Потребности души?

N

Natasha

Guest
Хотелось-бы услышать мнение священника на вот эту цитату:
Не мне Вам объяснять, что душа в земном мире живёт только с телом. А значит все жизненные потребности тела нужны для существования души в нём.И душевных потребностей может быть бесконечно много для комфортной жизни в теле. Да, одеваемся, спим, кушаем и всё другое - для тела, но если одеваем любимую одежду, кушаем любимые блюда, слушаем любимую музыку,проводим время с любимым человеком,то это уже для души! В душе всё это откликается радостным восторгом и благодарностью за понимание.:)
Ну и собственно вопрос - относить-ли все, что приносит нам восторг к потребностям души?
 

о.Александр

Новый участник
Хотелось-бы услышать мнение священника на вот эту цитату:
Не мне Вам объяснять, что душа в земном мире живёт только с телом. А значит все жизненные потребности тела нужны для существования души в нём.И душевных потребностей может быть бесконечно много для комфортной жизни в теле. Да, одеваемся, спим, кушаем и всё другое - для тела, но если одеваем любимую одежду, кушаем любимые блюда, слушаем любимую музыку,проводим время с любимым человеком,то это уже для души! В душе всё это откликается радостным восторгом и благодарностью за понимание.:)
Ну и собственно вопрос - относить-ли все, что приносит нам восторг к потребностям души?

На данный момент мы имеем только опыт существования нашей души совокупно с нашим телом, а посему не могут быть расставлены все границы и рассортировано на кучки, что есть чисто телесного, а что-духовного. Человек - не есть нечто статично замершее подобно каменной статуи, а есть открытая система подверженная воздействиям извне и имеющая постоянно текущие внутренние процессы.

Традиционно деление потребностей, влечений, эмоций на "высшие и низшие". То, что напрямую связано с телесными потребностями и инстинктами (питание, половой инстинкт, самосохранение и пр.) относят к низшим, а то, что отличает человека от животного (интеллект, свобода вариативности поступков и поведения, переживание этические и эстетические, религиозные переживания) относят к высшим, наиболее связанными с душой переживаниями человека.

Думается, что связка "телесное-душевное" весьма пластична: и чисто телесные потребности могут быть "окрашены" эмоциональными переживаниями, личностными ценностями. Например, собственная сексуальность может восприниматься человеком как "фонтан наслаждений", как "одно из проявлений любви к любимому", а может -как "грязное и низменное". Т.е. душа обряжает в одежды ценностей, культуры, воспитания телесные позывы человека. Ценности порой настолько доминируют в человеке, что личность предпочитает скорее смерть, чем удовлетворение телесных потребностей. Например, мученики за веру или тот ученый в блокадном Ленинграде, который предпочел голодную смерть чем съесть коллекцию элитных сортов клубней картофеля, что хранились у него на кафедре.
А бывает, что сильный зов телесного ломает иерархию личностных ценностей и принципов человека. Когда, к примеру, мучимые сильным голодом или лишением сна, наступали на горло своим высшим проявлениям и начинали предавать, участвовать в убийствах и т.п.

-------------------------------------------------------------
Касательно вашего вопроса: относить-ли все, что приносит нам восторг к потребностям души?

Все, что приносит нам восторг, т.е. эмоционально окрашено, вызывает отклик в душе человека. И в религии есть понятие "истинных и ложных потребностей души". Искание Истины и общение с Богом, размышление о смысле существования, желание любить и быть любимым, вИдение и стремление к красоте, творчество считаются связанными с природой бессмертной души и теми "настоящими" потребностями души, которые служат к ее возрастанию и развитию.
А есть "ложные потребности", неправильные ориентиры, заставляющие душу, стремящуюся их реализовать страдать, мучиться и разрушаться. Желание власти и порабощения других, алчность и жадность, эгоизм и т.п. Такие переживания могут вызывать восторг человека в определенные этапы порабощения ими, но истинными потребностями не являются.

А бывает, идет человек по жизни и нечто вызвало его восторг, и тут же угасло и в душе не закрепилось. И не скажешь, что данный восторг потребность души.
 
Сверху