Моральная оценка гомосексуализма в свете Евангелия

В данной статье мы попытаемся проследить, почему Церковь Христова стойко выступает против гомосексуального поведения даже сейчас, когда, казалось бы, многие моральные нормы прошлого утратили свое значение. Хотелось бы уточнить, что речь идет именно о поведении, а не о влечениях, которые не получают своей реализации, поскольку человек с ними борется.

В данной статье не рассматриваются психологические проблемы гомосексуально ориентированных людей.

Kаково отношение Иисуса к гомосексуальной практике?

Некоторые вводятся в заблуждение тем, что Сам Христос нигде не говорит, что это грех.

Однако если он о чем-то не высказывается конкретно, мы можем все же узнать это отношение по следующим признакам.

1. Несмотря на то, что некоторые разделяют Ветхий и Новый Завет, прежде всего мы обратимся к Ветхому. Поясню, почему это важно.

Христос — это Мессия, ожидаемый именно праведниками Ветхого Завета. Он — Исполнитель Ветхого Завета, всегда подчеркивает неразрывную связь между Собой и Откровением Ветхого Завета (Мф. 5:17). Он относится к Ветхому Завету как к Откровению Божию, постоянно цитирует его, говорит, что ни одна черта или йота из закона не прейдет, говорит, что христиане должны быть праведнее ревнителей ветхозаветного закона фарисеев (Мф. 5:20). Он никогда не снижает норм нравственности Ветхого Завета, а только повышает их (например, в Нагорной проповеди — Мф. вся 5 глава).

Таким образом, Он должен признавать то, что сказано о грехах, в т.ч. гомосексуализма в Ветхом Завете, хотя его подход к грешнику отличен от ветхозаветного. Он старается исправить человека, а не просто уничтожить носителя греха (Ин. 8:1-11).

Ветхий Завет относится к гомосексуализму как к мерзости, за которую полагается смерть (Лев. 20:13). Именно это было верхом беззаконий Содома (Быт. 19 гл). Сегодня этот эпизод перетолковывают, но следует заметить, что «познать» кого-то — именно так обозначается половой акт в Ветхом Завете. Конечно, не все содомляне были гомосексуалистами: Библия часто выражается образно, гиперболизированно. Но все они были грешны, за это и погибли. Из истории Древнего Востока мы знаем о языческой практике храмовой проституции (3 Цар. 14:24, 15:12, 22:46 — еврейский текст имеет мужчин-проститутов, на русский переведено нейтрально «блудники»), и именно с этими обществами так боролся Израиль.

Некоторые, тем не менее, возражают, что многие ветхозаветные постановления отменены. Например, в книге Левит речь идет о жертвоприношениях и разных ритуалах, которые больше не применяются. На это следует сказать, что Христос исполнил все, что касается жертвоприношений, сам став Жертвой. В Православной Церкови совершается теперь бескровная Жертва — Евхаристия (Причастие Тела и Крови Христовой). Моральные же установления остаются неизменными.

2. Единственная форма сексуальных отношений, о которой говорит Сам Спаситель — это супружеский союз между мужчиной и женщиной, и этот союз установлен Богом, свят и ненарушим (Мк. 10:4-12). Другой формой жизни христианина может быть отказ от полового общения (Мф. 19:12). Об остальном мы можем судить хотя бы потому, что даже похотливый взгляд на другого человека является грехом (Мф. 5:28), что уж говорить о похотливых действиях…

3. Христос и Его ученики — это одна и та же Церковь, и они ничего не прибавляют и не убавляют к учению Христову, а только разъясняют его с помощью Святого Духа (Ин. 14:26). И вот уже ученики Христовы очень конкретно выражаются по поводу гомосексуализма:

апостол Петр в 1 Петр. 4:1-5:

«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых».

апостол Иуда, брат Господень в Иуд. 1:7,8:

«Kак Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти».

апостол Павел в 1 Тим. 1:8-10, Рим. 1:21-27, 1 Кор. 6:9-11,

«А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению».

«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение».

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».

Отношение Церкви к гомосексуальности

Не хотелось бы просто переписывать сюда обличительные речи, обращенные к мужеложникам, или цитировать статьи кодексов церковного права. Интереснее посмотреть на само явление с точки зрения аскетики.

Чтобы лучше уяснить отношение Церкви к гомосексуальности, следует заметить, что Церковь называет это явление «страстью».

Любая страсть — это не просто проступок, не просто дефект личности. Первоначально грех совершается по собственной воле, но не без подсказки бесов. Однако затем он входит в привычку, свивает гнездо в душе, становится как бы второй природой души (именно поэтому некоторые считают гомосексуализм врожденным). Так рождается страсть. Иногда это состояние переходит даже в одержимость.

И вот, если на этом этапе говорить о моральной оценке происходящего, то можно заметить, что грех, ставший страстью — это не только юридическая вина, но уже и болезнь, и беда (этимологически слово «страсть» происходит от слова «страдание»). Страсть терзает сердце человека, лишая совесть покоя, отнимая мир у души, расстраивая его отношения с близкими и Богом. Как говорит апостол, люди получают сами в себе должное возмездие за свое заблуждение. И если бы это кончалось только со смертью…

Поэтому в данном случае Церковь просто говорит: «Не стоит идти этим путем, ничего хорошего не будет, только еще больше разрушишь свою жизнь. Лучше покайся, т.е. обратись к Богу, прими благодатную помощь свыше, — и твоя жизнь изменится». И это относится не только к гомосексуализму, но и к любому другому отклонению от цели христианской жизни — святости.

Учитывая все это, можно утверждать, что христианство не стигматизирует гомосексуалистов, как пытаются утверждать геи. Церковь всего лишь свидетельствует о норме жизни и предлагает свои благодатные средства для того, чтобы вернуться в этой норме жизни. Церковь Христова учит никогда не относиться негативно к самому человеку, но жалеть его. К человеку мы должны относиться как к образу Божию, как к тому, в ком живет Сам Христос.
Но вот грех нужно ненавидеть, иначе от него не избавишься. К сожалению, далеко не все эту разницу улавливают.

Моральная оценка гомосексуализма

На основании вышеприведенных текстов можно убедиться, что в христианской традиции гомосексуализм однозначно порицается. С чем это связано? Во-первых, уже в этих заповедях, если к ним присмотреться, видны некоторые аргументы. Но если говорить об этом конкретнее, следует заметить, что в этике есть некоторый набор постулатов, который никак не обоснован, как и в любой науке — это некоторые аксиомы. Мы можем, конечно, искать доводы для их обоснования, но это неблагодарное занятие. Гомосексуализм есть извращение священного института брака, вне которого невозможна нормальная реализация эротической любви, и этим все сказано.

Тем не менее, если кому-то захочется покопаться в этом, представим несколько тезисов.

Для этого, прежде всего, обратимся к описанию любви у апостола Павла (1 Кор. 13:4-8).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».

Cравним это описание с тем, что мы видим в гомосексуальных отношениях.
1. Гомосексуальность неразрывно связана с болезненным нарциссизмом (самолюбием, эгоизмом — у этого качества много синонимов). Человек, одержимый гомосексуальностью, тщеславно озабочен собой: своей внешностью, тем, как его воспринимают окружающие. Он не способен увидеть и полюбить другого человека по-настоящему. Как Нарцисс из древнегреческого мифа, в гомоотношениях он ищет отражение самого себя.

2. Гомосексуальность связана с завистью. В данном случае, притягивает нас то, чего мы субъективно не ощущаем в себе, чему мы завидуем в окружающих. Печально здесь то, что секс с парнем не дает восполнить это недостающее, а только еще больше заставляет почувствовать свою ущербность и вызывает болезненную ревность.
Здоровые гетеросексуальные отношения, напротив, помогают возрасти человеку как личности, оставляют чувство настоящего взаимодополнения, а сексуальность в них играет гораздо меньшую роль.

3. Гомосексуальность связана с идолопоклонством. На место Бога в кумиры попадает телесность, причем самая неприглядная; хотя сначала отношения могут (и должны в нормальном случае) развиваться в русле дружбы, в дальнейшем происходит просто фетишизация партнера, а потом столь же серьезное в нем разочарование. Как правило, отношения гомосексуалистов построены не на жертвенной отдаче себя другому человеку, а либо на полном безразличии к душе (важен только секс с красивым телом), либо на попытках привязать другого человека к себе посредством манипуляций, получивших спец. название «эмоциональной созависимости», что особенно характерно для отношений между женщинами. Как правило, последнее не осознается, поскольку является копией тех отношений, что наблюдались в семье, и других отношений человек просто не знает.

4. Гомосексуальность не дает выйти за рамки своего я не только в горизонтальном плане (с партнером), но и в вертикальном — она не предполагает передачу любви третьему человеку — ребенку. Хотя и существуют гомопары, усыновляющие детей, мотивы такого усыновления зачастую являются далекими от настоящей любви.

5. Заметим, мы даже не касались особенностей практики гомоотношений — промискуитета (неверности партнеров), привязанности к порнографии, извращенных форм секса, связи с педофилией…

Мы также не останавливались подробно на дружеских аспектах отношений. Укажем лишь, как гомосексуалы относятся к своему отцу (чаще всего враждебность и обиды) и мужчинам в принципе (амбивалентность: либо ненавижу/завидую/презираю, либо нравится как объект страсти), к матери и женщинам (эмоциональный инцест с матерью и так часто полная холодность к сверстницам). К сожалению, поэтому в гей-среде нормальной дружбы практически не найдешь, об этом свидетельствуют сами геи.

Некоторые выводы

Невозможно не прийти к выводу, что в гомоотношениях мы имеем лживую подделку под настоящую любовь. Кое-что от любви есть, но в целом это совершенно другое явление. Грустно это осознавать, и тем не менее… Если проводить аналогии, то так обжирание отличается от утоления голода, воровство — от аренды, уныние и отчаяние — от печали и сострадания, горделивое самоутверждение от ощущения себя сыном Божиим.

Однако если говорить о людях, то далеко не все гомосексуалы — развратники и эгоисты. Они такие же разные, как и остальные люди, часто среди них можно встретить порядочных, интересных людей, добившихся больших успехов в определенных видах деятельности. Многие из них религиозны, некоторые борются со своими влечениями, и такие достойны уважения и похвал. Чем меньше они зациклены на самом гомосексуальном сексе, чем больше в их жизни просто дружбы, добрых дел, стремления к Богу, тем более естественной и светлой выглядит их жизнь.

Еще раз подчеркнем: выше мы говорили именно о гомосексуальности как таковой: в самих гомосексуальных отношениях есть ущербность, и она видна тем, кто воспитывался в нормальной семье, кто видел между папой и мамой настоящие отношения любви. К сожалению, такие семьи в наше время становятся все более редкими, и, как следствие, все больше молодых людей и девушек испытывают проблемы в области семейных отношений, и даже склоняются к неестественным отношениям. Гетеросексуальные отношения сегодня не менее нуждаются в исправлении, чем сама гомосексуальность.

Альтернатива гомосексуализма

Означает ли это, что для человека с влечением к своему полу закрыт путь полноценной, свободной жизни, исполненной любви? И если гетеросексуальность также нуждается в исправлении, то что может быть сегодняшней альтернативой гомосексуализму? Вот как говорит об этом Писание:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галатам, 5:13,14,22-24).

Мы видим, что христианство предлагает нам новые, лучшие отношения в духе Христовой любви. Но путь к этой радости, к этой любви, к этому миру и благости лежит не иначе, чем через Крест, отказ от сиюминутных удовольствий и даже от своего «я» в пользу Христа. Однако пусть не страшится тот, кто раздумывает над тем, потянет ли он эту ношу, ибо Сам Христос обещает ему:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30)

Какими будут эти новые отношения? Будет ли это настоящая дружба с людьми своего пола или христианский брак, молитвенный затвор или широкое социальное служение, а, может, некоторое сочетание вышеперечисленного — это не столь важно, ибо на каждом из этих путей человек, устремленный к Богу, может достичь совершенной радости.

Плоды такой жизни хорошо видны в жизни святых, и ярче всего это описывается приветствием, которым преподобный батюшка Серафим встречал своих посетителей: «Христос воскресе, радость моя!» Разве это не слова счастливого человека, который жаждет с каждым поделиться тем светом, который он увидел и пережил?

Как пишет известный богослов В.Н. Лосский:

«И для души, омытой слезами, как крещальными водами, и объятой огнем Духа Святого, воскресение — это не только чаяние, но уже и присутствующая реальность: парусия начинается в душах святых, и поэтому святой Симеон Новый Богослов мог сказать: Для тех, кто стал чадами света и сынами грядущего дня, для тех, кто всегда ходит в свете, никогда не придет день Господень, потому что они уже с Богом и в Боге».

Именно святость, а не гетеросексуальность является альтернативой гомосексуализма.

Приложение. Гомосексуальность в античности и животном мире

Слишком часто апологеты гомосексуальности ссылаются на то, что подобное поведение является нормой для некоторых обществ, например, античного, и часто встречается в животном мире. Следует разобраться с данными аргументами.

Прежде всего, следует заметить, что в период классической Греции взгляд на гомосексуальность был иным, нежели сейчас. Гомосексуальные отношения рассматривались прежде всего как средство для обучения младших членов полиса, эти отношения были связаны с инициацией во взрослую жизнь (сейчас это характерно для некоторых малописьменных островных культур). Поэтому такие отношения не были возможны а)между взрослым и ребенком до 12 лет б) между взрослым и подростком, если не преследовалась цель воспитания в) между двумя взрослыми мужчинами. Все такие отношения рассматривались бы как ненормальные, за первые два могли бы привлечь к ответственности, а за третье просто презирали.

Однако относительно тех, кто действительно является образцом нравственности, скорее известно, что они воздерживались от гомосексуальных отношений — к примеру, Сократ, когда его пытался соблазнить Алкивиад — см. «Пир» Платона. Платон уже обращает наше внимание, что любить нужно не тело, а душу человека, а потом возводит все к Богу, даже душевную любовь предлагая заменять духовной.

Нетрудно заметить, что философы поздней античности с пренебрежением относились к ремесленникам и воинам, в которых видели необузданную половую страсть и гнев. Истинный философ, т.е. образец для античности, должен был оказаться выше этого.

Разгул разврата, в т.ч. рост гомосексуальных связей приходится именно на период упадка этноса, как греческого, так и римского (римляне классического периода с отвращением смотрели на греческие гимнасии). Но даже в оргиастичной Греции беспорядочные связи осуждались, межпоколенческий секс ограничивался, а злоупотребления (такие, как проституция) порицались.

Современная гей-культура сняла эти ограничения, и по уровню нравственности не дотягивает даже до Греции.

Проблема заключается в том, что аппелирующие к античности не хотят заметить очевидной вещи: мораль в античную эпоху, даже в период расцвета, во многом уступает христианской. Как ни парадоксально звучит, античность не знает добродетелей милосердия (сострадательной любви), смирения и терпения, очень поверхностно относится ко злу, которое видит только как недоработку характера, досадный недостаток личности (активное зло не может быть объяснено в рамках античной моральной схемы). И даже лучшие герои античности не лишены тщеславия и гордыни.

Безусловно, на фоне современной моральной деградации даже античность кажется нам примером для подражания. Но должны ли мы слепо копировать и ошибки предков?

Если для античности Сократ — высшее достижение, то в христианскую эпоху эталоном является Христос, и нашу нравственность мы соизмеряем именно с Ним, поскольку равняться нужно по лучшим.

В противном случае, если равняться по негативу, то можно оправдывать каннибализм, существующий у некоторых племен, обман чужаков и ритуальные убийства, практикуемые в некоторых культурах, и многое, многое другое…

Точно также следует рассматривать и заявления о том, что гомосексуальность встречается среди животных. Не говоря уже о том, что случаи стойкого влечения в живой природе весьма редки и также являются, скорее, отклонением, а литература по данному феномену весьма спорна, нельзя проецировать животные повадки на человека. В противном случае нам придется оправдать садомазохизм, ведь он встречается у кобр, уринацию на партнера перед совокуплением (кабаны), каннибализм (пауки)… Вместе с тем, некоторые виды поведения человека не встречаются у животных – вождение автомобиля, запуски космических кораблей, ношение одежды и еще тысячи видов поведения. Следует ли считать их ненормальными?

Конечно, все наши аргументы разбиваются о железное: «Мне нравится именно так, и по другому я не хочу и не умею». Но это уже не проблема морали и нормы как таковой, а проблема совести конкретного индивида.

подготовлено Владимиром

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Система Orphus RSS-материал