель Николай был епископом Сербской Церкви в трудное для нее время. Впрочем, было ли у нее легкое время? В частности, ему пришлось нести свое служение в годы Второй мировой войны. Святитель Николай был арестован немецко-фашистскими оккупантами и, вместе с патриархом Сербским Гавриилом, брошен в концлагерь Дахау. После войны ему пришлось покинуть родину из-за гонений безбожной власти. Он умер на чужбине.

Святитель Николай - автор целого ряда мудрых и поэтичных духовных книг. Он некоторое время прожил в России, где учился в Санкт-Петербургском университете, и очень полюбил нашу страну. Был лично знаком со святителем Иоанном (Максимовичем).

О жизни св. Николая можно подробнее прочитать здесь:
http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=3475
 

belayasvetu

Новый участник
Один из духовных гигантов ХХ века, Святитель Иоанн родился в царской России, однако революция, заставшая его юношей, вынудила всю его семью бежать за границу и вкусить горький хлеб эмиграции. С юных лет он вел очень строгую жизнь, даже невероятно строгую по меркам ХХ века. С детства отличался твердой верой в Бога, мечтал о монашестве, хотя по настоянию родителей и получил светское высшее образование (юридическое).

В Югославии он получил духовное образование, одновременно зарабатывая на жизнь продажей газет. Его духовное рвение обратило на себя внимание, и он был поставлен епископом Шанхая, где окормлял православных русских эмигрантов. В Шанхае его застала Вторая мировая война. Там он провел тяжкие годы японской оккупации, всеми силами облегчая страдания не только своей паствы, но и всех людей, обращавшихся к нему за помощью, независимо от национальности и вероисповедания.

Будучи строгим монахом, посвящая значительную часть своего времени молитве, он находил возможность заботиться о нуждах людей. Организовал сиротский приют, посещал больницы, где по его молитвам исцелились многие безнадежно больные. Всеми силами стремился укротить распри, вспыхивашие между православными разных юрисдикций.

После войны ему пришлось заботиться о спасении своей паствы в красном Китае, затем в лагере беженцев на Филиппинах. Благодаря его хлопотам русские эмигранты, жившие на Филиппинах в крайней бедности и в неопределенности, получили разрешение поселиться в США.

Сам Владыка Иоанн был направлен в Западную Европу, где отдал много сил восстановлению почитания древних западных святых.

Последние годы жизни провел в США, в Сан-Франциско, где был оклеветан недоброжелателями и отдан под суд (но был оправдан).

Повсюду, где бы он ни служил, Владыка Иоанн проявлял большую строгость к себе и огромное милосердие к людям, не делая различия по национальному признаку. Сохраняя верность святоотеческому православию, не отказывал в милосердии и людям другой веры. По молитвам его неоднократно совершались исцеления и другие чудеса. Причем исцелялись не только православные, но и другие люди, прибегавшие к нему в отчаянии.

Вот здесь можно прочитать немного больше о нем:

http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=6259

Этот подвижник пока мало известен в России, но и в Сербии, и в Европе, и в Америке о нем сохранилась добрая память.

Я читаю сейчас книгу, составленную из его обращений по радио ВВС к жителям СССР, изданную в New York в 1965 году. Досталась в наследство.
 

tenderfriend

Новый участник
Кто из Святых Отцов сможет наиболее нам помочь?

Пока ещё не встретил в Православных источниках описания жития кого-нибудь из Святых Отцов, кто сумел преодолеть сам и помогал другим избавиться от однополой страсти.
Нашел пока нравоучения Епископа Варнавы, на которые даю Вам ссылку:
http://www.tropinka.orthodoxy.ru/zal/greh_str/blud.htm.
Ох, нелегко есть и будет нам, воплощающим искажение здравого Высшего Смысла - Замысла Творца - Его плана развития мира, нам, дерзающим до сих пор грешить против Святаго Духа...
 

SAV

Новый участник
Преподобномученица Мария Гатчинская

Она родилась в 1874 г., уже в юности её приковал к постели тяжкий недуг. Она не могла пошевельнуть ни рукой, ни ногой, могла только говорить. Болезнь поразила тело, но не затронула ум и не ослабила дух святой. Лидия (так в миру звали Марию) проявляла бесконечное смирение и терпение, непрестанно молилась. За это Бог дал ей дар утешения.

К безнадёжно больной женщине приходили люди, чтобы получить утешение в скорбях, и она щедро его им давала. В 1922 году приняла монашество. В 1932 году была арестована за веру, брошена в сталинские застенки, где и умерла.

Вот небольшой материал о жизни св. Марии Гатчинской:

http://history-gatchina.ru/article/mariagat.htm
 

SAV

Новый участник
Наткнулся в ютюбе на выступление православной американки о том, чем объясняют свой выбор западные мужчины, принявшие православную веру. Показалось любопытным в контексте нашей темы. Там пять частей:

http://www.youtube.com/watch?v=KvaR9tj83iI
http://www.youtube.com/watch?v=pNBtkWPAsbs&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=vjYrBc1LzWI&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=UwmTWdjPGsk&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=o3kHNlPSnAM&feature=related

К сожалению, только на английском языке.
 

SAV

Новый участник
Недавно в храме у статуи мученицы Параскевы увидел табличку, со словами обращенного к ней тропаря:

"Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, / мужескую крепость приимши, / женскую же немощь отвергши, / диавола победи и мучитиля посрами, / вопиющи и глаголющи: / приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, / аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему. / Тоя молитвами, Христе Боже, / спаси души наша."


По понятным причинам, мое внимание привлекли слова "мужескую крепость приимши, женскую же немощь отвергши". Они лишний раз напомнили мне, что наша вера учит нас быть мужественными. Даже в женщине, Церковь воспевает мужество и твердость в борьбе с грехом и диаволом. Тем более это важно для мужчин. Я, как преодолевающий, вижу в этих словах сжатую программу действий для себя.
 

SAV

Новый участник
"Смирение - есть единственное состояние духа, чрез которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму - мир, помыслам - немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение дает уму его первоначальную чистоту. Он ясно начинает видеть различие добра и зла во всем, а в себе всякому своему состоянию и движению душевному знает имя, как первозданный Адам нарекал имена животным по тем свойствам, которые усматривал у них. Смирением полагается печать безмолвия на все, что есть в человеке человеческого, и дух человека в этом безмолвии, предстоя Господу в молитве, внемлет Его вещаниям... До ощущения сердцем смирения не может быть чистой, духовной молитвы. "

Игумения Арсения (Себрякова)
Взято с сайта http://www.krotov.info/history/19/1890_10_2/arsenia2.html
 

SAV

Новый участник
"Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, - это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они. И будет ли время, чтоб для этого меча не оставалось больше дела в нашем сердце? Нет, для него всегда будет дело, нет конца духовному очищению, и во всяком сердце найдется та частица нечистоты, которую нужно очищать. Я признаю в себе явным признаком нерадения, когда перестает болеть и бороться мое сердце, - это признак сильного помрачения. Когда же разгоняется этот мрак словом Божиим, то сердце болит, а без болезни просвещение души невозможно - это будет мечтательность."

Игумения Арсения (Себрякова)

С сайта http://www.krotov.info/history/19/1890_10_2/arsenia2.html
 

SAV

Новый участник
Св. Григорий Богослов о мужчинах и женщинах

Почему то, что не позволено женщине, позволено мужчине, так что женщина, оскверняющая ложе мужа, прелюбодействует и подвергается за это тяжкому наказанию по законам, а мужчина, неверный своей жене, остается безнаказанным? Не принимаю такого законодательства, не одобряю этот обычай. Мужчины были законодателями, потому и законодательство против женщин, потому и детей отдали во власть отцов, а слабый пол оставлен в пренебрежении. У Бога не так, но: чти отца твоего и матерь твою... Смотрите, как равно законоположение. Один Творец у мужчины и женщины, одна персть - оба они, один образ; один для них закон, одна у них смерть, одно воскресение. Мы рождаемся от мужчины и женщины; один долг детей по отношению к обоим родителям... Если думаешь о худшем, то согрешила женщина, но также и Адам: обоих прельстил змий, ни та не оказалась слабее, ни этот сильнее. Но подумай о лучшем: обоих спасает Христос Своими страданиями. Ради мужчины стал Он плотью? Но также и ради женщины. Ради мужчины умер? Но и женщина смертью Его спасена. От семени Давидова Он называется, чем, может быть, думаешь, почтен мужчина? Но и от Девы рождается - это уже о женщинах! И будут, говорит, двое одна плоть, а одна плоть пусть обладает одинаковым достоинством. Павел же и примером законополагает целомудрие. Как и каким образом? Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Хорошо жене почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу не бесчестить Церковь в лице жены. Жена, говорит, да боится мужа, так же, как и Христа. Но и муж пусть почтительно обращается с женой, как Христос с Церковью.
 

NNik

Новый участник
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Св. Петр с каким воодушевлением уверял, что не отвергнется Господа; а когда дошло до дела, отрекся от Него, и еще трижды. Такова немощь наша! Не самонадеянничай же, и, вступая в среду врагов, на Господа возложи все упование преодолеть их. На то и попущено было такое падение и столь высокому лицу, чтоб после того никто уже не дерзал сам собою исправить что доброе или преодолеть какого врага, внутреннего или внешнего. Однако, уповать на Господа уповай, но и своих рук не опускай. Помощь от Господа приходит на наши усилия и, соединяясь с ними, делает их мощными. Не будь этих усилий, не на что низойти помощи Божией, она и не низойдет. Но опять, будь в тебе самонадеянность и, следовательно, отсутствие потребности помощи и искания ее, - она опять не низойдет. Как ей низойти туда, где она считается излишнею?! И принять ее в таком случае не чем. Принимается она сердцем. Сердце же отверзается для приятия чувством потребности. Так то и другое нужно. Боже, помоги! но и сам ты не лежи.
 

SAV

Новый участник
[FONT='Calibri','sans-serif']"Есть религиозность, тесно спутанная с эмоциями эстетическими, сентиментальными, страстными, легко уживающаяся с эгоизмом, тщеславием, чувственностью. Люди этого типа ищут похвалы и хорошего мнения о них духовника, исповедь их очень трудна, так как они приходят на исповедь, чтобы пожаловаться на других, поплакать, они полны собой, легко обвиняют других. Недоброкачественность их религиозной экзальтации лучше всего доказывается легким переходом к раздражительности и злобе. Люди этого типа дальше от возможности настоящего покаяния, чем самые закоренелые грешники."[/FONT]
[FONT='Calibri','sans-serif'][/FONT]
[FONT='Calibri','sans-serif']Священник Александр (Ельчанинов)[/FONT]
 

SAV

Новый участник
Нормальный план нашей души.
1) Таинственная, внутренняя, неведомая нам жизнь духа — настоящая гарантия нашего спасения, то, что от св. Крещения. от таинств, от дыхания Духа Святого в нас.
2) Облако псевдо-добродетелей, изуродованных, объеденных, как кислотой, тщеславием: наши будто бы добрые дела. наша будто бы молитва, наша правдивость, прямота; это облако закрывает нам истинную жалкую картину нашей души и мешает покаянию.
3) Тучи действительных грехов, о которых мы не помним, которые себе с легкостью прощаем: ежеминутное осуждение, насмешки, пренебрежение, холодность, злоба.
4) Наконец, подо всем этим — глубокие, старые пласты, сливающиеся с родовыми и общечеловеческими, — основные, глубокие грехи, от которых, как смрадные испарения, поднимаются богохульные мысли, побуждения, всякая нечистота, чудовищные извращения...

Священник Александр (Ельчанинов)
 

belayasvetu

Новый участник
Порою, когда стою в храме, душу охватывает ощущение присутствия Божия. Тогда уже не иконы окружают меня, но сами святые. Сошедшиеся на службу, они наполнили храм и отовсюду испытующе глядят па меня. Незачем отводить глаза от их ликов, прятаться в темном уголке церкви, - угодники Божий смотрят не на лицо мое, а только на сердце, - а куда спрятаться сердцу моему? Так и стою я в рубище беспомощности и недостоинства своего пред их всевидящими очами.
Скверные мысли мои, страшась святых взоров, куда-то скрываются и перестают терзать меня. Сердце, воспламеняясь чувством собственной порочности, разгорается огнем сокрушения, тело как бы цепенеет, и я во всем существе своем, в самых кончиках пальцев, начинаю ощущать свое недостоинство и неправду.
Если б вы знали, как нас любит Господь! О.Василий (Росляков)
 

SAV

Новый участник
Старец Паисий Святогорец сказал: "Добрый христианин любит сначала Бога, а потом и человека. Избыточествующая любовь изливается и на животных, и на природу". То, что мы, современные люди, разрушаем окружающую среду, показывает, что мы не имеем избытка любви. Может быть, мы имеем любовь хотя бы к Богу? К сожалению, нет. Это показывает сама наша жизнь.
 

Василий

Участник
Я помнил почти всё: как я вынул в автосервисе свои права и свидетельство о регистрации машины из обложки для документов, как отдал их мастеру, как он их вернул мне, как я их положил в карман, как через сорок минут в кафе я снова вставил вынутые документы в обложку. Единственное, чего не помнил, – куда точно положил после этого документы – то ли в карман куртки, то ли в сумку.

Поздно вечером, когда я приехал на дачу, документов ни в сумке, ни в одежде я не обнаружил. С утра всё снова было проверено с тем же результатом (каждое отделение сумки было не просто осмотрено – прощупано).

Днем я еще надеялся, что, может быть, в каком-то угаре вынул документы и куда-то их положил, и сейчас позвонит моя жена и сообщит мне о своей находке. Увы, этого не произошло.
На работе был полный аврал. Я даже не мог представить, когда смогу отпроситься, чтобы восстановить документы. Меня охватила тоска – целая череда мелких неприятностей закончилась жирной точкой (но ведь кроме мелких были еще и крупные).

Мой приятель, с которым я поделился случившимся, пытался меня успокоить и напомнил, что в таких случаях за помощью часто обращаются к Иоанну Воину.

И тут я не выдержал:
– Да, а когда зубы болят – к святому Антипе. Ну подумай, какой Иоанн Воин?! Человек жил в четвертом веке при Юлиане Отступнике, был римским легионером, даже принимал участие в гонениях на христиан. Ну что за бабушкино богословие? Был бы он хотя бы римским Шерлоком Холмсом, что ли!

Приятель не сдавался:
– Что хочешь можешь думать, но он помогает. И это реальный опыт тысяч людей. Его же посадили в тюрьму за помощь христианам и выпустили после смерти Юлиана, и оставшуюся жизнь он посвятил помощи людям. К тому же он – воин. А любой воин знает, к чему может привести потеря важной вещи на поле боя. Ведь ты сам увлекаешься военной историей?

– Ну, увлекаюсь, – неуверенно ответил я.

– Помнишь, ты сам мне рассказывал о таком феномене – я забыл, как он точно называется. Когда разведчик слишком долго наблюдает за передним краем противника, он перестает замечать на нем изменения, которые создает противник. Поэтому часто наблюдения одного разведчика проверяет другой.

– Это называется «замыленный глаз».

– Точно! – обрадовался мой приятель.

– Увы, я сам прекрасно знаю, что бывают «психологически невидимые предметы». Но по всей видимости, документы были или в сумке, которую я не просто осмотрел – прощупал всю, или в куртке…

– Из куртки они могли выпасть. И кто-то мог их найти. Поэтому есть вероятность, что тебе позвонят.

– Выпасть они не могли – свои карманы я знаю. Их могли только украсть. Денег там не было, а документы представляют ценность. Так что укравший естественно захочет получить хоть что-то из своего воровства. Так что реальность утешительного звонка стремительно приближается к нулю.

– Ну, ты всё-таки попробуй, – не отставал приятель.

– Ладно, спасибо за реальное сочувствие. Просто, когда ты посоветовал помолиться Иоанну Воину, меня просто взбесила эта «православная технология», за которой прячется очень часто равнодушие. Всё-таки тяжело оставаться в совершенном одиночестве со своими проблемами. Так что, по-настоящему спасибо.

В этот же день мне пришлось ехать по работе на Якиманку. До нужного мне офиса на Якиманке было семь минут пешком от метро «Октябрьская». Я надеялся преодолеть этот путь минуты за четыре. Но в самом начале пути передо мной оказалась церковь. Я ее знал – церковь Иоанна Воина на Якиманке. Когда название этого храма прозвучало в моей голове, все разговоры о документах пронеслись передо мной. Моментально принял решение зайти. Службы в храме не было. Я подошел к иконе Иоанна Воина и помолился, вернее, возопил о помощи.

Когда вышел из церкви, мне стало легче. Я как-то смирился с потерей документов. Вечером на даче снова проверил все возможные места – их не было. То же самое повторил утром – тот же результат.

Уже на платформе я снова помолился Иоанну Воину, поблагодарил за помощь – так как психологическое облегчение было очевидно, и уже начал выстраивать технологию по восстановлению документов. Потом открыл сумку, чтобы достать книгу. В ее кармане, который я не просто осматривал, а тщательно прощупывал… лежали все документы.

---------------------------------------------------------------------
Замыленный глаз. Василий Пичугин. Источник: http://www.naslednick.ru/archive/rubric/rubric_1838.html
 
Сверху