Глава из книги М. Бергнера. "Приводя жизнь в порядок (автобиография экс-гея)"
История Кевина и Синди
Когда Кевин пришел ко мне, его семья переживала не лучшие времена. Он был в отчаянии от проблем, которые обрушились на него и его жена Синду. По ходу нашей беседы выяснилось, что во многом проблемы в их семейных отношениях объясняются тем, что Кевин склонен к амбивалентному отношению к представителям противоположного пола, и его жена Синди стала, соответственно, главной мишенью этого нездорового отношения. Кевин искренне поделился со мной, что прилюдно он услужлив и добр по отношению к своей супруге, однако как только они остаются наедине, он буквально уничтожает ее своими словами. Глядя в мои глаза, Кевин воскликнул: «Я люблю ее и хочу прекратить мучить ее!»
Мы продолжали общаться, и Кевин рассказал мне немного о своей семье и о семье Синди. Они оба выросли в неблагополучных семьях. Алкоголизм всегда был большой проблемой их родителей, и, поженившись в возрасте двадцати лет, молодожены не имели ни малейшего понятия о том, что такое нормальная семейная жизнь. Примкнувши к поместной церкви еще в самом начале своей совместной жизни, они с энтузиазмом восприняли учение о семье, которое преподавалось в общине. Как и во многих других церквях, в этой общине ошибочно учили о мужском и женском начале преимущественно как об обязанностях (или о ролях), которые следует взять на себя с целью достижения большей мужественности или женственности. Отчаянно пытаясь выяснить, что же конкретно нужно делать для того, чтобы стать настоящим мужчиной и женщиной, Кевин и Синди с открытым сердцем впитали в себя экстремальные доктрины об ученичестве, о роли мужа и жены в семейных отношениях и о подчинении жены мужу. Однако в результате это экстремальное учение о подчинении лишь развили в Кевине амбивалентное отношение к представителям противоположного пола и утвердили его в стремлении во что бы то ни стало стать единственным объектом любви Синди.
После того как я рассказал Кевину, что такое амбивалентное отношение к представителям противоположного пола, мы помолились вместе, попросив Бога исследовать сердце Кевина на предмет того, не найдутся ли там извращенные представления о женщине. Мы помолились о том, чтобы его отношения с Синди не препятствовали Иисусу занимать самое главное место в ее сердце. Как это часто бывает в семьях, члены которых приняли учение о беспрекословном подчинении жен мужьям, Кевин фактически встал между своей женой и Богом. Он всегда «оказывался прав», что сделало его крайне одиноким, поскольку он никогда не обращался к жене за помощью. Как бы там ни было, наша молитва стала первым шагом к тому, чтобы Кевин и Синди начали жить в согласии с намерениями, которые Господь имел о них.
Десятью днями спустя я встретился с Синди и обсудил с ней те же вопросы, которые обсуждал с ее мужем. Она оказалась умной женщиной, хотя ей и довелось немало пережить душевных страданий и боли. Она поделилась со мной, что всегда хотела быть идеальной дочерью, женой, матерью, работником и другом. Интересным мне показалось то, что, в основном, она оценивала себя по той роли, которую она играла в жизнях других людей. Именно отношения с другими людьми сформировали ее личность. Говоря языком современной популярной психологии, она была «созависимой».
В широком смысле слова, созависимость может быть истолкована как привычка к определенным людям, поведению или вещам. Когда один человек является созависимым по отношению к другому, их душевная и эмоциональная жизнь настолько тесно переплетаются, что осознание собственного «я» созависимых, их собственная личность, полностью поглощается другим человеком и его проблемами. Фактически, созависимый человек отождествляет себя с тем, от кого он зависим.
С тех пор как годом ранее Кевин и Синди переехали в Огайо, чувство уверенности в себе стало покидать Синди. Она впала в депрессию. Ее попытки найти работу не увенчались успехом (даже волонтерские вакансии были заняты). Она не успела обзавестись друзьями и знакомыми. Ее будто бы лишили всех ролей, с которыми она годами отождествляла себя. Она чувствовала себя так, будто ее вообще не существует.
Воспитанная в семье алкоголиков, Синди хорошо выучила роль, которая помогла ей выжить в родительском доме, – роль героя в семье. В ее обязанности входило представить все таким образом, будто в семье нет никаких проблем. Часто ей приходилось покрывать ошибки других лишь для того, чтобы сохранить в семье «мир». Синди постоянно жила в страхе. Она боялась, что ее бросят, – страх, типичный для неблагополучных семей. Этот страх перерос впоследствии в боязнь того, что ее муж, обнаружив, что она несовершенна, может оставить ее. Писательница Джанет Джи Уоититс пишет по этому поводу следующее:
Вы постоянно боитесь, что человек, которого вы так любите, завтра исчезнет. В попытках защитить себя от этой потери, вы идеализируете ваши отношения, а также свою роль в этих отношениях. Вы думаете, что гарантия того, что вы не будете оставлены, заключается в бесконечных попытках стать совершенным, равно как и в том, чтобы постоянно восполнять нужды другого человека.
Когда Синди впитала в себя экстремальное учение о беспрекословном подчинении жен своим мужьям, включающее в себя доктрину о том, что жене следует услышать о своем призвании от своего мужа, она стала еще более «созависима» Кевину. Можно сказать, что Синди ошибочно восприняла Божьи слова, обращенные к Еве, – «и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16), как повеление, вместо того чтобы увидеть в этих словах проклятие, пришедшее с грехопадением, от которого Своею смертью избавил ее Господь.
Молиться за исцеление Кристин было несложно. Я попросил Бога помочь ей всегда взирать на Иисуса и желать Его одного. Кроме того, я предложил Синди присоединиться к признанной во всем мире организации под названием «Христиане, выросшие в семьях алкоголиков» (ХВСА) и вместе с ними начать решать проблемы, характерные для большинства членов этой организации. Ведь после восполнения ее духовных нужд ей все равно понадобится помощь психолога, который поможет ей продолжать следовать путем исцеления. Когда однажды вы начнете заниматься последствиями воспитания в своей неблагополучной семье, поддержка тех, кто уже избавился от проблем подобного рода, становится крайне необходимой.
Кевину я также предложил посещать подобного рода группу, однако он отказался. Он все еще отпирался, не желая признать, что перенял проблемы своей неблагополучной семьи. Некоторое время Кевин искренне искал Бога в вопросах своего исцеления, не до конца понимая, однако, что для решения проблем такого рода требуется время. Я же непрестанно молился о том, чтобы Господь дал ему терпение и помог перестать запираться относительно проблем своей семьи.
Тем временем Бог милостиво работал в жизни Синди, исцеляя ее от «созависимости». Уже очень скоро я получил от нее благодарное письмо, которое и представляю вашему вниманию.
Дорогой Марио!
Мое сердце наполнено радостью от осознания того, кем я на самом деле являюсь. На следующий день после вашей молитвы Господь открыл мне, что я сделала из своего мужа, да и из всей своей семейной жизни, идолов. Приняв от Него чудные дары, я превратила их в идолы! Когда я осознала это, я тут же попросила у Бога прощение и отреклась от них.
Когда вы помолились о том, чтобы Христос стал центром моей жизни, я начала смотреть на себя как на независимую от мужа, детей и своей матери личность. Я поняла, что каждый день должна учиться созидать свою жизнь вокруг единого центра – Иисуса Христа.
Бог продолжал открывать мне, что я всегда считала, будто не имею никакой ценности вплоть до тех пор, пока не начну играть какую-либо роль в жизни другого человека. Именно этому я научилась у своих родителей-алкоголиков. Никто в моей семье не обращал на меня ни малейшего внимания. Таким образом для того, чтобы доказать себе, что я чего-то стою, мне пришлось постоянно проводить время с другими. Никто никогда не говорил мне, что я личность, и хотя бы уже поэтому имею великую ценность.
С тех пор как я переехала в Огайо, Господь начал учить меня ценить себя. Здесь у меня нет ни друзей (хотя я отчаянно пыталась найти их), ни работы (даже волонтерской). У меня такое чувство, будто Бог специально отодвинул от меня все, за чем я могла бы от Него спрятаться, чтобы встретиться со мной лицом к лицу. Я так хочу стать по-настоящему свободным человеком! Я уверена в том, что Господь, начав Свою работу во мне, обязательно доведет ее до конца. Он уже так много сделал для меня! Я искренне радуюсь об этом, хотя и опасаюсь немного той боли, с которой, по-видимому, мне придется столкнуться.
Когда вы молились о том, чтобы Крест вошел в мое сердце, произошло то, чего я явно не ожидала. Я почувствовала, как Сам Христос забрал мою боль. Мне всегда было непросто признать то, что Иисус взял на Крест именно мои грехи. Мне казалось, что этим я раню Его, причиняю боль Его телу. Я думала, что Господь умер за грехи всего человечества, но только не за мои. Однако теперь я ясно вижу Крест Иисуса, возвышающийся на холме. У подножья этого холма стою я, кидая на Него свои грехи, заботы, свою боль. Когда Крест вошел в мое сердце, боль оставила меня. Она вошла в Иисуса, и теперь уже никогда больше не вернется ко мне назад! Спасибо Господу за то, что он дал вам такую действенную молитву.
Иногда, когда какой-либо человек не может принять благодать Иисуса, я беру распятие и подношу его к сердцу этого человека. Именно распятие, представляющее собой Иисуса на кресте, помогло Господу проговорить в сердце Синди, что, в свою очередь, помогло ей избавиться от неправильных представлений, связанных с тем, что ее грехи могут вернуться к ней.
Я знаю, что говорит сейчас Иисус. «Дорогая моя, не останавливайся. Девочка моя, иди дальше». Он Сам позаботится о моей семье и решит все проблемы.
Когда я вышла из вашей квартиры, я впервые почувствовала радость от того, что переехала в Огайо.
Спасибо,
Синди
После такого значительного духовного исцеления и обретения способности (впервые!) принять прощение грехов, Синди посетила занятия школы служения «Пасторская забота», получила еще больше исцеления от Господа и научилась многим важным истинам. Затем она присоединилась к организации ХВСА, где продолжала принимать исцеление в вопросах, имеющих отношение к последствиям воспитания в семье алкоголиков.
Этот путь был непростым как для самой Синди, так и для Кевина, поскольку они оба внесли в семью багаж, накопленный в своих неблагополучных семьях. Чувства, подавляемые годами, стали теперь рваться наружу. Как Синди, так и Кевину, пришлось «придержать» свои негативные эмоции, и не проецировать их друг на друга. Как бы там ни было, благодаря тому, что Кевин и Синди находились в замечательной христианской общине, из-за того что они оба взирали на Иисуса и не желали связывать друг друга узами идолопоклонства, их отношения со временем были полностью исцелены.
Амбивалентное отношение к представителям противоположного пола
Амбивалентное отношение к представителям противоположного пола является самым большим препятствием для нормальных здоровых взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Несмотря на то, что это чувство могут испытывать как мужчины, так и женщины, женщины, в отличие от мужчин, нередко становятся жертвами амбивалентного отношения со стороны представителей как своего, так и противоположного пола. Такое отношение чаще всего зарождается в раннем детстве, ведь не секрет, что все дети испытывают амбивалентные чувства по отношению к своей матери. Если ребенок не прошел эту переходную стадию достаточно успешно, это чувство может перерасти в амбивалентное отношение ко всем женщинам. Будучи уже взрослым человеком, мужчина может подсознательно переносить свои негативные переживания, которые он испытывает к своей матери (такие как, например, отверженность) на всех женщин без исключения.
Обсуждая тему гомосексуализма, нельзя не отметить, что амбивалентное отношение к представителям противоположного пола играет в этом процессе не меньшую роль, чем амбивалентное отношение к представителям своего пола. Для человека, борющегося с искушениями гомосексуализма, каковым был и я, неспособность справиться с амбивалентным отношением к представителям противоположного пола означала неудачу в отождествлении себя с представителями своего пола, равно как и неумение увидеть себя здоровым гетеросексуальным мужчиной. По причине того, что человек, сражающийся с искушениями гомосексуализма, испытывает острый дефицит любви представителей своего пола, очень часто он концентрируется на своей нужде и становится «гомоцентричным». Таким образом, мы можем определить гомосексуализм, как неправильное представление о людях противоположного пола, обусловленное нездоровым отношением к представителям своего пола. Ведь для того чтобы получить правильное представление о людях противоположного пола, требуется, как минимум, чувствовать себя хорошо и комфортно в рамках своего пола.
Для мужчины гетеросексуальной ориентации амбивалентное отношение к представителям противоположного пола может выражаться в страхе перед тем, что какая-либо женщина «окрутит» его, и ему придется взять на себя определенные обязательства перед ней. Такой человек не знает, что такое любовь, поскольку не подпускает женщину достаточно близко к себе, и их отношения обычно не длятся долго. Кроме того, он может недооценивать женщин и, подобно гомосексуалисту, быть «гомоцентричным». Он может бредить желанием угодить другим мужчинам и постоянно взвешивать, «что об этом подумают ребята». Будучи женатым мужчиной, этот человек может изменять своей жене. Будучи христианином, он будет требовать от своей жены беспрекословного послушания. В конце концов, такой человек, начав с «простого» амбивалентного отношения к представителям женского пола может докатиться до крайней степени женоненавистничества. Как бы там ни было, мизогиния является коренной проблемой во всех случаях, связанных с сексуальным надругательством над женщинами, изнасилованием и одержимостью мужчин порнографией.
Корни амбивалентного отношения к представителям противоположного пола у мужчин обычно исходят из нашего прошлого и связаны с душевными ранами, которые не были вовремя исцелены, с отверженностью, страхом и смущением в вопросах взаимоотношений с женщинами. Мы часто проецируем свои негативные чувства на других. Из-за подсознательной природы этого проецирования мы обычно не отдаем себе отчета в своей амбивалентности. Мы, мужчины, чувствуем лишь необъяснимое раздражение, страх, а порой даже сексуальное влечение по отношению к определенным женщинам. Мы сами проецируем эти чувства, причем иногда делаем это на протяжении всей жизни и по отношению к какой-либо определенной женщине. Это может быть наша мать, жена, дочь, сестра, подруга или коллега (начиная с этого момента я, говоря об амбивалентном отношении к представителям противоположного пола, подразумеваю амбивалентность мужчин по отношению к женщинам).
Женщина, ставшая жертвой амбивалентного отношения, может чувствовать, что что-то не в порядке, однако не понимать, что именно. Она может думать, что все дело в ней. Она может неистово исследовать собственное сердце и выискивать в нем несуществующие изъяны. Иногда она может приходить в ярость, когда мы, под давлением своей амбивалентности, обвиняем ее в том, чего она не делала. Имея неправильные представления о гневе, она затем может приходить к нам и каяться (хотя при данных обстоятельствах ее гнев был вполне оправданным). Однако такое поведение может лишь помочь нам укорениться в своем амбивалентном отношении. Даже если мы не обвиняем ее, мы можем просто думать: «В ней столько гнева», хотя на самом-то деле проблема заключена в глубине нашего собственного сердца. Мы становимся похожими на человека из евангельской притчи, который пытался вынуть соринку из глаза своего друга, не замечая бревна в собственном глазу.
Вообще, обвинение женщин – это типичнейшее проявление мужской амбивалентности. Уже в первом же разговоре после грехопадения, Адам обвинил во всем Еву. Когда Бог спросил Адама, не ел ли он плодов дерева, тот ответил: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Вместо того, чтобы честно сказать: «Я ел» и взять ответственность за свои действия, Адам попросту «перевел стрелки» на Еву.
Оставляя мать
В своих сердцах мы нередко носим искаженные и извращенные представления о противоположном поле. Эти представления обычно включают в себя негативное, греховное отношение к женщине и являются следствием того, что мы живем в падшем мире, где нормальные семьи встречаются крайне редко, где образ женщины в обществе представлен голливудскими блондинками, где даже церковь не всегда способна разглядеть женщину в истинном свете.
Находясь в подобного рода «падшем» состоянии, мы нередко озлобляемся на грехи, совершенные против нас. Наша греховная реакция также содействует приобретению искаженных представлений о женщине. Так очень часто мы озлобляемся против собственной матери. До тех пор пока мы не займемся решением этих проблем, мы, как мужчины, не сможем оставить свою мать и, соответственно, прилепиться к другой женщине, став с нею одной плотью. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Вальтер Тробищ по этому поводу пишет вот что:
Библия – это очень здравая и практичная книга. Она говорит: «Оставит человек отца своего и мать». Разрыв с родителями является ценой его счастья. Необходимо решительное и окончательное отделение. Разрыв, подобный разрезанию пуповины, без которого невозможен дальнейший рост новорожденного.
Мужчина, который не оставил свою мать, не способен ни служить, ни давать, ни любить другую женщину. Подобного рода незрелость толкает его смотреть на женщин, как на инструмент для восполнения собственных нужд. В результате этого в супружеской жизни он видит в своей жене лишь придаток к собственной персоне. Он не видит в ней независимую, отличительную от его собственной, личность. В постели такой мужчина будет скорее думать о том, как самому получить максимум удовольствия, вместо того чтобы угодить своей жене. Если речь идет о христианской семье, такой человек может впитать в себя учение о подчинении жены мужу, истолковывая его как обязанность жены постоянно угождать ему. Однако библейская модель семьи подразумевает под собой стремление мужа во всем уподобляться Христу, его готовность отдать своей жене все, вплоть до своей жизни.
Библия не велит женщине оставлять свою мать и отца. Одно из возможных объяснений этому заключается в том, что женщине легче отождествить себя со своим полом. В отличие от мужчины, которому приходится отделяться от матери как в половой, так и в личностной сферах, женщине требуется лишь почувствовать себя независимой от своей матери личностью. Каждый мужчина должен четко осознавать свою разницу от женщины в этом вопросе: для нее, в отличие от него, будет естественным отождествить себя со своей матерью в половом аспекте.
Часто проблемы гомосексуалиста связаны с его неспособностью перестать отождествлять себя с полом своей матери. В этом контексте, транссексуальность и трансвестизм связаны, прежде всего, с тем, что мужчина не полностью отделил себя от матери, ни как личность, ни как представитель противоположного пола. Иногда матери таких мужчин были чересчур требовательными в эмоциональном смысле или слишком контролировали их. Возможно, они даже позволяли себе сексуально оскорблять своих сыновей, в результате чего между ними возникло нездоровое «единение», некая болезненная связь. В таких случаях до тех пор, пока эта связь не будет распознана и разорвана, сыновья, будь они гомосексуалистами, транссексуалами или трансвеститами, не смогут эмоционально «оторваться» от своих матерей и отождествить себя со своим полом.
В книге «Сломленный образ» Лиэнн Пейн пишет, что для исцеления психических расстройств на сексуальной почве необходим разрыв всех нездоровых связей между страдающими этой болезнью людьми и их матерями. Ниже я привожу отрывок, предназначенный изначально для женщин, нуждающихся в исцелении от лесбиянства. Тем не менее молитва Лиэнн вполне применима и к мужчинам, которым нужно отделиться от своих матерей.
В молитве за освобождение я обычно прошу женщин попытаться увидеть Иисуса глазами своего сердца. Я прошу представить крест, на котором Он взял на Себя всю боль и рабство, мучавшие нас, а также непрощение и другие грехи, таящиеся в наших сердцах. Я говорю им простереть свои руки ко Христу и увидеть, как боль и тьма выходят из них, и входят в Его пронзенные гвоздями руки. В то же самое время я продолжаю молиться за отделение их душ от душ их матерей. Часто, не прерывая молитву, я мягко спрашиваю у них: «Что вы видите глазами своего сердца?» Я всегда радуюсь, когда слышу в ответ, что тьма выходит из их сердец и входит в Иисуса. Кроме того, часто Господь Духом Святым дает и мне подобные картины.
Затем мы переходим к очень ответственному моменту нашей молитвы. Я прошу женщин представить себе свою маму. Поскольку Дух Святой продолжает вести нас в Своем могущественном исцелении, почти всегда эти картины будут представлять мать в объективном свете. Женщина сможет увидеть свою мать такой, какой она является на самом деле и, в конечном итоге, простить ее. Затем я спрашиваю, не осталось ли между ними каких-либо нездоровых связей. После того как они говорят, в чем конкретно заключаются эти связи, я прошу их взять в руки воображаемые ножницы и разрезать их. Часто их освобождение может сопровождаться эмоциональными или даже физическими взрывами, хотя иногда все проходит и вовсе без всяких чувств. Иногда мы видели эти связи, как толстую, необрезанную пуповину, иногда – как веревку, соединяющую две души. Затем, после того как мы обрезали все веревки и пуповины, мы становимся свидетелями истинного освобождения.
Оставить свою мать – это ключ к тому, чтобы войти в мир другого человека, первый шаг к тому, чтобы начать относиться к женщине с любовью.
История Кевина и Синди
Когда Кевин пришел ко мне, его семья переживала не лучшие времена. Он был в отчаянии от проблем, которые обрушились на него и его жена Синду. По ходу нашей беседы выяснилось, что во многом проблемы в их семейных отношениях объясняются тем, что Кевин склонен к амбивалентному отношению к представителям противоположного пола, и его жена Синди стала, соответственно, главной мишенью этого нездорового отношения. Кевин искренне поделился со мной, что прилюдно он услужлив и добр по отношению к своей супруге, однако как только они остаются наедине, он буквально уничтожает ее своими словами. Глядя в мои глаза, Кевин воскликнул: «Я люблю ее и хочу прекратить мучить ее!»
Мы продолжали общаться, и Кевин рассказал мне немного о своей семье и о семье Синди. Они оба выросли в неблагополучных семьях. Алкоголизм всегда был большой проблемой их родителей, и, поженившись в возрасте двадцати лет, молодожены не имели ни малейшего понятия о том, что такое нормальная семейная жизнь. Примкнувши к поместной церкви еще в самом начале своей совместной жизни, они с энтузиазмом восприняли учение о семье, которое преподавалось в общине. Как и во многих других церквях, в этой общине ошибочно учили о мужском и женском начале преимущественно как об обязанностях (или о ролях), которые следует взять на себя с целью достижения большей мужественности или женственности. Отчаянно пытаясь выяснить, что же конкретно нужно делать для того, чтобы стать настоящим мужчиной и женщиной, Кевин и Синди с открытым сердцем впитали в себя экстремальные доктрины об ученичестве, о роли мужа и жены в семейных отношениях и о подчинении жены мужу. Однако в результате это экстремальное учение о подчинении лишь развили в Кевине амбивалентное отношение к представителям противоположного пола и утвердили его в стремлении во что бы то ни стало стать единственным объектом любви Синди.
После того как я рассказал Кевину, что такое амбивалентное отношение к представителям противоположного пола, мы помолились вместе, попросив Бога исследовать сердце Кевина на предмет того, не найдутся ли там извращенные представления о женщине. Мы помолились о том, чтобы его отношения с Синди не препятствовали Иисусу занимать самое главное место в ее сердце. Как это часто бывает в семьях, члены которых приняли учение о беспрекословном подчинении жен мужьям, Кевин фактически встал между своей женой и Богом. Он всегда «оказывался прав», что сделало его крайне одиноким, поскольку он никогда не обращался к жене за помощью. Как бы там ни было, наша молитва стала первым шагом к тому, чтобы Кевин и Синди начали жить в согласии с намерениями, которые Господь имел о них.
Десятью днями спустя я встретился с Синди и обсудил с ней те же вопросы, которые обсуждал с ее мужем. Она оказалась умной женщиной, хотя ей и довелось немало пережить душевных страданий и боли. Она поделилась со мной, что всегда хотела быть идеальной дочерью, женой, матерью, работником и другом. Интересным мне показалось то, что, в основном, она оценивала себя по той роли, которую она играла в жизнях других людей. Именно отношения с другими людьми сформировали ее личность. Говоря языком современной популярной психологии, она была «созависимой».
В широком смысле слова, созависимость может быть истолкована как привычка к определенным людям, поведению или вещам. Когда один человек является созависимым по отношению к другому, их душевная и эмоциональная жизнь настолько тесно переплетаются, что осознание собственного «я» созависимых, их собственная личность, полностью поглощается другим человеком и его проблемами. Фактически, созависимый человек отождествляет себя с тем, от кого он зависим.
С тех пор как годом ранее Кевин и Синди переехали в Огайо, чувство уверенности в себе стало покидать Синди. Она впала в депрессию. Ее попытки найти работу не увенчались успехом (даже волонтерские вакансии были заняты). Она не успела обзавестись друзьями и знакомыми. Ее будто бы лишили всех ролей, с которыми она годами отождествляла себя. Она чувствовала себя так, будто ее вообще не существует.
Воспитанная в семье алкоголиков, Синди хорошо выучила роль, которая помогла ей выжить в родительском доме, – роль героя в семье. В ее обязанности входило представить все таким образом, будто в семье нет никаких проблем. Часто ей приходилось покрывать ошибки других лишь для того, чтобы сохранить в семье «мир». Синди постоянно жила в страхе. Она боялась, что ее бросят, – страх, типичный для неблагополучных семей. Этот страх перерос впоследствии в боязнь того, что ее муж, обнаружив, что она несовершенна, может оставить ее. Писательница Джанет Джи Уоититс пишет по этому поводу следующее:
Вы постоянно боитесь, что человек, которого вы так любите, завтра исчезнет. В попытках защитить себя от этой потери, вы идеализируете ваши отношения, а также свою роль в этих отношениях. Вы думаете, что гарантия того, что вы не будете оставлены, заключается в бесконечных попытках стать совершенным, равно как и в том, чтобы постоянно восполнять нужды другого человека.
Когда Синди впитала в себя экстремальное учение о беспрекословном подчинении жен своим мужьям, включающее в себя доктрину о том, что жене следует услышать о своем призвании от своего мужа, она стала еще более «созависима» Кевину. Можно сказать, что Синди ошибочно восприняла Божьи слова, обращенные к Еве, – «и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16), как повеление, вместо того чтобы увидеть в этих словах проклятие, пришедшее с грехопадением, от которого Своею смертью избавил ее Господь.
Молиться за исцеление Кристин было несложно. Я попросил Бога помочь ей всегда взирать на Иисуса и желать Его одного. Кроме того, я предложил Синди присоединиться к признанной во всем мире организации под названием «Христиане, выросшие в семьях алкоголиков» (ХВСА) и вместе с ними начать решать проблемы, характерные для большинства членов этой организации. Ведь после восполнения ее духовных нужд ей все равно понадобится помощь психолога, который поможет ей продолжать следовать путем исцеления. Когда однажды вы начнете заниматься последствиями воспитания в своей неблагополучной семье, поддержка тех, кто уже избавился от проблем подобного рода, становится крайне необходимой.
Кевину я также предложил посещать подобного рода группу, однако он отказался. Он все еще отпирался, не желая признать, что перенял проблемы своей неблагополучной семьи. Некоторое время Кевин искренне искал Бога в вопросах своего исцеления, не до конца понимая, однако, что для решения проблем такого рода требуется время. Я же непрестанно молился о том, чтобы Господь дал ему терпение и помог перестать запираться относительно проблем своей семьи.
Тем временем Бог милостиво работал в жизни Синди, исцеляя ее от «созависимости». Уже очень скоро я получил от нее благодарное письмо, которое и представляю вашему вниманию.
Дорогой Марио!
Мое сердце наполнено радостью от осознания того, кем я на самом деле являюсь. На следующий день после вашей молитвы Господь открыл мне, что я сделала из своего мужа, да и из всей своей семейной жизни, идолов. Приняв от Него чудные дары, я превратила их в идолы! Когда я осознала это, я тут же попросила у Бога прощение и отреклась от них.
Когда вы помолились о том, чтобы Христос стал центром моей жизни, я начала смотреть на себя как на независимую от мужа, детей и своей матери личность. Я поняла, что каждый день должна учиться созидать свою жизнь вокруг единого центра – Иисуса Христа.
Бог продолжал открывать мне, что я всегда считала, будто не имею никакой ценности вплоть до тех пор, пока не начну играть какую-либо роль в жизни другого человека. Именно этому я научилась у своих родителей-алкоголиков. Никто в моей семье не обращал на меня ни малейшего внимания. Таким образом для того, чтобы доказать себе, что я чего-то стою, мне пришлось постоянно проводить время с другими. Никто никогда не говорил мне, что я личность, и хотя бы уже поэтому имею великую ценность.
С тех пор как я переехала в Огайо, Господь начал учить меня ценить себя. Здесь у меня нет ни друзей (хотя я отчаянно пыталась найти их), ни работы (даже волонтерской). У меня такое чувство, будто Бог специально отодвинул от меня все, за чем я могла бы от Него спрятаться, чтобы встретиться со мной лицом к лицу. Я так хочу стать по-настоящему свободным человеком! Я уверена в том, что Господь, начав Свою работу во мне, обязательно доведет ее до конца. Он уже так много сделал для меня! Я искренне радуюсь об этом, хотя и опасаюсь немного той боли, с которой, по-видимому, мне придется столкнуться.
Когда вы молились о том, чтобы Крест вошел в мое сердце, произошло то, чего я явно не ожидала. Я почувствовала, как Сам Христос забрал мою боль. Мне всегда было непросто признать то, что Иисус взял на Крест именно мои грехи. Мне казалось, что этим я раню Его, причиняю боль Его телу. Я думала, что Господь умер за грехи всего человечества, но только не за мои. Однако теперь я ясно вижу Крест Иисуса, возвышающийся на холме. У подножья этого холма стою я, кидая на Него свои грехи, заботы, свою боль. Когда Крест вошел в мое сердце, боль оставила меня. Она вошла в Иисуса, и теперь уже никогда больше не вернется ко мне назад! Спасибо Господу за то, что он дал вам такую действенную молитву.
Иногда, когда какой-либо человек не может принять благодать Иисуса, я беру распятие и подношу его к сердцу этого человека. Именно распятие, представляющее собой Иисуса на кресте, помогло Господу проговорить в сердце Синди, что, в свою очередь, помогло ей избавиться от неправильных представлений, связанных с тем, что ее грехи могут вернуться к ней.
Я знаю, что говорит сейчас Иисус. «Дорогая моя, не останавливайся. Девочка моя, иди дальше». Он Сам позаботится о моей семье и решит все проблемы.
Когда я вышла из вашей квартиры, я впервые почувствовала радость от того, что переехала в Огайо.
Спасибо,
Синди
После такого значительного духовного исцеления и обретения способности (впервые!) принять прощение грехов, Синди посетила занятия школы служения «Пасторская забота», получила еще больше исцеления от Господа и научилась многим важным истинам. Затем она присоединилась к организации ХВСА, где продолжала принимать исцеление в вопросах, имеющих отношение к последствиям воспитания в семье алкоголиков.
Этот путь был непростым как для самой Синди, так и для Кевина, поскольку они оба внесли в семью багаж, накопленный в своих неблагополучных семьях. Чувства, подавляемые годами, стали теперь рваться наружу. Как Синди, так и Кевину, пришлось «придержать» свои негативные эмоции, и не проецировать их друг на друга. Как бы там ни было, благодаря тому, что Кевин и Синди находились в замечательной христианской общине, из-за того что они оба взирали на Иисуса и не желали связывать друг друга узами идолопоклонства, их отношения со временем были полностью исцелены.
Амбивалентное отношение к представителям противоположного пола
Амбивалентное отношение к представителям противоположного пола является самым большим препятствием для нормальных здоровых взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Несмотря на то, что это чувство могут испытывать как мужчины, так и женщины, женщины, в отличие от мужчин, нередко становятся жертвами амбивалентного отношения со стороны представителей как своего, так и противоположного пола. Такое отношение чаще всего зарождается в раннем детстве, ведь не секрет, что все дети испытывают амбивалентные чувства по отношению к своей матери. Если ребенок не прошел эту переходную стадию достаточно успешно, это чувство может перерасти в амбивалентное отношение ко всем женщинам. Будучи уже взрослым человеком, мужчина может подсознательно переносить свои негативные переживания, которые он испытывает к своей матери (такие как, например, отверженность) на всех женщин без исключения.
Обсуждая тему гомосексуализма, нельзя не отметить, что амбивалентное отношение к представителям противоположного пола играет в этом процессе не меньшую роль, чем амбивалентное отношение к представителям своего пола. Для человека, борющегося с искушениями гомосексуализма, каковым был и я, неспособность справиться с амбивалентным отношением к представителям противоположного пола означала неудачу в отождествлении себя с представителями своего пола, равно как и неумение увидеть себя здоровым гетеросексуальным мужчиной. По причине того, что человек, сражающийся с искушениями гомосексуализма, испытывает острый дефицит любви представителей своего пола, очень часто он концентрируется на своей нужде и становится «гомоцентричным». Таким образом, мы можем определить гомосексуализм, как неправильное представление о людях противоположного пола, обусловленное нездоровым отношением к представителям своего пола. Ведь для того чтобы получить правильное представление о людях противоположного пола, требуется, как минимум, чувствовать себя хорошо и комфортно в рамках своего пола.
Для мужчины гетеросексуальной ориентации амбивалентное отношение к представителям противоположного пола может выражаться в страхе перед тем, что какая-либо женщина «окрутит» его, и ему придется взять на себя определенные обязательства перед ней. Такой человек не знает, что такое любовь, поскольку не подпускает женщину достаточно близко к себе, и их отношения обычно не длятся долго. Кроме того, он может недооценивать женщин и, подобно гомосексуалисту, быть «гомоцентричным». Он может бредить желанием угодить другим мужчинам и постоянно взвешивать, «что об этом подумают ребята». Будучи женатым мужчиной, этот человек может изменять своей жене. Будучи христианином, он будет требовать от своей жены беспрекословного послушания. В конце концов, такой человек, начав с «простого» амбивалентного отношения к представителям женского пола может докатиться до крайней степени женоненавистничества. Как бы там ни было, мизогиния является коренной проблемой во всех случаях, связанных с сексуальным надругательством над женщинами, изнасилованием и одержимостью мужчин порнографией.
Корни амбивалентного отношения к представителям противоположного пола у мужчин обычно исходят из нашего прошлого и связаны с душевными ранами, которые не были вовремя исцелены, с отверженностью, страхом и смущением в вопросах взаимоотношений с женщинами. Мы часто проецируем свои негативные чувства на других. Из-за подсознательной природы этого проецирования мы обычно не отдаем себе отчета в своей амбивалентности. Мы, мужчины, чувствуем лишь необъяснимое раздражение, страх, а порой даже сексуальное влечение по отношению к определенным женщинам. Мы сами проецируем эти чувства, причем иногда делаем это на протяжении всей жизни и по отношению к какой-либо определенной женщине. Это может быть наша мать, жена, дочь, сестра, подруга или коллега (начиная с этого момента я, говоря об амбивалентном отношении к представителям противоположного пола, подразумеваю амбивалентность мужчин по отношению к женщинам).
Женщина, ставшая жертвой амбивалентного отношения, может чувствовать, что что-то не в порядке, однако не понимать, что именно. Она может думать, что все дело в ней. Она может неистово исследовать собственное сердце и выискивать в нем несуществующие изъяны. Иногда она может приходить в ярость, когда мы, под давлением своей амбивалентности, обвиняем ее в том, чего она не делала. Имея неправильные представления о гневе, она затем может приходить к нам и каяться (хотя при данных обстоятельствах ее гнев был вполне оправданным). Однако такое поведение может лишь помочь нам укорениться в своем амбивалентном отношении. Даже если мы не обвиняем ее, мы можем просто думать: «В ней столько гнева», хотя на самом-то деле проблема заключена в глубине нашего собственного сердца. Мы становимся похожими на человека из евангельской притчи, который пытался вынуть соринку из глаза своего друга, не замечая бревна в собственном глазу.
Вообще, обвинение женщин – это типичнейшее проявление мужской амбивалентности. Уже в первом же разговоре после грехопадения, Адам обвинил во всем Еву. Когда Бог спросил Адама, не ел ли он плодов дерева, тот ответил: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Вместо того, чтобы честно сказать: «Я ел» и взять ответственность за свои действия, Адам попросту «перевел стрелки» на Еву.
Оставляя мать
В своих сердцах мы нередко носим искаженные и извращенные представления о противоположном поле. Эти представления обычно включают в себя негативное, греховное отношение к женщине и являются следствием того, что мы живем в падшем мире, где нормальные семьи встречаются крайне редко, где образ женщины в обществе представлен голливудскими блондинками, где даже церковь не всегда способна разглядеть женщину в истинном свете.
Находясь в подобного рода «падшем» состоянии, мы нередко озлобляемся на грехи, совершенные против нас. Наша греховная реакция также содействует приобретению искаженных представлений о женщине. Так очень часто мы озлобляемся против собственной матери. До тех пор пока мы не займемся решением этих проблем, мы, как мужчины, не сможем оставить свою мать и, соответственно, прилепиться к другой женщине, став с нею одной плотью. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Вальтер Тробищ по этому поводу пишет вот что:
Библия – это очень здравая и практичная книга. Она говорит: «Оставит человек отца своего и мать». Разрыв с родителями является ценой его счастья. Необходимо решительное и окончательное отделение. Разрыв, подобный разрезанию пуповины, без которого невозможен дальнейший рост новорожденного.
Мужчина, который не оставил свою мать, не способен ни служить, ни давать, ни любить другую женщину. Подобного рода незрелость толкает его смотреть на женщин, как на инструмент для восполнения собственных нужд. В результате этого в супружеской жизни он видит в своей жене лишь придаток к собственной персоне. Он не видит в ней независимую, отличительную от его собственной, личность. В постели такой мужчина будет скорее думать о том, как самому получить максимум удовольствия, вместо того чтобы угодить своей жене. Если речь идет о христианской семье, такой человек может впитать в себя учение о подчинении жены мужу, истолковывая его как обязанность жены постоянно угождать ему. Однако библейская модель семьи подразумевает под собой стремление мужа во всем уподобляться Христу, его готовность отдать своей жене все, вплоть до своей жизни.
Библия не велит женщине оставлять свою мать и отца. Одно из возможных объяснений этому заключается в том, что женщине легче отождествить себя со своим полом. В отличие от мужчины, которому приходится отделяться от матери как в половой, так и в личностной сферах, женщине требуется лишь почувствовать себя независимой от своей матери личностью. Каждый мужчина должен четко осознавать свою разницу от женщины в этом вопросе: для нее, в отличие от него, будет естественным отождествить себя со своей матерью в половом аспекте.
Часто проблемы гомосексуалиста связаны с его неспособностью перестать отождествлять себя с полом своей матери. В этом контексте, транссексуальность и трансвестизм связаны, прежде всего, с тем, что мужчина не полностью отделил себя от матери, ни как личность, ни как представитель противоположного пола. Иногда матери таких мужчин были чересчур требовательными в эмоциональном смысле или слишком контролировали их. Возможно, они даже позволяли себе сексуально оскорблять своих сыновей, в результате чего между ними возникло нездоровое «единение», некая болезненная связь. В таких случаях до тех пор, пока эта связь не будет распознана и разорвана, сыновья, будь они гомосексуалистами, транссексуалами или трансвеститами, не смогут эмоционально «оторваться» от своих матерей и отождествить себя со своим полом.
В книге «Сломленный образ» Лиэнн Пейн пишет, что для исцеления психических расстройств на сексуальной почве необходим разрыв всех нездоровых связей между страдающими этой болезнью людьми и их матерями. Ниже я привожу отрывок, предназначенный изначально для женщин, нуждающихся в исцелении от лесбиянства. Тем не менее молитва Лиэнн вполне применима и к мужчинам, которым нужно отделиться от своих матерей.
В молитве за освобождение я обычно прошу женщин попытаться увидеть Иисуса глазами своего сердца. Я прошу представить крест, на котором Он взял на Себя всю боль и рабство, мучавшие нас, а также непрощение и другие грехи, таящиеся в наших сердцах. Я говорю им простереть свои руки ко Христу и увидеть, как боль и тьма выходят из них, и входят в Его пронзенные гвоздями руки. В то же самое время я продолжаю молиться за отделение их душ от душ их матерей. Часто, не прерывая молитву, я мягко спрашиваю у них: «Что вы видите глазами своего сердца?» Я всегда радуюсь, когда слышу в ответ, что тьма выходит из их сердец и входит в Иисуса. Кроме того, часто Господь Духом Святым дает и мне подобные картины.
Затем мы переходим к очень ответственному моменту нашей молитвы. Я прошу женщин представить себе свою маму. Поскольку Дух Святой продолжает вести нас в Своем могущественном исцелении, почти всегда эти картины будут представлять мать в объективном свете. Женщина сможет увидеть свою мать такой, какой она является на самом деле и, в конечном итоге, простить ее. Затем я спрашиваю, не осталось ли между ними каких-либо нездоровых связей. После того как они говорят, в чем конкретно заключаются эти связи, я прошу их взять в руки воображаемые ножницы и разрезать их. Часто их освобождение может сопровождаться эмоциональными или даже физическими взрывами, хотя иногда все проходит и вовсе без всяких чувств. Иногда мы видели эти связи, как толстую, необрезанную пуповину, иногда – как веревку, соединяющую две души. Затем, после того как мы обрезали все веревки и пуповины, мы становимся свидетелями истинного освобождения.
Оставить свою мать – это ключ к тому, чтобы войти в мир другого человека, первый шаг к тому, чтобы начать относиться к женщине с любовью.
Последнее редактирование: