Для новоприбывающих. Геносоциограмма как метод самоанализа.

Step

Сочинитель
Команда форума
Новичкам и не только. С чего можно начинать работу. К примеру, с построения геносоциограммы.



Геносоциограмма — генеалогическое древо с его значимыми фактами, важными событиями жизни и графически представленными эмоциональными связями.

Как правило, она начинает составляться с человека, который её делает. Затем идёт по прямым предкам.
Обычно предлагается использовать следующие вопросы:
1. Возраст на настоящий момент всех членов семьи.
2. Даты рождения и смерти, возраст и диагноз умерших родственников.
3. Даты заключения браков, продолжительность браков. Возраст детей на время прерывания отношений (разводов).
4. Мифы и легенды семьи, а также связанные с причиной смерти некоторых родственников.
5. Разница в возрасте между супругами.
6. Смена фамилии, имени.
7. Количество детей в семьях.
8. Аборты, выкидыши.
9. Профессии.
10. Болезни, алкоголизм, наркомания.
11. Заключение в места лишения свободы (тюрьмы, исправительные колонии).
12. Суициды, изнасилования, насильственная смерть, физические увечья.
13. Дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи.
14. Эмиграция, ссылка.
15. Инцесты (первого типа - запрещенные связи между кровными родственниками, Второго типа - между людьми, которые стали родственниками в результате брака).

Примерный шаблон (хотя в принципе можно воспользоваться обычным листом А4 и карандашом):


Примеры условных обозначений (разумеется, это только примеры :) главное, чтобы обозначения были удобны и наглядны: стрелочки, подписи и т.д.):


Важно помнить, что на геносоциограмме нужно отразить не только фактические данные, но и эмоциональную сторону отношений в семье. Выделить те ключевые события, которые так или иначе могли повлиять на жизнь дальних и ближайших предков.

Приведу выдержку из материала по ссылке: http://www.transactional-analysis.ru/script/117-poslania
(а вообще рекомендую ознакомиться с ним полностью, хотя бы просмотреть; там в том числе говорится и о методах проработки)


Проблемы и ресурсы рода

Наша судьба зависит также и от наших предков, от событий и традиций нашего рода. Знание о жизни предшествующих поколений дает нам ресурс, источник самореализации. И наоборот, чем больше тайн окружает семейную историю, чем больше замалчиваются какие-то события, тем больше вероятность, что это будет отрицательно влиять на будущие поколения. Чем сильнее стараются вычеркнуть из памяти рода какую-то личность, тем вероятнее, что ее судьбу может "повторить" кто-то из потомков.

Причина такого влияния не до конца ясна. Есть много разных объяснений - от материалистических до мистических. Одна из лучших моделей опирается на понятие группового бессознательного. Семья или род (как группа) обладает собственными сознанием и бессознательным, которые определенным образом функционируют. Семейная и родовая информация передается по разным каналам (в том числе и с помощью прямой коммуникации) из поколения в поколение.

Каждое событие, происходящее в семье или в роду, переживается по-разному. Об одних событиях рассказывают открыто, такие события превращаются в семейные истории. Другие события замалчиваются: о них слишком страшно говорить (например, трагическая или ранняя смерть), или стыдно вспоминать (как об измене, предательстве, нарушении человеческих норм или устоев рода), или они связаны со слишком большой несправедливостью. События, о которых молчат, превращаются в семейные тайны. Первые события становятся достоянием группового (родового) сознания, вторые - группового бессознательного.

Чем больше информация "изгоняется" из группового сознания, тем больше шансов, что она окажется в групповом бессознательном, и ее влияние на жизнь рода будет более сложным и непредсказуемым. Но так как групповое бессознательное является общим для всей группы, то вытесненная информация проявляется или дает о себе знать порой в самых неожиданных местах и формах. Потомкам порой приходится искупать вину членов семьи или "проклятие рода". Часто у кого-то из потомков происходят события, подобные тем, которые происходили с кем-то из предков: неосознанные семейные повторения и синдром годовщины.

Из поколения в поколение могут передаваться последствия коллективных травм, непроработанный траур, невысказанные чувства и невыплаканные слезы. Об этом пишут многие авторы - Р. Кукиер, Я. Наор, П. Ф. Келлерман, А. А. Шутценбергер в рамках трансгенерационного подхода.
 

Indigo

Участник
Команда форума
Мне кажется это лишнее. Вся ближайшая исторя России и ее сателлитов представляет собой сплошной надрыв и стресс, поэтому в любой семье найдется историй и эпизодов на вагон и маленькую тележку.
В последнем журнале Майнд заметка:
Последствия стресса могут передаваться через поколения

New research shows that these effects may persist in their children and even their grandchildren.

Новые исследования показывают что последствия могут проявляться у детей и внуков. Ну а какая жизнь была у бабушек и дедушек - мы и так знаем. Их напугали достаточно не только для внуков...
 

Step

Сочинитель
Команда форума
Мне кажется это лишнее. Вся ближайшая исторя России и ее сателлитов представляет собой сплошной надрыв и стресс, поэтому в любой семье найдется историй и эпизодов на вагон и маленькую тележку.

Найдётся. Но не у всех они будут одинаковыми, и не у всех они развивались по одним и тем же сценариям. Потому и влияние этих факторов на человека в каждом конкретном случае нужно рассматривать отдельно.

Такая техника проста, она не требует особых эмоциональных затрат, это не медитация какая-нибудь :) Она, скорее, позволяет систематизировать то, что уже есть "в наличии", что известно человеку. К тому же: по такой схеме можно проследить эмоциональную историю и других членов семьи, в том числе и отца, и матери, что позволит гораздо лучше понять их жизненные мотивы и приоритеты, взглянуть на всё "с их точки зрения" (с определённой долей вероятности).
 
Последнее редактирование:

Valerievna

Модератор
Команда форума
Однажды вернулась я с расстановок по Хеллингеру и решила, что мало знаю о семье.
И сели мы с родителями, и по косточком, кто сколько знает, создали такое генеалогическое древо.
Конечно, оно у нас уже было, в школе же задавали, но теперь это было более осознанно.
Какие плюсы: я узнала и стала лучше понимать, из чего мои родители стали такими, какие есть.
И, главное, за время таких общих разборов и воспоминаний мы очень сблизились.
И это я считаю главным!
Ведь восстанавливать события человеку лет 20 самому сложновато...


Так что я, в отличие от Индиго, считаю это полезным.
 

Indigo

Участник
Команда форума
Я просто не любитель гештальт-терапии. Но это ясно: каждому нравится и не нравится что-то свое.

Это цитата из статьи по ссылке:

В другой игре, основанной на "реконструкции рода", протагонист (Василий, 21 год) жаловался, что не чувствует связи с отцовской частью рода. Отец Василия умер в 42 года, его младший брат - в 23 года (Василий был тогда маленьким мальчиком, но хранит очень теплую память о нем), а две сестры отца умерли в раннем детстве. Когда система рода была выстроена с помощью пустых стульев, я повернул стул протагониста спиной к ним (я обычно так делаю) со словами: "То было твое прошлое, а теперь давай посмотрим в будущее. Там тоже много людей, твоих будущих детей, внуков, других потомков". На это Вася ответил мне: "Я вижу только ближайшее поколение, а дальше - пустота". "Ничего, - ответил я, - давай снова повернемся к твоим предкам и пообщаемся с ними. Может быть, что-то изменится. Кого бы ты хотел увидеть на этих стульях?" Василий посадил на пустые стулья отца, его брата и бабушку (маму отца). Были слезы печали и слезы радости. Были полные искренности пожелания, было свидание с образами дорогих людей, которых уже нет в живых. После разговора, когда мы снова повернулись в будущее, Василий воскликнул: "Боже! Сейчас я вижу впереди толпы людей! Раньше их не было, а сейчас я их вижу!".

"Первое, что я там увидел, был некто, сидевший и разговаривавший с
пустым стулом. Я подумал:"Ууухх! Я был прав. Они действительно сумасшедшие".
И там был к тому же еще тот, другой псих, советовавший первому, что говорить
пустому стулу! Потом я забеспокоился, потому что все остальные в комнате
тоже смотрели на пустой стул, как будто он отвечал! Терапевт спросил:"И что
он говорит?" Так что я тоже посмотрел на стул. Потом мне объяснили, что эта
комната была полна психотерапевтами, так что все о'кей." :)

Ричард Бендлер. Используйте свой мозг для изменений
 

Indigo

Участник
Команда форума
А это просто вспомнилось:

Когда мы говорим о самопознании, о том, чтобы понять, прозреть, каковы мы есть, мы чаще всего стремимся докопаться до всего, что для нас есть плохого, неладного. По моей привычке говорить примерами, мне такой подход напоминает нечто, увиденное в один прекрасный весенний день много лет назад. Воздух был чистый, небо голубое, деревья были в цвету, птицы пели; и я увидел, как в маленьком дворике перед приходским домом одна старушка нырнула с головой в помойный жбан, разыскивая обрывки бумажек, потому что она помирала от любопытства, что приходит в этот дом и что из него выходит. Для меня это действительно картина того, как множество людей старается докопаться до знания самих себя: это попытка с головой нырнуть в зловонный скарб, который накопился за долгую жизнь, тогда как кругом весна, кругом красота, кругом свет. И мне кажется, что это в огромной мере поощряется многими духовными писателями, духовенством и общим подходом верующих, которые считают своим долгом непрерывно охотиться за злом, за грехом, чтобы найти, что есть неправильного, и его исправить. Я не думаю, что такой подход может принести какие-то плоды или пользу.

Я вам дам другой пример. Если бы нам подарили древнюю картину или икону, поврежденную временем, обстоятельствами, небрежностью или злой волей людей, мы могли бы отнестись к ней двояко. Либо, разглядев всё, что в ней испорчено, плакаться об этом; и тогда это единственное, что мы можем сделать. Либо мы можем всмотреться в то, что осталось от первоначальной красоты изображения; и вглядевшись очень долго, очень внимательно, вобрав в себя всю красоту, какую мы можем в ней прозреть, если только мы способны на такой труд, отождествившись с этой красотой, мы могли бы начать восстанавливать то, что разрушено, как бы распространяя на поврежденные части ту красоту, которая всё еще есть.

Антоний Сурожский, Как жить с самим собой
 
Последнее редактирование:

Indigo

Участник
Команда форума
К тому же: по такой схеме можно проследить эмоциональную историю и других членов семьи, в том числе и отца, и матери, что позволит гораздо лучше понять их жизненные мотивы и приоритеты, взглянуть на всё "с их точки зрения" (с определённой долей вероятности).

Меня такое знание привело к мысли" как все запущено. Гораздо больше чем я думал". Да, вне сомнения, это помогает понять, почему они вели себя так, но исправлять придется самому. Аналогия: некто разбил любимую вазу, потому что у него было дурное настроение и важные причины для него. Мы его, даже простим, и поймем.
Но ваза-то была моя! И склеивать ее мне.

Мне кажется, что важнее чем исторические моменты, общий фон отношений в семье, научение: то, что происходит изо дня в день.
Я пришел к выводу, что не нужно копаться в прошлом: на самом деле, модель отношений с родителями остается той-же и когда дети вырастают. И родители те-же. С теми-же тараканами.
И если есть наблюдательность, то все можно увидеть и так, прямо сейчас.

Тем более, что на "тематического" возложена именно роль терапевта:
Для меня все очевиднее становится факт, что патология отдельных людей, физическая или психологическая, чаще всего является попыткой изменить свою семью.

Они с младенчества всосали ощущение, что лояльность к своей семье — вопрос жизни или смерти. Не будешь лоялен к своей семье — тебя не будут кормить. Если кусаешь грудь — умрешь от голода. Позже эта установка становится не такой заметной, но очень прочно укоренившейся. Лояльность к семье придает достоверность твоему существованию: ты есть семья, ее персонификация. Отречься от семьи — отречься от своей личности, своего тела. Чтобы сражаться против семьи, нужно встать на какую-то иную основу, вне семейного мира, а это невозможно.

Отсюда следует вывод: если у тебя развивается психоз или невроз, он представляет собой скрытую попытку помочь своей семье измениться. Ты становишься семейным привидением, мессией, терапевтом, помогающим семье исполнить свое предназначение. Конечно, в этом случае члены семьи становятся твоими противниками, потому что они про себя уже решили, что это — предательство их надежд.

Витакер
 
Последнее редактирование:

SerSerg

Guest
А на форуме где-то уже обсуждалась тема генеологии? Я вообще уже давно занимаюсь историей своего рода, но никогда не думал, что это может как-то помочь.
Это вообще очень интересно. Особенно, когда начинаешь осознавать, через сколько всего нашим дедкам и бабкам пришлось пройти, чтоб мы сейчас жили и радовались жизни. Очень грустно думать о себе, как о последнем представителе рода.
 

Step

Сочинитель
Команда форума
А на форуме где-то уже обсуждалась тема генеологии? Я вообще уже давно занимаюсь историей своего рода, но никогда не думал, что это может как-то помочь.

Мне кажется, что важнее чем исторические моменты, общий фон отношений в семье, научение: то, что происходит изо дня в день.
Я пришел к выводу, что не нужно копаться в прошлом: на самом деле, модель отношений с родителями остается той-же и когда дети вырастают. И родители те-же. С теми-же тараканами.
И если есть наблюдательность, то все можно увидеть и так, прямо сейчас.

Согласен. Семья, по сути, предлагает нам общий фон, контекст, в котором мы воспитываемся. И это очень сильно определяет нас, то, какими мы вырастаем.

Вот в теме про гипноз обсуждались "трансы", в которых может пребывать личность. Тогда можно говорить и о семейных трансах. Заходишь в дом родителей - и как будто что-то переключается в тебе. Геносоциограмма же даёт возможность посмотреть со стороны на механизм формирования семейного эмоционального фона, отстраниться от него, обрести почву под ногами для самоосознания. Я думаю, это актуально для тех, кто в родительской семье чувствует себя не совсем комфортно, скованно, зажато.

Я просто не любитель гештальт-терапии. Но это ясно: каждому нравится и не нравится что-то свое.

Сама по себе геносоциограмма - метод диагностики (и самодиагностики), который может применяться в рамках различных подходов. Она не предлагает решение, она выводит на поверхность то, что ощущается, но не осознаётся. Она может помочь укрепить состояние ясности, а это, как мне думается, важно.

Со стульями - это не ко мне :) Мне, к примеру, ближе техники, завязанные на работе с образами и символами. Верно сказано: ищем "своё".
 
Последнее редактирование:

Василий

Участник
Год назад не помню с чего и почему решился заняться историей семьи, составлением генеалогического древа, оцифровкой старых фотографий.
Правильно сказала Валерьевна, в процессе становишься ближе с родными, да и много интересного можно узнать :)
Из компьютерных программ могу посоветовать Family Tree Builder http://www.myheritage.com/FP/Company/family-tree-builder.php?lang=RU
Из всех опробованных она показалось наиболее понятной, "красивой", функциональной. Она условно-бесплатная, то есть основные функции в ней доступны всем (можно к карточке каждого члена семьи прикрепить фото, видео, аудио; существует онлайн версия программы, то есть вы можете дать ссылку родственнику на ваше генеалогическое древо; программа сообщит о ближайших днях рождениях и т.д.)

А по поводу самой геносоциограммы, как метода самодиагностики, сложно что-то сказать. Ведь многие отрицательные моменты родные не захотят вспоминать, обойдут в разговоре. Я даже не представляю, как бы у родителей/родных спрашивал такие вещи:
1. Возраст на настоящий момент всех членов семьи.
2. Даты рождения и смерти, возраст и диагноз умерших родственников.
3. Даты заключения браков, продолжительность браков. Возраст детей на время прерывания отношений (разводов).
4. Мифы и легенды семьи, а также связанные с причиной смерти некоторых родственников.
5. Разница в возрасте между супругами.
6. Смена фамилии, имени.
7. Количество детей в семьях.
8. Аборты, выкидыши.
9. Профессии.
10. Болезни, алкоголизм, наркомания.
11. Заключение в места лишения свободы (тюрьмы, исправительные колонии).
12. Суициды, изнасилования, насильственная смерть, физические увечья.
13. Дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи.
14. Эмиграция, ссылка.
15. Инцесты (первого типа - запрещенные связи между кровными родственниками, Второго типа - между людьми, которые стали родственниками в результате брака).
 

Step

Сочинитель
Команда форума
А по поводу самой геносоциограммы, как метода самодиагностики, сложно что-то сказать. Ведь многие отрицательные моменты родные не захотят вспоминать, обойдут в разговоре. Я даже не представляю, как бы у родителей/родных спрашивал такие вещи

А ничего выспрашивать и не надо, как правило :) Достаточно просто попросить рассказать про кого-то из родственников и "включить ухи на все 100%", внимательно слушать. Список вопросов - это шаблон, максимально расширенный для удобства.

Официозных опросов лучше не устраивать :) В нашем случае важно уделить внимание тем аспектам семейной истории, которые могут рассказать об особенностях взаимоотношений мужчин и женщин как в роду отца, так и в роду матери. Иногда это наводит на интересные мысли.
 

Speranza

Активный участник
Ведь многие отрицательные моменты родные не захотят вспоминать, обойдут в разговоре. Я даже не представляю, как бы у родителей/родных спрашивал такие вещи:
Вот-вот. Ведь самое болезненное - это самое скрываемое. Мне иногда кажется, что оно и болезненно оттого, что скрывается. Моя родная мама умерла от рака, мне, пока она болела, не говорили название болезни. Соседская девочка сказала. Я думала - почему соседские дети знают, а я - нет? Отношения между моими родителями - папой, родной мамой и мамой моей сводной сестры - это вообще табу, не подходи рядом. Я как-то поимела наглость спросить: "а как ты отнеслась к тому, что у тебя ребенок будет?" - намекая на то, что ребенок "вне брака", что, как общепринято у нас было, некомильфо. Ответ был очень уклончивый и "позитивный", вроде, ребенок, это всегда хорошо. Не помню, думала я тогда на тему измены-ревности и т д, неизбежной в таком треугольнике... Но вот эта область - которая есть, и вместе с тем абсолютно закрыта - очень болезненно всегда воспринималась и до сих пор болит.
 

Step

Сочинитель
Команда форума
Вот-вот. Ведь самое болезненное - это самое скрываемое. Мне иногда кажется, что оно и болезненно оттого, что скрывается. Моя родная мама умерла от рака, мне, пока она болела, не говорили название болезни. Соседская девочка сказала. Я думала - почему соседские дети знают, а я - нет? Отношения между моими родителями - папой, родной мамой и мамой моей сводной сестры - это вообще табу, не подходи рядом. Я как-то поимела наглость спросить: "а как ты отнеслась к тому, что у тебя ребенок будет?" - намекая на то, что ребенок "вне брака", что, как общепринято у нас было, некомильфо. Ответ был очень уклончивый и "позитивный", вроде, ребенок, это всегда хорошо. Не помню, думала я тогда на тему измены-ревности и т д, неизбежной в таком треугольнике... Но вот эта область - которая есть, и вместе с тем абсолютно закрыта - очень болезненно всегда воспринималась и до сих пор болит.

Верно. Это как раз те "белые пятна", провалы. Информация скрывается, потому что болезненна. Но верно и другое: она болезненна, пока скрывается.

В наших силах разобрать структуру семейных отношений на этом уровне, проследить мотивы и эмоциональную сторону жизни наших родичей, чтобы понять, в каком контексте мы оказались, в какой среде жили и воспитывались.

Если сделать это достаточно подробно, прояснив для себя основные (ключевые) моменты, то появляется возможность отстраниться от этого контекста и проанализировать своё состояние и поведение, свои реакции. Болезненная ситуация теряет власть над нами.
 
Сверху