Игры и сценарии

Indigo

Участник
Команда форума
Нашел интересный сайт про транзактный анализ

http://www.transactional-analysis.ru/manipulation/203-kuklovod

Автор: Петровская Алла

Ни для кого не секрет, что люди всегда, хотя и с переменным успехом, управляют друг другом. В данном случае под словом «управляют» подразумевается «воздействуют, влияют на другого человека, определяют его поведение». Часто возникает желание назвать управлением только позитивное воздействие, направленное на благую цель и учитывающее интересы управляемого. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться...

Управление легко спутать с другими видами отношений, например, с оказанием помощи или сотрудничеством. Поэтому чаще управлением называют любое воздействие человека А на человека Б, если оно заранее предопределяет способ последующих действий Б таким образом, чтобы они служили достижению целей, поставленных человеком А.

Если рассматривать управление как отношение человека к самому себе (самоуправление), то это значит, что он сам принимает решения, куда, зачем и каким путем ему идти. Он сам контролирует свои желания и эмоции, определяет свое поведение, подчиняя его достижению значимых для себя целей. Однако нередко человек сознательно, а порой неосознанно передает функции управления собой в чужие руки. Почему так происходит? Потому что, передав функции управления собой любимым другому, можно ни о чем не думать, ничего не решать, нет необходимости нести ответственность за результаты своих поступков.

Попытки управлять человеком нередко встречают сопротивление последнего. И в этом случае у инициатора управляющего воздействия есть два способа достичь цели:

попытаться заставить управляемого подчиниться, то есть использовать открытое управление;
замаскировать управляющее воздействие, для того чтобы оно не вызывало сопротивления, то есть использовать скрытое управление.

Ко второму способу обычно прибегают в том случае, если изначально предполагают сопротивление управляемого. Именно этот способ называют манипуляцией.

Манипуляция — скрытое управление собеседником, партнером по общению, приносящее инициатору односторонние преимущества.

В общем случае скрытого управления инициатора воздействия называют субъектом, или отправителем воздействия. Соответственно адресата воздействия называют объектом. Манипуляции могут производиться как во вред манипулируемому, в таком случае его называют жертвой (манипуляции), так и с пользой для него. Все зависит от цели и морали манипулятора. Если его цель — получить личную выгоду за счет жертвы, то аморальность такого воздействия очевидна. Когда же родитель ненавязчиво для ребенка направляет его действия в нужное русло — такая манипуляция полезна, поскольку она не наносит вреда ребенку.

Приемлемость манипуляции также зависит от того, используется она в качестве стратегии, как основное и постоянное средство воздействия, или же в качестве тактики, как ситуативное и косвенное средство. В первом случае манипуляция выступает своеобразной установкой на общение, хотя тактики, которые использует человек, могут быть и манипулятивными, — готовность помочь, сочувствие, внимание. Во втором случае манипуляция выступает средством косвенного побуждения для создания дополнительной мотивации (в воспитании и обучении) или средством защиты от чьих-то нежелательных воздействий (в случаях принуждения, оказания давления).

Манипуляцию часто отождествляют с влиянием. Действительно, в повседневном общении личное влияние и манипуляции переплетены так тесно, что трудно отличить одно от другого. Когда речь идет о личном влиянии, его обычно можно охарактеризовать метафорами «воодушевляет», «вдохновляет», «притягивает как магнит» и т. д. А если говорят о манипуляции — «заставляет», «прибирает к рукам», «одурманивает», «зомбирует» и пр.

В деловом общении манипуляции — обычная вещь. Но только ли в деловом? Те, кто ни разу не прибегал к манипуляции в своей личной жизни, «пусть бросят в меня камень».

Механизм манипуляции прост и эффективен (так и хочется добавить — «до противного!»). Если к нам подходит человек с «интересным» предложением или просьбой об элементарной услуге, ссылаясь на плохое самочувствие, непредвиденные трудности, законы дружбы и т. д., он побуждает нас к желаемому для себя действию. И это же действие выглядит (на этом делается особый акцент!) либо как полезное, необходимое, важное именно для нас, либо как наша святая обязанность. В последнем случае у манипулятора отпадает даже необходимость поблагодарить за оказанную услугу. А дальше все просто. Мы боимся обидеть отказом, стараемся не разочаровать, не хотим прослыть нечутким (равнодушным, бессердечным эгоистичным и т. д.). И под влиянием этих душевных терзаний автоматически забываем как о своих личных интересах, так и об интересах дела, и, особо не задумываясь о последствиях, действуем по желанию другого человека.

Мы настолько часто и привычно манипулируем друг другом, что делаем это почти автоматически. Потому-то трудно заметить, когда мы сами становимся объектом манипуляции. Чаще всего просто смутно чувствуем, что некто, при отсутствии какого-либо прямого повода, начинает раздражать. Нам становится стыдно за такое необоснованно негативное отношение, и мы стараемся загладить вину, сделав что-то приятное для этого человека. Но чем больше пытаемся исправить ситуацию, тем большее внутреннее раздражение испытываем. Если чувства вины и долга возьмут верх, и мы проникнемся чужими проблемами — манипулятор может ставить плюс в своих «активах». Он нас приручил и прочно обосновался на нашей шее. Теперь мы работаем на него не за страх, а за совесть, чего он и добивался. А если мы его не полюбим, возникнет почва для конфликта.

Манипуляции реализуются по определенным схемам, которые действуют одинаково как в деловом, так и в личном общении. Для анализа манипуляций можно рассмотреть концепцию трансактного анализа , которая была разработана американским психологом Эриком Берном в 60-е годы прошлого века. По его мнению, внутренняя сущность каждого человека состоит как бы из трех личностей, по-своему воспринимающих мир. Он назвал их Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя).

Родитель — это наша система жизненных стереотипов, воспринятых еще в детстве или сформированных потом в результате воспитания, система представлений о том, как необходимо себя вести в той или иной ситуации. Девиз Родителя — «так полагается». В человеке, с удовольствием поучающем других, постоянно к чему-то придирающемся, которому трудно угодить, который вечно вспоминает: «А вот в наше время!», сверхразвита сущность Родителя. Человека с практически отсутствующей системой жизненных стереотипов Родителя часто называют «человеком без тормозов».

Ребенок — сфера эмоций, творчества, любви, юмора и т. д. Ребенок — это область «хочу». Каждый из нас встречал в своей жизни очень эмоциональных людей, у которых часто меняется настроение. Большей частью они капризны, вспыльчивы, мнительны. При этом они могут обладать прекрасным чувством юмора и творческими способностями. У таких людей сверхразвита и плохо контролируема сущность Ребенка. С другой стороны, встречаются люди, у которых Ребенок задавлен разумом, «люди без радости».

Взрослый — это сфера знаний, трезвого анализа, накопленной информации. Это присущая каждому из нас в той или иной мере способность к самостоятельному принятию решений, объективному восприятию, непредвзятому суждению и взвешенному анализу ситуации. Взрослый — это сочетание возможного и разумного.

Все три связанные между собой характеристики внутренней сущности свойственны каждому человеку в различных соотношениях. Как тут нет вспомнить рекламу — три в одном! Как же добиться разумного взаимодействия всех этих составляющих нашей внутренней сущности и не бояться «растроения личности»?

Общение (как с собой любимым, так и с окружающими) будет бесконфликтным, если в нем будет активно участвовать Взрослый. Способность «подключать» Взрослого — это способность объективно оценивать людей и ситуации, не идти на поводу у стереотипов Родителя и эмоций Ребенка.

Наибольших успехов в общении добивается тот, кто умеет сделать другом Ребенка собеседника и расположить к себе его Родителя. Главный вывод из теории Э. Берна: «Ради Бога, не бейте Ребенка!».

О том, как найти подходы к Ребенку и Родителю, написано много. Самая известная и читаемая книга на эту тему — «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги. Как щекочут самолюбие эти слова: завоевывать, оказывать влияние… «Замолвить слово» о Карнеги хочется цитатой из книги: «Если мы такие презренные эгоисты, что не можем дать людям хоть немного счастья и хоть в какой-то мере честно признать их достоинства, не пытаясь получить от них что-то взамен, если наши души мелки, как кислые плоды дикой яблони, то мы обречены на неудачу, которую полностью заслуживаем». И еще одно слово, которое часто встречается у автора книги, но о котором почему-то забывают — «искренность». Многие манипулятивные методы впервые описаны именно этим автором, по крайней мере, в литературе, изданной на русском языке. Особенно привлекательна (при поверхностном прочтении Карнеги!) часть под названием «Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения». Тут вам и «заставьте собеседника сразу ответить вам «да», и «никогда не говорите человеку, что он не прав», и «задевайте за живое».

До середины 80-х годов прошлого века «хомо советикус» не был искушенным в умении оказывать влияние на людей. Это была исключительная прерогатива власти. В 90-х годах в нашей стране появился новый тип человека — «хомо рыночникус», и Карнеги (прочтенный поверхностно) пришелся «ко двору». Многие современные психологи считают его гуру манипуляции. Для торговца «крупной канадской компании» или руководителя, желающего показать, кто здесь хозяин, — эти приемы являются маслом, которым трудно испортить кашу.

Однако, если использовать только манипулятивные методики, настоящего общения двух «хомо сапиенс» не получится. Человеку разумному немыслимо заменять роскошь общения калейдоскопом тактических приемов.

Гуманистическая психология не могла выдержать такого издевательства над личностью. И появилась на свет книга Эверетта Шострома «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор». Это произведение посвящено противопоставлению манипуляторов и актуализаторов. Первые озабочены своим образом в глазах других людей, обеспокоены своим будущим, прячут истинные чувства за маской избранной ими роли. Актуализаторы, напротив, ориентируются на собственные оценки, живут в настоящем и открыто выражают свои эмоции. Впрочем, это тема для отдельной статьи. Сегодня наше внимание мы уделим именно первым, т. е. манипуляторам.

В реальной жизни большинство людей представляют собой какой-то один из перечисленных типов в наиболее выраженной форме, но время от времени в них «просыпаются» и другие. Человек-манипулятор безошибочно находит себе партнера наиболее подходящего типа. Таких людей трудно диагностировать, особенно на основе чужих наблюдений. Они меняют стратегии и тактики поведения в зависимости от взаимодействия с тем или иным партнером по общению и конкретной ситуации.

Э. Шостром выделил четыре основные стратегии, лежащие в основе манипулятивных систем.

Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом. Он становится «собакой сверху», опираясь при этом на бессилие других и добиваясь контроля над ними. (Названия «собака сверху» и «собака снизу» предложил американский психолог Ф. Перлз. Существует два основных стиля манипулирования — приказание и просьба. «Собака сверху» — обвинитель, который знает все лучше всех и поэтому приказывает. «Собака снизу» — угодник, который ищет защиты у сильных, зависимый и беспомощный. Примечательно, что в споре с людьми типа «собака сверху» человек «собака снизу», как правило, выигрывает.)
Пассивный манипулятор является противоположностью активному. Он играет роль беспомощного и глупого, разыгрывает «собаку снизу», позволяя, таким образом, другим думать и работать за него, создавая себе комфортные условия, отказываясь от сложных заданий.
Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как состязание, борьбу. Себе он отводит роль бойца действующей армии. «Все кругом враги, надо держать ухо востро» — это его установка. Он представляет собой своеобразный «микс» активного и пассивного манипулятора: «На войне все средства хороши!».
Безразличный манипулятор играет в индифферентность. Любимый девиз — «Наплевать!». На самом деле ему небезразлично, как развиваются события, и он выбирает такое поведение, рассчитывая обыграть партнера.

Знание типов манипуляторов и особенностей их поведения существенно облегчает выбор наиболее эффективных линий поведения при общении с ними.
Типы манипуляторов по Э. Шострому:

Диктатор. Он, конечно, преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитетов — короче, делает все, чтобы управлять жертвами. Разновидности: Настоятельница, Начальник, Босс, Младший Бог.

Тряпка. Обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Преувеличивает свою чувствительность. Характерные приемы и трюки: забыть, не слышать, пассивно молчать. Разновидности: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.

Калькулятор. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой — перепроверить всех. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.

Прилипала. Полярная противоположность калькулятору. Изо всех сил старается преувеличить свою зависимость. Жаждет быть предметом заботы. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.

Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер.

Женский вариант — Сварливая баба (Пила).

Славный парень. Преувеличивает вою заботливость, любовь, внимательность. Убивает добротой. В прямом смысле столкновение с ним куда опаснее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным парнем хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный, Моралист.

Судья. Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Собиратель улик, Оценщик, Мститель.

Защитник. Противоположность Судье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку, снисходителен к ошибкам. Портит других, сочувствуя без всякой меры, и не позволяет тем, кого защищает, встать на ноги и вырасти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться собственными делами, заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Самоотверженный.
 

Indigo

Участник
Команда форума
Главный вывод из теории Э. Берна: «Ради Бога, не бейте Ребенка!».

Причем, не бейте не только родители, но и мы сами своего внутреннего Ребенка. А именно этим большинство и занимается.
 

Indigo

Участник
Команда форума
Сексуальные игры

Э. Берн

Вот как это происходит

С самых первых месяцев ребенка учат не только что делать, но и также что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. А кроме того, ему говорят, быть ли ему победителем или проигравшим, и как кончится его жизнь. Все эти инструкции запрограммированы в его уме и его мозге так же прочно, как если бы они были перфокартами, заложенными в память компьютера. В более поздние годы то, о чем он думает как о своей независимости или своей автономии, является просто свободой выбирать определенные карточки, но по большей части на них остаются те же самые отверстия, которые были нанесены на них вначале. Некоторые люди получают оживляющее чувство свободы, восставая, что обычно означает одно из двух: 1) либо они вытаскивают пачку карточек, напечатанных в раннем детстве, которую они еще не использовали никогда раньше, 2) либо они переворачивают некоторые карточки наоборот и делают противоположное тому, о чем они говорят. Часто это просто сводится к следованию инструкции на особой карточке, которая гласит: "Когда тебе стукнет 18 (или 40), воспользуйся этой новой пачкой карточек, или переверни следующие карточки задом наперед". Другой тип восстания следует инструкции: "Когда тебе стукнет 18 (или 40), выбрось подальше все карточки из серии А и оставь вакуум". Тогда этот вакуум должен быть заполнен так быстро, как только возможно новыми мгновенными программами, которые можно получить из наркотиков или от революционного лидера. Так, в своих стараниях избежать превращения в пустоголовых или яйцеголовых, эти люди кончают тем, что становятся кисло-головыми или злобно-головыми.

В любом случае каждый человек послушно кончает в возрасте пяти или шести - да, кончает в возрасте пяти или шести - свой сценарий или жизненный план, в большей части продиктованный его родителями. Он говорит ему, как он будет проводить свою жизнь, и как он закончит ее, победитель, не победитель, или проигравший. Будет ли это в большой комнате в окружении любимых людей, или на кровати, затолканной в коридор городского госпиталя, или упадет как подстреленная птица в холодную неспокойную воду пролива Золотые ворота? В пять или шесть он не знает всего этого, но он знает о побеждающих львах и пустынных коридорах и мертвой рыбе в холодной воде. И он также знает достаточно, чтобы входить первым или вторым, как его отец или папочка, или входить последним как его дед, Это свободная страна, но не пяль глаза. У нас свобода слова, поэтому слушай меня. Если ты не будешь осторожным сам, никто не будет осторожным за тебя, но (а) нет, нет, не пачкай и не трогай, или (б) или (с) ты собираешься вырасти вором или кем?

Ну, дай ему сдачи. Ты не должен был его ударить. Скажи, что просишь прощения. Будь начеку. Я тебе покажу, от чего реветь, ты, маленькое чудовище. Чувствуй злобу, неловкость, вину, испуг, обиду. Я научу тебя тому, как думать, так же как тому, как чувствовать. Не думай таких мыслей. Думай над этим до тех пор, пока не увидишь, что это может получиться. Я тоже покажу тебе, как это сделать. Вот как справиться с этим. Ты не знаешь кем быть, когда вырастешь? Я скажу тебе кем быть. Будь хорошим. Делай, что тебе сказали, Адольф, и не задавай вопросов. Будь другим. Почему ты не можешь быть как другие дети?

Таким образом, выучив, что не видеть, что не слышать, и что не трогать, и какие чувства иметь, и как не думать, и кем не быть, ребенок отправляется в школу. Здесь он встречает учителей и свой собственный мир. Он называется начальной школой, но на самом деле это школа правоведения. К тому времени, как ему исполняется десять, (возраст, к которому прилипают юристы), он уже законченный маленький напускатель тумана для целей собственной защиты. Он должен им быть, в особенности если он нечестный и непослушный. Ты сказал, чтобы я не писал вздора на доске, но ты не говорил, чтобы я не стирал ее (или наоборот). Ты сказала не брать у нее леденец, но ты не сказала не брать у нее жевательную резинку. Ты сказал мне не говорить плохих слов кузине Мэри, но не говорил не раздевать ее. Ты говорил мне не ложиться на девочек, но ты не говорил ничего про мальчиков.

Позднее, в средней школе, появляются настоящие отправные точки сценариев. "Не ходи в летнее кино. Ты можешь забеременеть!" Вплоть до этого момента она не знала, как можно забеременеть. Теперь она знает. Но она еще не готова. Она должна ждать сигнала. "Не ходи в летнее кино, ты забеременеешь, до тех пор, пока я не подам тебе сигнал". Она знает, что матери было шестнадцать, когда она родилась, и очень скоро вычисляет, что она, видимо, была зачата вне брака. Естественно, мать начинает очень нервничать, когда минует свой шестнадцатый день рождения. Однажды мать говорит: "Лето - самое плохое время. Как раз летом большинство старшеклассниц беременеют" (обобщая по собственному опыту). Это и есть сигнал. Таким образом, дочь идет в кинотеатр под открытым небом и оказывается беременной.

"Не ходи в мужскую комнату, потому что ты встретишь там плохого человека, который сделает с тобой что-то мерзкое", - говорит отец своему восьмилетнему сыну. Он повторяет это около раз в год, так что когда приходит время, мальчику становится любопытно, что это за мерзкая вещь, и он знает куда пойти, чтобы выяснить это. Другой отец умещал не только сексуальные инструкции, но весь жизненный сценарий в одну подростковую фразу: "Не дай себя поймать идущим в тот дом на Бурбон-стрит, где есть женщины, которые сделают все, что ты захочешь за пять долларов". Поскольку у мальчика не было пяти долларов, он украл их из кошелька своей матери, намереваясь пойти на Бурбон-стрит на следующий день. Но мать случайно сосчитала деньги, в тот же вечер отыскала, где мальчик спрятал их, и он был пойман и наказан. Он понял этот урок хорошо. "Если бы я пошел сразу после обеда, вместо того, чтобы откладывать до следующего дня, все бы сошло нормально". Он не был пойман с пятью долларами. Это хороший сценарий не победителя. Если ты хочешь женщин, достань деньги. Потратэ их как можно скорее, пока тебя не успели поймать. Ты не можешь выиграть, но ты безусловно можешь избежать проигрыша.

Инструкции проигрывающего обычно звучат подобно следующему: "Если тебе с первого раза не удалось, пробуй, пробуй, пробуй снова. Даже если ты победишь некоторых, продолжай попытки, и ты обречен на проигрыш в конце, потому что ты не можешь победить их всех". Инструкции победителя звучат: "С какой стати вообще проигрывать? Если ты проигрываешь, это значит ты неправильно играл. Поэтому делай это снова до тех пор, пока не научишься делать правильно".

Если этому не помешает некая решающая сила, сценарий будет доведен до сладкого или горького конца. Таких сил три: величайшие разрушители сценариев - массовые события, которые безжалостно обрушиваются на тропу истории: войны, голод, эпидемии и угнетение, которые застигают врасплох и уничтожают каждого перед собой как непреодолимая космическая сила, спасающая тех, кому разрешено карабкаться на борт, и использующая их как победителей. Вторая сила - психотерапия и другие превращения, которые разбивают сценарии, и превращают проигрывающих в не-побеждающих ("Делание прогресса"), а не-побеждающих в победителей ("Выздоровление", "Впрыгивание", и "Появление света впереди").

В редких случаях третья сила побеждает, и сценарий разрушается автономным решением или пере-решением самого человека. Это случается с людьми, чей сценарий позволяет им принимать автономные решения. Наиболее очевидный пример недавнего времени - Мао Цзе Дун, глава Китайской Народной Республики, который начал как представитель среднего класса со сценарием среднего класса, и путем собственной внутренней борьбы стал тем, что он называет настоящим пролетариатом, так что он чувствовал себя комфортабельно в этой роли и некомфортабельно в роли, предписанной сценариемм среднего класса, которая вследствие главной силы Китайской истории была ролью проигравшего 3. Путем впрыгивания в историю он стал победителем в войне и политике, а также и в литературе, поскольку в лучшем случае немногие авторы новейших времен столь широко как он читаемы при их собственной жизни.

Важно заметить, что сценарий не является "бессознательным" и может быть легко выявлен путем умелого расспроса или внимательного самонаблюдения. Единственная помеха - то, что многие люди с неохотой принимают существование такого жизненного плана и предпочитают демонстрировать свою независимость играя в игры - игры, которые сами продиктованы их сценарием.
 
Сверху