О ФАНАТИЗМЕ

Тема в разделе "О вере, неверии и сомнении", создана пользователем Boris, 6 апр 2011.

  1. Boris

    Boris Активный участник

    Есть тема о религии, но на данном этапе хотелось бы поговорить о фанатизме. Не знаю с чего начать, просто фанатизм присутствует отчасти. Многие просто забывают такую поговорку-"На бога надейся, а сам не плошай". И это меня мягко говоря беспокоит.
     
  2. Joy

    Joy Новый участник

    Как же не быть фанатом Того, Который спас тебе жизнь?:confused:
     
  3. Наталья

    Наталья Новый участник

    не беспокойтесь, Борис))
     
  4. Vesna

    Vesna Moderator Команда форума

    Борис, что ты понимаешь под фанатизмом?
    Если человек разумно и осознанно соотносит свои поступки, свои решения и свою жизнь с волей Того, в Кого верит, то лично я не могу считать это фанатизмом. Фанатик не мыслит разумно, иногда он двигает абсолютно абсурдные идеи. Например, "убить как можно больше неверных и тогда на небесах его встретит тысяча девственниц". Этому есть разумное объяснение, которое бы удовлетворяло и понятиям морали? На мой взгляд, нет.
    В то время, когда человек меняет СВОЮ (а не другого человека) жизнь в сторону любви, прощения, добра, помощи и поддержки близких, то я не могу назвать его фанатиком до тех пор, пока он не становится навязчивым или угрожающим жизни других.
     
  5. Boris

    Boris Активный участник

    Может вырываю из контекста, но мне это не понравилось. Не то что бы я мусульманин, вовсе нет. Но мы хорошо знаем, что за этим стоит. А одним из признаков фанатизма я прежде всего считаю ставить своего Бога выше других. Нет, конечно, вы никак не хотели оскорбить чьи-либо чувства, я в этом абсолютно уверен. Но меня слегка шокирует такой пример. Почему у вас не нашлось подобного примера, например, из христианства?
     
  6. Dantez

    Dantez Новый участник

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%ED%E0%F2%E8%EA


    Фанати́зм (греч. [FONT=palatino linotype, new athena unicode, athena, gentium, code2000, serif]Φανατισμός[/FONT], лат. Fanaticus, фр. fanatisme) — слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия чего-либо.

    Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в "собственном лице".
    Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»[1] ; согласно Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.

    Критика религиозного фанатизма
    Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что
    [​IMG]Человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает.[3][​IMG]
    Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.
    [​IMG]Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окружёнными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью… [3][​IMG]
    Анализируя причины религиозной нетерпимости, священник Георгий Чистяков[4] считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага.
    Ссылаясь на мнение о. А. Шмемана, Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (производное от латинского слова inimicus – враг).
    [​IMG]Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога [5][​IMG]
    Источником религиозной нетерпимости О. Г. Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».
    Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.
    [​IMG]Нетерпимые и фанатики обыкновенно бывают страшно ортодоксальны, всё равно какие – католики, православные, марксисты, - и в ортодоксальности этой происходит окостенение веры, прекращение движения жизни.[6][​IMG]
    Схожие мысли высказывает и отец Г. Чистяков:
    [​IMG]Когда мы заявляем, что православие - это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна, ибо делает нас жёсткими и жестокими, но, к сожалению, очень удобна, ибо освобождает от необходимости думать, выбирать и брать на себя личную ответственность за принятие тех или иных решений. Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободной.[5]
     
  7. Dantez

    Dantez Новый участник

    ИМХО, не только жизни других людей но и своей собственной жизни, если быть точнее.
     
  8. Boris

    Boris Активный участник

    Действительно, согласен, что жертвы Богу не нужны. Ни других людей, ни твоей собственной.
     
  9. Vesna

    Vesna Moderator Команда форума

    Борис, в исламе есть очень агрессивные течения, которые как я вижу из новостей, по-прежнему следуют этим постулатам и еще зомбируют этим своих детей. Вы видели детей-смертников? Это страшно и это наша реальность. Кто или что её рождает?
    В истории христианства (хотя я лично не могу эти течения так называть) были тоже достаточно извращенные и жестокие моменты, например, уродовать женщинам грудь или гениталии, чтобы они "не могли быть похотливыми и тем самым служить сатане". Это уже даже не фанатизм - это и есть форменное извращение, за которым не может стоять Бог.
    Я в своем примере говорила об убийстве тех, кто не разделяет твоих убеждений. И это только одна из форм проявления фанатизма. Просто сейчас я не встречала таких проявлений в том христианстве, что я знаю (хотя может просто не сталкивалась), тогда как приведенный мною пример очень даже распространён. Кстати, есть и в иудаизме течения, склоняющие к убийству тех, кто "не с нами". Я их не одобряю, потому что за ними нет Бога, а есть самые низменные человеческие проявления.
    Опять же среди христиан есть люди, которые могут совершать моральное убийство другого человека, или насилие над личностью другого - и это тоже проявление фанатизма.
     
  10. Vesna

    Vesna Moderator Команда форума

    Дантез, тут сложно. Человек несет САМ ответственность за свою жизнь, поэтому если он выбирает этот путь и НЕ ПРИСЛУШИВАЕТСЯ к здоровой критике, то никто (даже Бог) не в праве и не в силах свернуть его с этого пути, но когда это касается жизни и здоровья (психического и физического) других людей, то это проблема.
     
  11. Vesna

    Vesna Moderator Команда форума

    Ок, давайте определимся, что мы понимаем под "собственной жертвой Богу"?
     
  12. Dantez

    Dantez Новый участник

    Одни убийства у тебя на уме, все значительно проще и одновременно сложнее - и без убийств люди находят как свой фанатизм проявить.
    Очень сильно конкретизируешь и драматизируешь - имхо, речь вовсе не об убийствах и самоубийствах идет.

    Как я понимаю речь идет о жизни и ее качестве, о таких фундометнальных вещах как радость и полноценность в жизни, любви.
     
  13. Boris

    Boris Активный участник

    Я сейчас понимаю, что акцент вами прежде всего был поставлен на "убийстве неверных", но всё же... Учения-учениями, а Бог у них Аллах, и я бы разделял учения и Бога.
    Можно еще по другому-Бог один для всех, просто учения бывают хреновые. Тогда тоже нестыковочка. Для меня вообще есть мой Бог и пока его ни с кем делить не намерен.
    Короче, чем дальше-тем хуже. Ведь в рядах христиан тоже не всё так гладко, но тем не менее, некоторые заявляют, что, мол, христианина они понимают лучше, потому что сами христиане. Я очень хорошо могу понимать христианина, фанатика я не понимаю.
     
  14. Vesna

    Vesna Moderator Команда форума

    Просто я бы хотела, чтобы Вы, Борис, уточнили, что Вы лично понимаете под фанатизмом. Тем более, что раз Вы завели разговор здесь, то не террористы-смертники подвигли Вас к этой беседе. Ведь так? Значит в христианстве (или среди поведения христиан) есть вопросы, которые наталкивают Вас на мысль о фанатизме. Поэтому я уточняю.
     
  15. Dantez

    Dantez Новый участник

    Не согласен - это проблема не только одного человека, который сам выбирает такой путь - это становиться проблемой ячеек общества, всего общества.
    Человек существо социальное и он конаткирует с другими людьми.

    Монахи - которые выбирают путь отшельников - выбирают его сами, но выбор их основывается на желании и любви а не на страхе и жестокости, как в случае с фанатизмом. В этом различие.
     
  16. Vesna

    Vesna Moderator Команда форума

    Дантез, честное слово, мне бы не хотелось, чтобы Вы со мной разговаривали в подобном тоне. Не стоит давать такую критичную оценку моим высказываниям, как "очень сильно драматизируешь". Я высказываюсь о фанатизме, как я понимаю его проявления. Если мои взгляды не совпадают с Вашими, то это совершенно не значит автоматически, что они неверны. Ок?

    Что касается качества и содержания моей жизни и моих взглядов, то со стороны меня вполне можно назвать фанатичкой, но я при этом так не считаю, потому что см. выше.
     
  17. Vesna

    Vesna Moderator Команда форума

    Дантез, аналогичное замечание - конкретизируйте, что ВЫ понимаете под фанатизмом (можно с абстрактными примерами). Потому что мои примеры фанатизма Вы считаете радикальными, зато я не понимаю Ваших представлений о фанатизме.
     
  18. Boris

    Boris Активный участник

    Я просто хочу прийти к своему богу, а не к фанатикам. Я хочу с ним подружиться, наладить доверительные отношения, довериться богу. Поэтому мне интересно узнать о фанатизме, чтобы не попасть впросак. Мне нужен бог, который не будет мне мозг клепать, меня родители научили хорошим манерам и наделили совестью. Мне нужен друг в лице бога, а не строгий дядька. Вот я так пишу о боге и думаю, интересно, а не станут меня за такие вот слова по отношению к богу как-то журить, мол, ты чо такое говоришь.
     
  19. Dantez

    Dantez Новый участник

    :problem:
    Я лучше ничего больше сюда писать не буду.
     
  20. Vesna

    Vesna Moderator Команда форума

    Я не стану точно, потому что Ваши желания совпадают с моими представлениями об отношениях человека и Бога.
    Только исходя из моих христианских воззрений, Бог сочетает в Себе и любовь, и милость, и строгость, и справедливость и мн.др. Но это не значит, что за промахи и провинности Вы тут же будете получать наотмашь по голове (исходя из моей ситуации, я раньше именно так представляла).
    И еще в рамках "я хочу придти к Богу, а не к фанатикам" - Борис, я в своей жизни встречала фанатиков абсолютно В РАЗНЫХ христианских и не очень деноминациях, поэтому тут не от Бога зависит, а от человека и его отношения к вере.
     

Поделиться этой страницей