статья о концепциях страсти и неврозе

Indigo

Участник
Команда форума
Светский и религиозный подход к исцелению. Страсть и невроз: два способа восприятия мира

Хорошая статья, несколько замечаний только:


От «страсти» к «неврозу»

Основной сдвиг в осмыслении мира после психоанализа проявился в том, что понятия «грех» и «страсть» ушли, уступив место нравственно нейтральному понятию «невроз». Невроз трактовался как альтернативный вариант развития психики, скорее, даже, ее недоразвитие, застревание на определенной фазе – болезнь, и он так и стал определяться в психиатрических классификаторах.

О неврозе привычнее говорить в терминах «проблемности», нежели как о «грехе». Невроз – это фактор дезадаптации в этом обществе, здесь-и-сейчас. Наличие невроза никак не связано со спасением, а, значит, не может рассматриваться как онтологическая беда.

Это не совсем верно. Точнее, такое определение невроза существует в психологии, но оно неполно и неточно.Если почитать определение невроза Эрика Берна, наиблее верное, то оказывается что оно близко к определению греха, страсти и одержимости (психоза). Невроз действительно не рассматривается как онтологическая беда, но лишь потому что психология - светская наука.

Определение Эрика Берна:

Все эти ненормальные способы частичного облегчения напряжений Оно, когда они представлены достаточно сильно, имеют некоторые общие черты. Перечислим их.


Все они непригодны; это значит, что все они используют энергию таким способом, который не может привести к конечному облегчению напряжения. Энергия используется для некоторой цели, не удовлетворяющей инстинктов Оно так, как они этого хотели бы, и в конечном счете причиняющей индивиду вред или несчастье.

Все они расточают энергию. Вместо того чтобы расходоваться под контролем Я, энергия растрачивается зря, вопреки всем усилиям Я предотвратить такое поведение. Я, руководствуясь Принципом Реальности, в нормальных условиях использует энергию, чтобы изменить окружение в направлении, позволяющем удовлетворить либидо и мортидо. Но в этих ненормальных условиях (от язвы желудка до навязчивых комплексов) Я теряет контроль над частью психической энергии.

Все они происходят от напряжений Оно, долго не находящих удовлетворения, от "неоконченных дел детства".

Все они представляют собой замаскированные выражения желаний Оно, так хорошо замаскированные, что в течение всей истории человеческой мысли их подлинная природа не была отчетливо распознана, до открытий, сделанных восемьдесят лет назад.

Все они снова и снова используют для замаскированного выражения все те же бесполезные или вредные методы. Это называется "навязчивостью повторения". Кажется, будто индивид вынужден снова и снова переживать одни и те же шаблоны поведения, когда Я теряет контроль.

Они происходят обычно от направленной внутрь энергии Оно, которой в действительности для полного удовлетворения требуется внешний объект; во всяком случае, при этом всегда происходит смещение объекта, причем ложным объектом оказывается либо сам индивид, либо что-нибудь, всего лишь тесно связанное с подлинным объектом.
Любое поведение, отличающееся этими признаками, называется невротическим. Невроз или психоневроз наступает в тех случаях, когда это поведение становится настолько значительным, что препятствует нормальной жизни и вредит производительности индивида, его самочувствию и способности общаться с другими людьми или их любить. Невроз – это медицинский диагноз болезни, возникающей из повторных ошибочных попыток удовлетворить напряжения Оно негодными способами, расточающими энергию, происходящими от неоконченных дел детства, выражающими напряжения желаний в замаскированной, а не прямой форме, использующими снова и снова одни и те же шаблоны реакций и смещающими цели и объекты.

То есть невроз это именно непопадание в цель, как видно из написанного в цитате.

Сравним теперь с определением греха:
Грех (от греч. “amartia – непопадание в цель, ошибка) - это принятый нами неправильный помысел или ошибочное действие, которое, принося мимолетное удовольствие, отделяет нас от Бога, от людей и самих себя, лишает свободы и неминуемо заставляет страдать.

В результате совершения греха:
1) уходят мир и радость из сердца, приходит тревога (неуверенность) и ощущение пустоты – как будто чего-то не хватает; его отношения с ближними перестают быть основанными на любви, а строятся уже на власти, взаиморасчете,
2) уходит целомудрие, появляется ощущение внутренней скверны и расколотости,
3) человек теряет не только мир в настоящем, но и спасение в вечности.

Единственное, что не раскрыто - это причина стремления к греху. Может создаться впечатление, что грех возникает от стремления к удовольствию, но на самом деле, он как и невроз часто является просто единственным путем, который видит человек, путем патологическим, но иного пути человек в тот момент не видит. Точнее наверно будет сказать "принося мимолетное удовольствие или облегчение"
 
Последнее редактирование:

Коала96

Новый участник
По статье. Много внимания уделялось страсти, как причине, последствию или сопроводителю гомосексуальности. Считаю, что страсть здесь не причём. Многие, в том числе и я...я не тягощусь никакой страстью к кому-то. Мысли и желания вполне соответствуют нормальным, спокойным. Как у обычных людей. Обыкновенное развитие. Подростковые влюблённости, всё как всегда. Может, стоит лечить страсть, а не ориентацию.

Приведено мнение, что психические расстройства возникают у людей с греховным поведением, неправильно выбранной системой жизни их самих. Но почему так много детей рождённых или ставших инвалидами, с задержкой в развитии, неврозом, псих травмами? Они и немногим отличаются от взрослых с неврозом. Все предпосылки из детства. Может, за грехи родных, но психиатры ведь не имели это ввиду.

Каков путь? мама или папа издевается над ребёнком, а ребёнок, которому о Боге не успели сообщить, вмесо того, чтобы прощать и понимать родителя, его недолюбливает и боится. За это получает невроз и извращённую ориентацию, с которой будет бороться или должен смириться. Если иметь ввиду политику сайта, что подростки сами виноваты, что мастурбируют не на того, на кого надо и вообще не стоит; на сайте сексолога куча вопросов от родителей по поводу мастурбации детей 6-летнего возраста. Ребёнок виноват? По-моему, невроз уже присутствует.

В конце темы сказано, что лучше тем, кто не знает названия своему пороку и не уделяет внимания. Как я понимаю, значит, и легче справиться, не зациклиться. Но разве не религия определила это как противоречие нравственности, дала название и значимость.

Подростку понравился кто-то того же пола. Он должен расценивать это как страсть и грех. Но кто об этом думает? Насколько бы он не был религиозен, эта ситуация ставит его в тупик. Всё происходит незаметно и не успевается понять ничего. А вы говорите, что виноват сам. Да в чём?
 

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
Спасибо за отклик!

Индиго,
может, я плохо показал. Страсть имеет моральное измерение, для христиан оно связано с тем, что каждый наш грех - это дополнение к Распятию, каждым своим грехом я огорчаю и увеличиваю страдания Господа.
Простая же ошибка же такого значения не имеет.

Коала, спасибо, что ты внимательно прочла!

страсть в данной терминологии не соответствует навязчивому состоянию, это просто направленность личности, которая уводит личность в другую сторону. Как интересно получается, когда пытаешься церковный язык предложить незнакомым с ним :)

По психическим расстройствам как раз написано, что они не обязательно связаны с грехом личным, но с грехопадением, после которого мир в целом стал несколько другим, чем был задуман.

Насчет того, кто виноват - как в стихотворении: "Все виноваты. Я виноват". Моя задача была вообще показать, что стоит перестать искать виноватых, а решить меняться в соответствии с церковной традицией.

Также мне хотелось показать в статье, что мы не определяемся своими мыслями и даже страстями, если принять, что ты христианин, а не гей или лесби, то будешь воспринимать эти вещи как внешние, и соответственно, будешь иметь надежду. А вот когда постулируется в светской традиции, что это внутреннее, на уровне инстинктов, то против природы не попрешь...

Теперь стало понятнее?
 

Коала96

Новый участник
Спасибо.
Причем тогда гомосексуальность. Я подумала, что Вы приравниваете страсть к гомосексуальности. Типа, все из-за страстей каких-то. Захотелось разграничить эти две отлично живущие друг без друга вещи.
Была строчка, что грех приводит к психическим расстройствам, описанных в справочнике болезней, по мнению психологов. И я тут вспомнила все передачи по телеку про детей. А ведь гс именно из детства. И не только гс. Неужели у психологов столько клиентов с тёмным прошлым.
Перестать искать виноватых. Я думаю, что главное в этом правиле-не винить себя, а уже потом не винить других. И большинству гомосексуалов мешает именно чувство вины перед родными. Неуверенность в правильном поведении, которое он не может исправить и в результате изощрает то, что стало этому причиной, то есть свою гомосексуальность.
По стратегии преодоления человек должен понять свою ответственность за прошлое, будто никто не содействовал плохому в его душе. Поняв это, он яростно начинает исправлять ошибки. Но его ошибки не в том, что он ГС, а в том, что отодвинул Бога из-за этого на последнее место. Чем больше он держит злобу на родителей, тем сильнее его чувство ответственности. Как вы не можете понять. Если бы мы чувствовали себя комфортно с этим перед ними, нам и не пришлось бы винить родителей. Но мы чувстуем несоответствие родительским надеждам, поэтому и обращаем внимание на причину.

вот именно. а считать себя христианином сложно после того как становишься человеком с весьма озадачивающими симпатиями к своему полу. по крайней мере знаешь, что это как-то ненормально, тем более не по-христиански.
Намного интереснее было бы лично мне попереть против природы. Какие-то там физиологические штуки определяют за меня и за Бога, что мне делать, с кем жить. Но т.к. я не увидела в своей ориентации плохого, то и не рыпаюсь.
 

esper

Новый участник
Вов, ну ты светскую традицию тоже не делай глупее, чем она есть на самом деле. Мы с тобой говорили, кажется, об этом. Есть ряд случаев, насчет которых сложно высказаться опреденно, но в большинстве своем очевидны патологические личностные паттерны, как в той статье, на которую я дала ссылку выше.
 

esper

Новый участник
ой... я что-то технически не понимаю, как отвечать на конкретный пост, а не на всю ветку. хотела свой предыдущий ответ на Вовину реплику дать, а получилось в самом низу...
 

Indigo

Участник
Команда форума
Диагноз по МКБ-10 устанавливается на основании симптомов личностных расстройств (F60) и следующих дополнительных признаков: 1) нарушения и неуверенность в восприятии себя, своих целей и внутренних предпочтений (включая сексуальные); 2) склонность к установлению интенсивных, но нестабильных отношений с окружающими, часто с последствиями в виде эмоциональных кризисов; 3) преувеличенные усилия избежать состояния покинутости, одиночества; 4) повторные элементы саморазрушающего поведения или угрозы его; 5) стойкое чувство внутренней пустоты.

Подумал что по минимуму половина подростков и немалая часть взрослых подпадают под определение.

В поведении дефицитарная сексуальность выражается преимущественным отсутствием сексуальных желаний, бедностью эротического фантазирования, восприятием сексуальных отношений как "грязных", греховных, недостойных человека и заслуживающих отвращения
А про это многие христианские подвижники писали как о благословении. :)

Вообще, это что-то очень напоминает и часто встречается:
В поведении дефицитарная сексуальность выражается преимущественным отсутствием сексуальных желаний, бедностью эротического фантазирования, восприятием сексуальных отношений как "грязных", греховных, недостойных человека и заслуживающих отвращения. Собственная сексуальная активность чаще всего ассоциирована со страхом. При этом боязнь окрашивает всю сферу отношения полов и может проявляться страхом заражения или морального падения, боязнью прикосновения или сексуальной зависимости. Часто отмечается несформированность сексуального репертуара, полная неспособность к сексуальной "игре", наличие большого количества предрассудков. Для поведенческих проявлений дефицитарной сексуальности характерна невысокая оценка своего телесного образа и своей сексуальной привлекательности, равно как и склонность обесценивать сексуальную привлекательность других. В целом межличностные отношения редко бывают по-настоящему полнокровными, реальным потенциальным сексуальным партнерам такие люди предпочитают выдуманных "принцев" или "принцесс". Часто дефицитарная сексуальность сопровождает импотенцию у мужчин и фригидность у женщин.
Для лиц с высокими показателями по шкале дефицитарной сексуальности характерна низкая сексуальная активность, стремление избегать половых контактов вплоть до полного отказа от них, тенденция заменять реальные сексуальные отношения фантазиями. Такие люди не способны испытывать радость от собственного тела, коммуницировать свои желания и потребности другим, легко смущаются в ситуациях, требующих сексуальной идентификации. Сексуальные желания и претензии других воспринимаются ими как угрожающие собственной идентичности. Для них характерна недостаточная эмоциональная наполненность даже значимых интерперсональных отношений. Дефицитарность сексуального опыта обычно обусловливает "слишком серьезное" отношение к жизни, плохое понимание людей равно как и жизни в целом.
 
Последнее редактирование:

esper

Новый участник
Ну, подростковая психология это отдельная область, что до взрослых - такие люди будут демонстрировать достаточно яркие отклонения в социализации, реализации своих потенций, установлении интерперсональных отношений и т.д.
А про это многие христианские подвижники писали как о благословении. :)
Мне кажется, ты ошибаешься: для монаха, видимо, благословение - спокойная половая конституция и то, что это сторона жизни ему вообще по барабану (в современной терминологии это асексульность). Хотя, возможно, если он будет сражаться со страстями как Мария Египетская - тем больше ему чести. Но за гнушение честным браком (=сексуальными отношениями в браке) - это антисекс - отлучали от Церкви, так же, как и за гнушение мясом. Т.е. если человек не воздерживался от того и от другого из соображений духовного восхождения, а заявлял, что это всяческая мерзость само по себе.
Вообще христианин стремится к некому мирному духу, а дефицитарная и тем более деструктивная сексуальность, это такое как раз бурное и страстное состояние, исполненное страха, отвращения и т.п.
 

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
Эспер,я согласен, что твоя врач пишет хорошо, и никогда не отрицал того, что научная психология на многое пролила свет.

Давай смотреть конкретные тезисы, которые тебя напрягают.
 
Последнее редактирование:

esper

Новый участник
Да я бы не сказала, что меня что-то сильно напрягает... разве что - во-первых, я бы не стала ставить знак равенства между страстями и неврозами. Согласись, существует масса дурных и непорядочных людей, совершающих соответствующие поступки, которые никакими неврозами не страдают. Надеюсь, невротики все же меньшую часть общества составляют, а остальные не грешники что ли?
Насчет путей исцеления... Вов, не знаю я. Все эти люди - которые гонят о. Михаила Шполянского, убивают кошек в Тр.-Сер., шарахаются от ИНН, говорят "вот мы тут хорошенько помолимся, а у них в Америке наводнение, чтоб они сдохли все" - они, как я понимаю, постоянно молятся, постятся и пребагают к Таинствам. И что?
У меня вон близкая подруга несколько лет назад уверовала - так я боюсь за нее (в ЖЖ писала о ней). У нее 11 лет была ремиссия шизофрении благодаря как раз ее умению саморегулирования психологического - а тут на мистической волне опять приступ, а это ведь не шутки. Глаза стеклянные, интересует одна Иисусова молитва, все пыль и прах, жизнь - страдание...
Еще пример. Один из священников, с которыми я близко общаюсь - это невроз на неврозе, отчаяние, уныние, потеря веса, психосоматика - и отчаянное вытеснение всего этого, типа все нормально, я так смиряюсь... а ведь он служит каждый день почти Литургиюи т.д. и т.п.
Я ж не подловить кого-то пытаюсь, пойми, это близкие люди, которым худо у меня на глазах... И для меня самой такие вопросы очень актуальны, сам знаешь, в каком-то смысле у меня то же самое происходит.
 

Indigo

Участник
Команда форума
Вчера вычитал на психологическом форуме фразу: "Современный французский психоанализ не проводит различия между нарциссизмом и пограничной патологией- конфликт здесь происходит между Идеалом-Я и внешним миром, тревога связана со страхом потери объекта."

У нее 11 лет была ремиссия шизофрении благодаря как раз ее умению саморегулирования психологического - а тут на мистической волне опять приступ, а это ведь не шутки. Глаза стеклянные, интересует одна Иисусова молитва, все пыль и прах, жизнь - страдание...

К сожалению, надо признать что иногда вера принимает форму диагноза, обостряя проблемы. Это разумеется не имеет к христианству отношения, так-же как например не имеют отношения к Православию скопцы.
 
Последнее редактирование:

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
я бы не стала ставить знак равенства между страстями и неврозами. Согласись, существует масса дурных и непорядочных людей, совершающих соответствующие поступки, которые никакими неврозами не страдают. Надеюсь, невротики все же меньшую часть общества составляют, а остальные не грешники что ли?

В случае гомосексуальности говорить о страсти правильнее, чем о неврозе, я об этом. Понятие страсти точнее и полнее описывает состояние ГС.

Насчет путей исцеления... Все эти люди ... - они, как я понимаю, постоянно молятся, постятся и пребагают к Таинствам. И что?

Но живут по своему разумению. Представь, если бы ты вздумала лечиться разными лекарствами сама, не очень понимая, как они действуют? А что еще хуже, не очень понимая, что с тобой происходит?
Помимо участия в богослужении надо еше и голову включать, а то какое же покаяние (метанойа - букв. "изменение ума")? А этого нет. Культ есть, а все остальное - учение, общение, совместная молитва - нет.

Да и церковную традицию врачевания страстей сейчас просто немногие знают... Вот мы тут с психоанализа начинали... А сейчас письма свт. Тихона Задонского мне ближе и действеннее :)
 
Последнее редактирование:

Vitaly

Пропавший админ
Из всей статьи наиболее обоснованными и практически полезными мне показались строки, посвященные развитию страсти (Удаление от Бога как главное условие развития страсти). В целом должен сказать, что содержание статьи не оправдывает названия: церковная точка зрения явно превалирует, а светская заведомо освещена как неполноценная.
Взаимоотношения между понятиями страсти и невроза слишком упрощены. Это два явления, лежащие в разных плоскостях: говоря о неврозе и его лечении, мы имеем в виду облегчение страдания, которое этот невроз приносит. Страсть, в отличие от невроза, это ошибка на пути к избранному смыслу жизни, на пути к Богу.
Если обратиться к определениям невроза Э.Бёрна (выше), а также К.Хорни, и сравнить их с описанием страсти в статье, то выходит, что страсть и невроз - понятия, которые имеют не менее 75% общих черт. При таком проценте сходства разделить понятия по избранному признаку невозможно.
Невроз возникает тогда, когда человек не может справиться с жизненными обстоятельствами: он бежит в невроз, чтобы не сойти с ума. Невроз - необходимость. Когда стоит вопрос о существовании личности, - уже не до смысла. Лишь бы выжить. А страсть - это неудача на пути к смыслу, т.е. явление более высокого порядка.
Фактически страсть и невроз приводят к сходным (!) последствиям для жизни. Но различие между обоими явлениями не может просто исчезнуть. Показать, в чем же разница, будет проще на примере.
Когда некто имеет проблемы с глазами (например, из-за детской травмы), он вынужден носить тёмные очки – иначе ослепнет. Но, нося очки, он не может видеть красоты природы, всё предстаёт тусклым и блеклым. После операции этот человек наконец может снять очки.
Но в период реабилитации он может или продолжить курс лечения - и обрести нормальное зрение, либо отнестись к этому халатно, тогда нормальное зрение так и не восстановится, может быть лишь небольшое улучшение.
Так и со страстью и с неврозом. Когда миновала угроза существованию личности, мы либо продолжаем поиски и находим смысл, либо довольствуемся чувством защищённости и спокойствия, от скуки впадаем в праздность, а за ней в порок, неминуемо ввергая себя в новую невротическую бездну.
Ввиду всего вышесказанного, невроз следует лечить психотерапевтическими методами, а бороться со страстью - в русле церковной традиции.
 

esper

Новый участник
Но живут по своему разумению. Представь, если бы ты вздумала лечиться разными лекарствами сама, не очень понимая, как они действуют? А что еще хуже, не очень понимая, что с тобой происходит?
Да и церковную традицию врачевания страстей сейчас просто немногие знают... Вот мы тут с психоанализа начинали... А сейчас письма свт. Тихона Задонского мне ближе и действеннее :)
Эээ, а по чьему разумению нужно? Между этими людьми, между прочим, немало и клириков, и тех, кто профессионально занимается богословием и т.п., какого-нб возьми иером. Феогноста. Как начнут батюшки спорить о том или ином - туши свет, такой разнобой во мнениях. А все читают, в общем, то же - Писание, Предание и т.п. Ну и ты читаешь, и я читаю... кто гарантирует, что мы лучше понимаем? (т.е. я-то точно мало что понимаю, это я так, для примера).
 

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
Виталик, спасибо за отклик!

возможно, многое упрощено. есть более навороченные книги, например, митр. Иерофей Влахос, или недавно вышедший Ларше, но их читать не так-то просто. моя задача тут была мостик протянуть между тем и другим, и мостик именно для новичков. Эта статья писалась специально для тех, кто уже вполне освоился с психологическим описанием гомосексуализма, знаком с основными теориями, а вот совершенно непонятно такому человеку, зачем в Церкви учиться, что там может быть такого.

поэтому мало по светской точке зрения. возможно, тут нужно дополнять, но пока не знаю, что. да и не напишу я лучше, чем это уже есть у Николоси или Аарвега - а их я лучше переведу или отредактирую :)

не совсем согласен с высказываемым тобой взглядом на страсть и невроз.
вот ты пишешь, что страсть - это неудача на пути к смыслу. Скорее, это определение невроза по Франклу :) а страсть, согласно этимологии этого слова, как раз связана со страданием... так что между ними действительно много сходства, я бы даже казал, это синонимичные понятия, но "страсть" - богаче по содержанию.

с моей точки зрения, можно одно и то же явление описать и так, и эдак. например, булимия будет неврозом, а чревоугодие - страстью. Но по сути это об одном и том же. Можно говорить о комплексе неполноценности и нарциссизме, но по сути это тщеславие и гордыня.
А если это так, то здесь нет динамики, это одно и то же явление, только в одном случае мы это описываем в нравственно нейтральном смысле, а в другом - привлекая это нравственное измерение.

и еще. в чем ты видишь принципиальную разницу между психотерапевтическим лечением невроза и церковным врачеванием страстей?
 
Последнее редактирование:

Indigo

Участник
Команда форума
Эээ, а по чьему разумению нужно? Между этими людьми, между прочим, немало и клириков, и тех, кто профессионально занимается богословием и т.п., какого-нб возьми иером. Феогноста. Как начнут батюшки спорить о том или ином - туши свет, такой разнобой во мнениях. А все читают, в общем, то же - Писание, Предание и т.п. Ну и ты читаешь, и я читаю... кто гарантирует, что мы лучше понимаем? (т.е. я-то точно мало что понимаю, это я так, для примера).
Еспер, мне кажется ты не то уловила в ответе Кудоярова. Главное вот:


Помимо участия в богослужении надо еше и голову включать, а то какое же покаяние (метанойа - букв. "изменение ума")? А этого нет. Культ есть, а все остальное - учение, общение, совместная молитва - нет.

Дело в отсутствии перемены ума. Ведь христианство может стать и прибежищем страстей и грехов, прикрывая их снаружи своей внешней благопристойностью. Причем, человек может искренне верить, вытесняя проблемы, что именно он "самый искренневерующий", что спасся уже (и такое нередко приходится слышать) но - пусть у них "там" все затопит и так далее как ты писала. Получается еще хуже, чем если-бы человек не был верующим - ибо теперь он заблуждается с "обоснованием".
 

V. Kudojarov

Administrator
Команда форума
Эээ, а по чьему разумению нужно? Между этими людьми, между прочим, немало и клириков, и тех, кто профессионально занимается богословием и т.п., какого-нб возьми иером. Феогноста. Как начнут батюшки спорить о том или ином - туши свет, такой разнобой во мнениях. А все читают, в общем, то же - Писание, Предание и т.п. Ну и ты читаешь, и я читаю... кто гарантирует, что мы лучше понимаем? (т.е. я-то точно мало что понимаю, это я так, для примера).

нет гарантии, кроме опыта.
я встретил нескольких людей, у которых, с моей точки зрения, можно учиться, поэтому их жизнь для меня образец, и от их опыта, примера нечто беру. а еще совет и умение его услышать.

а разнобой, собственно, у батюшек такой же, как и у психологов, в частности, по теме нашего сайта :)
 

esper

Новый участник
нет гарантии, кроме опыта.
я встретил нескольких людей, у которых, с моей точки зрения, можно учиться, поэтому их жизнь для меня образец, и от их опыта, примера нечто беру. а еще совет и умение его услышать.

а разнобой, собственно, у батюшек такой же, как и у психологов, в частности, по теме нашего сайта :)
Во! тут совершенно с тобой согласна! респект:D)
 

Vitaly

Пропавший админ
==не совсем согласен с высказываемым тобой взглядом на страсть и невроз.
вот ты пишешь, что страсть - это неудача на пути к смыслу. Скорее, это определение невроза по Франклу==

Пожалуй так, но Франкл осторожен в выражениях и не отвечает на вопрос о смысле и, будучи верующим, всё же мало говорит о Боге, предоставляя человеку самостоятельно решить, согласен тот с христианством или нет.
В нашем контексте смысл - открытость Божественному, и это накладывает отпечаток на всю человеческую жизнь. Если открытости что-то препятствует (страсть), то жизнь теряет смысл.
В статье была важная формулировка: грех - это волеизъявление. Страсть, как следствие греха, соответственно, тоже связана с волей. Чревоугодие - страсть постольку, поскольку мы позволяем себе предаваться ему.
Теперь представим себе человека, говорящего: "А не начать ли мне с завтрашнего дня страдать булимией?"... Иными словами, невроз не выбирают. И в этом принципиальная разница между страстью и неврозом.

==Можно говорить о комплексе неполноценности и нарциссизме, но по сути это тщеславие и гордыня.==
Здесь проступает второе важное различие между страстью и неврозом. Говоря о страсти, мы имеем в виду явление, которое видим здесь и сейчас. Говоря о неврозе (как терапевтическом понятии), обращаем внимание не только на сиюминутные его проявления, но и на обстоятельства, ему предшествовавшие.
==В чем ты видишь принципиальную разницу между психотерапевтическим лечением невроза и церковным врачеванием страстей?==
Церковный подход обращает внимание гл.образом на верное донесение идеального образа личности. Метафорически это формулируется как "Уподобиться Христу". На вопрос, как это сделать, ответы весьма разноречивые. Не всякий священник может дать грамотный совет в каждом конкретном случае, но даже если он это делает, в целом работа над невротическим (в нашем случае) конфликтом носит скорее стихийный характер.
Подход терапии, оставляя за скобками нравственные проблемы, предлагает структурированные методики по работе с невротическими конфликтами. Вопросы нравственности человек решает самостоятельно.
 
Сверху