Роберт Блай. Мужчина в кучке пепла
Роберт Блай — популярный американский поэт и писатель. Автор книг «Железный Джон» и «Человеческая тень», ставших бестселлерами в США. Кроме того, вот уже больше 10 лет Роберт Блай организует и проводит семинары для мужчин, известные во многих странах мира. Их цель — вернуть человеку целостность и индивидуальность его натуры, как правило, утерянную еще в детстве. Мы помещаем его статью первой потому, что он по праву может считаться пионером мужского движения. Следующие статьи будут уточнять и углублять то, о чем писал Блай, уже в христианской перспективе.
Современные мужчины, утверждает Блай, следуя моделям поведения, которые навязаны им обществом, сгруппировались на двух полюсах. Одна часть называет себя Настоящими мужчинами, их идеалом являются Рэмбо и герои Арнольда Шварценеггера. Они — люди старой закалки, из той школы, где все время твердили: «Перестань распускать нюни, оставь все эти сантименты плаксивым женщинам».
Но сейчас они вырождаются, на смену носителям мачо-энергии приходит представитель другой части — мягкий, или чувствительный мужчина. Он очень раним, его раздирают противоречивые чувства, он не умеет действовать самостоятельно, предпочитает подчиняться и идти в общем потоке. Его можно назвать Ручным мужчиной — он часто попадает в услужение к активным женщинам, ему предлагают работу «мальчика на побегушках».
В чем же причина того, что произошло с мужчинами?
Из комнаты доносится бой барабанов. Ему вторит хор мужских голосов, читающих что-то нараспев. Приплясывая, мужчины один за другим входят в соседний зал. Там их ожидает крупный человек с добродушным лицом и пышной седой шевелюрой, одетый в жилетку невообразимой расцветки. Это — Роберт Блай. Несколько сотен мужчин в возрасте от 35 до 70 лет пришли к нему за тем, чтобы открыть свое истинное «я», почувствовать свои настоящие желания, прячущиеся глубоко внутри.
Блай смеется: «Те, кому двадцать с хвостиком, почему-то уверены, что у них все идет как надо. Наверное, нужно дожить до 35, чтобы заметить, что не все ладится — либо в личной жизни, либо в работе, либо в отношениях с отцом».
В его стиле работы — чуточку от сумасшедшего профессора, капелька от старшего наставника, немного от школьника, глядящего на мир доверчиво распахнутыми глазами. Кроме того, в его манере есть что-то от шутовского веселья.
«Подумайте, чего вам хочется, но вы боитесь в этом признаться? Смелее…»
Из одного конца зала доносятся голос: «Еще танцевать…»
И тут прорывает буквально всех, желания сыплются одно за другим: «Забыть про свои обязанности…», «Быть похожим на отца…»
Блай внимательно вслушивается в ответы, словно пробуя их на вкус…
Так начинается один из семинаров Роберта Блая, на котором он с помощью древних ритуалов и старинных сказаний помогает своим ученикам найти в себе источник настоящей мужской энергии.
Современные мужчины, утверждает Блай, следуя моделям поведения, которые навязаны им обществом, сгруппировались на двух полюсах. Одна часть называет себя Настоящими мужчинами, их идеалом являются Рэмбо и герои Арнольда Шварценеггера. Они — люди старой закалки, из той школы, где все время твердили: «Перестань распускать нюни, оставь все эти сантименты плаксивым женщинам». И они вполне преуспели — облачили сердце в броню, научились подавлять и скрывать свои истинные эмоции, а женщин записали в «друзей человека».
Но сейчас они вырождаются, на смену носителям мачо-энергии* (от исп.Macho-мужской, мачо называют мужчин, которые отрицают наличие в себе качеств, традиционно связанных с женским началом, то есть умением чувствовать, переживать) приходит представитель другой части — мягкий, или чувствительный мужчина. Он очень раним, его раздирают противоречивые чувства, он не умеет действовать самостоятельно, предпочитает подчиняться и идти в общем потоке. Его можно назвать Ручным мужчиной — он часто попадает в услужение к активным женщинам, ему предлагают работу «мальчика на побегушках». Он еще менее привлекателен, чем Настоящий мужчина с каменным сердцем, потому что вообще лишен энергии. По мнению Блая, будучи продуктом нашей цивилизации, оторвавшейся от своих корней, он лишь «поддерживает жизнь на Земле, но не дарует её». Кроме того, по его наблюдениям, такой мужчина, как правило, несчастен.
В чем же причина того, что произошло с мужчинами?
Блай отвечает на этот вопрос с помощью собственной теории цветов. Согласно ей, на человеческую психику оказывают влияние три основных цвета. Чтобы человек превратился в гармоничную личность, он должен пройти через них — пережить в определенном порядке. Женщина начинает с белого цвета — цвета невинности, затем переходит к красному, цвету крови, страсти или, как говорил Юнг, «красноты жизни» и наконец приходит к черному — цвету первичной материи, ощущению себя как части мироздания. Мужчина должен пройти в своем развитии те же три стадии, но начав с красной. В первый период своей жизни (обычно он длится до 35 лет) он должен научиться быть бойцом, то есть выступать в роли агрессора, драться, отстаивать свои интересы, совершать необдуманные поступки, идти напролом. Потом он «белеет»: это стадия очищения, в течение которой мужчина успокаивается, находит общий язык с окружающим его миром, учится принимать разумные решения, совершать справедливые поступки, исходя не столько из своих амбиций, сколько из общественных интересов. На этой стадии он может заниматься политикой или заводить семью. И последняя стадия — черная. Перейти к ней сложнее всего, так как для этого человек должен ощутить внутреннюю готовность «идти до конца, то есть оглянуться назад и заново пережить все моменты своей жизни, включая самые мрачные и горестные, взглянуть на себя другими глазами». Блай называет этот процесс возможностью «увидеть свою Тень» — ту сторону себя, что обычно мы предпочитаем не замечать. Именно в этом периоде человек становится самим собой, так как, переосмыслив заново свою жизнь, он, наконец, понимает, в чем его истинное «я» и какова его роль во Вселенной, и принимает себя целиком.
Блай считает, что сегодня, как правило, люди, в особенности мужчины, не проходят в своем развитии эти три стадии. Некоторым оказывается не под силу расстаться с «красным» периодом. Другие, напротив, под влиянием общественных стереотипов поведения пытается миновать его и войти сразу в «белую» полосу. И, главное, почти никто не доходит до «черной» стадии, так как ворошить прошлое считается бессмысленным занятием, которое к тому же доставляет массу неприятных эмоций. Эти нарушения в последовательности стадий развития приводят к тому, что в нашем обществе так много беспомощных мужчин…
Почему это происходит? Раньше, в глубокой древности, в средние века, когда люди не знали машин и других достижений цивилизации, их жизнь шла в гармонии с законами природы. Мужчины, привязанные к своей земле, своему дому, семье, были мужчинами, проходя в своем развитии все необходимые стадии. Эти знания они передавали по наследству своим сыновьям. Так продолжалось много веков. Но в начале нашего столетия жизнь полностью изменилась: все больше мужчин стали оставлять родные места и искать счастья на чужбине. Их сыновья, потеряв физического кормильца, к тому же оказались лишенными духовного и эмоционального наставника в лице отца. В результате от этого сильно пострадало несколько поколений мужчин.
Дело в том, что развитие ребенка, в данном случае мальчика, определяется не полученными им теоретическими знаниями, а прежде всего особенностями той среды, в которой он растет. Эту среду формируют взрослые — обычно родители, — которые постоянно находятся рядом с ним и воспитывают его. Еще в утробе матери ребенок настраивается на нее. После рождения он продолжает развиваться на этой же волне. Но так может продолжаться только до трех лет. С трехлетнего же возраста мальчику для нормального развития необходимо перенастроиться на волну мужской энергии. Для этого сына должен воспитывать отец. Воспитание, по Блаю, означает «не забегать домой на десять минут, махать рукой жене с ребенком и мчаться дальше по делам», а находиться рядом со своим ребенком помногу часов, давая ему возможность почувствовать, что такое мужское начало.
Мать не может воспитать из сына мужчину, она может научить его только тому, что знает сама: белый-красный-черный. Ребенок же интуитивно чувствует, что это «не его». Поэтому неудивительно, что, когда мать пытается прижать к себе 6-7-летнего сына, тот начинает дико вырываться: «А-а-а, пусти, я сам!» А потом мальчики начинают шпынять девочек, и дело вовсе не в том, что они обозлены на женщин, — просто жажда мужской энергии вызывает в них неосознанное автоматическое отторжение женской. Если рядом с мальчиком не будет отца, то мальчик или сдастся, превратившись в «маменькиного сынка», то есть начнет, как девочки, с «белой» стадии развития, или начнет самостоятельно искать более естественный для себя способ развития. И тогда его желание превратиться в мужчину будет выражаться во всем. Его «красная» — энергия, никем не направленная, будет уничтожать буквально все на его пути. Блай говорит: Лишите мальчика отца, и он спалит ваш город».
Задача отца в том, чтобы «посвятить» мальчика в мужчину, передать ему способность идти по дороге смены трех цветов. Передача этого заложенного в человеке природой знания от Отца к Сыну с древних времен носит название инициации.
Посвященный мужчина обладает значительными преимуществами по отношению к другим своим собратьям и отличается от них прежде всего тем, что умеет чувствовать как мужчина. Большинство психологов сегодня отказывают мужчинам в этом умении, утверждая, что они способны чувствовать только через свое женское начало. Современная психология, говорит Блай, это что-то вроде одноактной пьесы, написанной Фрейдом и Юнгом. Пришла пора написать второе действие, которое изменит ход пьесы. В нем пойдет речь о том, что мужчина способен чувствовать не только через женскую часть своего «я». У него достаточный резерв чисто мужской эмоциональности. Иначе как бы, например, Бах создавал свою музыку?
Кроме того, прошедший такую инициацию, несмотря на «стерильность и цивилизованность» нашей жизни, сохраняет первобытное отношение к миру. Он впитывает в себя все, что его окружает, все видит, все слышит, все чувствует. Для него нет мелочей. Он открыт людям, эмоциям. И в то же время он не Прекраснодушный дурак, так как обладает неким знанием — он чувствует гармонию этой жизни и готов сражаться с теми, кто ее нарушает.
«Обычно термин «первобытный» используют в уничижительном смысле. И напрасно, потому что в этом мире все сложно именно своей простотой», — говорит Блай в качестве пояснения обращается к старинной ирландской сказке. Ее герой, настоящий мужчина, увидев перед собой золотую дорогу, бесстрашно и с улыбкой на губах ступает на ее середину. На его месте непосвященный, испугавшись риска, сказал бы: «Пойду-ка я по обочине, а лучше — поползу в канаве». В сказке золотая дорога ведет к замку, где живет прекрасная дама. Она дала своим слугам наказ: если кто-то вылезет из канавы, вздуть его и вышвырнуть в поле; если же он придет по золотой дороге — привести к ней.
Какой же выход предлагает Блай тем, кого отец не научил ходить по золотым дорогам? Блай считает, что пройти посвящение в мужчины можно и в зрелом возрасте. Он убедился в этом на собственном опыте, так как и сам впервые задумался над мужскими проблемами, будучи уже взрослым. Сделанные им выводы помогли ему переосмыслить многое в жизни: взаимоотношения с родителями, женой, окружающим миром.
Инструменты, которыми Блай пользуется для исцеления мужской психики, — старинные ритуалы, мифы, сказки. Он уверен, что мудрость древних сказаний может помочь современному мужчине решить многие важные вопросы. Блай считает, что наверстать упущенное реальным отцом, может мифологический рассказчик из старинного сказания. Взять хотя бы пример из сказки о живой воде. Сыновья отправляются на поиски, чтобы исцелить больного отца. По дороге им встречается карлик и спрашивает, куда они путь держат. Двое старших хамят — и застревают в ущелье. Зато младший приветствует его — и находит живую воду. Так мы получаем образное представление о том, что, идя по жизни напролом, можно в наказание за свою наглость и свинское отношение к окружающим застрять в ущелье. Иногда этим ущельем оказывается работа или семейная жизнь: сначала дорога кажется очень широкой, а потом глядишь — вот те раз, застрял!
Работая с фольклором, Блай помогает мужчинам спуститься с небес на землю и благодаря этому стать счастливее. «Спуститься» в его понимании — означает «научиться чувствовать», то есть видеть и любить всё, что окружает человека. Другими словами, вернуться к своей природе, к своим истокам, к первобытному ощущению мира, которое заложено в нашей психике. Через это мужчина проходит подготовку к вступлению в «чёрную стадию», в которой, наконец, обретёт мудрость.
Развить в себе способность чувствовать можно с помощью переживаний — как радостных, так и горестных. Блай считает, что в большей степени этому способствуют грустные переживания, так как радость мы привыкли воспринимать как должное. В качестве примера он приводит эпизод из жизни Юнга, который сказал своему знакомому, получившему повышение по службе: «Ничего страшного, это пройдёт». Зато когда тот сообщил, что его выгнали с работы, Юнг достал бутылку вина и предложил отпраздновать.
Блай рекомендует сознательно возвращаться в прошлое для того, чтобы заново пережить какие-то неудачи, провалы — всё то, от чего в своё время мы отмахнулись как от неприятного пустяка. Это может быть конфликт с родителями, развод, потеря близкого друга. Блай отмечает, что во многих старинных преданиях этот процесс связывается с образом пепла, разгребанием золы. Он говорит: «Когда мы учились в школе, у нас были свои мечты. Мы горели желанием изменить мир. Думали, что мы короли. Но вот нам исполняется 35, и многие мечты превращаются в жалкую горку пепла. Мы почему-то склонны её не замечать или пренебрежительно отбрасывать со словами, что жизнь закончена. Не делайте этого, — думайте, ворошите пепел. Согласен, это не принесёт вам радости. Но печаль и скорбь — это осмысленная боль, без которой вы ничего не сможете изменить в себе. Без неё нет мудрости, позволяющей ощутить полноту и красоту жизни и идти по ней дальше, ведя за собой сыновей».
- версия для печати
- Просмотры (3 927)
Комментарии: